/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 307,64 Пшеница 465,40
$ 387.37 € 428.55 ₽ 6.06
Погода:
-25Нур-Султан
0Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 307,64 Пшеница 465,40
Сможет ли паровоз ехать впереди локомотива?

Сможет ли паровоз ехать впереди локомотива?

Реально ли провести реформы в системе образования, когда в стране элементарно не хватает школ.

05 Ноябрь 2019 14:03 3655

Сможет ли паровоз ехать впереди локомотива?

Президент страны Касым-Жомарт Токаев дважды обратился к теме нехватки школ. Так, находясь с визитом в южной столице, он сказал, что «дефицит ученических мест в школах Алматы – более 30 тысяч». Глава государства также отметил, что из 202 школ 43 требуют капитального ремонта, а за пять лет построено всего пять новых школ на 4200 мест. «То есть одна школа в год. Наверное, это неудовлетворительный показатель, согласитесь», – заметил глава государства.

Чуть лучше обстоят дела со строительством новых школ в столице. Так, аким Нур-Султана Алтай Кульгинов рассказал Касым-Жомарту Токаеву в ходе его визита в среднюю школу № 23 о том, что в этом году в эксплуатацию введено шесть новых школ на 5 тыс. мест, а в 2020 году построят еще 12 школ на 9 тыс. мест.

Тем не менее, нехватка школ является не просто проблемой, когда дети вынуждены учиться по 40 и порою 50 человек в классе. Во многом именно из-за этой ситуации буксуют и многие школьные реформы.

А именно – введение пятидневной ученической недели, обучение в одну смену и переход на 12-летнюю систему образования. Все эти новации из года в год проваливаются в том числе и потому, что в стране катастрофически не хватает школ.

Вопрос нехватки ученических мест возник не сегодня и даже не вчера. Эта проблема накапливалась в течение последних двух десятков лет.

Об этом ярко свидетельствует и статистика. Так, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, в 2000/01 учебном году в Казахстане насчитывалось 8353 школы. А в прошлом учебном году всего 7393. Учебных заведений стало меньше почти на тысячу, а точнее, на 960 за последние 18 лет.

При этом количество школьников практически не изменилось: 19 лет назад в средних школах учились 3 272 859 учеников, сейчас – около 3 186 234. Стоит учесть, что это средние данные по стране. А они, как и средняя температура по больнице, не отражают точной картины. Ведь плотность населения в разных регионах Казахстана отличается: на севере традиционно она ниже, на юге – выше. А есть еще города-миллионники. И значит, в некоторых регионах и городах ситуация со школами совсем аховая.

Стремиться к мировым стандартам

Одним их ярких примеров ужасающей ситуации с нехваткой ученических мест является столица. Судите сами: в Нур-Султане 19 лет назад было 60 школ. За прошедшие годы население столицы выросло в три раза, с 381 тысячи человек в 2000 году до 1,32 млн в прошлом. А школ за это время стало больше всего менее чем в два раза. Сейчас в столице насчитывается 112 среднеобразовательных учебных заведений.

«Школы перегружены, потому что мы не успеваем строить столько школ, сколько прибывает детей», – сказала руководитель отдела стратегии и анализа цифровых технологий Управления образования Жазира Асанова. И привела пример: – У нас со школ выпускается ежегодно 8000 детей, при этом прибывающих в школы порядка 15-17 тысяч».

В южной столице ситуация не лучше: в 2000 году в Алматы проживало 1,130 млн горожан, спустя 18 лет – 1,8 млн. Школ, соответственно, было 237, а стало всего 282. Получается, на прирост населения в 670 тысяч человек добавилось всего 45 школ. Поэтому отнюдь не удивительно было услышать из уст Президента страны про более чем 30-тысячный дефицит ученических мест в алматинских школах.

В этом учебном году в школы страны пошли свыше 3 млн детей, из них 405 тысяч – в первый класс. К слову, годом ранее первоклашек было на 20 тысяч меньше – сказывается нововведение от Министерства образования насчет посещения школ шестилетками.

Глядя на казахстанскую систему образования, трудно отделаться от мысли, что паровоз пытается ехать впереди локомотива.

Взять ту же идею с шестилетками. Мысль понятна – мы стремимся к мировым стандартам (в подавляющем большинстве стран в школу идут с шести лет) и 12-летнему обучению. Но простая арифметика подсказывает, что если в школу пойдут и семилетки, и шестилетки одновременно, значит школьников станет больше. И если еще станут учиться на год больше, то, значит, и учеников прибавится. Соответственно, необходимо будет больше классов, кабинетов и школ.

Еще одна прекрасная идея, о которой мечтает не одно поколение школяров, – пятидневная учебная неделя. Который год пытаются ее воплотить в реальность на радость и ученикам, и их родителям, и самим учителям, но все упирается в нехватку школьных мест. Ведь при пятидневке уроков станет больше, а не стоит забывать, что в подавляющем большинстве школ дети учатся не в две смены.

А есть еще школы и с тремя сменами. Трехсменка возникла по все той же банальной причине, о которую спотыкается столько новшеств: нехватка школьных мест.

Что делать?

Примечательно, что в Министерстве образования о проблеме нехватки школ знают и регулярно ее озвучивают. Еще в мае этого года министерство признало, что «дефицит ученических мест в школах составляет около 200 тысяч». Тогда же были озвучены и следующие цифры: в Казахстане функционирует 31 аварийная школа и 128 школ с трехсменным обучением, а дефицит ученических мест составляет 196 тысяч мест.

Один из методов решения проблемы – попытка привлечь частный бизнес.

«Частное лицо самостоятельно строит школу. Государство размещает госзаказ. При этом в течение восьми лет после ввода в эксплуатацию школы выплачивается амортизационный компонент в размере 242 тысяч тенге за каждого ученика, обучающегося в данной школе. Школа остается в собственности частного лица», – рассказывала экс-министр образования Куляш Шамшидинова весной этого года.

Идея хорошая, способная и помочь системе образования, и поддержать частный бизнес. Но таким способом в Казахстане пока открыто всего 15 новых частных школ на 5000 мест. До конца года планируется открытие 18 школ на 4700 мест. Совсем не густо, если вспомнить про нехватку в 196 000 мест. Такими темпами государство сможет обеспечить нормальные условия для учеников лишь через 20 лет. И непонятно, почему интересный и необходимый кейс не воплощается в должной мере.

А пока школы вынуждены набирать по 10 классов в одном потоке, учиться в две и три смены. Классами с 50 учениками уже никого не удивишь.

«Нагрузка на школы превышает норму в несколько раз», – признают чиновники и в качестве еще одного решения проблемы предлагают делать пристройки к уже существующим зданиям школ.

Например, так собираются поступить с казахстанско-российской гимназией № 38 им. Ломоносова в Алматы. Она рассчитана на 700 ученических мест, а в прошлом учебном году в ней обучались 1425 детей.

«Для уменьшения дефицита ученических мест разрабатывается проектно-сметная документация по строительству дополнительной пристройки на 600 учащихся к зданию гимназии № 38», – сообщает Управление образования Алматы.

В Бостандыкском районе Алматы дополнительные учебные корпуса на 400 мест каждый появятся у пяти школ в течение этого учебного года.

«Из-за интенсивной миграции населения и увеличения рождаемости в Алматы не удается решить проблему нехватки школ», – признали в Управлении образования города. Ситуация типичная практически для каждого региона страны.

К слову, экс-министр образования Шамшидинова на одной из встреч рассказала, что с 2019 по 2021 год в Казахстане будет построено 190 школ на сумму в 136 млрд тенге. Будем надеяться, что со сменой министра прежние планы остались в силе и реализуются.

Диана Даниярова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: