Вопрос строительства горнолыжного курорта (ГЛК) на месте живописного урочища Кок-Жайляу, по всей видимости, переходит в новую фазу. Накануне в течение почти шести часов разработчики проекта, общественные деятели, экологи, правозащитники и активисты спорили о том, к чему в итоге приведёт строительство, и в итоге не нашли общий язык на общественных слушаниях в Алматы.
Разработчики проекта уверяют, что он не нанесёт вреда экологии и станет народным курортом, что якобы цены будут доступны и для школьников, и для пенсионеров. Экологи из движения "Защитим Кок-Жайляу" в свою очередь уверены: проект вообще никогда не окупится, зато будет нанесён колоссальный ущерб экосистеме.
Экономно и экологично
Директор компании Almaty Mountain Resorts, которая и разработала ТЭО проекта, Наиль Нуров сообщил, что сейчас речь идёт о совершенно новом подходе к строительству курорта.
От проекта, который активно обсуждался в 2014 году, его предварительная стоимость только на первом этапе оценивалась почти в 1 млрд тенге, отказались, разработчики косвенно признали, что он не вписывался в нормы Орхусской конвенции ООН. А вот новый проект, по их словам, и экономичнее, и экологичнее.
Отстаивать интересы проекта вызвался глава Управления туризма и внешних связей акимата Алматы Максат Кикимов, который сообщил, что один тот факт, что площадь застройки сократили с 252 тыс. квадратных метров до 19,4 тыс., уже о многом говорит. "Мнение общественности услышано", – заверил г-н Кикимов.
"Судите сами, изначально хотели построить 16 канатных дорог, а в итоге сейчас запланировано только шесть, пропускную способность мы снизим до пяти тысяч человек, хотя планировали десять тысяч человек, построим только одно искусственное озеро, все спекуляции, что оно якобы снесёт полгорода, если будет землетрясение, не обоснованы. Никакой частной застройки не будет, насчёт этого было много опасений, мы ещё 100 гектаров земли вернём в собственность Иле-Алатауского национального парка", – сообщил г-н Кикимов.
Он заметил, что сейчас планируется принятие государственной программы по развитию туризма, поэтому строительство горнолыжного курорта мирового уровня жизненно необходимо. По данным Кикимова, в развитие туризма в южной столице в течение семи предстоящих лет потратят почти миллиард долларов.
Хотели ещё Советы
Г-н Кикимов заверил, что сама идея строительства горнолыжного курорта на Кок-Жайляу родилась ещё в советские годы. Так, по его словам, ещё в 1978 году Комитет по делам спорта Казахской СССР разработал проект строительства спортивной базы и первого роликодрома на Кок-Жайляу. А уже в 1985 году началась разработка проекта по превращению урочища в место массового катания горожан.
"Еще при Союзе понимали курортный и спортивный потенциал этого места. В 2006 году мы провели анализ совместно с международными экспертами, они признали Кок-Жайляу идеальным местом для строительства ГЛК", – привёл аргументы г-н Кикимов.
Наиль Нуров в свою очередь, по сути, дал понять, что вопрос строительства курорта уже решён, никаких "нулевых вариантов", что стройки не будет, даже не рассматривается, к тому же, по его признанию, плато Кок-Жайляу и так "варварски осваивается уже давно".
Директор ТОО "ГеоДата Плюс", она же генеральный проектировщик проекта, Людмила Кузнецова на вопрос, не стыдно ли ей участвовать в "экологическом убийстве", заявила, что очень довольна окончательным вариантом проекта.
По её словам, площадь курорта будет составлять 1002 гектара, построят пять ленточных наземных подъёмников, протяжённость горнолыжных трасс составит 24,54 километра, искусственный водоём в 8 тыс. кубических метров и площадью 1,4 гектара.
"ГЛК необходимо грамотное управление, хорошие кадры, с точки зрения безопасности мы все процедуры предусмотрели, горожанам опасаться нечего", – заверила г-жа Кузнецова.
Вода, вода, кругом вода
Опасения "зелёных" попытался развеять директор центра компетенций экологических технологий Ахан Омирбек. Он перечислил перечень предполагаемых работ, а именно: расчистка склонов и коридоров под подъёмники, строительство ресторанов, курортного центра, деревья вырубят на площади 3,7 гектара, что, по его словам, "не так уж и много", в целом под топор пойдёт 880 деревьев.
Г-н Омирбек заверил, что будет налажена система водоотведения, ежедневно на обслуживание ГЛК будет необходимо 350 кубометров воды. Сточные воды будут уходить в городскую канализацию, подчеркнул эколог.
Правда, другой эколог, эксперт по водной проблематике Анара Тлеулесова заметила, что представленный проект показывает, что будут нарушены режимы водных объектов, это может привести к росту ЧП, истощению ресурсов, у Алматы есть питьевые водозаборы от обеих рек Алматинок. Поэтому вмешательство в их естественное функционирование может иметь крайне негативные последствия для горожан, убеждена она.
Представители движения "Зелёное спасение" пояснили, что долина реки Малая Алматинка к настоящему времени уже претерпела существенное антропогенное и естественное снижение лесистости и сопутствующий рост поверхностного стока, что увеличивает риск селевых явлений и экстремальных паводков наряду с общей тенденцией потепления климата, усиления таяния ледников и прорыва подпрудных и термокарстовых приледниковых озёр.
Погибнет животный мир
Руководитель "Зелёного спасения" Сергей Куратов подчеркнул, что объекты капитального строительства на плато Кок-Жайляу предполагается построить в непосредственной близости от очень крутого склона долины реки Батарейка, а станцию канатной дороги – непосредственно у бровки склона. По его словам, маловероятно, что при таком размещении удастся избежать попадания отвалов земляных работ на склон.
В разговоре с аbctv.kz г-н Куратов пояснил, что может быть нанесен урон животному миру. По его словам, часть животных мигрирует из низкогорной зоны плодовых мелколиственных лесов в субальпийские и альпийские луга. Относительно сохранившиеся массивы таких лесов находятся к северу от плато Кок-Жайляу.
В долинах обеих Алматинок они сохранились хуже при наличии сильного фактора беспокойства от дорог и построек. Наиболее простой путь к лугам высокогорья проходит через Кок-Жайляу.
Строительство курорта способно прервать миграционный путь либо оттеснить его в менее удобные долины Бедельбая и Терисбутака, что может создать дополнительные риски, усиление фактора беспокойства и затраты энергии животными с негативными последствиями для жизнеспособности популяций, сказал он.
"Если зоологические исследования подтвердят, что разрыв миграционных путей будет критичным, то это будет означать, что животные будут обеспечены кормовой базой только в отдельные сезоны года и будут иметь в распоряжении ограниченную площадь, то есть резкое сокращение жизнеспособности популяций", – сказал г-н Куратов.
В жанре клоунады
Журналист Вадим Борейко заявил, что проведённый им анализ показывает, что при строительстве ГЛК есть риск уничтожения краснокнижных животных и растений, колоссальный ущерб может быть нанесён легендарный яблоне Сиверса, которой Алматы славится на весь мир.
По его словам, значительную опасность для города несёт и "искусственное озеро", которое намерены построить, оно займёт почти два футбольных поля, и есть опасность, что будет построено на месте тектонического разлома.
Стоит отметить, если первая часть общественных слушаний прошла довольно конструктивно и каждая из сторон могла высказать свои аргументы, то в завершение в зале начался настоящий гвалт и перекрикивания.
На сцену стали выходить известные люди, например режиссёр Ермек Турсунов, который произнёс пространную речь, никак не связанную со строительством ГЛК, своим одобрением проекта решил во всеуслышание поделиться известный клоун Мурат Мутурганов, начались словесные баталии и перепалки.
Действительно, действие с участием клоунов и фокусников стало напоминать плохое цирковое представление. Возможно, на это и был изначальный расчёт организаторов, в итоге качественного серьёзного обсуждения именно экологических вопросов, связанных с Кок-Жайляу, не получилось.
Проект не окупится
Ранее в ходе пресс-конференции в Алматы эксперты сообщили, что сводный полный сметный расчёт составляет 89,5 млрд тенге, или 230 млн долларов по текущему курсу. В ТЭО указано, что на курорте будет создано 268 рабочих мест. Получается, что создание одного рабочего места на курорте стоит 858 тыс. долларов.
"Очевидно, конечно, что проект не окупится никогда. Так как для покрытия 89,5 миллиарда тенге при средней цене билета 5000 тенге надо будет продать 18 миллионов билетов и не понести никаких операционных затрат. Последнее, разумеется, невозможно: эти затраты будут составлять от 30 до 100 процентов цены билета и выше, в зависимости от наполняемости курорта. Для этого надо, чтобы тысяча человек поднимались на плато каждый день на протяжении 49 лет", – заключил финансист Дмитрий Жуков.
Аскар Муминов