На фоне падения цен на сырьевые товары объемы производства последних далеки от роста. В этой связи министерство национальной экономики предпринимает шаги по реанимации сектора. Речь идет о том, чтобы поддержать инвестиции в геологоразведку и расширение добычи на существующих проектах.
Министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев полагает, что цены на сырье навряд ли вернутся в ближайшие 5-7 лет на ранее достигнутый ими уровень.
"То есть мы входим, как сегодня говорят, в новую реальность, в полосу новой реальности, когда полностью изменились ожидания, поступления, в том числе и в Национальный фонд от нефтедобывающего сектора, от сектора недропользования. Это одновременно приводит к том, что предприятия сегодня не имеют достаточных ресурсов для того, чтобы инвестировать. У нас в Казахстане есть свои особенности: есть месторождения, которые растут, есть месторождения, которые падают", - сказал он на конференции по актуальным вопросам налогообложения.
В связи с этим, речь идет о создании различных стимулов для поддержки таких предприятий.
"Для того, чтобы поддерживать добычу на определенном уровне необходимо безусловно инвестировать. Текущий уровень цен с текущими налогами не позволяет им сегодня это делать. Поэтому первое, что мы хотим предложить, и мы в ближайшее время будем это обсуждать, это как поддержать нефтедобывающие предприятия с падающей добычей. То есть как им дать дополнительные ресурсы, при этом не теряя текущих доходов, то есть один из главных наших принципов здесь – не разрушать ту доходную базу, которая здесь сложилась, но дать им достаточные стимулы", - сказал министр.
При этом он уточнил, что подобная практика имеется в других государствах.
Кроме того, он сообщил о предлагаемых мерах по стимулированию недропользователей в вопросе разработки новых проектов.
"В целях стимулирования инвестиций в недропользовании, наверно это интересно тем, кто работает в сфере добычи природных ресурсов, предусмотрено освобождение от КПН дохода при списании задолженности в случае отсутствия коммерческого обнаружения по инвестиционному финансированию. Это специфическая норма, которая адресует механизм финансирования проектов нефтегазовой отрасли, когда привлекается определенное финансирование от крупных инвесторов, за счет этого осуществляется поиск и геологоразведка и в случае успеха при списании выявляется такой своеобразный доход, поэтому мы эту поправку вносим, чтобы решить эту проблему, когда мы облагаем доходы, которых на самом деле нет", - сообщил он.
Также г-н Бишимбаев считает, что лучше оставить НДС, чем вводить налог с продаж в Казахстане.
"Как вы знаете, в Казахстане действует НДС классической модели с единой ставкой 12%. Доходная производительность по НДС по нашей экономике, то есть сбор, выраженный в процентной доле, разделенный на стандартную ставку, составляет 0,33 - один из самых низких в мире, то есть мы очень мало НДС собираем... Хотим также отметить, что сумма различных льгот, предоставленных по НДС, в целом составляет 1,4 трлн тенге. В этой связи мы сейчас думаем, возникла дискуссия насколько будет эффективнее налог с продаж", - сказал он.
В итоге МНЭ хотело бы остаться с НДС, но улучшить его администрирование. "Хотел бы сказать, что совместно с отраслевыми госорганами, предприятиями министерство национальной экономики этот вопрос изучает: точно не поддерживаем каскадный метод введения налога с продаж, рассматриваем этот налог больше как дополнительный. Наше предложение и позиция нашего министерства - остаться в рамках НДС и продолжать совершенствовать систему взимания и администрирования этого налога", - отметил Куандык Бишимбаев.
Бизнес относится к данным предложениям положительно. Директор департамента недропользования ТОО "Евразийская группа" Мажит Жармухамбетов сообщил о том, что действующая схема налогообложения не стимулирует направлять средства на разведку новых месторождений.
"Сегодня если недропользователь провел разведку и не получил положительного результата на каком-то объекте, то он не может поставить это на вычеты и вернуть себе эти затраты, потому что это один объект. Он может отнести эти затраты на другой объект. Здесь предложение такое: если у одного юридического лица есть несколько контрактов, и он проводит на одном контракте разведку и не получает результатов, то он может компенсировать эти затраты в другом проекте, то есть это делается для стимулирования геологоразведки", - сказал он на заседании комитета горнорудной и металлургической промышленности президиума национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (КГМП НПП).
Пока же, в случае если инвестор не обнаруживает полезные ископаемые на территории, то он теряет деньги. "А иначе, если он не получил на этом объекте результате, он потерял деньги. У него стимула нет", - сказал г-н Жармухамбетов.
По мнению представителей отрасли, действующее налогообложение было разработано на основе тех участков, которые были открыты еще в советское время, и изученность которых являлась довольно высокой. При этом сейчас инвесторов планируется привлекать на участки, на которых геологоразведочных работ практически не проводилось.
Председатель КГМП Николай Радостовец приветствовал желание МНЭ оставить НДС и другие озвученные Куандыком Бишимбаевым инициативы, но вновь высказался о необходимости налоговой стабильности. Г-н Радостовец отметил, что несмотря на отдельные заявления чиновники пока не торопятся обещать налоговую стабильность в течение определенного периода времени. При этом последний момент очень важен для инвесторов с учетом времени от начала разработки проекта в ГМК до его коммерческой стадии.
В связи с этим заместитель исполнительного директора республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов обозначил наиболее важные для отрасли вопросы.
В частности, каким образом изменения в законодательстве в свете разработки объединенного Налогового и Таможенного кодекса будут распространяться на действующие контракты. "В этой части мы настаиваем на том, что у действующих недропользователей должно быть право выбора между переходом на новый режим или работы по-старому, поскольку в случае реализации предложений по реформированию законодательства в сфере недропользования это в любом случае найдет свое отражение на системе налогообложения и наш взгляд, приведет к росту налоговой нагрузки именно на действующие предприятия", - полагает он.
Другим концептуальным вопросом является порядок введения арендных платежей, которые согласно концепции Кодекса о недрах, должны заменить собой подписной бонус, платеж по возмещению исторических затрат, бонус коммерческого обнаружения. "Остается открытым вопрос по порядку взимания и расчета арендных платежей. Прежде всего это касается того как это отразится на действующих контрактах, к примеру, в случае расширения контрактной территории", - сообщил представитель АГМП.
Одним из самых дискуссионных вопросов на сегодняшней повестке является замена НДПИ на роялти с продаж. "Эти два налога принципиально отличаются друг от друга, так как в первом случае речь идет о наличии государственной системы подсчета запасов, к которой привязан НДПИ, а его альтернатива – роялти с продаж является более рыночным и экономически обоснованным, так как он взимается с объемов реализации", - сказал г-н Кононов.
Интересно, что среди самих представителей ГМК нет консолидированного мнения по данному вопросу, поэтому Николай Радостовец предложил просчитать последствия введения роялти с продаж и сравнить данные в случае сохранения НДПИ.
Кроме того, АГМП предлагает предусмотреть норму прямого действия для предоставления понижающих коэффициентов по НДПИ для низкорентабельных месторождений. "На сегодняшний день механизм по предоставлению скидки по НДПИ есть, но он достаточно сложный и решения, которые по нему принимаются, принимаются на уровне правительства", - сообщил Максим Кононов. В связи с этим, полагает он, процедура рассмотрения заявок достаточно длительная.
"В этой связи также предлагается повысить порог рентабельности для предоставления скидок по НДПИ, поскольку согласно действующему законодательству низкорентабельными признаются только те месторождения, в которых рентабельность находится ниже 0. Мы предлагаем поднять эту планку хотя бы до 10 процентов", - сказал г-н Кононов.
Также АГМП предлагает изначально предусмотреть понижающие коэффициенты на НДПИ для полезных ископаемых с глубоким залеганием - более 500 метров, с учетом того, что на сегодняшний день разработка многих из них является просто экономически нецелесообразной.
Кроме того, АГМП внесло предложение об отмене налога на сверхприбыль для недропользователей по твердым полезным ископаемым. "По факту, с учетом неблагоприятной ценовой конъюнктуры, этот налог платят не так много компаний – в основном это угольщики. Но тем не менее большинство предприятий, равно как и международные эксперты, рассматривают этот налог как в качестве дополнительного бремени, которое несомненно негативно влияет на инвестиционный климат", - сказал г-н Кононов.
Он сообщил также, что на площадке МНЭ обсуждается вопрос размытия "налоговых границ" между контрактами на разведку и добычу. Реализация данного предложения могла бы существенным образом способствовать привлечению финансирования в геологоразведку. По его словам, изначально данную норму предложили нефтяники. "Они это рассматривают как размытие границы между контрактами на разведку и добычу, то есть не между контрактами на добычу, а именно по разведке и добыче", - сказал он.
Кроме того, АГМП предлагает в рамках нового Кодекса отменить налог на прибыль с вознаграждений, выплачиваемых нерезидентам. "Данное решение позволило бы снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов иностранных банков, существенно облегчить доступ предприятий к иностранному финансированию. Сейчас мы занимаемся расчетом соответствующего обоснования для предоставления в минэкономики", - сказал Максим Кононов.
Саян Абаев