/img/tv1.svg
RU KZ
«Статус педагога» – что изменится в 2020 году

«Статус педагога» – что изменится в 2020 году

Как подушевое финансирование в школах решит проблему поборов? Журналисты inbusinеss.kz побеседовали с депутатом Бейбутом Мамраевым.

16:26 23 Декабрь 2019 12326

«Статус педагога» – что изменится в 2020 году

Автор:

Фото: primeminister.kz

– Бейбут Баймагамбетович, как мы знаем, мажилис одобрил законопроект «О статусе педагога», и до конца текущего года он может быть принят. Скажите, что изменит этот закон?

– Законопроект небольшой, в нем порядка 20 статей. Вместе с тем они охватывают большой круг вопросов, которые касаются профессиональной подготовки педагогов и повышения их квалификации. С участием педагогов, директоров школ на рабочих группах обсуждались вопросы обеспечения их профессиональной деятельности, пересмотра нормативов учебной нагрузки в неделю, обязанностей и прав, в том числе на материальное обеспечение и поощрение. В отдельных статьях обозначены социальные гарантии педагогам и наставничество. Но сказать, что в одном законопроекте решены все вопросы, касающиеся статуса педагога, трудно. Но, уверен, шаг вперед этим законом будет сделан. Не будем забывать также, что очень многое зависит от самих педагогов. Профессиональная гордость, знания наших педагогов с опорой на новый закон должны продвинуть нас вперед.

Хочу сказать, что и родители тоже должны меняться, не перекладывать всю ответственность на школу и учителя. Большая ответственность за менеджментом образования – создать достойные условия для жизни и работы учителя. Всех проблем разово не решить, но совместными усилиями мы можем практически все. Жизнь меняется быстро сейчас, и настанет день, когда снова придется перестраиваться под новые реалии. Пока же задачи определены, давайте их решать сообща.

– В 2020 году во всех городских школах внедряется подушевое финансирование. Как оно повлияет на качество среднего образования?

– Апробация подушевого финансирования в среднем образовании в республике началась шесть лет назад в 50 пилотных школах в четырех областях: Алматинской (четыре школы), Актюбинской (15 школ), ВКО (12 школ) и ЮКО (19 школ). С сентября 2020 года планируется полномасштабное внедрение подушевого финансирования во всех городских школах.

По мнению министерства, это создаст хорошую конкуренцию за учащихся, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы.

Отмечу, что выводы пилотных проектов не получили своей оценки и не обсуждены пока среди общественности. Нужен серьезный всесторонний анализ с привлечением компетентных специалистов. Как показывает история реформ, скорость и количество их зачастую не достигают своей цели – повышения качества образования. Декларативность, непродуманность планирования, спешка в реализации, «глухота» к голосу общественности, гипертрофированная тяга к контролю-надзору – все это приводит к тому, что родители не вовремя информированы или же получают информацию через вторые-третьи руки. Отчасти отсюда и возникает в диалоге взаимное непонимание.

– Поможет ли подушевое финансирование решить проблему с поборами в школах?

– В принципе, подушевое финансирование по замыслу правительства должно решить проблему обеспечения школ. Однако вопрос финансирования с повестки дня не снят. И причина здесь не только в объемах финансирования, но и в самом менеджменте системы образования.

Пора пересмотреть педагогам механизмы доплат, новый механизм доплат не должен ставить педагога, учителя в зависимость от заполнения многочисленных бумаг с представлением всяких сертификатов о повышении квалификации, курсов и т. д. и т. п., а быть напрямую связан с результатами работы конкретного специалиста. Что, кстати, и было доказано многолетними исследованиями лауреатов Нобелевской премии 2019 года в области экономики (результаты учеников улучшались более всего при прямом стимулировании учителей за это и менее всего – от изменения технической оснащенности). Безусловно, для этого требуется привести в порядок нормативы нагрузки.

Отсюда вывод: проблема поборов в школах сама по себе не решится. Необходимы комплексные и системные решения, связанные как с увеличением финансирования, так и с улучшением менеджмента в системе образования. Не надо перекладывать на других свои обязанности.

– Как сегодня педагогическая наука помогает в укреплении статуса педагога и процессу обучения?

– Необходимость качественных научных исследований в области педагогики и психологии ни у одного профессионального педагога не вызывает сомнений. Потенциал у нас есть: это соответствующие кафедры крупных и региональных вузов гуманитарного профиля, это Назарбаев Университет, где работают уже несколько лет приглашенные зарубежные профессора, которые знакомы с отечественной педагогической школой. Словом, было бы желание… Не надо забывать, что требуется корректировка по таким дисциплинам, как «Возрастная психология» и «Возрастная физиология». У меня бывает ощущение, что многие учителя и воспитатели забыли даже классические курсы по этим предметам, прослушанные в стенах вуза. Ведь есть такие понятия, как порог внимания, пределы усвояемых знаний, особенности восприятия нового материала. Читая некоторые учебники, начинаешь сомневаться – это для первого класса или для пятого? Ведь если разница между взрослыми 40 и 45, скажем, лет условна, то разница между трех- и четырех-, девяти- и 11-летними детьми колоссальная. Сейчас эти давно известные вещи преподносятся на различных тренингах как революционные открытия.

Кроме того, нужны новые исследования, решающие вопросы, связанные с влиянием Интернета, увеличением массива информации, внедрением полиязычия. Как правильно вести занятия с учетом этих факторов, как обратить их на пользу ребенку? И наука педагогическая должна перестроиться, кроме чисто теоретических выкладок, использовать активнее и полевые исследования, привлекать родителей, их мнение также важно.

– Как вы думаете, обязательно ли высшее педагогическое образование для учителей? Ведь, в принципе, инженер-химик мог бы преподавать химию, а, например, выпускник колледжа IT  информатику. И так далее.

– Убежден, высшее образование для современного учителя необходимо и обязательно! Особенно учитывая скорости информационных потоков, глобализацию мира в целом и знаний в том числе. Кроме предметной подготовки, будущие учителя системно и последовательно обучаются методике преподавания своих предметов, возрастной психологии и физиологии, проходят практику под руководством опытных педагогов, разрабатывают собственные концепции преподавания предмета. Это не ново и, тем не менее, необходимо. В класс должен входить профессиональный педагог. Тем более в любом случае он еще неоднократно будет на протяжении всей своей карьеры повышать квалификацию.

Другой вопрос – воспитатели детских садов, в садиках могут спокойно работать выпускники педагогических колледжей. Заметьте – педагогических колледжей. Пусть среднее специальное, но профильное образование. В самом юном возрасте закладываются основы мышления ребенка, его способность искать новое и применять его. Вы же не захотите, чтобы вашими детьми или внуками в садике занимался, например, бывший инженер-технолог или специалист по ремонту телевизоров? Везде нужны профессионалы, и особенно в педагогике.

А представлять давно известные знания за революционные открытия давайте оставим тем «специалистам», которые проводят всевозможные тренинги по правильному воспитанию, правильному развитию детей и не только, и тем родителям, у кого не хватает сил и знаний собственных, чтобы заниматься воспитанием и развитием детей. Первые хотят заработать побыстрее, вторые – снять с себя эту непростую работу – ежедневно думать и направлять деток, вместе с ними расти и меняться.

Олжас Ордабаев: Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев высказал свое мнение относительно решения МОН РК о лишении генеральной лицензии АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева». По его словам, в рейтинге вузов показатели университета были устойчивыми.

07 Октябрь 2020 11:13 1610

Веских причин для лишения генеральной лицензии АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева» не было, считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

В рейтинге вузов, проводимом Национальной палатой предпринимателей, показатели данного университета были устойчивыми.

«Судя по публикациям в СМИ, в качестве основания был указан рейтинг НПП «Атамекен». Поэтому считаю нужным дать разъяснение. В академическом «компоненте» показатели КазАТК явно покрепче аналогичных учебных заведений. Рейтинговалась КазАТК у нас по 14 специальностям: шесть из них соответствуют ожиданиям работодателей, семь требуют доработок, одна не соответствует. Для примера, у схожего по профилю университета из 14 образовательных программ: две соответствуют ожиданиям, восемь требуют доработки, четыре не соответствуют», – отметил Олжас Ордабаев.

Представитель Нацпалаты считает, что не было веских причин для отзыва лицензии у данного вуза, который имеет богатую историю и соответствующую учебную базу.

По результатам исследования Нацпалаты, средний уровень трудоустройства выпускников по учебному заведению составляет 75%. Данный показатель варьируется в разрезе специальностей: «Транспортное строительство» – 90,9%, «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» – 87,5%, «Транспорт, транспортная техника и технологии» – 88,1%.

«Возможно, есть процедурные нарушения, но их же можно исправлять. Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?» – написал Олжас Ордабаев на своей странице в сети «Фейсбук».

Напомним, ранее МОН РК сообщал о проводимых в течение года в академии плановых и внеплановых проверок, в рамках которых были выявлены грубые нарушения в учебном процессе. В частности, по данным профильного министерства, учебное заведение не обеспечено соответствующим профессорско-преподавательским составом, базами производственной практики, учебной, учебно-методической и научной литературой в нужном объеме. Образовательные программы не в полной мере соответствуют потребностям работодателей, что повлияло на уровень трудоустройства выпускников.

Карина Алимова​


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

«Плагиатить стало легче. Контроль за качеством снизился» – интервью с борцом с плагиатом

О том, как пандемия способствует плагиату, почему уважаемые профессора становятся пишущими духами и что со всем этим делает МОН РК.

07 Октябрь 2020 07:27 8995

О борьбе с плагиатом по-казахстански и о том, как это делают во всем мире, в интервью inbusiness.kz рассказал исполнительный директор польской компании Plagiat.pl Али Тахмазов.

Али, скажите, какая ситуация сложилась с борьбой с плагиатом во время пандемии и переходом большинства вузов на дистанционное обучение?

От пандемии пострадали все. Она затронула всех без исключения. Но пандемия также создала новые возможности, университеты еще шире открыли свои двери для информационных технологий. Многие страны, в том числе Польша, сняли законодательные ограничения для дистанционного образования. Преподавание буквально ушло в Интернет. Но при этом старые проблемы приобрели просто огромные масштабы. Плагиатить стало легче. Контроль за качеством образования снизился. Понятно, что приоритеты были другие, но способ использования технологий не позволял добиться качественного контроля. К примеру, ранее студенты приносили готовые работы на проверку на кафедру или в деканат. Так как университет был закрыт, организовать проверку работ было очень сложно. Многие университеты по завершении карантина серьезно задумались над приобретением LMS-систем (learning management system), то есть систем управления образованием. Такие технологии помогают организовать документооборот академического процесса. Я уже не говорю про Zoom и подобные системы. Мы были очень рады использованию видеоконференций университетами. Университеты по всему миру очень сильно отстают от бизнес-среды, где видеоконференции уже лет 10 являются нормой. Поэтому нет худа без добра.

В Казахстане как развивается ситуация с плагиатом?

Я думаю, в целом шаги, которые предпринимают министр Аймагамбетов (Асхат Аймагамбетов. – Прим. ред.) и вице-министр Дауленов (Мирас Дауленов. – Прим. ред.), достаточно продуманы. Например, приняты поправки к приказу № 595, где написано, что нарушение академической честности является основанием для исключения из университета. Что вузы должны проверять на плагиат все типы работ. И это нормально. Как еще развить в студенте умение работать с информацией, материалами, правильно цитировать чужой авторский труд, научить своими словами описывать процессы, о которых изложено в какой-либо книге, и наконец отучить от вредного навыка, а именно – навыка «копировать-вставить». 

Далее Аймагамбетов принял меня в экспертную комиссию при МОН РК, что позволило нам консультировать министерство и делиться опытом стран ЕС в вопросе реформ высшего образования, точнее, части, связанной с академической этикой, борьбой с плагиатом. Также МОН РК не на словах, а на деле реализует политику очищения академической среды, отбирает лицензии у университетов за несоответствие стандартам страны. В Польше, например, очень много частных университетов, в большей части частных вузов уровень образования очень слабый, есть также факты приобретения студентами дипломных работ со стороны мельниц диссертаций. Но поскольку МВОН Польши не может закрыть вузы, у них очень высокая автономия, то реализует другой механизм – лишает аккредитацию образовательных программ. В Казахстане, как я слышал, в некоторых вузах преподаватели пишут дипломные работы для студентов на заказ, открыто действуют мельницы диссертаций. 

Мельница диссертаций прямо при вузе? И как это работает?

Уточню, мельница диссертаций – это термин, который появился совсем недавно, английский вариант – Essay Mill, Contract cheating company. Это компании, которые пишут работы на заказ, то есть за деньги.

Если студент пишет дипломную работу, у него два пути – поработать с материалом, проанализировать, прийти к своему мнению либо пойти по незаконному пути. Скачать работу, скажем, из Интернета и подтасовать текст или заказать работу, чтобы ее кто-то написал. Объявления мельниц диссертаций пестрят в Интернете, иногда даже расклеены перед зданиями университетов. Я видел в Польше объявления в газете в виде «помогу написать дипломную работу». Далее студент выдает работу за свою. Законно продать право владения, но незаконно вместо имени настоящего автора ставить свое. Это уже криминал. 

А что предпринимается в Казахстане?

К большому сожалению, очень мало чего делается для борьбы с мельницами диссертаций не только в Казахстане, но и по всему миру. В казахстанском законе о высшем образовании о плагиате ничего не сказано, не отражена ответственность за плагиат. В Казахстане два документа регулируют вопрос академической этики – это приказ министра МОН РК № 595, который уточняет, что за нарушение академической этики университет обязан исключить студента, и второй документ – это закон об авторских и смежных правах, который регулирует вопрос нарушения интеллектуальной собственности и предполагает привлечение к ответственности вплоть до уголовного наказания.

Как другие страны борются с мельницами диссертаций?

По-разному, начинают, конечно, с регуляционных мер, к примеру, в США и в Новой Зеландии они официально запрещены, а вот в Англии законодательство не позволяет с ними эффективно бороться. К примеру, два штата, Калифорния и Флорида, добавили в свои законы (California Code, Education Code – EDC § 66400) пункты, где сказано, что продажа студенческих работ и диссертаций, а также передача их другому автору с дальнейшим опубликованием от своего имени запрещена, а закон Флориды уточняет ( The 2011 Florida Statutes Section 877.17), что за нарушение полагается 60 дней тюремного заключения.

Кстати, агентство по обеспечению качества образования Великобритании (QAA) решило приравнять продукт и деятельность мельниц диссертаций к плагиату, тем самым расширив закон и ответственность за плагиат на мельницы диссертаций, а также на тех, кто пользуется их сервисом. 

В Польше же продажа студенческих и научных работ, а также подмену автора трактуют как мошенничество. УК предполагает до 10 лет тюрьмы. Кстати, поэтому многие «копирайтеры», их так называют, теперь предлагают в своей немногочисленной рекламе «помогу» написать работу вместо «купить» или «заказать» работу.

В Казахстане копирайтеры пишут рекламные тексты, а не дипломные.

Я помню, как к нам несколько лет назад устраивалась на работу сотрудница во Львовском офисе. У нее в CV было написано «копирайтер», я поинтересовался у нее о значении этого слова. Она объяснила, что пишет студенческие и научные работы на заказ, на продажу и что, мол, у них все легально и законно, продают и выписывают чек. 

Почему-то с 2018 года их деятельность пошла на спад – из 300 сотрудников осталось половина. Услышав количество сотрудников, я ощутил шок. Какое количество работ нужно писать, чтобы покрыть зарплату этой армии? От нее я узнал, что у них клиентами были главным образом студенты почти всех университетов страны.

Конечно, есть «копирайтеры», пишущие рекламные тексты, стоит отличать копирайтеров-мошенников от копирайтеров – создателей рекламного контента.

Недавно краковская прокуратура задержала группу лиц, которые писали работы на заказ для студентов. Написали несколько тысяч работ за два года. В результате заработали 2 млн долларов и большую вероятность сесть на 10 лет. На Украине, в России, Азербайджане и странах Центральной Азии ситуация с мельницами диссертаций такая же, как в Казахстане. Сделав небольшой анализ, мы насчитали более 20 мельниц диссертаций в Казахстане и чуть больше на Украине, я думаю, это вершина айсберга.

Почему вершина? 

Потому что многие преподаватели стали теми самыми мельницами, их еще называют ghost writer, то есть пишущий дух. Они пишут работу студентам за деньги, точнее, не пишут, а немного видоизменяют старые работы, так как на одни и те же темы писать запрещено и за этим следят. Складывается печальная картина. 

Какой масштаб имеет проблема написания работ преподавателями?

Трудно сказать. Я думаю, что огромный. Что их толкает на это? Скорее всего, низкая зарплата. В Польше преподаватель университета получает 1500 евро и выше. А сколько в Казахстане? На Украине? Поднимите зарплату, создайте конкуренцию, преподаватели со слабой компетенцией уйдут, на их место придут лучшие. Я считаю, что проблему нужно решить в корне. 

Очень сложно бороться с пишущими духами, только подняв зарплату или увольняя, нужны технические средства, максимально прозрачный и автоматизированный процесс обучения. Особенно сейчас это очень актуально. Академический процесс должен быть удобным, все системы университета совмещены.

В науке Казахстана как обстоят дела с плагиатом?

Если сравнивать с 2015 годом, налицо большой сдвиг. Главная разница – это реакция общественности на плагиат. Я помню, как в одном из алматинских вузов преподаватели атаковали нас, мол, мы мешаем им работать. Сейчас же при проведении вебинаров мы слышим очень конструктивные вопросы, связанные с методологией оценки, что говорит о том, что проделанная за столько лет работа наконец дала результаты. Экс-вице-министр Жакыпова, сама не осознавая, ускорила процессы и помогла обратить внимание широкой общественности на эту проблему, мобилизовать честных, ответственных ученых, профессоров, активистов и политиков, принять новые правила игры. 

На Украине депутат Инна Совсун предложила законопроект, запрещающий плагиаторам руководить государственными учреждениями. Казахстану нужно обязательно взять на вооружение этот опыт и также принять соответствующий закон. Я уверен, казахстанские депутаты его примут, уверен, что они желают добра своим родным, которые могут попасть на лечение к докторам, за которых диплом писали так называемые пишущие духи, дом которых могут строить такие же псевдоинженеры.  

Еще одна серьезная проблема – это научные проекты, на которые государство выделяет средства. Активисты утверждают, что многие из этих проектов не актуальны, не должны быть профинансированы, попадаются также проекты, которые копировались из года в год. Их обязательно нужно проверять на наличие плагиата.

Но этих научных проектов ведь нет в открытом доступе?

По полученной информации – нет. Думаю, публикация всего проекта или его части снизит желание протаскивать сплагиатированные проекты. Также диссертации, которые публикуются, должны быть в читаемом формате, чтобы активисты могли проверить их с помощью автоматизированных систем нахождения плагиата и тем самым помочь университетам снизить репутационные риски. Будет хуже, если плагиат найдут после получения научной степени.

Сергей Миронович Квит в 2015 году, будучи министром образования и науки Украины издал приказ о необходимой публикации диссертаций перед сдачей, что привело к снижению количества защищенных диссертаций в следующие пару лет на 30%. Плагиаторы боятся открытости, публичности. Кстати, на недавней встрече с руководством ККСОН РК мы озвучили эти идеи, я думаю, они могут быть интересны всем странам региона.

В начале 2020 года между нами и МОН РК начались консультации по вопросу создания Центрального репозитария при НЦГНТЭ (Национальный центр государственной научно-технической экспертизы). Я выходил с этим предложением к МОН еще в 2016 году. Правда, тогда, вероятно, было не до такого масштабного проекта. Мы написали проект и передали его г-ну Аймагамбетову. На последней встрече в МОН РК в Нур-Султане в феврале нам заявили, что проект очень заинтересовал министерство и что соответствующий правовой фундамент скоро будет заложен. Позже мне сообщили, что теперь студенческие работы и диссертации необходимо отправлять в НЦГНТЭ. Правда, базы еще нет, механизма тоже. Моя идея заключается в отправке в Центральный репозитарий только проверенных на плагиат работ, а не всех подряд. 

Зачем нужен репозитарий?

Для разных целей, например для поиска информации со стороны соискателей. Все документы, проверяемые в антиплагиатных системах, находятся в облачных хранилищах систем. Большинство вузов документы не держат на серверах, а если и держат, то не все их организуют в формате, возможном для поиска данных, либо держат в закрытом виде, что также естественно. А так, Казахстан бы получил мощный инструмент сбора научного потенциала страны…

Венера Смаилова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!