– Бейбут Баймагамбетович, как мы знаем, мажилис одобрил законопроект "О статусе педагога", и до конца текущего года он может быть принят. Скажите, что изменит этот закон?
– Законопроект небольшой, в нем порядка 20 статей. Вместе с тем они охватывают большой круг вопросов, которые касаются профессиональной подготовки педагогов и повышения их квалификации. С участием педагогов, директоров школ на рабочих группах обсуждались вопросы обеспечения их профессиональной деятельности, пересмотра нормативов учебной нагрузки в неделю, обязанностей и прав, в том числе на материальное обеспечение и поощрение. В отдельных статьях обозначены социальные гарантии педагогам и наставничество. Но сказать, что в одном законопроекте решены все вопросы, касающиеся статуса педагога, трудно. Но, уверен, шаг вперед этим законом будет сделан. Не будем забывать также, что очень многое зависит от самих педагогов. Профессиональная гордость, знания наших педагогов с опорой на новый закон должны продвинуть нас вперед.
Хочу сказать, что и родители тоже должны меняться, не перекладывать всю ответственность на школу и учителя. Большая ответственность за менеджментом образования – создать достойные условия для жизни и работы учителя. Всех проблем разово не решить, но совместными усилиями мы можем практически все. Жизнь меняется быстро сейчас, и настанет день, когда снова придется перестраиваться под новые реалии. Пока же задачи определены, давайте их решать сообща.
– В 2020 году во всех городских школах внедряется подушевое финансирование. Как оно повлияет на качество среднего образования?
– Апробация подушевого финансирования в среднем образовании в республике началась шесть лет назад в 50 пилотных школах в четырех областях: Алматинской (четыре школы), Актюбинской (15 школ), ВКО (12 школ) и ЮКО (19 школ). С сентября 2020 года планируется полномасштабное внедрение подушевого финансирования во всех городских школах.
По мнению министерства, это создаст хорошую конкуренцию за учащихся, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы.
Отмечу, что выводы пилотных проектов не получили своей оценки и не обсуждены пока среди общественности. Нужен серьезный всесторонний анализ с привлечением компетентных специалистов. Как показывает история реформ, скорость и количество их зачастую не достигают своей цели – повышения качества образования. Декларативность, непродуманность планирования, спешка в реализации, "глухота" к голосу общественности, гипертрофированная тяга к контролю-надзору – все это приводит к тому, что родители не вовремя информированы или же получают информацию через вторые-третьи руки. Отчасти отсюда и возникает в диалоге взаимное непонимание.
– Поможет ли подушевое финансирование решить проблему с поборами в школах?
– В принципе, подушевое финансирование по замыслу правительства должно решить проблему обеспечения школ. Однако вопрос финансирования с повестки дня не снят. И причина здесь не только в объемах финансирования, но и в самом менеджменте системы образования.
Пора пересмотреть педагогам механизмы доплат, новый механизм доплат не должен ставить педагога, учителя в зависимость от заполнения многочисленных бумаг с представлением всяких сертификатов о повышении квалификации, курсов и т. д. и т. п., а быть напрямую связан с результатами работы конкретного специалиста. Что, кстати, и было доказано многолетними исследованиями лауреатов Нобелевской премии 2019 года в области экономики (результаты учеников улучшались более всего при прямом стимулировании учителей за это и менее всего – от изменения технической оснащенности). Безусловно, для этого требуется привести в порядок нормативы нагрузки.
Отсюда вывод: проблема поборов в школах сама по себе не решится. Необходимы комплексные и системные решения, связанные как с увеличением финансирования, так и с улучшением менеджмента в системе образования. Не надо перекладывать на других свои обязанности.
– Как сегодня педагогическая наука помогает в укреплении статуса педагога и процессу обучения?
– Необходимость качественных научных исследований в области педагогики и психологии ни у одного профессионального педагога не вызывает сомнений. Потенциал у нас есть: это соответствующие кафедры крупных и региональных вузов гуманитарного профиля, это Назарбаев Университет, где работают уже несколько лет приглашенные зарубежные профессора, которые знакомы с отечественной педагогической школой. Словом, было бы желание… Не надо забывать, что требуется корректировка по таким дисциплинам, как "Возрастная психология" и "Возрастная физиология". У меня бывает ощущение, что многие учителя и воспитатели забыли даже классические курсы по этим предметам, прослушанные в стенах вуза. Ведь есть такие понятия, как порог внимания, пределы усвояемых знаний, особенности восприятия нового материала. Читая некоторые учебники, начинаешь сомневаться – это для первого класса или для пятого? Ведь если разница между взрослыми 40 и 45, скажем, лет условна, то разница между трех- и четырех-, девяти- и 11-летними детьми колоссальная. Сейчас эти давно известные вещи преподносятся на различных тренингах как революционные открытия.
Кроме того, нужны новые исследования, решающие вопросы, связанные с влиянием Интернета, увеличением массива информации, внедрением полиязычия. Как правильно вести занятия с учетом этих факторов, как обратить их на пользу ребенку? И наука педагогическая должна перестроиться, кроме чисто теоретических выкладок, использовать активнее и полевые исследования, привлекать родителей, их мнение также важно.
– Как вы думаете, обязательно ли высшее педагогическое образование для учителей? Ведь, в принципе, инженер-химик мог бы преподавать химию, а, например, выпускник колледжа IT – информатику. И так далее.
– Убежден, высшее образование для современного учителя необходимо и обязательно! Особенно учитывая скорости информационных потоков, глобализацию мира в целом и знаний в том числе. Кроме предметной подготовки, будущие учителя системно и последовательно обучаются методике преподавания своих предметов, возрастной психологии и физиологии, проходят практику под руководством опытных педагогов, разрабатывают собственные концепции преподавания предмета. Это не ново и, тем не менее, необходимо. В класс должен входить профессиональный педагог. Тем более в любом случае он еще неоднократно будет на протяжении всей своей карьеры повышать квалификацию.
Другой вопрос – воспитатели детских садов, в садиках могут спокойно работать выпускники педагогических колледжей. Заметьте – педагогических колледжей. Пусть среднее специальное, но профильное образование. В самом юном возрасте закладываются основы мышления ребенка, его способность искать новое и применять его. Вы же не захотите, чтобы вашими детьми или внуками в садике занимался, например, бывший инженер-технолог или специалист по ремонту телевизоров? Везде нужны профессионалы, и особенно в педагогике.
А представлять давно известные знания за революционные открытия давайте оставим тем "специалистам", которые проводят всевозможные тренинги по правильному воспитанию, правильному развитию детей и не только, и тем родителям, у кого не хватает сил и знаний собственных, чтобы заниматься воспитанием и развитием детей. Первые хотят заработать побыстрее, вторые – снять с себя эту непростую работу – ежедневно думать и направлять деток, вместе с ними расти и меняться.