DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 310,31 Brent 36,55
Страховка в обмен на проверки

Страховка в обмен на проверки

Бизнесу предлагают переложить ответственность перед третьими лицами на страховые компании, государство готово помочь.

10 Октябрь 2018 07:01 2882

Страховка в обмен на проверки

Автор:

Татьяна Батищева

Фото: kapital.kz

Казахстанские страховые компании лоббирует введение вменённого страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев заведений общественного питания, торговых центров, ресторанов, кафе и магазинов, лифтовых организаций, организаторов массовых мероприятий, сферы каршеринга перед третьими лицами.

Пока что ближе всех к реализации идеи страхования подошли два направления – торгово-развлекательные центры (ТРЦ) и лифтовые хозяйства, – сообщил журналистам на пресс-конференции в Алматы председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин, добавив, что обсуждения идут в параллельных рабочих группах под эгидой Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) и Ассоциации страховщиков Казахстана (АСК). На заседаниях обсуждаются технические вопросы: в каком объёме покрывать причинённый ущерб, расчёт стоимости страхования и другие. При этом профессиональную, производственную и бизнес-ответственность ТРЦ и лифтовых хозяйств перед персоналом, партнёрами и государством никто не отменял. Он уточнил, что речь пока идёт о добровольном страховании, которое со временем трансформировалось бы во вменённое.

ТРЦ стали объектом пристального внимания со стороны проверяющих органов после трагедии весной этого года в кемеровском развлекательном центре «Зимняя вишня», когда во внезапно вспыхнувшем пожаре погибли десятки человек. Сразу же после этого ряд крупных казахстанских центров протестировали на предмет наличия путей и средств безопасности во время внештатных ситуаций – в них прошли внеплановые противопожарные учения. Организации, обслуживающие лифты, «засветились» в неприятных историях, связанных с падением лифтов, которые привели к травмам и к гибели людей, опять же в течение этого года.

«Классический случай, когда кофе обжигает, когда он чересчур горячий, когда поскользнулись на скользком мокром полу – все эти вещи покрываются страхованием ответственности. И мы надеемся, что через вменённое страхование страхователи увидят необходимость в такой защите. За небольшие деньги компания-страхователь снимет с себя головную боль при разбирательстве с клиентом, если ей будут предъявляться претензии по причинению вреда», – поясняет Олег Ханин.

Он отмечает, что страхование в обязательной форме несёт нагрузку на субъекты предпринимательства, поскольку оплата страховой премии и есть нагрузка на бюджет и его расходную часть. Предполагается не вводить сразу обязательное страхование, а сделать некий пилот в виде вменённого страхования. В отношении лифтовых хозяйств, например, предлагается страхование ответственности не каждого владельца компании, обслуживающей лифт, а профессиональной ассоциации – СРО, которая будет отвечать за качество безопасности своих членов, в этом случае страховщики смогут выставлять на СРО общие лимиты. Страхование через СРО в идеале должно поднять статус профессиональных ассоциаций – как гарантов качественного развития отрасли.

«Нам кажется, что сейчас вопрос того, почему это не обязательный класс страхования, немного преждевременный. Так как никто пока не знает, как это будет реализовано. Касательно вопроса страховых сумм, могу сказать, что вопрос также обсуждается. Пока не понятно, как, например, считать стоимость страховки для владельцев торговых центров – от количества квадратных метров или же от количества людей, посещающих центр? Либо смотреть на концентрацию людей, которые смогут находиться в определённый период времени в определённой точке центра? Все эти вопросы обсуждаются, – заверил представитель страховой компании. – Могу только сказать, что обсуждение проходит на уровне НПП «Атамекен», так как палата защищает интересы предпринимателей, а речь как раз идёт о дополнительной финансовой нагрузке на бизнес».

Вместе с тем, по словам г-на Ханина, положительным моментом для бизнеса является готовность государственных органов рассмотреть смягчение режима проверок, в случае если компания застраховала свою ответственность перед третьими лицами. Однако признаётся, что «пока всё идёт на уровне переговоров, проекта закона нет, и даже концепции не разрабатывали».

Рынок готов ко вменённому страхованию ответственности третьих лиц. Если будет чёткое понимание, какие будут страховые суммы, каковы условия их расчёта, то страховщики смогут быстро провести андеррайтинг рисков и предложить условия клиентам.

«Вменённое страхование станет драйвером рынка и наконец-то привлечёт компании к страхованию ответственности перед третьими лицами», – сказал г-н Ханин.

Напомним, что с 15 июля этого года вступили в действие поправки в страховое законодательство. Они ввели в страховании, помимо добровольного и обязательных видов, так называемое вменённое страхование. Это вид «пограничного» страхования, поскольку тарифы такого страхования, в отличие, например, от обязательных видов, не устанавливают законодательно. Обязательность вменённого страхования прописывают в отраслевом законе. Он регламентирует объект страхования, отраслевые риски и минимальный размер страховых сумм. Однако порядок, условия и стоимость определяются соглашением сторон – страхователем и страховщиком.

О том, что отрасль по общему страхованию «буксует» и нуждается в новой, а главное, массовой порции страховых премий, говорится давно. И желательно, чтобы премии платил корпоративный сектор, с которым проще выстраивать продажи. Однако регулятор не склонен развивать страхование за счёт новых обязательных видов, предлагая рынку идти рыночным путём через рост добровольных продуктов. Вменённое страхование, по сути, некое мировое соглашение между страховщиками, регулятором и бизнесом. При удачной реализации можно получить три в одном: вливания в страховой сектор, рост социальной ответственности бизнеса при небольших затратах и снижение государственного участия в случаях, когда необходимо выплачивать бюджетные деньги пострадавшим в резонансных ЧП.

Татьяна Батищева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Страховой бонус от карантина

Как режим самоизоляции отразился на бизнесе страховых компаний?

10 Май 2020 10:10 3143

Страховой бонус от карантина

Фото: ТАСС

Введение режима ЧП привело к тому, что с 15 марта в двух крупнейших городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане – был внедрен повсеместный карантинный режим полной самоизоляции. Индекс самоизоляции, по данным геосервиса «Яндекс.Карты» и ИС «Сергек», превысил четыре пункта из пяти возможных. В результате улицы городов опустели, что привело к значительному сокращению числа ДТП.

По данным Генеральной прокуратуры, в марте в городах Нур-Султане и Алматы было зарегистрировано всего 165 фактов ДТП. Это на 52% меньше, чем в феврале текущего года. С учетом того, что ограничение на передвижение вступило в силу в середине марта, можно резонно предположить, что непосредственно в период карантина снижение ДТП носило более глубокий характер.

Более того, в органах внутренних дел фиксируются лишь ДТП, в которых есть пострадавшие. Так, по статистике МВД, число ДТП в 2019 году составило 16,6 тыс, что на порядок меньше числа урегулированных страховых случаев (почти 75 тыс). Другими словами, реальное число ДТП может быть в четыре-пять раз выше регистрируемых в правовой статистике Генпрокуратуры. Не исключено, что по ДТП без пострадавших в марте вероятно и наблюдался существенный спад. Следует сказать и о совсем мелких ДТП, по которым участники в силу незначительности ущерба решают на месте без обращения к страховым компаниям, и учет которых не ведется вовсе. Их число, весьма вероятно, в виду отсутствия транспортного движения, также упало.

В 2019 году страховые премии и выплаты по ГПО владельцев транспортных средств, по данным Нацбанка, составили 76,72 млрд и 29,68 млрд тенге соответственно. При этом на долю Нур-Султана и Алматы пришлось 32% всех премий (21,2 млрд тенге) и 40% выплат (11,9 млрд тенге). Для сравнения: за январь-март 2019 года на эти города пришлось 26% всех ДТП по стране.

Невооруженным глазом видно, что доходность по основному виду страхования в двух крупнейших городах страны для страховщиков не большая в сравнении с остальными регионами. Однако в условиях карантина страховые компании могли в разы снизить свои издержки, что позитивно сказалось бы на финансовых результатах.

Начиная с апреля режим карантина был распространен повсеместно по всей стране, что могло заметно отразиться на дорожной безопасности в целом и случаях ДТП в частности. А последнее, к слову, напрямую влияет на показатели страховщиков. В целом по стране число ДТП в I квартале 2020 года снизилось почти на 4% к показателю годичной давности, до 2740.

Однако, несмотря на внешне радужные перспективы, inbusiness.kz решил выяснить, как ситуация выглядит на самом деле внутри страховой отрасли.

Как рассказал управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» Ерлан Бурабаев в период карантина объем заключенных договоров страхования по ГПО ВТС снизился.

«Так, если с января по 27 апреля прошлого года, по данным Государственного кредитного бюро, было заключено 1,529 млн договоров, то в аналогичном периоде текущего года – всего 1,316 млн договоров. Причем основное падение произошло в апреле, и сразу в два раза. Если в апреле 2019 года было заключено 447 тыс. договоров, то в апреле текущего года предварительные цифры показывают 222 тыс. договоров», – рассказал Ерлан Бурабаев.

По данным основателя Datalab Group Азамата Керимбаева, опрос среди представителей страховых компаний показал, что в апреле лишь 19% компаний сохранили свои объемы продаж (сбор страховых премий).

«40% респондентов ответили, что объем продаж упал более чем на 60%. У 1/5 страховщиков продажи сократились от 40% до 60%. Всего в опросе участвовало 108 представителей страховых компаний. При этом в марте 2020 года страховщики показали хорошие результаты. Так, за I квартал 2020 года компании по общему страхованию собрали 112 млрд тенге, что на 25,8 млрд тенге больше сборов за аналогичный период прошлого года, т. е. прирост составил 30%», – отметил Азамат Керимбаев.

По оценкам компании, сборы страховых премий по обязательному автострахованию в апреле 2020 года сократились на 24% (все регионы). В Алматы и Нур-Султане объем привлекаемых премий сократился на 33%. Если говорить о физических лицах, то объем премий, полученных от физических лиц, в апреле сократился на 45% по сравнению со средними продажами в обычное время».

Подробнее о причинах падения, роли двух столиц в экономике страховщиков, а также о том, как карантин повлияет на финансовые результаты страховых компаний читайте в спецпроекте «Бизнес vs коронавирус».

Султан Биманов

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Как победить мошенников и «помогаек», а также удешевить медстрахование в рамках ОСМС, рассказывает страховщик.

29 Январь 2020 17:40 6612

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Актуализировать тарифы и тарифные факторы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) предлагает страховое сообщество. Об этом рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» и компании по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life» Олег Ханин.

В последний раз эти тарифы менялись в 2007 году. За это время произошли изменения: страховой полис перестал действовать до первой страховой выплаты, теперь он действует в течение всего срока договора, также были увеличены лимиты по возмещению вреда жизни и здоровью – вдвое. Все это существенно сказалось на объемах наших страховых выплат. Кроме того, вырос парк автомобилей в стране, изменилась демографическая ситуация, идут процессы урбанизации.

«Но тарифы остались прежними. Сейчас ни они, ни тарифные факторы не содержат определенную социальную справедливость: автовладельцы, которые должны платить меньше, почему-то до сих пор платят больше, и наоборот. В этом вся проблема, и мы о ней говорим уже года три», – комментирует Олег Ханин.

Когда изменятся тарифы по автострахованию?

Руководитель страховых компаний рассказывает, что актуарное задание для изучения разных сценариев и расчета тарифов уже готово.

«Мы попросили актуариев просчитать изменение лимитов по возмещению ущерба транспортному средству. Сейчас они составляют 600 МРП (один МРП в 2020 году – 2651 тенге. – Ред.), рассматриваются варианты 600, 800, 1000, 1500, 2000 МРП. Также увеличение лимитов по возмещению вреда жизни и здоровью с нынешних 2000 МРП до 3000, 4000, 5000 месячных расчетных показателей», – говорит спикер.

Кроме того, просчитывается возможность изменить или не учитывать амортизацию при страховой выплате, сейчас при расчете страховщики обязаны учитывать эти расходы. Идея заключается в том, чтобы автовладельцы получали возможность поставить новую запчасть взамен старой, с этим всегда проблемы и это вызывает самое большое недовольство со стороны клиентов страховых компаний.

«Мы попросили актуариев просчитать все эти сценарии. Результаты расчетов на основе статистики единой страховой базы данных, данных Нацбанка, АРРФР, страховых организаций они предоставят нам. И мы, исходя из того, чтобы это было не сильно обременительно для автовладельцев в части стоимости страхования, соберем комбинированный продукт из разных опций. Возможно, будет принято решение, что по ущербу имущества это будет не 600 МРП, а 800 МРП, потому что 1200 МРП – это слишком дорого для автовладельцев», – делится планами Олег Ханин.

Многие автовладельцы из агломераций ежедневно заезжают в город, но разница между стоимостью полиса, например, в Алматы и Алматинской области существенна. Будет просчитываться, сколько, кто и как должен платить.

Ожидается, что в этом году будут сделаны актуарные расчеты. Работа небыстрая и немаленькая по объему. Потому что нужно будет проанализировать договоры страхования и убытки по ним за предыдущие пять лет. Это огромный массив данных, рынок заключает безумное количество договоров в течение года.

После этого должно пройти обсуждение, и дальше предложения вынесут на рассмотрение в парламент, поскольку новые условия должны быть прописаны в законодательстве. «Ожидаем, что в течение 2020-2021 годов будет проведена эта работа», – поделился предположением спикер.

Мошенники объезжают «Сергек» по трассам

Рост страхового мошенничества – еще одна проблема рынка, которая также поднималась не раз. Однако подставных ДТП-случаев, которые явно не соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, все больше и больше. Причем мошенники становятся все более изощренными, а документы, которые они представляют, все более «достоверными».

«Когда нам сообщают о страховом случае, наши специалисты выезжают на место ДТП, опрашивают свидетелей, пытаются получить видео с камер наблюдения, пытаются доказать, что машины ездили и после этого ДТП в нормальном состоянии (сейчас благо «Сергек» появился в городе, можно запросить какую-то информацию). Однако мошенники стараются устраивать ДТП за пределами города, на трассах, где нет камер дорожного видеонаблюдения. Сомнения вызывают и случаи, когда с момента заключения договора страхования до аварии прошло меньше или около месяца. Мошенник не любит ждать, он уже сделал какие-то траты, поэтому хочет как можно быстрее получить деньги», – рассказывает Олег Ханин.

Действия мошенников искажают портфель страховой компании, который по природе своей должен быть сбалансированным. «Они изымают деньги, которые полагаются добросовестным страхователям. И страховая компания начинает испытывать трудности, потому что по закону мы должны сделать выплаты в течение 15 дней, а конкуренция на рынке сейчас такова, что компании стремятся выплачивать как можно быстрее. К тому же мы ограничены перечнем документов, сверх которого ничего от клиентов потребовать не можем», – говорит спикер.

Выход, который видит рынок, – включение страховщиков как участников процесса в административное или уголовное производство. «Тогда мы сможем ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы в рамках процесса по рассмотрению вопроса выплат. Сейчас часто бывает так, что компания делает страховую выплату, потом проводит экспертизу, и выясняется, что машины не могли столкнуться так, как они столкнулись. И потом возникают проблемы с взысканием обратно выплат, которые мы произвели», – объясняет суть проблемы спикер.

По его оценкам, примерно 15-18% страховых случаев в год являются сомнительными.

Как завернуть «помогаек» в закон

Страховые «помогайки» – одна из животрепещущих проблем рынка. «Это люди, которые связываются с потерпевшими или лицами, имеющими право на возмещение вреда в соответствии с законом, и вводят их в заблуждение, что только через них потерпевшая сторона может получить страховые выплаты. «Помогайки» заключают с пострадавшими договоры, по которым забирают свою «комиссию», и это может быть до 50% от суммы страховой выплаты. Например, сейчас за смерть автовладельца мы платим 2000 МРП по обязательному страхованию ответственности, это существенная сумма. Половину от нее в итоге получают не наследники или иждивенцы, а совершенно посторонние люди», – рассказывает Олег Ханин.

Законных методов борьбы с ними нет. «Мы давали несколько предложений, как можно решить проблему. Одно и них – сделать работу таких «помогаек» экономически невыгодной. Есть прецедент на рынке: по обязательному страхованию работников от несчастных случаев выплаты производятся через аннуитеты. Мы предлагаем рассмотреть возможность, чтобы компании по общему страхованию по ОС ГПО ВТС перечисляли выплаты в компании по страхованию жизни, и эта выплата являлась бы страховой премией в договоре аннуитета. Таким образом, люди могли бы получать выплаты с установленной периодичностью», – объясняет спикер.

По его словам, эту схему можно еще рассматривать и затем утвердить на уровне нормативно-правового акта регулятора. Все участники рынка могли бы ею пользоваться.

ОСМС сделает страховые продукты дешевле

Олег Ханин также рассказал, почему страховым компаниям было бы интересно участие в системе обязательного социального медицинского страхования.

По его словам, несколько раз до введения ОСМС страховщики обсуждали возможность участия, но в то время ситуация была немного напряженной, было непонятно, как это делать, введение самой системы откладывалось, и тогда страховой рынок не нашел взаимопонимания с государственными органами. Но сейчас, когда это уже начало работать и люди пошли в медучреждения, и когда все больше самозанятых начнет вовлекаться в процесс уплаты перечислений в фонд, можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.

«Может возникнуть очень хорошая синергия того, что предоставляется в рамках ОСМС, и добровольного медицинского страхование. Страховщики смогут создавать продукты, которые позволят удешевить продукты по добровольному медицинскому страхованию за счет части компенсации по расходам через обязательное социальное медицинское страхование», – говорит спикер.

Он поясняет, что сейчас продукты по добровольному медицинскому страхованию покупают в основном корпоративные клиенты в рамках соцпакета для своих работников. С физическими лицами сложнее, поскольку продукт недешевый.

«Финансирование пошло, Фонд социального медицинского страхования начал работать. Уверен, со временем мы найдем общий язык по поводу медстрахования и ОСМС», – заключает Олег Ханин.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: