Страховка в обмен на проверки

Татьяна Батищева Татьяна Батищева
3859

Бизнесу предлагают переложить ответственность перед третьими лицами на страховые компании, государство готово помочь.

Страховка в обмен на проверки Фото: kapital.kz

Казахстанские страховые компании лоббирует введение вменённого страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев заведений общественного питания, торговых центров, ресторанов, кафе и магазинов, лифтовых организаций, организаторов массовых мероприятий, сферы каршеринга перед третьими лицами.

Пока что ближе всех к реализации идеи страхования подошли два направления – торгово-развлекательные центры (ТРЦ) и лифтовые хозяйства, – сообщил журналистам на пресс-конференции в Алматы председатель правления страховой компании "Коммеск-Өмір" Олег Ханин, добавив, что обсуждения идут в параллельных рабочих группах под эгидой Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) и Ассоциации страховщиков Казахстана (АСК). На заседаниях обсуждаются технические вопросы: в каком объёме покрывать причинённый ущерб, расчёт стоимости страхования и другие. При этом профессиональную, производственную и бизнес-ответственность ТРЦ и лифтовых хозяйств перед персоналом, партнёрами и государством никто не отменял. Он уточнил, что речь пока идёт о добровольном страховании, которое со временем трансформировалось бы во вменённое.

ТРЦ стали объектом пристального внимания со стороны проверяющих органов после трагедии весной этого года в кемеровском развлекательном центре "Зимняя вишня", когда во внезапно вспыхнувшем пожаре погибли десятки человек. Сразу же после этого ряд крупных казахстанских центров протестировали на предмет наличия путей и средств безопасности во время внештатных ситуаций – в них прошли внеплановые противопожарные учения. Организации, обслуживающие лифты, "засветились" в неприятных историях, связанных с падением лифтов, которые привели к травмам и к гибели людей, опять же в течение этого года.

"Классический случай, когда кофе обжигает, когда он чересчур горячий, когда поскользнулись на скользком мокром полу – все эти вещи покрываются страхованием ответственности. И мы надеемся, что через вменённое страхование страхователи увидят необходимость в такой защите. За небольшие деньги компания-страхователь снимет с себя головную боль при разбирательстве с клиентом, если ей будут предъявляться претензии по причинению вреда", – поясняет Олег Ханин.

Он отмечает, что страхование в обязательной форме несёт нагрузку на субъекты предпринимательства, поскольку оплата страховой премии и есть нагрузка на бюджет и его расходную часть. Предполагается не вводить сразу обязательное страхование, а сделать некий пилот в виде вменённого страхования. В отношении лифтовых хозяйств, например, предлагается страхование ответственности не каждого владельца компании, обслуживающей лифт, а профессиональной ассоциации – СРО, которая будет отвечать за качество безопасности своих членов, в этом случае страховщики смогут выставлять на СРО общие лимиты. Страхование через СРО в идеале должно поднять статус профессиональных ассоциаций – как гарантов качественного развития отрасли.

"Нам кажется, что сейчас вопрос того, почему это не обязательный класс страхования, немного преждевременный. Так как никто пока не знает, как это будет реализовано. Касательно вопроса страховых сумм, могу сказать, что вопрос также обсуждается. Пока не понятно, как, например, считать стоимость страховки для владельцев торговых центров – от количества квадратных метров или же от количества людей, посещающих центр? Либо смотреть на концентрацию людей, которые смогут находиться в определённый период времени в определённой точке центра? Все эти вопросы обсуждаются, – заверил представитель страховой компании. – Могу только сказать, что обсуждение проходит на уровне НПП "Атамекен", так как палата защищает интересы предпринимателей, а речь как раз идёт о дополнительной финансовой нагрузке на бизнес".

Вместе с тем, по словам г-на Ханина, положительным моментом для бизнеса является готовность государственных органов рассмотреть смягчение режима проверок, в случае если компания застраховала свою ответственность перед третьими лицами. Однако признаётся, что "пока всё идёт на уровне переговоров, проекта закона нет, и даже концепции не разрабатывали".

Рынок готов ко вменённому страхованию ответственности третьих лиц. Если будет чёткое понимание, какие будут страховые суммы, каковы условия их расчёта, то страховщики смогут быстро провести андеррайтинг рисков и предложить условия клиентам.

"Вменённое страхование станет драйвером рынка и наконец-то привлечёт компании к страхованию ответственности перед третьими лицами", – сказал г-н Ханин.

Напомним, что с 15 июля этого года вступили в действие поправки в страховое законодательство. Они ввели в страховании, помимо добровольного и обязательных видов, так называемое вменённое страхование. Это вид "пограничного" страхования, поскольку тарифы такого страхования, в отличие, например, от обязательных видов, не устанавливают законодательно. Обязательность вменённого страхования прописывают в отраслевом законе. Он регламентирует объект страхования, отраслевые риски и минимальный размер страховых сумм. Однако порядок, условия и стоимость определяются соглашением сторон – страхователем и страховщиком.

О том, что отрасль по общему страхованию "буксует" и нуждается в новой, а главное, массовой порции страховых премий, говорится давно. И желательно, чтобы премии платил корпоративный сектор, с которым проще выстраивать продажи. Однако регулятор не склонен развивать страхование за счёт новых обязательных видов, предлагая рынку идти рыночным путём через рост добровольных продуктов. Вменённое страхование, по сути, некое мировое соглашение между страховщиками, регулятором и бизнесом. При удачной реализации можно получить три в одном: вливания в страховой сектор, рост социальной ответственности бизнеса при небольших затратах и снижение государственного участия в случаях, когда необходимо выплачивать бюджетные деньги пострадавшим в резонансных ЧП.

Татьяна Батищева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться