/img/tv1.svg
RU KZ
Субсидии не для всех

Субсидии не для всех

Производители сухого молока страдают из-за несовершенства правил субсидирования, когда нарушается равенство прав производителей на господдержку.

16:51 02 Август 2016 4205

Субсидии не для всех

Автор:

Диана Слинькова

Ряд производителей без преувеличения стратегического для Казахстана продукта – сухого обезжиренного молока – по их словам, находятся в шаге от того, чтобы свернуть его выпуск.

Производство энергозатратное, но из-за несовершенства мер господдержки не все молокоперерабатывающие предприятия получают государственные субсидии.

Этот вопрос директор ТОО «Тайынша сүті» из Тайыншинского района Северо-Казахстанской области Каиргельды Таргаутов поднял на недавней встрече представителей местного бизнеса с уполномоченным по правам предпринимателей в РК Болатом Палымбетовым:

«Мы выпускаем в числе других продуктов  сухое молоко. Таких заводов, как мой, всего  четыре в Казахстане. Один находится в Павлодаре, три других - в СКО. Уже третий год  в нашем государстве осуществляется субсидирование производства  сухого молока.  Страна потребляет примерно 18-20 тысяч тонн этого продукта, а производит всего около трех тысяч тонн.  В то время как в регионе (в СКО – прим. ред.) получает субсидии всего один завод, а оставшиеся два - нет. Я три года обращаюсь во все структуры и органы, но никто не может дать ответ, почему два завода не получают субсидии. А ведь речь идет о сумме свыше 200 миллионов тенге. И если только одному предприятию будет оказываться такая финансовая помощь, то оно может «задавить» два других, поскольку, не имея такой же поддержки, последние уже уходят в тень. Получается, равенство прав на господдержку не соблюдается. И об этом я говорю на всех совещаниях, но вопрос уже который год не решается».

Правила – не Библия, можно и переписать?
Как рассказал Каиргельды Таргаутов abctv.kz, все проблемы – от несовершенства Правил субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки, утвержденных постановлением правительства в мае 2014 г. Вкратце суть их такова: если из одного и того же объема сырья производится два продукта (в данном случае это сливочное масло и сухое молоко), то субсидии выдаются только на один продукт. Экономически выгоднее, говорит г-н Таргаутов, получить субсидии на масло, но тогда предприятие становится неконкурентоспособным на рынке закупа молока у населения, не имя возможности без господдержки предложить хорошую цену за сырье. В такой ситуации оказались небольшие заводы, производящие ограниченный ассортимент продукции. У «Тайынша сүті» на сегодняшний день это сливочное масло, сухое молоко и рассольные сыры. При этом крупные заводы, производящие еще и кисломолочную продукцию, этих проблем не знают, т.к. закупают несравнимо большие объемы молока и могут варьировать ими в отчетах.

«Правила разрабатывались для поддержки производителей, в том числе сухого молока, а на деле получились дискриминация и уничтожение производства сухого молока. Есть предприятия, которые принимают 30 тонн молока в день и делают всего два вида продукции – масло и сухое молоко, субсидии дают только на один вид продукции, и экономически выгоднее субсидии получить за масло. А есть предприятия, которые принимают в день 250 тонн молока, и они могут варьировать этими объемами.  Но мне непонятно: почему другому заводу дают субсидии в размере, составляющем мой годовой оборот, а мне – ничего, хотя мы производим одну и ту же продукцию, очень необходимую стране?», - недоумевает Каиргельды Таргаутов.

Он считает, что из-за высокой энергозатратности производство сухого молока в Казахстане сегодня невыгодно, именно поэтому многие заводы  - в Рудном, Шемонаихе, Кокшетау - законсервированы до лучших времен. А страна тем временем покупает сухое молоко в России, Белорусии и даже во Франции.

«Из 22 тонн молока получается тонна масла и 1,7 тонны сухого обезжиренного  молока. На килограмм масла у меня затраты 100 тенге, на килограмм сухого молока – 220 тенге. Это очень затратное производство – каждую молекулу надо отделить, высушить, отряхнуть, потом собрать сухими и положить в мешок. Для сравнения могу привести в пример соседний Чкаловский молокозавод -  здесь производят масло и сыр нежирный и работают 23 человека. У меня на производстве сухого молока и такого же масла почти 70 человек задействовано. На Чкаловском в летний сезон за электроэнергию уходит 200-250 тысяч тенге в месяц, у меня – полтора миллиона. Поэтому в Казахстане не стремятся этим заниматься, остались мы, как говорится, последние из могикан», - говорит г-н Таргаутов.

Он вспоминает 2009 год, когда на рынок Казахстана со своим сухим молоком зашла Белоруссия и сразу уронила цену сухого молока в регионе с 540 до 260 тенге. Многие заводы сухого молока просто встали – невыгодно стало нести огромные затраты на производство и продавать за копейки, а у белорусов - мощная господдержка.

«Летом молока было море, зимой стало мало, и они с 260 поднимают цену до 1050 – на мой взгляд, это была экономически продуманная чуть ли не военная операция. А зимой же все задыхаются, всем молоко нужно, кто не успел по 260 купить – вынужден был переплачивать вчетверо», - говорит глава компании.

Сегодня законсервированные предприятия можно и нужно поставить в строй, считает директор молзавода. Необходимо лишь внести изменения в Правила субсидирования и помогать всем одинаково.

«Сегодня я не могу составить конкуренцию своему коллеге, который получает субсидии и может дать на закупе молока на 10-15 тенге за литр больше. У меня 30 поселков, где я покупаю молоко, в 25 из них работает и мой конкурент. И вот результат: если раньше я принимал 30-40 тысяч тонн молока в день, то сейчас принимаю 15. Но ведь эти пресловутые Правила субсидирования – не Коран и не Библия, их можно переписать. Надо добиться, чтобы из одного сырья субсидировали два продукта. И тогда стартует Рудный, стартует Кокшетау, другие предприятия – кому от этого плохо? Сразу увеличится закуп молока у населения, народ воспрянет. Нужно летом, пока сезон, все молоко собрать, у населения купить, поддержав тем самым местного производителя, чтобы законсервировать, а зимой употребить. Вот вам и внутренние обороты, и продовольственная, и экологическая безопасность, и здоровье нации. Давайте всем одинаково или скажите: «Ребята, для Казахстана сухое молоко не важно», и мы остановим производство стратегического продукта и перейдем на творог и сыры», - говорит Каиргельды Таргаутов.

Дешевле купить импортное, чем производить свое
В региональной Палате предпринимателей признают: проблема действительно существует, и ее надо решать.

«У нас масса заводов работает на сухом молоке. При этом большая его часть покупается за рубежом, а наши мощности фактически не используются в полную силу. И в весенне-летний период - основное время поступления молока, когда заводы не успевают их перерабатывать - предприятия могли бы производить  сухое молоко. Этот вопрос, действительно, очень актуальный», - соглашается директор Палаты предпринимателей СКО Турар Искаков.

Эксперт палаты Бауыржан Ахметаев говорит, что общая проблема молокоперерабатывающих предприятий Казахстана – нехватка сырья в осенне-зимний период и переизбыток его весной и летом, сезонность производства достигает коэффициента 1:8-1:9. Для стабильного обеспечения населения молочными продуктами многие предприятия зимой используют сухое молоко, а молокоперерабатывающие предприятия Казахстана не могут закрыть потребность в нем, практически 90% необходимых объемов страна импортирует. Например, согласно анализу министерства национальной экономики, в 2014 году объем импорта из Белоруссии, Украины, Польши, России и Франции составил 28,8 тысяч тонн на сумму 116 млн. тенге. А Казахстан производил порядка 3 тысяч тонн, или 10%. В том же 2014 году были приняты Правила субсидирования, но ситуация кардинально не изменилась.

«Сегодня сухое молоко производится в Северо-Казахстанской, Павлодарской и Жамбылской областях. В СКО работают три завода, которые производят более 40% всего казахстанского объема. Два из них – «Тайынша сүтi» и «Сергеевка өнімдері» - испытывают проблемы из-за несовершенства правил субдидирования производства сухого молока. С 2014 года по программе «Агробизнес-2020» начала работать программа по субсидированию затрат молокоперерабатывающих предприятий на закуп сырья, которая была направлена именно на импортозависимые позиции – сахар, сыр, масло сливочное, сухое молоко. И если по другим позициям поддержка ощущается, то по сухому обезжиренному молоку уже сейчас видно, что нет ожидаемого эффекта: объемы производства у нас не растут», - говорит Бауыржан Ахметаев.

По словам эксперта, все дело в технологии, по которой работают именно небольшие заводы с ограниченным ассортиментом, не производящие кисломолочную продукцию: молоко, поступающее на предприятие, сепарируют, получая сливки и обрат. Из сливок делают сливочное масло, из обрата – сухое обезжиренное молоко. Таким образом, из одной партии сырья производится два вида продукции: сливочное масло и сухое молоко. И заявку на получение субсидий производитель может подать либо по маслу, либо по молоку, и он  априори поставлен в неравные условия и с более мощными конкурентами и с теми заводами, кто сухое молоко вообще не производит.

«Получается, нет стимула для производства сухого молока. Тот, кто производит только масло, но не производит сухое молоко, и кто производит оба продукта, получают одинаковый объем субсидий. И поэтому мы считаем, нужно вносить какие-то изменения, чтобы поддержать производителей сухого молока. Нужны какие-то стимулирующие меры. Этот вопрос планируется выносить на обсуждение рабочей группы в министерстве сельского хозяйства, в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», и у нас есть несколько предложений. Во-первых, можно внести изменения в действующие правила субсидирования затрат молокоперерабатывающего предприятия: если производит только масло – один норматив, если из одного объема сырья производит и масло, и сухое молоко, то применять повышенный норматив. Субсидирование направлено на удешевление сырья для предприятия, чтобы снизить затраты на закуп сырья, потому что в любом производстве основная составляющая себестоимости продукции  – это затраты на сырье. И государство, чтобы снизить эту нагрузку, выдает субсидии. Но по сухому молоку по нашей области это пока не очень эффективно.

Второе предложение – какие-то другие меры компенсации, может быть, какие-то преференции в виде снижения тарифов – ведь это очень энергозатратное производство. Производителей у нас не так уж много, и здесь нужна точечная поддержка.

Еще одно предложение – сделать увязку именно к объемам произведенной продукции. Сегодня субсидии выплачиваются за объем закупленного молока», - рассказывает Бауыржан Ахметаев.

По его мнению, если меры государственной поддержки будут эффективными, то это будет стимулом не только для восстановления законсервированных производств, но и для открытия новых: предприниматели будут видеть, что здесь есть перспектива, будут чувствовать поддержку и развивать это производство. Пока же имеющиеся мощности не загружены именно из-за несовершенства правил, регулирующих господдержку. Но это не единственная проблема.

«Есть и вопросы импорта. В прошлом году, когда упал курс рубля, хлынул большой поток импортной продукции, и наши производители сухого молока не могли конкурировать с ними по цене. Очень дешевая продукция шла из-за границы, цена была на 40% ниже нашей. Например, из Украины сухое молоко продавалось по 600 тенге, а себестоимость молока с наших заводов составляла 1000 тенге. Импорт и сегодня присутствует, но он должен быть второстепенным, а наша продукция - конкурентоспособной. Для этого нужна господдержка. Возможно, здесь тоже нужны какие-то ограничительные меры со стороны государства - квоты, например. Потому что сегодня производители сухого молока в шаге от того, чтобы прекратить производство. Порой дешевле купить импортное, чем производить свое. Ведь проще всего делать только масло из сливок, а обрат выливать, но предприятия пускают его на глубокую переработку, и это стремление нужно приветствовать и поддерживать», - говорит эксперт.

По данным Палаты предпринимателей, 680 млн. тенге выделено на субсидии молокоперерабатывающим предприятиям СКО в 2016 году. Более детальные цифры и нюансы для нас остались тайной: управление сельского хозяйства СКО проигнорировало просьбу корреспондента аbctv.kz о комментарии.

Диана Слинькова, Петропавловск

Тимур Кулибаев: меры господдержки нужно направить на восстановление пострадавших секторов бизнеса

22 Сентябрь 2020 14:14 3734

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.  

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.

Во встречах приняли участие 463 предпринимателя из всех уголков Казахстана. Диапазон вопросов был самым широким, но при этом наиболее часто поднимались вопросы по следующим темам: меры поддержки и восстановление бизнеса после пандемии, проблемы сферы АПК, закупки недропользователей и АО «Самрук-Казына», развитие местного содержания, вопросы утилизационного сбора, вопросы налогообложения и защиты собственного рынка и др.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом пакет вопросов был озвучен на уровне премьер-министра. Как итог 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО. Формат онлайн-встреч с бизнесом будет постоянным», – подчеркнул председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Предприниматели из разных регионов Казахстана озвучили проблемные вопросы, которые препятствуют восстановлению бизнеса.

Директор ТЦ CITY Shopping Center Николай Чабаненко из Актюбинской области:

«На сегодняшний день растет напряженность среди арендаторов торговых домов, так как на 40% сократилось время работы. Растет недовольство, потому как проходит сезон торговли товарами, закупленными и не реализованными весенними товарами. На закуп зимних товаров нет оборотных средств у арендаторов. На сегодняшний день в 135 торговых объектах заняты 8,5 тыс. торгующих. Просим рассмотреть вопрос разрешения работы для объектов торговли».

Также алматинские бизнесмены пожаловались, что отдельные виды бизнеса все еще остаются под запретом, при этом в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики в период режима ЧП и карантина не включены столовые в школах, боулинги, компьютерные клубы и др.

ОКЭД указанных видов деятельности не включены в число наиболее пострадавших отраслей экономики (Постановление правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения»).

Следовательно, данные отрасли экономики не получили льготы от государства в виде освобождения от налогов и социальных платежей в фонд оплаты труда.

«Предприниматели не могут работать, а значит, выплачивать заработную плату и оплачивать обязательные платежи, в том числе и отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. В связи с чем заболевшие сотрудники, которые были отправлены в неоплачиваемый отпуск, не могут получить медицинскую помощь из-за отсутствия платежей в данный фонд во время приостановления деятельности предприятия. Им предлагают оплачивать все медицинские услуги самостоятельно, но у неработающих людей нет на это средств», – отметил генеральный директор ТОО Izo-Market KМ Константин Босиков (Алматы).

С существенными проблемами сталкиваются предприниматели, специализирующиеся на пассажирских перевозках. 

«Перевозчики сегодня испытывают финансовые затруднения. Это связано с тем, что деятельность общественного транспорта тоже была приостановлена актами государственных органов, доходов нет. Предлагаем поддержать возможные меры: внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс для предоставления налоговых льгот в виде освобождения по налогу на транспортные средства», – отметила директор ТОО «Дана-Дель» Бахыткуль Токтыбаева (Жамбылская область).

Предприниматели подчеркивают, что ограничение по количеству посетителей практически остановило деятельность таких объектов общественного питания, как банкетные залы.

«Знаем, что общественное мнение разделилось по вопросу широкого развития услуг по проведению банкетов. Но дело в том, что данная категория предпринимателей на самом деле оказалась в безвыходном финансовом положении. Есть коллективы, обязательства по кредитам. Работать по своему направлению нельзя уже на протяжении полугода, дополнительный кредит на изменение вида деятельности уже не выдадут. Следует ожидать ареста имущества и выставления на продажу. Действующие антикризисные меры для данной категории предпринимателей недостаточны», – отметила руководитель Ассоциации предприятий общественного питания Ляна Турсынова.

Представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» участвуют в разработке и дополнении плана дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях. В данный план включена отсрочка по налогам и социальным платежам для субъектов МСП до конца текущего года, норма по неначислению процентов по отсроченным кредитам субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства за период отсрочки, по освобождению до конца 2020 года субъектов МСП от платы за аренду объектов госимущества и имущества субъектов квазигоссектора.

Вопрос компенсации оплаты коммунальных услуг предприятий, деятельность которых ограничена в период карантина, будет вынесен на очередное заседание госкомиссии по восстановлению экономического роста. Также эксперты НПП «Атамекен» активно участвуют в рабочей группе по разработке условий по субсидированию процентной ставки, озвученной президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в рамках послания от 1 сентября 2020 г.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом в мае 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО.  Вопросы, которые озвучил бизнес сегодня, будут решаться в таком же формате. Часть ваших предложений была включена коллегами в план дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях, часть после анализа будет включена в ближайшее время», – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Какие вопросы предприниматели озвучили Тимуру Кулибаеву?

22 Сентябрь 2020 11:41 27091

Решение насущных проблем бизнеса – главная задача правления и региональных палат.   

Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев провел серию встреч с новоизбранными членами региональных советов по защите прав предпринимателей. С начала этого года и с начала периода пандемии это третья серия встреч.

В конце мая глава «Атамекена» встречался с предпринимателями всех регионов, 84 системных вопроса бизнеса, озвученных на этих встречах, были обсуждены совместно с премьер-министром РК Аскаром Маминым и членами правительства 10-11 июня. Около половины, или 41 вопрос, было решено в период с июня по сентябрь: их включили в план реализации правительства и в меры поддержки.

В течение четырех дней, с 15 по 18 сентября, более 100 бизнесменов со всех уголков страны озвучивали системные проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно в своей предпринимательской деятельности. Во встрече в онлайн-формате приняли участие 463 предпринимателя из состава регсоветов. Более 60% из этих предпринимателей избраны в августе на первых масштабных страновых выборах.

Вопросы охватили все сферы бизнеса – от торговли до промышленности. Правление Национальной палаты и директора регпалат взяли в работу более сотни проблемных вопросов.

«Мы сегодня впервые собрались в новом составе. В прошедших выборах в региональные советы приняли участие 145 тыс. предпринимателей, именно их голоса сформировали новые составы советов по всему Казахстану. Важно бизнес поддержать в текущий непростой период. Радует, что диалог с правительством идет тесный, многие наши инициативы по поддержке нашли отражение. В эту работу должны активно вовлекаться члены регсоветов, отраслевых комитетов, нам нужна и важна ваша экспертиза. Ведь за вами не только ваши предприятия, вы даете актуальные данные по целым отраслям. 29 октября мы планируем провести съезд, и все регсоветы будут выдвигать своих делегатов. У нас есть чуть больше месяца, чтобы посмотреть, как мы можем помочь предприятиям. К тому моменту мы должны сообщить о результатах по обсуждаемым вопросам», – отметил Тимур Кулибаев.

Пройти границу с Россией – дорого и долго

Одним из первых вопросов, поднятых представителями северных регионов, стало приграничное сотрудничество. По словам председателя регионального совета по Северо-Казахстанской области Олега Иванова, проблема транспортировки груза на российско-казахстанской границе существует не первый год.

«Большинство постов РФ на границе не оборудованы сканерами для проверки грузовых автомобилей. Там, где они есть, происходит их периодическое отключение. Проблема наблюдается на пункте между Северо-Казахстанской областью РК и Курганской областью РФ. Процедуре досмотра по российскому законодательству подвергается каждый автомобиль с грузом, пересекающий границу. То есть по каждому транспортному средству необходимо либо создавать технические проходы, а это до 20% от объема перевозимого товара, либо в пункте досмотра производить выгрузку/погрузку товара. Для этого созданы спецбригады, стоимость их услуг начинается от 50 тыс. тенге за каждый автомобиль. Ситуацию усугубляют карантинные мероприятия, не везде их пускают, и не везде эти бригады есть», – отметил Олег Иванов.

Поэтому перевозчикам приходится перемещаться к другим постам с действующим сканером, а это расходы, которые закладываются в себестоимость продукции. Таким образом, из-за проблемы сканеров бизнес несет допзатраты: в среднем 19 млн тенге в сутки, за пять месяцев цифра достигает около 3 млрд тенге. К слову, подобных сложностей при прохождении досмотра с казахстанской стороны не имеется.

Для решения этого вопроса предприниматели предлагают проработать более четкую классификацию автотранспорта, а также провести переговоры с российской стороной.

Таможенная стоимость: проблемы и решения

В целом вопрос таможенного администрирования волнует подавляющее число казахстанских бизнесменов. В «Атамекен» неоднократно обращаются предприниматели с такой проблемой: таможенные органы при корректировке таможенной стоимости ввозимых товаров не принимают во внимание обоснования бизнеса по принятию заявленной таможенной стоимости по цене сделки, предусмотренные таможенным законодательством.

Предложения для решения данной проблемы озвучил исполнительный директор ТОО Agrilife Harvest Нуржан Кожамуратов. Он предложил разместить информацию о стоимости товаров на открытом портале, доступном импортерам, для планирования издержек бизнеса. Также передать процедуру проведения ценовых исследований в ведение НПП РК «Атамекен».

«Определять стоимость товаров без вариативности по нижней цене. Разработать методические рекомендации по контролю таможенной стоимости для территориальных органов государственных доходов, при этом предусмотреть ответственность за неисполнение установленных правил. Разработать и направить подробные разъяснения по вопросам определения таможенной стоимости и применения ценовой информации для участников внешнеэкономической деятельности. Выработать системные меры совместно с КГД и НПП РК «Атамекен», в том числе при рассмотрении спорных вопросов по таможенной стоимости. Выработать механизмы взаимодействия и участия НПП РК «Атамекен» в рассмотрении жалоб бизнеса по вопросам определения и контроля таможенной стоимости», – озвучил Нуржан Кожамуратов предложения от бизнеса.

Что помешает ЛПХ сдавать скот на переработку с 2021 года

К слову, в «четкой классификации» нуждается и сфера АПК. Предприниматели ЗКО всерьез обеспокоены недостаточной загруженностью мясоперерабатывающих предприятий. Как отметил директор ТОО «Кублей» Талгат Берекешев, АПК развивается недостаточными темпами, даже несмотря на господдержку.

«Госпрограммой развития АПК на 2017-2021 годы перед МСХ РК поставлена задача по увеличению экспорта переработанной продукции в 2,5 раза. При этом 80% произведенной в Казахстане продукции сельского хозяйства экспортируется в виде сырья, без переработки. К примеру, по данным МСХ РК, загрузка мощностей мясоперерабатывающих предприятий за 2019 год колеблется всего в пределах 30-40%», – отметил Талгат Берекешев.

Согласно Налоговому кодексу, личное подсобное хозяйство (ЛПХ) при сдаче живого скота на сумму 783 396 тенге не облагается налогами, а все, что выше, облагается. Учитывая рост цен на продовольственные товары и сырье (затраты на корма и содержание с/х животных), это более двух голов КРС за один год. Тогда как статистические данные МНЭ РК говорят о том, что 70% сельскохозяйственных животных сконцентрировано у ЛПХ, то есть страну обеспечивает с/х продуктами сельский житель.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса РК, данная норма действует только до 1 января 2021 года.

«То есть с 1 января 2021-го ЛПХ не будут заинтересованы продавать сельхозпродукцию на переработку, поскольку будут обязаны уплатить налог 21% (ИПН, ОПВ, ОСМС и ВСМС) от дохода. Данная норма будет сдерживать разведение сельскохозяйственных животных сельским населением, ограничивать физические лица в выборе сбыта сельхозпродукции и будет одним из препятствий повышения загруженности перерабатывающих заводов», – подытожил Талгат Берекешев.

Точечные меры для закона о промышленной политике

Инициативу пересмотреть вопросы налогообложения поддерживают и представители промышленного сектора.

«В своем послании глава государства поручил до конца года разработать унифицированный закон о промышленной политике. Предприятия области поддерживают эту инициативу. Мы считаем необходимым включение в этот закон точечных мер поддержки, таких как льготное финансирование, предоставление налоговых преференций, натурных грантов, частичное гарантирование, механизмы экспортной поддержки, обеспечение долгосрочными заказами. Также применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость к обороту по реализации продукции, произведенной в Республике Казахстан», – перечислил учредитель карагандинского ТОО «Инкар-1» Куандык Нурпеисов.

Он отметил, что также имеются нерешенные проблемы. Так, в контрактах некоторых компаний предусмотрена возможность сокращать объем поставок по уже подписанным договорам, срок оплаты поставщикам 60 и более дней, при этом происходят задержки, которые невозможно оспорить.

Предприятия готовы принять на себя встречные обязательства: создание и модернизация производств, увеличение объемов производства, выпуск новых импортозамещающих видов продукции, насыщение внутреннего рынка товарами и увеличение экспортных поставок, создание новых рабочих мест.

Непростые сертификаты, единое окно

Предприятиям промышленного сектора, вернувшимся в рабочий режим, зачастую приходится испытывать трудности с сопроводительными документами, в числе которых и сертификаты.

«Отечественные товаропроизводители, в частности ТОО «ВиброМастерКазахстан» и ТОО «Парижская коммуна XXI», имеют ряд проблем с усложненной процедурой оформления сертификата СТ-1 (товар на экспорт). Проблема в том, что департамент госдоходов по Актюбинской области с октября 2019 года прекратил заверять товаросопроводительные документы и декларацию на товары и сообщил о необходимости заверения по месту регистрации юридического лица», – рассказал директор ТОО «Ремстройгрант» Арыстанбек Жумабаев.

Среди возможных мер по решению этой задачи предприниматели предлагают создать единое окно для заверения в территориальных ДГД, ЭСФ и декларации товаров. Рассмотреть упрощение процедуры с оформлением СТ-1 и получать с отметкой органа государственных доходов по примеру принципа единого окна для заверения в территориальных ДГД, ЭСФ и декларации товаров.

Также предприниматели выдвинули предложение интегрировать портал государственных закупок с реестром СТ-KZ и индустриальным сертификатом.

«Вопрос с интеграцией сертификатов СТ-KZ с порталом государственных закупок остается открытым, так как процедура интеграции сертификатов СТ-KZ с порталом государственных закупок зависит от бюрократических факторов, таких как проведение МВК при МИИР РК с последующим вынесением соответствующего приказа и направлением в МФ РК для интеграции. Сегодня эта процедура (от получения сертификата СТ-KZ до интеграции с порталом государственных закупок) занимает от 20 до 30 дней. Многие предприниматели вынуждены приостанавливать производство, направлять рабочих в отпуск без сохранения заработной платы и др., что в итоге может повлиять и на полное закрытие предприятия», – обратил внимание в ходе встречи директор ТОО «Астанинский электротехнический завод» Аскар Сыздыков.

Предлагаемой мерой для решения этой задачи является упрощение процедуры включения в реестр поставщиков путем интеграции данных портала СТ- KZ с порталом государственных закупок и автоматизация процесса.

Квазигоссектор мешает IT-решениям

Внедрение цифровых продуктов во все сферы жизни, в том числе в деятельность бизнеса, остается приоритетной задачей на ближайшие несколько лет. Об этом неоднократно говорили правительство, а также Нацпалата, которая, к слову, уже активно переводит в цифровой формат большую часть услуг.

Руководитель ИП Project Lab Гульвира Абетова подняла вопрос защиты интересов бизнеса по IT-решениям в отрасли ЖКХ.

«На сегодняшний день нет принятых правил и отмечены случаи, когда государство предлагает свои решения там, где присутствует бизнес. Бизнес только начинает инвестировать свои финансы и знания в развитие этих направлений, как приходит квазигоссектор и говорит, что у нас это есть. Последний случай был с центром сертификации, нарушение Yellow Pages, причем с участием одной ассоциации. На сегодняшний день возможен риск для развития приложения по управлению домами, созданию центра сертификации, платформы для обучения. Для запуска этих продуктов необходимо участие госорганов, чтобы документы, которые являются формой завершения при оказании услуг, были приняты на уровнях юстиции, и жилищной инспекции, и других госорганов. Также оператор в ЖКХ обязан распространять методики, создавать правила, давать аналитику. У них это закреплено законом. IT – это зачастую стартапы, необходимо на стадии развития их поддерживать», – подчеркнула Гульвира Абетова.

Предложения по Qoldau

В ходе встречи снова поднимался вопрос повышения тарифов абонентской платы за пользование ИСС Qoldau, который уже ранее озвучивался бизнесом в ходе совещания по развитию регионов страны под председательством премьер-министра.

Напомним, что с 1 июня этого года тариф абонентской платы за пользование ИСС Qoldau повышен в 3,7 раза. Повышение абонентской платы АО «Информационно-учетный центр» произвели в одностороннем порядке без согласования с СХТП, МСХ РК и НПП.

Предприниматели предлагают сделать альтернативу подачи заявки на субсидирование через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» или через ИСС Qoldau, а также предусмотреть возможность пользоваться программой бесплатно или же единовременный платеж раз в год.

Шымкентские проблемы: экспорт в Узбекистан и легпром

Шымкентских предпринимателей волнуют трудности в вопросе экспорта продукции в Узбекистан.

«Наши предприятия готовы наращивать объемы экспорта в соседнюю страну. Однако одним из барьеров являются акцизные налоги, установленные на ввозимые в Узбекистан товары. Сегодня по 96 товарным позициям установлены акцизные налоги от 5% до 50% от таможенной стоимости товара. В то время как в Республике Казахстан на товары из Узбекистана аналогичные акцизные налоги не установлены. Также при экспорте в Узбекистан казахстанские отечественные товаропроизводители уплачивают НДС в размере 15% (в Казахстане ставка НДС – 12%). При таких обстоятельствах очень трудно конкурировать с узбекскими производителями не только на рынке Узбекистана, но и внутри нашего рынка», – отмечает председатель регионального совета Палаты предпринимателей города Шымкента Кайрат Молдасеитов.

Бизнесмены региона предлагают проработать вопрос с министерством торговли и интеграции РК и установить зеркальные меры по отношению к товарам из Узбекистана, а также возмещать экспортерам Казахстана затраты на акцизные ставки при экспорте в Узбекистан.

К слову, третий крупнейший город является не только торговым хабом юга страны, но и лидером по производству продукции легкой промышленности.

«Хотелось бы отметить, что Шымкент является целым кластером легкой промышленности, здесь весь цикл изготовления готовой продукции, от тканей до фурнитуры. Развивая данный кластер, мы можем конкурировать с производителями, представляющими южных соседей. В связи с этим просим рассмотреть возможности придачи статуса СЭЗ всем предприятиям легкой промышленности, находящимся в городе Шымкенте», – с таким предложением выступил директор ТОО Azala Group Берик Кадыргалиев.

«Важно дать возможность работать предприятиям»

По итогам встреч планы работ региональных палат и центрального аппарата будут скорректированы с учетом поступивших вопросов, каждый вопрос будет находиться на контроле председателя президиума и председателя правления. Ответственные сотрудники будут персонально отвечать за продвижение интересов предпринимателей, которые озвучили вопросы, касающиеся не только собственных интересов, но и интересов целых отраслей. К решению вопросов подключатся и соответствующие государственные органы в рамках совместного проектного офиса по развитию предпринимательства с участием правительства.

«Уважаемые коллеги, я хочу вас всех поблагодарить за активное участие в этой встрече. Хочу поблагодарить за четыре продуктивные встречи, мы обсудили более 100 вопросов. Хотел бы попросить членов региональных советов, чтобы они вели анализ региональных проблем бизнеса. Вы знаете, что правительство предложило ряд мер по поддержке бизнеса. Те меры, которые предложили мы, как НПП, они сегодня реализуются. Надо посмотреть эффективность реализации. Там, где меры неэффективные или невостребованные, мы должны быстро корректировать, поэтому для нас очень важно продолжить тесное взаимодействие уже в рабочем порядке. Вся экономика сейчас работает через призму санитарных норм. Это совершенно новые условия, мы будем защищать интересы бизнеса, важно дать возможность работать предприятиям, учитывая саннормы. Поддержка от правительства есть, но будем продолжать обсуждать их эффективность, предлагая новые подходы», – завершая встречу, подчеркнул Тимур Кулибаев.

Подпишитесь на наш канал Telegram!