Субсидии не для всех

Диана Слинькова Диана Слинькова
6108

Производители сухого молока страдают из-за несовершенства правил субсидирования, когда нарушается равенство прав производителей на господдержку.

Субсидии не для всех

Ряд производителей без преувеличения стратегического для Казахстана продукта – сухого обезжиренного молока – по их словам, находятся в шаге от того, чтобы свернуть его выпуск.

Производство энергозатратное, но из-за несовершенства мер господдержки не все молокоперерабатывающие предприятия получают государственные субсидии.

Этот вопрос директор ТОО "Тайынша сүті" из Тайыншинского района Северо-Казахстанской области Каиргельды Таргаутов поднял на недавней встрече представителей местного бизнеса с уполномоченным по правам предпринимателей в РК Болатом Палымбетовым:

"Мы выпускаем в числе других продуктов  сухое молоко. Таких заводов, как мой, всего  четыре в Казахстане. Один находится в Павлодаре, три других - в СКО. Уже третий год  в нашем государстве осуществляется субсидирование производства  сухого молока.  Страна потребляет примерно 18-20 тысяч тонн этого продукта, а производит всего около трех тысяч тонн.  В то время как в регионе (в СКО – прим. ред.) получает субсидии всего один завод, а оставшиеся два - нет. Я три года обращаюсь во все структуры и органы, но никто не может дать ответ, почему два завода не получают субсидии. А ведь речь идет о сумме свыше 200 миллионов тенге. И если только одному предприятию будет оказываться такая финансовая помощь, то оно может "задавить" два других, поскольку, не имея такой же поддержки, последние уже уходят в тень. Получается, равенство прав на господдержку не соблюдается. И об этом я говорю на всех совещаниях, но вопрос уже который год не решается".

Правила – не Библия, можно и переписать?
Как рассказал Каиргельды Таргаутов abctv.kz, все проблемы – от несовершенства Правил субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки, утвержденных постановлением правительства в мае 2014 г. Вкратце суть их такова: если из одного и того же объема сырья производится два продукта (в данном случае это сливочное масло и сухое молоко), то субсидии выдаются только на один продукт. Экономически выгоднее, говорит г-н Таргаутов, получить субсидии на масло, но тогда предприятие становится неконкурентоспособным на рынке закупа молока у населения, не имя возможности без господдержки предложить хорошую цену за сырье. В такой ситуации оказались небольшие заводы, производящие ограниченный ассортимент продукции. У "Тайынша сүті" на сегодняшний день это сливочное масло, сухое молоко и рассольные сыры. При этом крупные заводы, производящие еще и кисломолочную продукцию, этих проблем не знают, т.к. закупают несравнимо большие объемы молока и могут варьировать ими в отчетах.

"Правила разрабатывались для поддержки производителей, в том числе сухого молока, а на деле получились дискриминация и уничтожение производства сухого молока. Есть предприятия, которые принимают 30 тонн молока в день и делают всего два вида продукции – масло и сухое молоко, субсидии дают только на один вид продукции, и экономически выгоднее субсидии получить за масло. А есть предприятия, которые принимают в день 250 тонн молока, и они могут варьировать этими объемами.  Но мне непонятно: почему другому заводу дают субсидии в размере, составляющем мой годовой оборот, а мне – ничего, хотя мы производим одну и ту же продукцию, очень необходимую стране?", - недоумевает Каиргельды Таргаутов.

Он считает, что из-за высокой энергозатратности производство сухого молока в Казахстане сегодня невыгодно, именно поэтому многие заводы  - в Рудном, Шемонаихе, Кокшетау - законсервированы до лучших времен. А страна тем временем покупает сухое молоко в России, Белорусии и даже во Франции.

"Из 22 тонн молока получается тонна масла и 1,7 тонны сухого обезжиренного  молока. На килограмм масла у меня затраты 100 тенге, на килограмм сухого молока – 220 тенге. Это очень затратное производство – каждую молекулу надо отделить, высушить, отряхнуть, потом собрать сухими и положить в мешок. Для сравнения могу привести в пример соседний Чкаловский молокозавод -  здесь производят масло и сыр нежирный и работают 23 человека. У меня на производстве сухого молока и такого же масла почти 70 человек задействовано. На Чкаловском в летний сезон за электроэнергию уходит 200-250 тысяч тенге в месяц, у меня – полтора миллиона. Поэтому в Казахстане не стремятся этим заниматься, остались мы, как говорится, последние из могикан", - говорит г-н Таргаутов.

Он вспоминает 2009 год, когда на рынок Казахстана со своим сухим молоком зашла Белоруссия и сразу уронила цену сухого молока в регионе с 540 до 260 тенге. Многие заводы сухого молока просто встали – невыгодно стало нести огромные затраты на производство и продавать за копейки, а у белорусов - мощная господдержка.

"Летом молока было море, зимой стало мало, и они с 260 поднимают цену до 1050 – на мой взгляд, это была экономически продуманная чуть ли не военная операция. А зимой же все задыхаются, всем молоко нужно, кто не успел по 260 купить – вынужден был переплачивать вчетверо", - говорит глава компании.

Сегодня законсервированные предприятия можно и нужно поставить в строй, считает директор молзавода. Необходимо лишь внести изменения в Правила субсидирования и помогать всем одинаково.

"Сегодня я не могу составить конкуренцию своему коллеге, который получает субсидии и может дать на закупе молока на 10-15 тенге за литр больше. У меня 30 поселков, где я покупаю молоко, в 25 из них работает и мой конкурент. И вот результат: если раньше я принимал 30-40 тысяч тонн молока в день, то сейчас принимаю 15. Но ведь эти пресловутые Правила субсидирования – не Коран и не Библия, их можно переписать. Надо добиться, чтобы из одного сырья субсидировали два продукта. И тогда стартует Рудный, стартует Кокшетау, другие предприятия – кому от этого плохо? Сразу увеличится закуп молока у населения, народ воспрянет. Нужно летом, пока сезон, все молоко собрать, у населения купить, поддержав тем самым местного производителя, чтобы законсервировать, а зимой употребить. Вот вам и внутренние обороты, и продовольственная, и экологическая безопасность, и здоровье нации. Давайте всем одинаково или скажите: "Ребята, для Казахстана сухое молоко не важно", и мы остановим производство стратегического продукта и перейдем на творог и сыры", - говорит Каиргельды Таргаутов.

Дешевле купить импортное, чем производить свое
В региональной Палате предпринимателей признают: проблема действительно существует, и ее надо решать.

"У нас масса заводов работает на сухом молоке. При этом большая его часть покупается за рубежом, а наши мощности фактически не используются в полную силу. И в весенне-летний период - основное время поступления молока, когда заводы не успевают их перерабатывать - предприятия могли бы производить  сухое молоко. Этот вопрос, действительно, очень актуальный", - соглашается директор Палаты предпринимателей СКО Турар Искаков.

Эксперт палаты Бауыржан Ахметаев говорит, что общая проблема молокоперерабатывающих предприятий Казахстана – нехватка сырья в осенне-зимний период и переизбыток его весной и летом, сезонность производства достигает коэффициента 1:8-1:9. Для стабильного обеспечения населения молочными продуктами многие предприятия зимой используют сухое молоко, а молокоперерабатывающие предприятия Казахстана не могут закрыть потребность в нем, практически 90% необходимых объемов страна импортирует. Например, согласно анализу министерства национальной экономики, в 2014 году объем импорта из Белоруссии, Украины, Польши, России и Франции составил 28,8 тысяч тонн на сумму 116 млн. тенге. А Казахстан производил порядка 3 тысяч тонн, или 10%. В том же 2014 году были приняты Правила субсидирования, но ситуация кардинально не изменилась.

"Сегодня сухое молоко производится в Северо-Казахстанской, Павлодарской и Жамбылской областях. В СКО работают три завода, которые производят более 40% всего казахстанского объема. Два из них – "Тайынша сүтi" и "Сергеевка өнімдері" - испытывают проблемы из-за несовершенства правил субдидирования производства сухого молока. С 2014 года по программе "Агробизнес-2020" начала работать программа по субсидированию затрат молокоперерабатывающих предприятий на закуп сырья, которая была направлена именно на импортозависимые позиции – сахар, сыр, масло сливочное, сухое молоко. И если по другим позициям поддержка ощущается, то по сухому обезжиренному молоку уже сейчас видно, что нет ожидаемого эффекта: объемы производства у нас не растут", - говорит Бауыржан Ахметаев.

По словам эксперта, все дело в технологии, по которой работают именно небольшие заводы с ограниченным ассортиментом, не производящие кисломолочную продукцию: молоко, поступающее на предприятие, сепарируют, получая сливки и обрат. Из сливок делают сливочное масло, из обрата – сухое обезжиренное молоко. Таким образом, из одной партии сырья производится два вида продукции: сливочное масло и сухое молоко. И заявку на получение субсидий производитель может подать либо по маслу, либо по молоку, и он  априори поставлен в неравные условия и с более мощными конкурентами и с теми заводами, кто сухое молоко вообще не производит.

"Получается, нет стимула для производства сухого молока. Тот, кто производит только масло, но не производит сухое молоко, и кто производит оба продукта, получают одинаковый объем субсидий. И поэтому мы считаем, нужно вносить какие-то изменения, чтобы поддержать производителей сухого молока. Нужны какие-то стимулирующие меры. Этот вопрос планируется выносить на обсуждение рабочей группы в министерстве сельского хозяйства, в Национальной палате предпринимателей "Атамекен", и у нас есть несколько предложений. Во-первых, можно внести изменения в действующие правила субсидирования затрат молокоперерабатывающего предприятия: если производит только масло – один норматив, если из одного объема сырья производит и масло, и сухое молоко, то применять повышенный норматив. Субсидирование направлено на удешевление сырья для предприятия, чтобы снизить затраты на закуп сырья, потому что в любом производстве основная составляющая себестоимости продукции  – это затраты на сырье. И государство, чтобы снизить эту нагрузку, выдает субсидии. Но по сухому молоку по нашей области это пока не очень эффективно.

Второе предложение – какие-то другие меры компенсации, может быть, какие-то преференции в виде снижения тарифов – ведь это очень энергозатратное производство. Производителей у нас не так уж много, и здесь нужна точечная поддержка.

Еще одно предложение – сделать увязку именно к объемам произведенной продукции. Сегодня субсидии выплачиваются за объем закупленного молока", - рассказывает Бауыржан Ахметаев.

По его мнению, если меры государственной поддержки будут эффективными, то это будет стимулом не только для восстановления законсервированных производств, но и для открытия новых: предприниматели будут видеть, что здесь есть перспектива, будут чувствовать поддержку и развивать это производство. Пока же имеющиеся мощности не загружены именно из-за несовершенства правил, регулирующих господдержку. Но это не единственная проблема.

"Есть и вопросы импорта. В прошлом году, когда упал курс рубля, хлынул большой поток импортной продукции, и наши производители сухого молока не могли конкурировать с ними по цене. Очень дешевая продукция шла из-за границы, цена была на 40% ниже нашей. Например, из Украины сухое молоко продавалось по 600 тенге, а себестоимость молока с наших заводов составляла 1000 тенге. Импорт и сегодня присутствует, но он должен быть второстепенным, а наша продукция - конкурентоспособной. Для этого нужна господдержка. Возможно, здесь тоже нужны какие-то ограничительные меры со стороны государства - квоты, например. Потому что сегодня производители сухого молока в шаге от того, чтобы прекратить производство. Порой дешевле купить импортное, чем производить свое. Ведь проще всего делать только масло из сливок, а обрат выливать, но предприятия пускают его на глубокую переработку, и это стремление нужно приветствовать и поддерживать", - говорит эксперт.

По данным Палаты предпринимателей, 680 млн. тенге выделено на субсидии молокоперерабатывающим предприятиям СКО в 2016 году. Более детальные цифры и нюансы для нас остались тайной: управление сельского хозяйства СКО проигнорировало просьбу корреспондента аbctv.kz о комментарии.

Диана Слинькова, Петропавловск

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться