Где найти убежище от бомбоубежища

9183

Содержание объектов гражданской обороны (ГО) советских времён обойдётся актюбинским предпринимателям в десятки миллионов тенге.

Где найти убежище от бомбоубежища

Как рассказали в палате предпринимателей "Атамекен" Актюбинской области (региональная палата, РПП), к ним обратились субъекты малого и среднего предпринимательства с проблемным вопросом восстановления и содержания, комплектации, а также эксплуатации защитных сооружений (убежищ) ГО, находящихся на их территории.

Все без исключения объекты и защитные сооружения, о которых идёт речь, были спроектированы и построены в советский период в рамках государственной системы гражданской обороны. Считалось, что существует реальная угроза начала военных действий между странами Варшавского договора и НАТО с применением оружия массового поражения. Бомбоубежища соответствовали техническим нормам того времени, и их содержание осуществлялось за счёт средств государственного бюджета. Дислокация и оснащение таких сооружений определялись по комплексу специальных критериев.

"Эта проблема досталась в наследство от Советского Союза. В штате предприятий, на территории которых расположены сооружения гражданской обороны, во времена существования СССР состояли сотни, а то и тысячи работников. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Созданные в период независимости РК новые предприятия не являются их правопреемниками и получили защитные сооружения в составе имущественных комплексов по принципу территориального расположения, которые никоим образом не связаны ни с численностью сотрудников предприятия, ни с его отраслевой принадлежностью. Техническое состояние этих защитных сооружений не позволяет их считать таковыми вовсе, а для восстановления, комплектации и текущего содержания требуются значительные средства, не предусмотренные в бюджетах предприятий. На многих предприятиях эти сооружения пришли в негодность или вышли из строя", – пояснил начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров РПП Актюбинской области Руслан Куйшинов.

Однако на сегодняшний день по требованиям ДЧС защитные сооружения необходимо привести в надлежащее состояние либо отстроить новые защитные сооружения, а также нести затраты по их комплектации и содержанию, что требует со стороны бизнеса больших финансовых затрат, и в силу сложившейся экономической ситуации для субъектов бизнеса это является непомерной финансовой нагрузкой.

Если бизнес не может

"Представители предприятий, обратившиеся к нам, говорят, что это уже не те заводы и фабрики, которые были в советское время. Сейчас производства перепрофилированы. На некоторых предприятиях в настоящее время количество работающих значительно сократилось. Например, на Актюбинском авиаремонтном заводе работали 2000 человек. Сейчас количество сотрудников в АО с одноимённым названием сократилось до 180 человек, в АО "Актюбинский завод металлоконструкций" – с 600 до 180 человек. В ТОО "Полиграфия" работают всего 49 человек, а компания относится к субъектам малого бизнеса.

Некоторые предприятия переориентировали сферу деятельности или из-за сложившейся конъюнктуры рынка планируют переориентироваться на другую деятельность, такие как: бывший завод АО "Актюбрентген" (выпуск рентген-аппаратуры), ныне ТОО "Виар" (сдача в аренду торговых мест); бывший завод по ремонту сельскохозяйственной техники АО "Трактор", ныне АО "Актюбинский завод нефтяного оборудования". ТОО "Энергосистема" и вовсе субъект естественной монополии, у которого затраты на содержание защитного сооружения в тарифах не предусмотрены", – рассказал Руслан Куйшинов.

Abctv.kz пояснили, что ДЧС может в любой момент прийти с проверкой. Если защитное сооружение не соответствует всем требованиям, то предприятию сначала выпишут предписание об устранении, а далее может последовать административный штраф. Всё это в актюбинской РПП сравнили с бомбой замедленного действия. Предупреждения в отношении предпринимателей уже были.

Как решить

"Мы обращались по этому поводу в Комитет по ЧС, но нам там сказали, что они будут исполнять всё, предписанное законом. Мы же по всем законодательным и нормативным документам обязаны следить за этим бомбоубежищем, проводить необходимые мероприятия. Но еще в советское время, в 1986 или 1989 году, это сооружение не было достроено до конца. Руководство тогда отрапортовало, что объект готов и сдан в эксплуатацию. Про него благополучно забыли. А сейчас в связи с новыми положениями за это серьёзно взялись", – прокомментировал инженер по ТБ и ОТ Актюбинского авиаремонтного завода Сергей Пережогин.  

По его словам, даже по грубым расчётам, чтобы бомбоубежище привести в рабочее состояние, необходимо 20-30 млн тенге. Когда в советское время завод работал, в штате было 2 тыс. человек, а не 180, как сейчас.

"Мы выполняли гарантированный госзаказ. Сейчас этого нет. У нас АО, то есть частное предприятие. Самолеты Ан-2, которые мы ремонтируем, уже снимаются с эксплуатации. Вертолеты Ми-2 тоже морально устарели. Запчасти на Ан-2 производятся в Польше. И нам поставили условие: если мы будем их устанавливать на самолеты, предназначенные для России, с нами польская сторона работать не будет. Так что у нас и так нет никаких перспектив.

Один только индивидуальный газоанализатор стоит 35-40 тыс. тенге, а их для бомбоубежища надо не менее 100 штук. По нормам необходимо создать спасательные команды, которые нужно полностью экипировать. Плюс вся положенная инфраструктура. Ничего этого на защитном сооружении нет", – поясняет ситуацию Сергей Пережогин.

На территории ТОО "Ново-Альджанский мелькомбинат" защитное сооружение, согласно техническому заключению, полностью непригодно к эксплуатации. В случае строительства и содержания нового объекта затраты лягут на выпускаемую социально значимую мукомольную продукцию.

В руководстве предприятия пояснили, что бомбоубежище в полуразрушенном состоянии и полностью затоплено грунтовыми водами. ТОО не может списать его со своего баланса. В свою очередь, предприятие представляет сельскохозяйственный кластер, и у него попросту нет возможности тратить десятки миллионов тенге на объект, который не участвует в производственном цикле.    

Таким образом, ситуация становится абсурдной, и в результате не решается ни вопрос обеспечения защиты гражданского населения в период реализации соответствующих угроз, ни защиты хозяйствующих субъектов от не свойственных им функций и расходов.

Данная проблема в марте текущего года была обсуждена на круглом столе в РПП. Так как она затрагивает интересы субъектов бизнеса, предприниматели внесли предложение включить Палату предпринимателей в состав комиссии по инвентаризации защитных сооружений, с определением перечня объектов, подлежащих снятию с учёта в соответствии с пунктом 8 Приказа министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 30 мая 2014 года № 265 "Об утверждении Правил постановки на учёт и снятия с учёта защитных сооружений гражданской обороны". Данное предложение направлено в областной акимат.

На письмо РПП акимат области сообщил, что защитное сооружение будет снято в том случае, если рабочая группа признает его непригодным к эксплуатации и примет решение о снятии с учёта в базе данных защитных сооружений гражданской обороны.

"Чтобы войти в рабочую группу, необходимо иметь доступ к секретности, а наш сотрудник его получить не может. Мы уже обращались в ДКНБ Актбинской области, где нам ответили, что для этого необходимо, чтобы вся наша организация полностью соответствовала требованиям закона о защите секретности. Но это не выход из ситуации. Поэтому мы говорим и местным исполнительным, и уполномоченным органам, что эту ношу бизнес нести не может. Мы выходили с предложением в НПП (Нацпалата предпринимателей), которая в свою очередь обращалась в Комитет по ЧС. Оно не было принято. Мы просили, чтобы в законодательство внесли изменения – бизнес не должен нести эти затраты. Но КЧС не хочет брать эти защитные сооружения на свой баланс", – подчеркнул представитель РПП.    

В силу секретности

Эта проблема до сих пор остаётся актуальной, считает он. При вынесении данного вопроса на рассмотрение в ходе заседания совета по защите прав предпринимателей с участием бизнес-омбудсмена РК Болата Палымбетова, он был снят с повестки дня по просьбе уполномоченного органа (ДЧС) в силу секретности объектов.

"И хотя нас заверили, что вопрос будет решён положительно в пользу бизнеса, всё так и осталось на месте", – отметил Руслан Куйшинов.

По предложению предпринимателей, необходимо строительство, восстановление и содержание защитных сооружений осуществлять за счёт бюджетного финансирования либо предоставить налоговые преференции, в полном объёме компенсирующие затраты на восстановление, комплектацию и содержание этих сооружений.

В связи с этим РПП внесено предложение – в п. 5 ст. 23 Закона РК "О гражданской защите" внести изменения о том, что защитные сооружения, расположенные на территории организаций, отнесённых к категории по гражданской обороне, имеющих мобилизационный заказ, содержатся за счёт бюджетных средств. А также направить предложение в НПП РК "Атамекен" о проведении по всей республике масштабной инвентаризации защитных сооружений, расположенных на территории организаций, отнесённых к категории по гражданской обороне.        

 Семен Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться