Напомним, в начале месяца глава государства Касым-Жомарт Токаев выразил обеспокоенность целевым использованием субсидий в сельскохозяйственной отрасли, передает inbusiness.kz. Затронул тогда президент экспорт живого скота, в том числе просубсидированного.
''На рынках доминирует импортная сельхозпродукция соседних стран. В отрасли наблюдается массовый вывоз живого поголовья, в том числе просубсидированного. Экспорт крупного рогатого скота за неполный 2021 год составил 139 тысяч голов – рост в 18 раз по сравнению с 2017 годом'', – сообщил Касым-Жомарт Токаев.
Из Казахстана вывозится скот и обратно завозится мясо. Не лучшее решение для роста экономики, считает президент страны. А значит, напрашиваются большие вопросы к правильности подходов в государственной поддержке фермеров.
Между тем для многих представителей отечественного животноводства субсидирование отрасли – хорошая возможность для развития. Причем не только в плане заработка. По словам директора ''Республиканской палаты Ангус Казахстана'' Даурена Салыкова, господдержка сыграла существенную роль в улучшении генетических качеств казахстанского КРС.
''Мы должны понимать, что любая господдержка – это не просто помощь нашим фермерам. Этой поддержкой государство направляет фермера к правильному содержанию скота. Чтобы завтра он сам ощутил прибыль. Идет господдержка на селекционно-племенную работу, выдается на маточную голову 10 тыс. тенге. Но, чтобы получить эти 10 тыс. тенге, фермер должен купить в это стадо племенного быка'', – говорит Даурен Салыков.
Картина отечественного животноводства в последние несколько лет кардинально поменялась. Фермерам стало выгодно проводить селекционную работу, поскольку это хорошая возможность продать скотину по более выгодным ценам. Даже за рубеж. И здесь стоит оговориться. Экспортировать фермеры могут только бычков, поскольку в стране действует запрет на вывоз маточного поголовья. И если за границу действительно массово вывозится КРС, то здесь больше вопросов к качеству работы госорганов и пограничников, чем к фермерам.
''Какой фермер, поставивший все в залоги, чтобы взять кредит, купив маточное поголовье, которое будет ему ежегодно давать телят, будет этот скот продавать? К счастью, таких фермеров глупых я не знаю. Скот, уходивший на экспорт, – это полученный приплод у нас в Казахстане в виде бычков. И это, кстати, дало импульс нашим фермерам. Они, видя, что за качество скота дают большие деньги, начали правильно делать выбор на приобретение племенных быков и научились не жалеть деньги на лучшую генетику. Потому что есть возможность получить лучшее потомство и продать его подороже'', – говорит эксперт.
Фермеров, купивших через палату бычков, в том числе и пользуясь инструментарием субсидирования, постоянно проверяют контролирующие органы, отмечает Даурен Салыков. Но предприниматели спокойны, хотя такие проверки и мешают работе. Но все импортированные ангусы в деле, и избавляться от них, тем более перепродавать за границу, вряд ли кто-то бы стал.
Субсидии не просто помогают снизить финансовую нагрузку на бизнес, но и являются своеобразной инвестицией в будущее. Во-первых, улучшаются характеристики скота. Во-вторых, это вопрос продовольственной безопасности страны. В соседних государствах механизмы субсидирования более совершенны, и эффект от этого ожидаемый – животноводство там сегодня развивается быстрыми темпами. В таких условиях Казахстану нелегко будет конкурировать с соседями. Потому, считает эксперт, в республике господдержку отечественных фермеров нужно только усиливать.
Пётр Акутионов