В настоящее время в республике действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода и 36 мини НПЗ. По расчетам специалистов, последние мини НПЗ могут переработать порядка 6,5 тонны нефти, частично закрыв потребности внутреннего рынка.
Возникает вопрос: чтобы избежать дефицита и роста цен на ГСМ в пиковые периоды, например, когда крупные НПЗ выходят на плановый ремонт, следует ли правительству загружать мини НПЗ сырьем и за счет них закрывать потребности рынка, и тем самым смягчить ситуацию?
Вице-министр энергетики республики Асет Магауов считает, что следует придерживаться иной тактики и политики в отношении мини НПЗ. Так, анализ показал, что мини НПЗ производят всего лишь три процента бензина, причем самого низкого качества, уступающего даже бензину марки АИ-80. Аналогичная картина с производимым у них же дизтопливом.
Причина ясна: существующая на мини НПЗ технология не позволяет производить продукцию по установленным в стране стандартам. Экономически небольшим предприятиям выгоднее производить темные нефтепродукты, чтобы затем выйти с ними на экспорт.
"От того, что мы нагружаем их нефтью, мы только стимулируем рост объема экспорта темных нефтепродуктов, причем низкого качества", – пояснил г-н Магауов.
По его информации, минэнерго решило навести порядок в этой сфере путем введения экономических рычагов. Но вначале он напомнил, что по светлым видам нефтепродуктов – по бензину и дизтопливу правительство ввело запрет на экспорт до 1 января 2019 года.
"Мы хотим предложить снизить экспортные таможенные пошлины (ЭТП) на светлые виды нефтепродуктов и на те виды нефтепродуктов, которые соответствуют ГОСТу. А вот по темным видам нефтепродуктов, которые не соответствуют ГОСТу, а производятся по стандартам самих предприятий, мы планируем установить высокую таможенную пошлину. Такая мера необходима, чтобы стимулировать мини-заводы производить востребованную продукцию хорошего качества", – пояснил г-н Магауов.
Вице-министр энергетики привел в пример Россию, где экспортные пошлины на бензин составляют 25 долларов на тонну, но при этом на темные виды нефтепродуктов установлены очень высокие ставки пошлин. Так в соседней стране стимулируют внутреннюю переработку.
"Мы хотим такие же системные меры предложить в Казахстане. Если мини НПЗ готовы производить, экспортировать бензин и дизтопливо, то они будут поддерживаться. Если же, как в прошлом году, будут производить темные виды – мы будем ограничивать их производство через экономические рычаги", – подчеркнул г-н Магауов.
Вице-министр энергетики пообещал, что к осени текущего года резких изменений цен на ГСМ в Казахстане не предвидится.
"Ценовые колебания будут, но в пределах разумного", – заверил г-н Магауов.
Как известно, ставка акциза на казахстанское дизельное топливо была увеличена с 540 тенге до 9300 тенге, что сразу же сказалось на ценах на АЗС – они выросли.
"С одной стороны, есть налоговое увеличение, с другой стороны – объемы дизельного топлива на наших нефтебазах очень высокие. Это способствуют тому, что цены на ГСМ не растут", – пояснил вице-министр.
В то же время, он не стал отрицать, что осенью ряд объективных факторов все же будет влиять на ценообразование.
"Не исключаю, когда начнется уборочная кампания, нам потребуется, скорее всего, импортировать дизельное топливо из Российской Федерации. Вместе с тем с 1 октября текущего года ставка акциза опять будет понижена до 540 тенге. Это порядка минус 8800 тенге за тонну, что должно сыграть на понижение цен на дизтопливо", – сообщил г-н Магауов и добавил: – Однако многое будет зависеть не только от рынка в Казахстане, но и от оптовых цен на ГСМ в России".
Кульпаш Конырова