Стоимость услуг для разных организаций социальной помощи сегодня значительно разнится. Так, работа отделений соцпомощи на дому оценивается в 250 тенге, территориальных центров полустационарного типа – до 800 тенге, организаций стационарного типа – до 3000 тенге. Ранее такая дифференциация тарифов давала возможность привлечь в сферу социальной помощи частный сектор и неправительственные организации (НПО). Сейчас же она становится барьером, так как не позволяет организациям расширить пакет услуг. В итоге зачастую специализированная помощь гражданам оказывается сразу несколькими организациями.
В связи с этим министерство труда и социальной защиты населения Казахстана намерено внедрить единые тарифы для социальных услуг.
"С учетом опыта работы с частным и гражданским сектором предлагаем установить единые тарифы для услуг общего характера, пересмотреть тарифы специальных соцуслуг с учетом возможности внедрить комбинированные тарифы для организаций, предоставляющих пакетные услуги. При формировании тарифов будет также предусмотрено внедрение новых технологий. Расходы на обновление основных средств будут включаться в тариф поэтапно", – сообщила на пленарном заседании первого форума социальных работников глава ведомства Тамара Дуйсенова.
Новая тарифная политика фактически будет учитывать затраты поставщиков услуг. Это сделает тарифную систему более динамичной, реагирующей на изменения рынка услуг и в результате привлекательной для инвестиций, полагают в Минтруда.
Перезагрузка системы социального обслуживания также предполагает поэтапную монетизацию отдельных видов госсоцподдержки.
"К примеру, ее можно начать с гигиенических средств, которые сегодня получают наши граждане в местных социальных службах", – пояснила министр.
Изменения коснутся и вопросов государственных закупок в сфере специальных социальных услуг. Процедуру закупа планируется разделить на два этапа. Одновременно намечено создание республиканской базы поставщиков услуг.
Для усиления адресности планируется перейти от заявительного к выявительному подходу.
"Работа только по заявлению предполагает, что трудная жизненная ситуация уже свершилась. Ее разрешение требует существенных усилий. При этом упускается профилактический момент, возможность отработки этой ситуации на ранних стадиях, когда есть шанс преодолеть развитие негативных тенденций. В ряде случаев это приводит к концентрации социальных проблем и трудных жизненных ситуаций в семье. В этой связи предусматривается в первую очередь определение на местах контингента, нуждающегося в услугах граждан. Эта функция будет полностью переведена на аутсорсинг организациям частного и гражданского сектора. По результатам будет сформирован социальный регистр граждан, социальный паспорт получателей услуг. Он будет содержать информацию о потребностях и получаемых услугах граждан", – сообщила Тамара Дуйсенова.
Социальное обслуживание должно охватывать жителей отдаленных сел. Однако сейчас более 70% организаций соцобслуживания локализуются в крупных городах и районных центрах. В свою очередь, почти 50% получателей соцуслуг проживают в селах, где наиболее распространенной формой обслуживания остается соцпомощь на дому, да и та ориентирована на услуги общего характера.
"В этой связи предлагается внедрение вариантных форм и видов социального обслуживания, предусматривающих, во-первых, активизацию социальной включенности самих граждан. Это означает предоставление гражданам возможности участвовать в решении своих проблем. К примеру, выбору профессии, вида обучения, вида занятости. Они могут выбрать дистанционную занятость, специализированную, рабочее место или молодежную практику. То есть мы активизируем самого гражданина для выбора той или иной услуги", – пояснила госпожа Дуйсенова.
Также Минтруда намерено вовлечь в сферу социальной помощи незанятых членов семьи. Для них будут организованы бесплатные курсы обучения работе с целевыми категориями граждан.
Новая концепция по обновлению социальной сферы в стране также предполагает развитие института патронатного ухода за детьми, создание многопрофильных домов социального обслуживания в селах, внедрение службы мобильных услуг, а также обновление стандартов и критериев.
Дана Иман