На пленарном заседании в среду депутаты мажилиса одобрили в первом чтении поправки в законодательство по вопросам занятости и миграции населения. Представляла законопроект недавно назначенная министром труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова, что депутаты отметили особо.
"Мадина Ерасыловна сегодня впервые, поэтому от имени всего депутатского корпуса поздравляем Вас и желаем вам успехов", – поприветствовал министра председатель мажилиса Нурлан Нигматулин.
Разработанные поправки направлены на реформирование центров занятости населения, создание единой онлайн-платформы и разграничение полномочий между госорганами.
В частности, пояснила г-жа Абылкасымова, упрощены процедуры, связанные с обращением за содействием в трудоустройстве.
"Лица, ищущие работу, могут обратиться не только в центры занятости через веб-портал электронного правительства, как предусматривает действующий порядок, но и посредством госкорпорации "Правительство для граждан". Для ускорения процедур трудоустройства безработным устанавливается срок в течение трёх рабочих дней уведомить центр занятости о согласии или отказе от предложенной работы посредством информационно-коммуникационных технологий или абонентских устройств сети сотовой связи", – объяснила она.
Также предлагается расширить предусмотренные законом возможности для студентов и учащихся старших классов "участвовать в общественных работах не только в период летних каникул, но и в свободное от учёбы время, как это разрешено Трудовым кодексом".
Для снятия дополнительной нагрузки с работодателей в части излишней отчётности и документирования предлагается исключить из обязанностей предоставлять сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение. Соответственно, исключается ответственность работодателей за неисполнение вышеуказанной нормы закона.
"Главой государства поручено реформировать центры занятости населения и создать единую онлайн-платформу по всем вакантным рабочим местам и всем населённым пунктам. В этих целях предусматривается создание государственного интернет-ресурса "Биржа труда", под которым понимается электронный информационный ресурс, содержащий базу рынка труда, функционирующую в сети Интернет. Данный интернет-ресурс представляет собой единую онлайн-площадку по всей республике, содержащую информацию о соискателях и работодателях. При этом законопроектом закрепляется возможность для центров занятости заключать с частными агентствами занятости договор об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения", – объяснила министр.
При этом законопроектом предусматриваются функции по разработке и утверждению методики формирования тарифов на услуги в сфере занятости населения, оказываемых за средства госбюджета, перечня услуг, предлагаемых в рамках аутсорсинга услуг в сфере занятости населения. Центры занятости населения будут осуществлять аутсорсинг услуг в сфере занятости услуг в порядке, определяемом министерством.
Именно эта часть поправок и вызвала особый интерес депутатов. Как отслеживать эффективность выделяемых средств для частных агентств занятости и кто будет этим заниматься – на этот вопрос мажилисмены не нашли ответа в законопроекте и спросили у министра.
"В рамках законопроекта мы предусмотрели норму, что министерством будет утверждаться порядок контроля мониторинга за расходованием средств и использование их частными агентствами занятости. Мы считаем, что очень важно в рамках данных правил установить конкретные показатели эффективности деятельности для этих агентств. Прежде всего, это будет норма по трудоустройству, которая будет подтверждаться конкретным трудовым договором, это должна быть легальная длительная трудовая деятельность, должна подтверждаться обязательными пенсионными отчислениями, которые мы сможем отследить", – объяснила г-жа Абылкасымова.
Такой подход категорически не устроил председателя мажилиса.
"В законе необходимо предусмотреть норму, что договоры аутсорсинга, которые должны содержать конкретные индикаторы, и частные агентства, коль мы допускаем их на этот рынок, должны обеспечить их выполнение и нести ответственность, – твердо заявил г-н Нигматулин. – Потому что в бюджете предусмотрены большие финансовые средства. Бюджетные средства выделяются для того, чтобы людям приносить пользу, чтобы люди почувствовали конкретный результат. А не так, чтобы выделили деньги, потратили, отчитались, и никто не получил конкретной помощи. Чтобы это было больше подконтрольно, и вашему органу будет легче, вы в этом, вообще-то, должны быть заинтересованы первой. Эту норму нужно прописать в законе, а не просто приказом министра. Сегодня один приказ, завтра другой приказ, а там, на земле, что называется, люди не знают, где ориентироваться, правила меняются каждый день. А так и искушения меньше будет лезть с этими изменениями".
Ирина Севостьянова