Согласно ТЭО, стоимость алматинского ЛРТ может составить 130 млрд тенге. Проект будет реализовываться по схеме государственно-частного партнерства. Ожидается, что участниками тендера станут консорциумы, так как запуск проекта предполагается по модели DBFOM (Design-Build-Finance-Operate-Maintain – разработка-строительство-финансирование-эксплуатация-техобслуживание), то есть не будет отдельных тендеров на подвижной состав, строительство инфраструктуры и операционное управление. Об этом в телефонном интервью abctv.kz рассказал исполнительный директор управления по проекту ЛРТ ТОО "Алматыэлектротранс" Гани Тажиев.
"Мы будем принимать заявки от консорциумов, которые предоставят весь спектр услуг: строительство, подвижной состав, эксплуатацию. Компании частного сектора уже создают консорциумы, к примеру, поставщиком подвижного состава выступит канадский Bombardier, строительство представлено турецкой компанией, инвестором – японская компания", – рассказал Тажиев.
В январе "Алматыэлектротранс" проводило семинар в Брюсселе, где презентовало проект по строительству ЛРT в Алматы. По результатам выставки 25 компаний проявили заинтересованность в реализации проекта.
Частный партнер должен будет осуществить проектирование, строительство, поставку подвижного состава с обслуживанием и эксплуатацией в течение 23 лет. Он и будет нести все эксплуатационные и строительные риски.
В рамках проекта предполагаемый пассажиропоток составит 75 тыс. человек в сутки. При этом стоимость поездки будет одинаковой с проездом на автобусе и метро. Работа легкорельсового трамвая будет субсидироваться из местного бюджета, однако объем ежегодных субсидий еще не известен.
По информации Гани Тажиева, алматинский ЛРТ не получил статус особого проекта ГЧП. Для получения такого статуса объект ГЧП должен быть технически сложен, социально значим, относиться к республиканской собственности, что могло бы приносить экономические выгоды как минимум двум территориальным единицам страны, и иметь бюджет в более чем 4 млн МРП. Однако проект алматинского легкорельсового трамвая не проходит по третьему критерию, указал спикер.
Между тем особый статус подразумевает прямое соглашение и обращение по спорным вопросам в международный арбитражный суд. Данное обстоятельство улучшает инвестиционную привлекательность для зарубежных инвесторов.
"Прямое соглашение означает, что консорциум, который участвует в проекте и привлекает банки, в случае если консорциум приводит к расторжению договора, то банк имеет право требовать возмещения убытков у государственного партнера. Наш проект не получил статус особого, поэтому эти вопросы мы решили другим путем: у нас есть договор между государственным и частным партнером, в котором мы укажем все пункты, а касательно арбитражного суда у нас открылась площадка МФЦА, мы можем ее использовать", – отметил директор управления по проекту ЛРТ ТОО "Алматыэлектротранс".
Майра Медеубаева