Эксперты поделились с inbusiness.kz мнением о том, насколько сильно ситуация в Саудовской Аравии (атака дронов, приведшая к сокращению добычи нефти практически в два раза и повлиявшая на работу одного из крупнейших в мире НПЗ) отразится на стоимости нефти в мире и как будет вести себя тенге.
Андрей Чеботарёв, аналитик Международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане:
– По нефти самое главное – экспорт. Экспорт, по заявлениям и самого правительства Саудовской Аравии, и разных инвестиционных банков и аналитиков, не нарушен, поскольку королевство обладает достаточными запасами нефти и пока может перекрыть разрывы, связанные с потерей добычи.
Что касается добычи. В субботу, 14 сентября, было заявлено, что она сократилась в два раза – на 5,7 млн баррелей в сутки. В воскресенье, 15 сентября, правительство Саудовской Аравии сказало, что добыча будет восстановлена на треть от потерянного к концу понедельника, 16 сентября. И такая картинка выглядит достаточно оптимистичной. Потому что сам завод, на который произведена атака, очень большой – 250 га, и требуется достаточно времени, чтобы оценить потери. В этом сейчас сам главный вопрос.
Утром в понедельник цены на нефть марки Brent взлетели на 12%, до 68 долларов за баррель, к концу дня снизились и находятся на уровне 66 долларов за баррель.
После аварии королевство взяло паузу на 48 часов и обещало во вторник, 17 сентября, объявить следующие данные о том, насколько сильно пострадала нефтесервисная инфраструктура и сколько времени требуется для восстановления объемов добычи. От этого зависит, пострадает ли экспорт, хватит ли запасов и сможет ли Саудовская Аравия достаточно быстро вернуть объемы добычи.
Для Казахстана это хорошо, потому что мы экспортируем нефть, и чем выше ее цена, тем больше прибыль от нефтяного экспорта.
Ситуация повлияла и на курс тенге: при открытии валютных торгов на KASE утром в понедельник курс тенге укрепился на два тенге, до 384 тенге, позже в течение дня отступил, и последняя сделка закрылась на отметке 385,75 тенге за доллар. То есть укрепление было всего на один тенге. Объемы торгов оказались чуть выше среднего: больше 110 млн долларов прошло через валютный рынок.
Говорить о том, что включился "пылесос" НБК, который "стягивает" всю валюту для пополнения золотовалютных запасов или чего-то еще, невозможно, так как технически доказать это нереально. Однако после значительного укрепления при открытии валютной сессии утром в понедельник тенге весь день продолжал слабеть – до последней вечерней сделки в 385 тенге, а кросс-курс рубля снова перешел границу шесть тенге за рубль.
Я называю это накоплением запаса мощности. Регулятор продолжает искусственно сдерживать укрепление нацвалюты, для того чтобы в случае каких-либо катаклизмов на внешних рынках можно было спокойно переждать на отметке 387-386 тенге за доллар, не переходя психологическую отметку в 390 тенге.
Арман Бейсембаев, финансовый аналитик:
– Если говорить о долларе на международном рынке, то там он и в самом деле вырос, но я не сказал бы, что так уж сильно. Рост в общей сложности с понедельника составил порядка 1%, что в целом не выбивается из волн его привычной ежедневной волатильности.
В этом смысле по международным валютам мы не увидели какой-то острой реакции на случившееся в Саудовской Аравии. В отличие от нефти, которая выросла уже почти на 20% с последнего своего значения на прошлой неделе.
Если говорить о долларе по отношению к тенге, то здесь мы видим логичное укрепление нацвалюты, вызванное ростом стоимости черного золота.
Учитывая существующий дисконт по отношению к нефти и другим валютам, тенге определенно имеет потенциал к дальнейшему укреплению в район 382-380 ввиду снижения давления на курс.
Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента "Альпари":
– Как долго стоимость нефти способна остаться в коридоре 64-67,5 доллара за баррель, в который она взлетела в понедельник, 16 сентября, и может ли она пойти выше?
Теоретически возможно, так как цена вышла на июльские уровни, а в апреле-мае она была даже выше этих отметок. Фактор спотового рынка на цену нефти может оказывать влияние как минимум неделю: производство на НПЗ "Абкаик" за несколько дней в полном объеме восстановить не удастся, а по сообщениям арабского телеканал Al Jazeera, восстановление производства на этом заводе может занять даже несколько месяцев.
Конечно, если бы на нефтяной рынок воздействовали только одни спотовые факторы, то мы бы уже в течение недели увидели возвращение цены на нефть на уровень в 70 долларов за баррель и движение в сторону повышения.
Однако на фьючерсный нефтяной рынок действуют еще и другие факторы, например, добыча нефти в США и спрос на нефть в Китае и Индии. Слишком высокая цена будет, с одной стороны, активизировать рост добычи сланцевой нефти в США, а с другой – снижать спрос в Китае, где темпы роста экономики несколько замедлились из-за торгового конфликта.
Более того, российский министр нефти Александр Новак заявил в интервью, что дальнейшая ситуация на рынке нефти, в том числе ценовая, будет зависеть от объема коммерческих запасов в мире (и ясно, что прежде всего речь идет о США).
В течение недели будем наблюдать за ситуацией: если стоимость нефти не удержится в новом коридоре, она снова упадет на отметки в 60-64 доллара за баррель, а если сможет пробить вверх уровень в 67,5 доллара за баррель, тогда легко выйдет на уровни в 69-70 долларов. До конца года можно будет ожидать движения цены в коридоре в среднем в 60-70 долларов за баррель.
Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО "ФИНАМ":
– На мой взгляд, ситуация с нефтедобычей в Саудовской Аравии носит временный характер и не приведет к радикальному переделу рынка.
Конечно, событие произошло беспрецедентное. Атаки на нефтяные объекты случались и раньше, но, кажется, впервые так легко удалось, хоть и на время, парализовать половину добычи крупнейшей нефтедобывающей страны. Однако, технологии подготовки добываемой нефти к транспортировке и продаже не слишком сложны, и уничтоженное оборудование будет восстановлено в разумный период времени.
Заявления о стоимости нефти выше 100 долларов за баррель мне кажутся паническими. Я пока не вижу оснований для котировок уходить сильно выше 70-ти по нефти марки Brent, да и то лишь на короткое время. Скорее, колебания цены стабилизируются в районе 65 долларов за баррель.
Рынок больше отражает ожидания игроков, чем текущую реальность. Судя по всему, игроки пока верят в скорое восстановление нефтедобычи и возможность покрыть временный дефицит нефти резервами из запасов Саудовской Аравии и США.
Однако, сложившаяся ситуация позволит участникам отказаться от ограничений соглашения ОПЕК+. Страны, которые имеют технологическую и геологическую возможность роста нефтедобычи (имеется в виду наличие разведанных, доступных и готовых к извлечению ресурсов), включая Россию и Казахстан, не преминут воспользоваться открывающейся возможностью увеличить экспорт своей нефти.
Отметим: во вторник, 17 сентября, торги на вечерней сессии KASE закрылись на отметке 385,42 тенге за доллар (тренд относительно соответствующего значения в предыдущий торговый день: +0,15 тенге). В обменных пунктах Алматы курс продажи доходил до 387,5 тенге за доллар.
Нападение на объекты компании Saudi Aramco произошло 14 сентября. Ответственность за удары взяли на себя йеменские повстанцы-хуситы.
Ранее объекты нефтегазовой отрасли Саудовской Аравии уже подвергались нападениям. В частности, в августе, сообщалось о том, что на юго-восточной части Саудовской Аравии были запущены дроны с взрывчаткой по нефтегазовым объектам компании Saudi Aramco. В результате произошел пожар на газовом заводе. Ответственность за нападение взял на себя лидер повстанцев-хуситов Абдул Малик аль-Хуси.
О том, готовы ли казахстанские нефтеперерабатывающие заводы отразить нападение беспилотных летательных аппаратов, можно почитать здесь.
Елена Тумашова