Решение Национального банка по снижению базовой ставки удивило профучастников рынка. По мнению опрошенных abctv.kz аналитиков, шаг регулятора выглядит неоправданным в свете грядущих масштабных вливаний в банковский сектор и создает высокий риск всплеска инфляции.
Регулятор удивил снижением базовой ставки 20 февраля с 12 до 11%, комментирует член правления Halyk Finance Мурат Темирханов. Во-первых, снижение оказалось больше, чем в октябре и ноябре 2016 года, когда ставка уменьшилась на 0,5 пп. Во-вторых, контраргументом для ее понижения является сохраняющийся риск ускорения инфляции на фоне роста цен на бензин, высоких тарифов субъектов естественных монополий и цен на промышленную продукцию.
"Если в апреле Нацбанк снова понизит базовую ставку, то, скорее всего, это будет означать, что таргетирование инфляции перешло на второй план, уступив место обеспечению экономического роста. Президент поручил Нацбанку решить проблему высоких ставок по кредитам и нехватки денег в экономике", – объяснил Мурат Темирханов.
По мнению аналитика, во время следующего заседания технического комитета Нацбанка его членам следует отказаться от дальнейшего снижения ставки и в течение полугода проследить за тем, куда будет двигаться инфляция.
"Например, денежно-кредитная политика Центробанка РФ более консервативная, притом что инфляция в России ниже, чем в Казахстане. Это показатель того, что мы слишком ускорились в снижении базовой ставки и движемся не туда", – считает Мурат Темирханов.
Необходимо сначала снизить инфляцию не менее чем до 5% и уже после этого начинать стимулировать рост экономики. Тогда у предпринимателей появится доверие к ней, и спрос на кредиты начнет расти, заключил эксперт.
Снижение ставки за год с 17 до 11% экономист Алмас Чукин считает слишком стремительным. По его мнению, экономика еще даже не успела ощутить эффект от ее размера в 12%. А впереди еще вливание в банковскую систему огромной суммы в 2 трлн тенге. Размер ВВП Казахстана составляет более 40 трлн тенге, и если разделить их на 12 месяцев, то это 3 с лишним трлн тенге в месяц.
"И экономике хотят дать еще 2 трлн тенге, что равно почти месячному размеру ВВП. Они пойдут на покупку плохих активов, попадут на рынок, немного оживят кредитование и подстегнут инфляцию", – добавил экономист.
Регулятор намерен стимулировать экономику. Для этого он может менять количество денег и их стоимость, добавил Алмас Чукин. В первом случае стимулируется или ограничивается деятельность банков за счет резервных требований и требований к уставному капиталу, а также изъятием ликвидности посредством продажи ГЦБ. К ценовым мерам регулятора относится манипулирование базовой ставкой.
Пока не будет оживления экономики, кредитная активность банков, ради которой снижается базовая ставка, не вырастет, считает директор ТОО BRB Invest Галим Хусаинов. Поэтому снижение базовой ставки только сократит доходность банков, не решив при этом их проблемы, считает он.
"Снижение базовой ставки больше похоже на создание позитивного информационного фона. Нацбанк дает тем самым сигнал о том, что видит положительные сдвиги в экономике по динамике инфляции", – сказал Галим Хусаинов.
После понижения базовой ставки Нацбанк провел встречу с экспертами, и по ее результатам финансовый консультант Расул Рысмамбетов сделал вывод, что главный банк твердо придерживается изначально выбранной политики инфляционного таргетирования. Регулятор заверил собравшихся: поскольку годовая инфляция оказалась в коридоре 7,9%, то снижение ставки не приведет ни к инфляции, ни к девальвации.
"Тем не менее у меня возникло опасение, что с инфляцией не все просто, и если обещанные банкам 2 трлн тенге дойдут до рынка в этом месяце, в марте она вполне может вырасти", – считает Расул Рысмамбетов.
Экономический рост страны является второстепенной задачей Нацбанка, ведь регулятор ограничен в инструментах. Стабильность курса тенге и ставок является одним из самых сильных инструментов для повышения бизнес-уверенности, добавил финансист.
Снижение базовой ставки свидетельствует не о том, что Нацбанк отклоняется от курса инфляционного таргетирования, а о том, что его ожидания по инфляции оправдались, считает директор консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов.
"Но ожидать немедленного эффекта от этого понижения не стоит. Как я говорил ранее, базовая ставка в Казахстане пока не играет такой же большой роли, как на других рынках. Косвенно это может повлиять на снижение ставок на денежном рынке и по кредитам. Немного может подрасти кредитование", – добавил Айдархан Кусаинов.
Напомним, Национальный банк РК установил базовую ставку в феврале 2016 года на уровне 17%, возобновив операции прямого доступа по изъятию ликвидности. Он планомерно снижал ее в течение года. По заявлениям регулятора, это стало возможным после формирования полноценного режима свободно плавающего обменного курса тенге.
Сара Бухина