Доля государства в отраслях экономики, где успешно работает частный бизнес, должна снижаться. Об этом председатель президиума Национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен", Тимур Кулибаев, сказал на III Форуме по защите бизнеса "Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства", состоявшемся 15 ноября в Астане. Организатором выступили НПП "Атамекен" и Генеральная прокуратура.
Если в начале 2000-х годов в Казахстане было зарегистрировано 23,7 тыс. госпредприятий, то сейчас их число выросло до 26,6 тыс., привёл статистику глава НПП. Более того, госорганы создают предприятия под себя, отметил Тимур Кулибаев.
Уполномоченный орган в лице Комитета по регулированию естественных монополий старается сократить число госпредприятий, но в то же время государство определило для себя 348 (!) видов деятельности, включая услуги по уборке, штукатурные работы, рекламу и даже техобслуживание транспорта.
В каждом из них уже создана конкурентная среда, в них работают субъекты малого бизнеса, считает Кулибаев, подчёркивая необходимость изменить правила игры. По разным оценкам, доля государства в экономике составляет 50% от ВВП страны.
Другой акцент в ходе форума был сделан на качестве системы госконтроля.
"Надо построить такую систему, чтобы контроль был сфокусирован на нарушителях, а добросовестный бизнес освободился от необоснованных проверок. Проведённый анализ в шести отраслях показал ряд недостатков. В частности, ни один госорган не старается полностью пересмотреть систему управления рисками, вводить правильные индикаторы. В этой связи "Атамекен" предлагает создать единый бизнес-реестр, интегрированный со всеми базами данных госорганов", – отметил глава НПП "Атамекен".
В этом случае бизнес будет видеть своих клиентов и поставщиков, государство – выстраивать эффективную систему контроля, а потребитель – выбирать безопасные товары и услуги. Отдельное внимание Тимур Кулибаев остановил на оценке эффективности акиматов.
"Необходимо рассмотреть данную тему на примере земельных инспекций и ГАСКа (Государственный архитектурно-строительный надзор). Напомню, в 2014 году контрольные функции в этих сферах переданы акиматам. В результате и реализация, и контроль оказались в одних руках", – уточнил спикер.
В этой связи глава НПП предложил провести анализ эффективности осуществления госконтроля со стороны земельной инспекции и ГАСКа по обеспечению свободного доступа к информации о градостроительной документации, земельных участках.
Генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров рассказал, что объединёнными с НПП усилиями реализованы две дорожные карты, исполнены порядка 200 мероприятий по ключевым направлениям. Так, на снижение административного давления указывает системное сокращение проверок субъектов бизнеса с 242 тыс. в 2016 году до 188 тыс. в 2018 году.
По данным прокуратуры, это достигнуто за счёт отказа от плановых проверок и минимизации различных требований к деятельности предпринимателей на 60% – с 31 тыс. до 13 тыс. В полтора раза уменьшились незаконные проверки.
"Для предупреждения случаев незаконного вмешательства органами прокуратуры запущена автоматизированная информационная система проверок – ЕРСОП. Она практически исключает назначение незаконных проверок путём оценки рисков и без участия человека самостоятельно определяет объекты контроля", – проинформировал Кожамжаров.
Также генпрокурор сообщил, что в целях снижения репрессированности и недопущения необоснованного вовлечения предпринимателей в уголовный процесс проведены два этапа гуманизации наказания за экономические преступления. Таким образом, снижены размеры уголовных наказаний по 23 статьям, введены их альтернативные виды.
"Установлен запрет на досудебный арест субъектов бизнеса, и предусмотрено их освобождение от уголовной ответственности при возмещении ущерба. Это позволило в пять раз сократить дела, расследуемые по экономическим преступлениям", – сделал акцент Кожамжаров.
Кроме того, Генпрокуратурой разработан новый блок поправок по дальнейшей гуманизации правонарушений в сфере экономики. В частности, увеличиваются пороги привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления (планка крупного ущерба вырастет до 50 тыс. МРП, особо крупного – 75 тыс. МРП, или 120,25 млн и 180,37 млн тенге соответственно).
Предусматриваются основания для прекращения уголовного преследования при полном возмещении ущерба дополнительно по трём составам преступлений: нарушение бухучёта, невозвращение денег из-за границы, незаконное использование кредита.
Также в ходе форума было предложено провести ревизию обоснованности видов деятельности квазигосударственного сектора, а также анализ эффективности госконтроля земельной и архитектурно-строительной инспекций по обеспечению свободного доступа к информации о градостроительной документации, земельных участках. Для рассмотрения данных вопросов была подписана дорожная карта совместного сотрудничества между НПП и Генеральной прокуратурой. Документ подразумевает реализацию 29 задач по шести направлениям.
Майра Медеубаева