Топ-10 проблем бизнеса в 2019 году

11021

По каким вопросам в законодательство внесли изменения при содействии НПП "Атамекен"?

Топ-10 проблем бизнеса в 2019 году

Национальная палата предпринимателей РК "Атамекен" защищает интересы и отстаивает права предпринимателей. В НПП сделали подборку 10 проблем, по которым наиболее часто поступали обращения в этом году, и эти проблемы в итоге были решены.

Выписываем рецепты правильно

Проблема состояла в том, что согласно законодательству, начиная с 5 мая 2019 года, сроки хранения всех рецептов должны составлять три года. Значит, рецепты на все лекарства должны быть оставлены в аптеке и храниться там в течение этого периода.

Простое требование, почему же оно было невыполнимо?

А потому, что электронная информационная система выписывания рецептов за полную стоимость и отпуска по ним лекарств до сих пор не внедрена. К тому же хранение рецептов, выписанных на бумаге, в течение трех лет требует места и контроля. Да и сами пациенты требуют свои рецепты обратно, так как зачастую врач пишет в них не только наименование лекарства, но и информацию о его правильном применении.

Но даже если аптеки станут собирать и хранить рецепты, к этому не готовы сами врачи. В большинстве случаев врачи не соблюдают требования выписывания рецептов, не используют бланки установленного образца (не говоря уже об электронном варианте).

Ситуация разрешилась благодаря усилиям экспертов "Атамекена". Были внесены изменения в Приказ министерства здравоохранения от 22 мая 2015 года № 373 "Об утверждении правил выписывания, учета и хранения рецептов".

Будьте так добры, банковскую гарантию!

Следующая проблема касается правил, утвержденных приказом министра сельского хозяйства РК. В правила организации и проведения конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, с/х производства, включены требования предоставления банковской гарантии или положительного решения кредитного комитета финансового института о подтверждении объема привлекаемых инвестиций при подаче документов для участия в конкурсе.

Но при этом в этих же правилах пункт, предусматривающий исчерпывающий перечень требований содержания конкурсной заявки, не предусматривает наличие какой-либо банковской гарантии.

Более того, размещенный на интернет-портале открытых нормативных правовых актов проект правил (https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=1926392) также не содержал подобного требования.

В таком случае не ясна преследуемая разработчиком цель. Если согласно тому же Земельному кодексу РК уже предусматривается наличие обязательства по заключению соответствующего договора.

Но при этом в этих же правилах указано, что при равенстве баллов двух или более конкурсных предложений победителем конкурса определяется тот участник, который банковской гарантией подтверждает объемы привлекаемых инвестиций.

Выходит, что указанные нормы правил противоречат друг другу.

Стоит ли напоминать о том, что предприниматели чаще сталкиваются с проблемой отказов банков в выдаче гарантий, поскольку в соответствии с законодательством последние обязаны отвечать перед кредитором в том же объеме, что и должник, включая суммы неустойки, вознаграждения (интереса), судебные издержки по взысканию долга и другие убытки кредитора, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником.

Таким образом, предприниматель может столкнуться с рядом административных барьеров, влекущих волокиту при оформлении аренды (поиск банка, который даст гарантию), принятие дополнительных обязательств.

Ситуацию спасли внесенные изменения. Исключены необоснованные требования по наличию у потенциальных участников банковской гарантии либо положительного решения кредитного комитета финансового института. Также определен срок составления перечня земельных участков, выставляемых на конкурс.

Мы за добросовестную конкуренцию

Немного предыстории. В рамках реализации госпрограммы "Нұрлы жол" в 2016 году велись работы по строительству автодорог по восьми проектам на 1,8 тыс. км, реконструировано 767 км. В 2017 году в рамках госпрограммы реализованы 22 автодорожных проекта общей протяженностью 4,4 тыс. км.

В период с 2018 по 2022 год предусмотрена реконструкция по 23 проектам, по которым протяженность дорог превышает 4,7 тыс. км, и проведение ремонта на автодорогах протяженностью порядка 7,5 тыс. км.

На реализацию проектов из Нацфонда, республиканского бюджета и по линии международных финансовых институтов предусмотрено порядка 300 млрд тенге.

Исходя из таких трат и усилий, понятно, что все действующие требования в РК по весовым нагрузкам транспортных средств должны быть направлены на сохранение дорожного полотна и безопасную эксплуатацию автомобильных дорог.

Непонятно, почему тогда автомобили с грузом (ТНП, инертные материалы, песок, щебень, цемент и т. п.) ездят по автодорогам с большим перевесом, получив специальное разрешение и уплатив сумму сбора.

Суть в том, что за 182 595 специальных разрешений, выданных с 2013 по 2017 год на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, получено порядка 12 млрд тенге. А в то же время только за 2014-2017 годы выполнены ремонтные работы, связанные с восстановлением дорог, на сумму порядка 80 млрд тенге.

Получается, одной рукой берем, второй в два раза больше отдаем? Плата за специальное разрешение несоизмерима с затратами на реконструкцию и ремонт дорог.

Для сохранения автодорог и обеспечения населения качественной дорожной инфраструктурой было предложено выдавать специальные разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных автотранспортных средств только при перевозке "неделимых" грузов и без превышения осевых нагрузок. Неделимый груз – это груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части.

Это предложение признали выходом из ситуации и приняли его.

Нет авансу

Согласно типовым договорам министерства энергетики РК, плата за водоснабжение и теплоснабжение осуществляется за фактически потребленные объемы, то есть отсутствует авансовая система оплаты.

Однако с платой за энергоресурсы ситуация неясна. Например, монополисты ТОО "МАЭК-Казатомпром" и АО "КазГазТрансАймак" заключают договоры на поставку, где такие пункты об авансовых платежах есть. В настоящее время ни один субъект бизнеса Мангистауской области не может вовремя делать авансовые платежи монополистам. При этом им постоянно грозят отключениями.

Вопрос разрешился быстро. Приказом министра энергетики РК "О внесении изменений и дополнений в приказ министра энергетики РК от 3 ноября 2014 года № 96 "Об утверждении правил розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом" исключены авансовые платежи за поставку газа бытовым и коммунально-бытовым потребителям (МСБ), исключены штрафные санкции за недобор и перерасход объемов газа.

Общепит в подвальных помещениях

Предприниматель, имеющий в собственности кафе вместимостью до 48 посадочных мест, расположенное на цокольном этаже пятиэтажного жилого дома, столкнулся с неоднозначной ситуацией в законе.

Коллизия в том, что в результате проведенных в феврале 2017 года внеплановых проверочных мероприятий по жалобе жильцов уполномоченным органом выявлено нарушение в части недопущения прокладки внутренней канализации под потолками, в стенах, а также транзитных водопроводных магистралей в обеденных залах, производственных помещениях и складских помещениях пищевых продуктов.

Канализационные стояки в производственных и складских помещениях прокладывают в оштукатуренных коробах без ревизий через бытовые помещения объектов питания.

В то же время в правилах предусмотрено, что допускается размещение объектов питания как в отдельно стоящих и пристроенных зданиях, так и в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания, а также на первых, подвальных и цокольных этажах зданий.

В ходе проведенных встреч НПП "Атамекен" с представителями МНЭ РК была достигнута договоренность о необходимости рассмотрения данной проблематики в рамках специальной рабочей группы.

Предложения НПП "Атамекен" были поддержаны и включены в проект Приказа министра здравоохранения "Об утверждении санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания". Приказ вступил в законную силу. Проблема коллизии нормативно-правовых актов решена в полной мере.

Вам незачет!

Необходимо внести изменения в приказ и. о. министра образования и науки РК "Об утверждении правил организации питания обучающихся в организациях среднего образования и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Зачем?

Поясняем: участвуя в конкурсе на выбор поставщика услуги или товаров по организации питания, предприниматели столкнулись с проблемой, связанной с незачетом опыта работы в сфере общепита.

В случае допуска к конкурсу двух и более потенциальных поставщиков применяются критерии выбора согласно типовой конкурсной документации. В этом случае победителем конкурса признается потенциальный поставщик, набравший наибольшее количество баллов и предложивший наилучшие условия.

Этими критериями предусмотрено наличие опыта работы на рынке услуг/товаров, являющихся предметом конкурса, то есть предпочтение отдается субъектам, оказывающим услуги (товары) только в сфере среднего образования.

Таким образом, имея большой стаж работы в сфере общественного питания, заявитель не имеет возможности конкурировать с другими субъектами рынка, что в перспективе может создать антиконкурентные действия.

Соответствующие изменения для решения проблемы внесены в правила организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Теперь в случае допуска к конкурсу двух и более потенциальных поставщиков победителем признается тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

Если в конкурсе участвовал один потенциальный поставщик, отвечающий требованиям, то он признается победителем конкурса.

И при третьем раскладе, когда потенциальные поставщики набрали одинаковое количество баллов, победителем признается участник конкурса, имеющий наибольший опыт работы на рынке.

Ну и при равенстве опыта работы нескольких потенциальных поставщиков победителем признается потенциальный поставщик, заявка на участие в конкурсе которого поступила ранее заявок на участие в конкурсе других потенциальных поставщиков.

Тарифообразование на повестке

Так, в законе о естественных монополиях не регламентирован порядок осуществления работы экспертного совета, не определен его статус и полномочия.

Согласно закону вопрос создания экспертного совета и утверждение его положения отнесен к компетенции уполномоченного (антимонопольного) органа.

Экспертный совет является лишь консультативно-совещательным органом, а принимаемые им решения носят рекомендательный характер. На практики не обеспечивается явка на заседание и половины членов экспертного совета, то есть представителей госорганов, что свидетельствует о формальности данного совета.

14 января 2019 года вступил в силу новый закон о естественных монополиях. В целях повышения прозрачности тарифообразования законом вводится новая структура – Совет по тарифной политике как консультативно-совещательный орган при уполномоченном органе по обсуждению и выработке предложений по разработке основных направлений госполитики в сферах естественных монополий. В его состав могут входить депутаты Парламента, представители уполномоченного органа и иных госорганов, НПП "Атамекен", общественных объединений, объединений субъектов частного предпринимательства, субъектов естественных монополий, эксперты и иные заинтересованные лица.

Совет по тарифной политике вправе создавать комиссии по проблемным вопросам тарифообразования в сферах естественных монополий. Положение о Совете по тарифной политике и его персональный состав утверждаются уполномоченным органом.

Также в Законе регламентируется функционирование Общественных объединений, ролью которых в тарифной политике является представление интересов и отстаивание прав потребителей, принятие участия в обсуждении вопросов законодательства о естественных монополиях, рассмотрении проектов тарифов и инвестиционных программ.

Общественные объединения участвуют в рассмотрении уполномоченным органом проектов тарифа и инвестиционной программы, отчетов об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы, о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижении показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

Вместе с тем, утверждение тарифов, а также проведение анализа отчетов Советом об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы, о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг, а также достижении показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий – это компетенция уполномоченного органа в соответствии с законом.

Безопасный туризм

В законодательстве, касающемся обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента, страховой случай считается наступившим с момента вступления в законную силу решения суда о возмещении вреда, причиненного страхователем. Или же признания страхователем требований туриста о возмещении вреда обоснованными.

Страховщик, в данном случае компания, на основании этого пункта не признает страховым случаем признание страхователем, то есть, например турфирмой, требований туриста о возмещении вреда обоснованными, требуя решения суда, хотя в законе написано "либо".

Тогда турфирмам приходится проходить долгую процедуру суда о признании возмещения вреда туристу, неся при этом необоснованные финансовые потери. После этого им приходится подавать в суд на саму компанию, чтобы признать страховой случай и получить страховые выплаты. При этом опять нести затраты и терять драгоценное время. Закон обязывает все турфирмы страховать свою ответственность перед туристами, и у них нет выбора.

Почему они это должны доказывать в суде, а страховщики получать необоснованную прибыль, отказывая турфирмам в страховых выплатах? Неясно.

Однако с 1 января 2019 года вступило в силу обязательное страхование каждого выезжающего за рубеж туриста (вводится вместо обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента). В минимальный обязательный пакет входит страхование от несчастных случаев плюс медицинское страхование. Кроме того, в настоящее время Нацбанком РК и страховым рынком рассматривается возможность разработки такого страхового продукта, как добровольное страхование ГПО туроператоров и турагентов.

Касательно страхования от невыезда, которое заявляется туристским рынком как необходимый страховой продукт – страховыми компаниями уже предлагается такой вид страховки на добровольной основе.

Таким образом, в настоящее время у туроператоров, ведущих деятельность в сфере въездного и внутреннего туризма, отпала необходимость оформления дорогостоящего страхования ГПО.

Снижение цен тоже проблема

С 1 января 2018 года потенциальным поставщикам, принимающим участие в госзакупках, предоставлено право неограниченного снижения цены при условии внесения соответствующего обеспечения.

Практика проведения конкурсов показала, что антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам снижать цену и, соответственно, побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением, что влечет риск некачественных услуг и нарушает принцип добросовестной конкуренции.

Есть даже такой пример, когда при проведении одного из конкурсов по технадзору в сфере строительства, победителем признан поставщик с ценовым предложением 1 тенге, и это при выделенной для закупки сумме в 23 млн тенге.

"Атамекен", проанализировав ситуацию и проведя работу, добился внесения изменений. Таким образом, в статью 26 закона о госзакупках в части того, что представление демпинговых цен не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правилами осуществления государственных закупок, внесены изменения. В правилах также установлены пороги демпинга.

Бизнес на колесах

На протяжении длительного периода времени существовала проблема по развитию предпринимательства, занятого в сфере выездной, передвижной торговли, так называемого "бизнеса на колесах".

Такое направление бизнеса в Казахстане практически отсутствует, хотя изучение международного опыта показало, что именно "бизнес на колесах" не один десяток лет процветает в странах Европы и США. Предприниматели арендуют грузовики и автобусы, переоборудуют их и отправляются на улицу кормить сотни людей в день, постоянно меняя место своей дислокации. По дорогам европейских стран и США колесят сотни и тысячи фургонов-ресторанов.

Мобильные точки общественного питания открывают не только профессионалы, но и обычные начинающие предприниматели.

Действующие ранее нормы законодательства РК не позволяли открывать подобный бизнес.

Почему? Препятствия создавали санитарные нормы, пожарные правила и необходимость получения разрешений на открытие.

И вот спустя время барьер для "бизнеса на колесах" снят в части выдачи разрешений на переоборудование транспортных средств и прицепов под торговые павильоны и пункты питания. Согласно техрегламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", эти изменения вносятся в свидетельство о регистрации транспортных средств.

Кроме того, 2 апреля 2019 года Главой государства подписан закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности". Он предусматривает изменения в закон местном госуправлении и самоуправлении и о регулировании торговой деятельности в части уточнения функционала местных исполнительных органов по утверждению не только мест, но и маршрутов выездной торговли.

Таким образом, субъект внутренней торговли осуществляет выездную торговлю в специально отведенных местах и (или) маршрутах, определенных МИО города республиканского значения, столицы, района, города областного значения. При этом субъект внутренней торговли может осуществлять торговлю по утвержденному маршруту в любой его точке.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться