DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 323,36 Brent 36,55
ТРЦ и бизнес-центры в новых реалиях

ТРЦ и бизнес-центры в новых реалиях

Как изменится рынок коммерческой недвижимости после карантина.

03 Апрель 2020 11:24 6074

ТРЦ и бизнес-центры в новых реалиях

Автор:

Карина Алимова

Коронавирус остановил работу ТРЦ и бизнес-центров в Нур-Султане и Алматы. После отмены карантина рынок коммерческой недвижимости вместе с бизнесом ждет период восстановления. Прогнозами с inbusiness.kz о том, как будет развиваться ситуация, поделилась директор по развитию бизнеса Colliers International Kazakhstan Асель Мусабекова.

Ритейл и F&B

С введением карантина и связанными с ним ограничениями в Нур-Султане и Алматы приостановили работу непродовольственные торговые рынки, крупные ТРЦ и торговые дома, то есть на время карантина полностью закрыты все магазины и бутики, кроме супермаркетов и аптек. С точки зрения масштабов речь идет о 1,8 млн квадратных метров площадей в рамках ТРЦ и ТЦ в Алматы и 720,5 тыс. квадратных метров торговых площадей в Нур-Султане, минус площадь торговых площадей, предназначенная для реализации продуктов питания и лекарственных средств, что составляет в среднем не более 7-10% от общего объема площадей. Сюда также добавились все кафе и рестораны, фитнес-центры, бутики и магазины розничной торговли непродовольственными товарами, которые арендуют и/или являются собственниками помещений вне торгово-развлекательных и торговых центров, а именно формата стрит-ритейл.

Игроков ритейл-рынка сейчас можно поделить на три категории по режиму работы на время карантина: функционируют в полном режиме: магазины продовольственных товаров и лекарственных средств; частично функционируют в режиме доставки или онлайн торговли: F&B сектор и магазины, которые смогли наладить онлайн -продажи; полностью не функционируют: к примеру, фитнес-центры и те магазины, которые не наладили онлайн-продажи. Меньше всего пострадают первые из них, а больше всего – последние.

Кафе и рестораны полностью перешли на режим доставки, но, к сожалению, работая в режиме доставки нельзя ожидать того объема доходов, на которые рестораторы рассчитывали, когда считали окупаемость своих проектов. Несмотря на то, что отдельные крупные ТРЦ предоставили своим арендаторам так называемые каникулы по арендным платежам, а некоторые и по эксплуатационным расходам, сложно представить, что так поступят большинство арендодателей по всему рынку. Учитывая, что для большей части игроков ритейл-рынка расходы на аренду составляют в среднем от 4% до 15% от среднего объема их товарооборота, с введением карантина значительно сокращается объем товарооборота ресторанов и кафе, соответственно, значительно возрастает и доля аренды в совокупном объеме доходов, если они есть вообще.

Следует ожидать, что все игроки из третьей категории выше, а также определенная доля игроков из второй категории, которые не обладают «подушкой безопасности» в виде резервов и/или не смогут значительно оптимизироваться и «передоговориться» по условиям выплат по основным статьям расходов (ФОТ, аренда, кредиты и топу подобное), к сожалению, скорее всего, уйдут с рынка. Большинство международных ритейлеров смогут выстоять за счет резервов и дополнительных вливаний в бизнес от учредителей.

Отдельный вопрос: что будет после пандемии коронавируса? Да, двери ТРЦ вновь откроются для посетителей, но ведь последствия, с которыми мы столкнемся, среди прочих: низкая покупательская способность в связи с потерей работы, сокращением заработной платы, девальвацией тенге и инфляцией.

Соответственно, не следует ожидать быстрого восстановления объемов розничного товарооборота, особенно по отдельным группам товаров не первой необходимости. Ритейлерам придется набраться терпения и работать в условиях минимальной маржи.

Владельцам ТРЦ тоже будет нелегко: возможно, на период восстановления придется практически полностью перейти на модель арендной платы с товарооборота арендатора, дабы удержать тех, кто останется на плаву. Те ритейлеры, особенно локальные небольшие игроки, которые успешно наладят систему онлайн-продаж, могут решить перестроить свою бизнес-модель и вовсе остаться в онлайне и полностью сократить издержки на аренду помещений для торговли в офлайне. Ведь среди покупателей тоже будет определенная доля тех, кто по разным причинам не пробовал онлайн-шопинг ранее, но, испытав все его удобства, перейдут на «ту сторону». Начало этому тренду уже давно положено, вопрос в темпах перехода покупателей на онлайн-платформы для шопинга, а он может существенно вырасти из-за текущих обстоятельств. А это означает одно: владельцы и управляющие компании будут и дальше «шлифовать» свои концепции, чтобы обеспечить поток посетителей и конверсию.

Офисные помещения: чем дольше ЧП, тем хуже

Что касается рынка офисной недвижимости, то с началом карантина, 19 марта, не все компании смогли или захотели полностью перейти на удаленный режим работы. Повсеместно бизнес-центры стали закрываться после введения дополнительных мер по усилению режима карантина 30 марта 2020 года, когда временно приостановили работу всех организаций и предприятий, за исключением необходимых для жизнеобеспечения города. С точки зрения эффекта пандемии коронавируса на деятельность компаний сложно делать общие выводы. Отдельные компании испытывают большой наплыв клиентов и запросов, такие как услуги доставки; компании, предоставляющие онлайн услуги; фармацевтические компании; телекоммуникационные компании. Другим пришлось сильно оптимизироваться, третьи на грани банкротства и закрытия.

Нельзя утверждать, что на время карантина всех распустили; большинство сотрудников компаний продолжают работу в удаленном режиме. Тем не менее негативные последствия распространения коронавируса коснутся деятельности большинства организаций, в особенности тех, кто прямо или косвенно связан с теми секторами, которые пострадали больше всего: среди них авиакомпании, туристические компании, гостиницы и курорты, event-агентства, ритейлеры, F&B сектор, спорт и развлечения и другие. Дальше по цепочке идут обслуживающие их компании, то есть поставщики и подрядчики, а среди них очень много игроков МСБ.

Сектор МСБ очень уязвим к кризисам и реагирует моментально на такие явления сокращениями рабочих мест и оптимизацией расходов по всем статьям. Крупные компании имеют некий «запас прочности» и могут переждать определенное время, но и они начинают оптимизироваться. Ввиду того что любые значительные изменения в численности сотрудников компании напрямую влияют на потребность в офисном пространстве, мы ожидаем почти повсеместную оптимизацию по договорам аренды: одни будут сокращать арендуемую площадь, другие сядут за стол переговоров по коммерческим условиям, третьи будут просить «каникулы», другие, в частности сектор МСБ, возможно, будут вынуждены закрывать офисы.

Помимо прямого негативного эффекта на деловую активность в стране от локальных мер, предпринятых для борьбы с распространением коронавируса, есть и вытекающий, в том числе из-за пандемии глобальный кризис: с начала марта цены на нефть обвалились более чем на 60%; курс доллара и евро взлетел; мировые фондовые индексы упали на фоне негативного настроения и неопределенности, связанной с пандемией; МВФ объявил о начале мировой рецессии.

Все это вкупе дает основания полагать, что рынок офисной недвижимости неизбежно ждут потрясения. Масштабы потрясений на сегодняшний день сложно предугадать, так как пандемия еще бушует и ожидаемые сроки ее окончания никому не известны. Очевидно одно: чем дальше, тем хуже. Сценарии могут быть разные, в зависимости от глубины кризиса и мер поддержки со стороны государства.

В сегменте офисной недвижимости меньше всего повезло девелоперам, кто только собирается или недавно вышел на рынок со своим продуктом. Для привлечения арендаторов им нужно будет предлагать условия гораздо более выгодные, чем предлагают конкуренты. Но есть нижний порог, нечто вроде точки безубыточности, когда вся прибыль будет уходить на погашение кредита, взятого на строительство объекта. Арендные ставки ниже такой отметки вынудят девелопера пойти на дополнительные меры, например переговоры о рефинансировании/реструктуризации долга (если возможно) или привлечение дополнительных денег (маловероятно). Сроки окупаемости проектов растянутся.

Бизнес-центры с высоким уровнем заполняемости будут чувствовать себя более комфортно. Но не исключается, что и они сядут за стол переговоров со своими арендаторами. Условия подписанных договоров аренды будут диктовать, чья переговорная позиция лучше. Если срок истечения договора аренды еще далеко, а преждевременный выход из договора грозит штрафами, позиция девелопера будет сильнее, и наоборот. Тем арендаторам, у которых положение совсем плохое, даже рассмотрят выход из договора со штрафами, чем «досиживать» срок аренды по действующим условиям.

Удаленная работа может остаться приемлемой временной мерой для отдельных компаний, часть перейдет в коворкинги. Крупный бизнес останется в бизнес-центрах. Концепции бизнес-центров могут претерпеть изменения. Сокращение площади арендуемых офисов возможно за счет сокращения дополнительных помещений в офисах, таких как конференц-залы, переговорные комнаты, комнаты для отдыха и тому подобное. Управляющие компании могут предусмотреть общие конференц-залы и переговорные для арендаторов по принципу on demand за дополнительную плату.

Тренд, существующий на развитых рынках, придет и к нам. Компании будут рассматривать новые форматы офисов, которые помогают корпорациям-гигантам по всему миру сократить издержки на аренду офисов: agile offices, activity based workplaces, то есть максимально эффективное использование рабочего пространства в зависимости от вида деятельности сотрудников и частоты их нахождения в офисе.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

ERG и Жилстройсбербанк запустили льготную жилищную программу для сотрудников в регионах

Сотрудники некоторых предприятий Eurasian Resources Group (ERG) смогут приобрести жилье через ипотечное кредитование без первоначального взноса. Соответствующее соглашение подписано между Евразийской Группой и АО «Жилстройсбербанк» (дочерняя организация холдинга «Байтерек»).

20 Май 2020 13:19 14537

ERG и Жилстройсбербанк запустили льготную жилищную программу для сотрудников в регионах

Уникальная льготная программа кредитования разработана специально для сотрудников ERG. Она распространяется на дома, построенные компанией в рамках Жилищной программы ERG в городах Павлодаре, Аксу, Экибастузе и Караганде.

– Социальные обязательства для ERG всегда стоят в приоритете, и в первую очередь это забота о наших сотрудниках, жителях наших «родных» городов, – прокомментировал председатель правления Евразийской Группы Серик Шахажанов. – Мы благодарны руководству Жилстройсбербанка за готовность идти навстречу и возможность реализовать такие нужные программы.

Льготное кредитование на специальных условиях доступно для сотрудников АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахстанский электролизный завод», АО «Шубарколь комир», Аксуского завода ферросплавов АО «ТНК «Казхром» и разреза «Восточный» АО «ЕЭК». Первоначальный взнос для сотрудников предприятий ERG не требуется.

– ЖССБК рад началу более тесного сотрудничества с группой компаний, чьи работники являются кормильцами для более 60 000 казахстанских семей. Мы надеемся, что работники ERG будут активно пользоваться не только этой программой, но и другими программами Жилстросбербанка: «Нурлы Жер», включая проект «5-10-20», «Свой Дом» и, конечно же, рыночной программой для приобретения первичного и вторичного жилья. Мы готовы оказать лучший сервис работникам ERG, предлагаем с первых же дней использовать наш видеобанк, интернет-банк и приложение ЖССБ24, – отметила председатель правления ЖССБ Ляззат Ибрагимова.

По условиям программы, если строительство дома еще не закончено, сотрудник может открыть депозит в АО «ЖССБК» и уже сейчас начать копить 30% стоимости на приобретение выбранного жилья. Но, если дом уже сдан, он заезжает в жилье уже сегодня и в течение трех лет копит 30% стоимости квартиры на своем депозите. С момента накопления на депозите 30% стоимости жилья работник становится его собственником. Причем на эту сумму начисляются вознаграждение и государственная премия. После накопления сотрудником на депозите 30% от стоимости жилья ему выдается заем на остаток суммы. А после достижения накопления в 50% ставка займа снижается. Срок кредита может составлять до 15 лет. 

Обеспечение сотрудников собственным жильем является одним из приоритетов социальной политики ERG.

С 2006 года в рамках жилищной программы около 3000 семей работников предприятий группы в Актюбинской (Актобе, Хромтау), Карагандинской (Караганда), Костанайской (Рудный) и Павлодарской (Павлодар, Аксу, Экибастуз) областях улучшили свои жилищные условия.

ERG уже имеет опыт плодотворного сотрудничества с холдингом «Байтерек». В декабре 2018 года завершилась совместная жилищная программа с АО «ИО «Казахстанская ипотечная компания», в рамках которой было построено девять домов в регионах присутствия ERG, в общей сложности реализовано свыше 700 квартир.

Затем до 2020 года в рамках реализации Жилищной программы ERG для обеспечения 467 семей были построены еще четыре дома, строительство еще двух близится к завершению.

«5-10-20»: «Ожидать эффекта на спрос и цены не следует»

При запуске программ доступного ипотечного кредитования необходимы четкие критерии качества строительства жилья.

14 Май 2020 08:00 2306

«5-10-20»: «Ожидать эффекта на спрос и цены не следует»

Значительных изменений цен и спроса на рынке жилья с запуском новой ипотечной программы «5-10-20» не ожидается, считает управляющий партнер Colliers International Kazakhstan Баян Куатова.

«Если говорить в общем о рынке жилья, государственные ипотечные программы по доступному жилью не влияют на рыночные цены и спрос. В данном случае речь идет об очень узком сегменте рынка – жилье экономкласса для очередников, поэтому ожидать какого-либо эффекта на спрос и цены не следует», – поделилась мнением с inbusiness.kz эксперт.

CIK прогнозирует снижение сделок купли-продажи жилья в целом по Казахстану, поскольку большая часть населения просела по доходам и не будет заходить в ипотеку либо не сможет подтвердить свои доходы.

«Более эффективными мерами от государства была бы поддержка бизнеса, который дает рабочие места, а не вливать деньги в дешевую ипотеку и строительство недорогого жилья», – отметила Баян Куатова.

Управляющий партнер Colliers International Kazakhstan назвала плюсы и минусы анонсированной ипотечной программы.

Позитивные моменты:

  • Внедрение программы «5-10-20», безусловно, поможет поддержать строительную отрасль, которая обеспечивает до 6% ВВП страны. Это большой сегмент занятости населения, куда входят не только строительные компании, но и поставщики строительных материалов и сопутствующих услуг. По данным статистики, общее число занятых в строительной отрасли РК за 2019 год составило 635,6 тыс. человек.
  • Благодаря новой программе оживится строительство в регионах и областных центрах республики, что поможет снизить отток населения и ускорить процесс урбанизации.
  • Вероятнее всего, именно крупные строительные компании сфокусируются на строительстве жилья в рамках «5-10-20».

«В ситуации, когда государство активно способствует росту объема кредитования населения, обеспечивая его относительно доступными деньгами на покупку жилья, есть ряд побочных эффектов, контроль за которыми также должен лечь в зону государственной ответственности», – подчеркивает Баян Куатова.

Негативные последствия:

  • Поскольку речь идет о доступном жилье экономкласса, качество реализуемых квартир может значительно снизиться. В целях оптимизации затрат на строительство на выходе это могут быть квартиры площадью не более 30 кв. м, расположенные на этаже по коридорному типу. 
  • Для увеличения своей прибыли застройщики будут стараться максимизировать использование участка, то есть на территории дома могут полностью отсутствовать паркинг или детская площадка. 
  • Остается под вопросом и обеспеченность данного жилья инженерными сетями в полном объеме, а также качество управления жилым комплексом и выполнение застройщиком своих обязательств перед жильцами после истечения гарантийного срока.
  • В других странах уже отказались от подобной модели концентрации доступного жилья в определенных районах города, поскольку зачастую это приводит к возникновению социально неблагополучных территорий.

«Критически важным становятся механизмы государственного контроля реализации данной программы и использования денежных средств. Кроме того, необходимо разработать четкие критерии качества строительства жилых домов, обеспечения нормальной инфраструктурой. Большое значение имеет и прозрачность рабочих механизмов новой ипотечной программы, а также схема использования пенсионных денег», – отмечает эксперт.

У Казахстана уже имеются похожие ипотечные программы: «7-20-25», «Баспана Хит», «Орда». Они также были созданы для обеспечения потребности населения по улучшению жилищных условий и формирования платежеспособного спроса на жилье. Их запуск послужил драйвером роста ипотечного кредитования. В результате их действия рост объемов ипотечного кредитования в 2019 году составил 35,4%, что практически в два раза превышает показатели 2015-2017 годов.

Напомним, на заседании государственной комиссии по обеспечению ЧС президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил создать новую программу ипотечного кредитования для казахстанцев, ожидающих в очереди акимата жилье.

Как сообщили inbusiness.kz в министерстве индустрии и инфраструктурного развития, по «5-10-20» можно будет приобрести только новостройки.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: