/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 427,45 Brent 36,55
ТРЦ и бизнес-центры в новых реалиях

ТРЦ и бизнес-центры в новых реалиях

Как изменится рынок коммерческой недвижимости после карантина.

11:24 03 Апрель 2020 10651

ТРЦ и бизнес-центры в новых реалиях

Автор:

Карина Алимова

Коронавирус остановил работу ТРЦ и бизнес-центров в Нур-Султане и Алматы. После отмены карантина рынок коммерческой недвижимости вместе с бизнесом ждет период восстановления. Прогнозами с inbusiness.kz о том, как будет развиваться ситуация, поделилась директор по развитию бизнеса Colliers International Kazakhstan Асель Мусабекова.

Ритейл и F&B

С введением карантина и связанными с ним ограничениями в Нур-Султане и Алматы приостановили работу непродовольственные торговые рынки, крупные ТРЦ и торговые дома, то есть на время карантина полностью закрыты все магазины и бутики, кроме супермаркетов и аптек. С точки зрения масштабов речь идет о 1,8 млн квадратных метров площадей в рамках ТРЦ и ТЦ в Алматы и 720,5 тыс. квадратных метров торговых площадей в Нур-Султане, минус площадь торговых площадей, предназначенная для реализации продуктов питания и лекарственных средств, что составляет в среднем не более 7-10% от общего объема площадей. Сюда также добавились все кафе и рестораны, фитнес-центры, бутики и магазины розничной торговли непродовольственными товарами, которые арендуют и/или являются собственниками помещений вне торгово-развлекательных и торговых центров, а именно формата стрит-ритейл.

Игроков ритейл-рынка сейчас можно поделить на три категории по режиму работы на время карантина: функционируют в полном режиме: магазины продовольственных товаров и лекарственных средств; частично функционируют в режиме доставки или онлайн торговли: F&B сектор и магазины, которые смогли наладить онлайн -продажи; полностью не функционируют: к примеру, фитнес-центры и те магазины, которые не наладили онлайн-продажи. Меньше всего пострадают первые из них, а больше всего – последние.

Кафе и рестораны полностью перешли на режим доставки, но, к сожалению, работая в режиме доставки нельзя ожидать того объема доходов, на которые рестораторы рассчитывали, когда считали окупаемость своих проектов. Несмотря на то, что отдельные крупные ТРЦ предоставили своим арендаторам так называемые каникулы по арендным платежам, а некоторые и по эксплуатационным расходам, сложно представить, что так поступят большинство арендодателей по всему рынку. Учитывая, что для большей части игроков ритейл-рынка расходы на аренду составляют в среднем от 4% до 15% от среднего объема их товарооборота, с введением карантина значительно сокращается объем товарооборота ресторанов и кафе, соответственно, значительно возрастает и доля аренды в совокупном объеме доходов, если они есть вообще.

Следует ожидать, что все игроки из третьей категории выше, а также определенная доля игроков из второй категории, которые не обладают «подушкой безопасности» в виде резервов и/или не смогут значительно оптимизироваться и «передоговориться» по условиям выплат по основным статьям расходов (ФОТ, аренда, кредиты и топу подобное), к сожалению, скорее всего, уйдут с рынка. Большинство международных ритейлеров смогут выстоять за счет резервов и дополнительных вливаний в бизнес от учредителей.

Отдельный вопрос: что будет после пандемии коронавируса? Да, двери ТРЦ вновь откроются для посетителей, но ведь последствия, с которыми мы столкнемся, среди прочих: низкая покупательская способность в связи с потерей работы, сокращением заработной платы, девальвацией тенге и инфляцией.

Соответственно, не следует ожидать быстрого восстановления объемов розничного товарооборота, особенно по отдельным группам товаров не первой необходимости. Ритейлерам придется набраться терпения и работать в условиях минимальной маржи.

Владельцам ТРЦ тоже будет нелегко: возможно, на период восстановления придется практически полностью перейти на модель арендной платы с товарооборота арендатора, дабы удержать тех, кто останется на плаву. Те ритейлеры, особенно локальные небольшие игроки, которые успешно наладят систему онлайн-продаж, могут решить перестроить свою бизнес-модель и вовсе остаться в онлайне и полностью сократить издержки на аренду помещений для торговли в офлайне. Ведь среди покупателей тоже будет определенная доля тех, кто по разным причинам не пробовал онлайн-шопинг ранее, но, испытав все его удобства, перейдут на «ту сторону». Начало этому тренду уже давно положено, вопрос в темпах перехода покупателей на онлайн-платформы для шопинга, а он может существенно вырасти из-за текущих обстоятельств. А это означает одно: владельцы и управляющие компании будут и дальше «шлифовать» свои концепции, чтобы обеспечить поток посетителей и конверсию.

Офисные помещения: чем дольше ЧП, тем хуже

Что касается рынка офисной недвижимости, то с началом карантина, 19 марта, не все компании смогли или захотели полностью перейти на удаленный режим работы. Повсеместно бизнес-центры стали закрываться после введения дополнительных мер по усилению режима карантина 30 марта 2020 года, когда временно приостановили работу всех организаций и предприятий, за исключением необходимых для жизнеобеспечения города. С точки зрения эффекта пандемии коронавируса на деятельность компаний сложно делать общие выводы. Отдельные компании испытывают большой наплыв клиентов и запросов, такие как услуги доставки; компании, предоставляющие онлайн услуги; фармацевтические компании; телекоммуникационные компании. Другим пришлось сильно оптимизироваться, третьи на грани банкротства и закрытия.

Нельзя утверждать, что на время карантина всех распустили; большинство сотрудников компаний продолжают работу в удаленном режиме. Тем не менее негативные последствия распространения коронавируса коснутся деятельности большинства организаций, в особенности тех, кто прямо или косвенно связан с теми секторами, которые пострадали больше всего: среди них авиакомпании, туристические компании, гостиницы и курорты, event-агентства, ритейлеры, F&B сектор, спорт и развлечения и другие. Дальше по цепочке идут обслуживающие их компании, то есть поставщики и подрядчики, а среди них очень много игроков МСБ.

Сектор МСБ очень уязвим к кризисам и реагирует моментально на такие явления сокращениями рабочих мест и оптимизацией расходов по всем статьям. Крупные компании имеют некий «запас прочности» и могут переждать определенное время, но и они начинают оптимизироваться. Ввиду того что любые значительные изменения в численности сотрудников компании напрямую влияют на потребность в офисном пространстве, мы ожидаем почти повсеместную оптимизацию по договорам аренды: одни будут сокращать арендуемую площадь, другие сядут за стол переговоров по коммерческим условиям, третьи будут просить «каникулы», другие, в частности сектор МСБ, возможно, будут вынуждены закрывать офисы.

Помимо прямого негативного эффекта на деловую активность в стране от локальных мер, предпринятых для борьбы с распространением коронавируса, есть и вытекающий, в том числе из-за пандемии глобальный кризис: с начала марта цены на нефть обвалились более чем на 60%; курс доллара и евро взлетел; мировые фондовые индексы упали на фоне негативного настроения и неопределенности, связанной с пандемией; МВФ объявил о начале мировой рецессии.

Все это вкупе дает основания полагать, что рынок офисной недвижимости неизбежно ждут потрясения. Масштабы потрясений на сегодняшний день сложно предугадать, так как пандемия еще бушует и ожидаемые сроки ее окончания никому не известны. Очевидно одно: чем дальше, тем хуже. Сценарии могут быть разные, в зависимости от глубины кризиса и мер поддержки со стороны государства.

В сегменте офисной недвижимости меньше всего повезло девелоперам, кто только собирается или недавно вышел на рынок со своим продуктом. Для привлечения арендаторов им нужно будет предлагать условия гораздо более выгодные, чем предлагают конкуренты. Но есть нижний порог, нечто вроде точки безубыточности, когда вся прибыль будет уходить на погашение кредита, взятого на строительство объекта. Арендные ставки ниже такой отметки вынудят девелопера пойти на дополнительные меры, например переговоры о рефинансировании/реструктуризации долга (если возможно) или привлечение дополнительных денег (маловероятно). Сроки окупаемости проектов растянутся.

Бизнес-центры с высоким уровнем заполняемости будут чувствовать себя более комфортно. Но не исключается, что и они сядут за стол переговоров со своими арендаторами. Условия подписанных договоров аренды будут диктовать, чья переговорная позиция лучше. Если срок истечения договора аренды еще далеко, а преждевременный выход из договора грозит штрафами, позиция девелопера будет сильнее, и наоборот. Тем арендаторам, у которых положение совсем плохое, даже рассмотрят выход из договора со штрафами, чем «досиживать» срок аренды по действующим условиям.

Удаленная работа может остаться приемлемой временной мерой для отдельных компаний, часть перейдет в коворкинги. Крупный бизнес останется в бизнес-центрах. Концепции бизнес-центров могут претерпеть изменения. Сокращение площади арендуемых офисов возможно за счет сокращения дополнительных помещений в офисах, таких как конференц-залы, переговорные комнаты, комнаты для отдыха и тому подобное. Управляющие компании могут предусмотреть общие конференц-залы и переговорные для арендаторов по принципу on demand за дополнительную плату.

Тренд, существующий на развитых рынках, придет и к нам. Компании будут рассматривать новые форматы офисов, которые помогают корпорациям-гигантам по всему миру сократить издержки на аренду офисов: agile offices, activity based workplaces, то есть максимально эффективное использование рабочего пространства в зависимости от вида деятельности сотрудников и частоты их нахождения в офисе.

Карина Алимова

Дом за один евро в Италии

Итальянские малонаселенные города привлекают иностранные инвестиции, продавая заброшенные дома за один евро.

07 Август 2020 08:12 2631

Дом за один евро в Италии

В мире уже давно наблюдается тенденция роста мегаполисов и вымирания маленьких городов. Молодежь в поисках работы или нового образа жизни стремится в крупные города, тем самым еще больше нагнетая плачевную экономическую ситуацию в периферии. Неравномерное развитие – актуальная проблема для многих государств, и Италия нашла интересное решение.

Согласно Worldometer, на сегодняшний день в Италии 69,5% населения проживает в крупных городах. Ежегодно Рим и Милан лидируют в демографических рейтингах, в то время как жизнь покидает поселения вроде сицилийского городка Самбука. После разрушительного землетрясения в 1968 году многие люди покинули Самбуку. Вместо восстановления сломанных домов местные на социальные и страховые выплаты переехали в более преуспевающие города. С тех пор сицилийский город переживал трудные времена, пока мэрия не решила продавать те самые разрушенные дома за  евро. Обесцененные дома привлекли иностранных любителей теплого климата и красивых видов южной Италии. Они привезли с собой новые деньги и рабочие места, ведь дома необходимо было реконструировать, а затем помогать за ними ухаживать. Согласно условиям покупки новые владельцы обязаны вложить в реконструкцию дома минимум 5600 долларов, используя местную рабочую силу или материалы. В реальности в среднем на реконструкцию уходит до 60 000 долларов. Если же новый владелец в течение двух лет с момента покупки не ремонтирует свои новые владения, то его ждет штраф в размере 20 000 евро. С начала программы в Самбуке было продано 16 домов, а летом 2019 года туда уже стали приезжать туристические автобусы.

В среднем дом за один евро с учетом реконструкций, налогов и нескольких перелетов в год обходится покупателю в 76 001 доллар (источник: Business Insider).

Другие маленькие поселения также решили реализовать данную стратегию, среди них Зунголи возле Неаполя, Муссомелли в Сицилии и ряд других деревень. Конечно, учитывая привлекательность Италии для туризма, далеко не все страны могут успешно повторить данный опыт. Однако для многих малонаселенных пунктов привлечение иностранцев может стать шансом на спасение, а мало что привлекает так же сильно, как дешевое имущество.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как пандемия и карантин отражаются на рынке офисной недвижимости

Собственники коммерческой недвижимости потеряли около 20 млрд тенге за каждый месяц простоя.

02 Август 2020 08:00 9328

Как пандемия и карантин отражаются на рынке офисной недвижимости

Введение режима ЧП и карантинных мер значительно отразилось на рынке офисной недвижимости. Просьбы арендаторов о скидках и каникулах напрямую сказываются на доходах арендодателей. Большинство компаний оптимизируют рабочие места. В прошлое может уйти традиционная аренда офисных помещений, сменяясь на систему гибких офисов, когда рабочее место, рассчитанное на одного сотрудника, становится доступно еще нескольким. Корреспондент Inbusiness.kz поговорил с ведущими экспертами отрасли и игроком рынка о последних изменениях в сфере офисной недвижимости и перспективах ее восстановления.

Как отмечает директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» Анна Шацкая, для тех арендаторов, чья деятельность во время ЧП была запрещена, многие арендодатели делали скидки на аренду от 100% до 50%. Арендаторы в этом случае оплачивали только коммунальные и эксплуатационные услуги. Для тех, кто оставался работать, в ряде случаев скидки составляли 15-25%. После отмены ЧП скидки на аренду стали предоставлять в индивидуальном порядке тем компаниям, чей бизнес пострадал и продолжает страдать. По данным департамента аналитики, такие скидки достигают 20-30%.

«В настоящее время средние показатели вакансии в бизнес-центрах Нур-Султана и Алматы достигают 15-35%. За период пандемии они возросли на 10-20%, и тенденция их роста сохраняется. Арендаторы продолжают съезжать в связи с закрытием бизнеса, также отток наблюдается из тех бизнес-центров, которые не идут на скидки», – сказала Анна Шацкая.

По словам специалиста, в период ЧП убытки арендодателей достигали 80-100%. Сейчас в большинстве случаев арендодатели активно занимаются поиском новых арендаторов и в индивидуальном порядке предлагают гибкие условия аренды для удержания существующих. В основном это выражается в снижении ставок аренды либо сокращении арендуемых площадей.

Анна Шацкая отмечает, что, на ее взгляд, для восстановления рынка офисной недвижимости в перспективе понадобится 1,5-2 года.

«Тенденция использования удаленного формата работы сотрудников будет усиливаться наряду с расширением цифровизации, автоматизации бизнеса и дальнейшего перехода на онлайн-формат. Восстановление прежних показателей будет возможным за счет естественного развития сегмента МСБ и появления новых субъектов», – прокомментировала эксперт.

Она добавила, что с большой вероятностью в ближайшие три года рынок офисной недвижимости ожидает стагнация. Это будет выражаться в сокращении и остановке строительства новых проектов, снижении ставок и доходности аренды.

Как отмечает независимый эксперт рынка недвижимости Шахида Садырова, введение ограничительных мер повлияло на доходность и рентабельность рынка недвижимости по-разному. В первую очередь значительно просел рынок гостеприимства, куда входят общепит и гостиницы. Наряду с ними напрямую из-за ввода ограничений пострадали торговые площади в ТРЦ, торговых домах, частично стоит ритейл, где закрытия в карантин и режим ЧП были не абсолютными. Рынок офисной и складской недвижимости в этом списке находятся на третьем месте. Как отмечает специалист, он пострадал меньше относительно других сегментов отрасли.

«Рынок недвижимости сегодня пребывает в состоянии неопределенности из-за пандемии. Основным его игрокам сложно прогнозировать, строить стратегии, вырабатывать политику работы с арендаторами, как в долгосрочной, так и среднесрочной перспективе. Из-за введенного режима ЧП и карантина в адрес управляющих компаний и девелоперов приходится много заявок от арендаторов с просьбой о предоставлении скидок», – говорит Шахида Садырова.

Эксперт отмечает, что пока сложно говорить о том, на сколько конкретно снизились ставки аренды коммерческой недвижимости. Обозначить более точные показатели станет возможным в конце III квартала и к концу текущего года, поскольку скидки носят адресный и временный характер. В целом же новый уровень ставок будет понятен после выхода рынка из острого периода и адаптации его к новым реалиям в более продолжительном промежутке времени.

«Сейчас говорить о конкретной цифре сложно, потому что размер ставок и дисконтов, предоставляемых арендаторам, колеблется от 10% до 60% и варьируется от объекта объекту. Девелоперы и управляющие компании договариваются с арендаторами case by case. Все зависит от истории сотрудничества между двумя сторонами, насколько они лояльны друг к другу и готовы ли вместе выходить из кризиса в ситуации win-win. Играет роль категория, к которой относится арендатор, и то насколько сильно повлиял на него период пандемии и ограничительных мер. Чем больше бизнес теряет доходов, тем меньше он готов и может платить за аренду офисных помещений. Но в этом случае мы все одинаково страдаем, поэтому на рынке сегодня важно уметь договариваться», – объясняет собеседница.

Как правило, скидки удовлетворяются преимущественно в той величине, в которой они запрошены, в связи с тем что ни один из девелоперов или управляющих компаний не хочет оказаться с высокой вакантностью, как в период пандемии, так и в постпандемический период. Это время, когда большая часть бизнеса либо останется на плаву, либо выйдет из рынка, делится рассуждениями независимый эксперт.

Также остается открытым вопрос о том, насколько упал спрос на офисную недвижимость и сколько освободилось площадей. Специалист прогнозирует скачок вакантности как результат оптимизации рабочих мест. Компании, располагавшиеся раньше на больших площадях, сейчас стремятся к тому, чтобы оптимизировать расходы и более эффективно использовать офисное пространство, сокращая площадь и при этом повышая эффективность каждого квадратного метра.

«Мы не видим расторжений договоров арендаторов на очень крупные площади, но видим тенденции к оптимизации занимаемых площадей путем сокращения площадей или переездов в офисы классом ниже. У компаний уже сложились опыт и понимание работы в удаленном формате. Некоторые примеряют на себя умение работать вне офиса в долгосрочной перспективе, как одну из стратегических задач. Это напрямую влияет на рынок офисной недвижимости, потому что из-за оптимизации площадей он проседает», – добавляет Шахида Садырова.

Наиболее гибкие и прогрессивные компании уже переводят часть сотрудников на удаленный формат работы. Другая часть персонала, задачи которых сложно выполнимы вне офиса, остаются работать на местах.

«Время доказало, что постоянное нахождение в офисе требуется только для 10-20% сотрудников. Это позволяет строить более гибкий график для всех. Многие компании уже адаптировали такой формат и будут продолжать работать в нем, что не подразумевает аренды больших площадей. В этом случае у определенных категорий арендаторов площадь может сократиться до 50-80%», – сообщает она.

Эксперт отмечает, что ставки аренды офисной недвижимости придут в среднерыночную норму в постпандемический период для компаний, переживших кризис. Объемы рынка, несомненно, сократятся за счет компаний, которые кризис не переживут и прекратят деятельность, и компаний, оптимизирующих офисные площади.

В новых условиях выиграют те, кто готовы предоставлять гибкие условия аренды по срокам, ставкам, площадям. Больше всего будет цениться мобильность и гибкость условий, когда арендатор в любой момент времени может существенно оптимизировать расходы по аренде и эффективно использовать площади. Шахида Садырова отмечает, что после пандемии человечество в любом случае не вернется к прежней, свободной жизни, что, несомненно, повлияет на снижение объемов рынка коммерческой недвижимости. Люди будут больше ценить удобство, комфорт, доступность инфраструктуры вокруг, для того чтобы ограничить и минимизировать любые передвижения и контакты с окружающими людьми.

«Я более чем уверена, что спрос на гибкие пространства, такие как коворкинг, нетворкинг, пространства готовых офисов, где ставка аренды исходит не из квадратных метров, а из количества рабочих станций, по факту занимаемых компанией, будет расти. Это позволит компаниям быть максимально гибкими в выборе рабочего пространства и в оплате аренды рабочей станции, – делится прогнозами эксперт. – Если мы столкнемся с повторными ограничительными мерами или компания будет быстро расти или сокращаться, она может достаточно быстро и практически безболезненно для себя, без лишних расходов сокращать или увеличивать занимаемую площадь. Поэтому актуальность и спрос на коворкинг и нетворкинг пространства гибких офисов и креативных платформ будет расти. Это вносит ту гибкость, которой не хватает арендаторам в классических схемах аренды площадей с фиксированной ставкой, площадью и сроком аренды».

Независимый эксперт отмечает, что сейчас арендаторам и арендодателям нужно не упираться в традиционную классическую схему. Важно быстро подхватывать новые тренды и тенденции сегодняшнего дня. Время диктует глобальные изменения, и те, кто будет достаточно смелым, для того чтобы адаптировать новые системы и предложить рынку гибкие форматы, останутся в выигрыше. Это новые возможности для управляющих компаний, готовых трансформироваться и адаптироваться под новые реалии.

По словам председателя ассоциации управляющих и сервисных компаний QazProperty Кайрата Кокенова, ситуация на рынке офисной недвижимости в связи с пандемией достаточно сложная. Весной, в период ЧП, в стране была полностью приостановлена деятельность объектов коммерческой недвижимости. По расчетам ассоциации, рынок потерял порядка 20 мдрд тенге доходов за каждый месяц карантина.

«Как субъекты бизнеса, мы несем во время карантина операционные затраты: по фонду заработной платы, обязательства перед банками по займам, по налогам в бюджет, перед поставщиками коммунальных слуг. Усиление санитарно-эпидемиологических норм и требований к объектам коммерческой недвижимости в стране значительно увеличило стоимость клининговых расходов. Такие расходы не компенсируются арендаторами, это расходы управляющих компаний», – сказал председатель.

Расходы на коммунальные услуги в период карантина превысили 413 млн тенге, при этом заполняемость объектов в данный период была около 15%. Помимо убытков от недополученных доходов от аренды, БЦ вынуждены содержать персонал (инженеры, уборщицы, охрана), оплачивать коммунальные платежи за частично пустые объекты и проводить санитарную обработку.

«Рынок офисной недвижимости в Нур-Султане пострадал меньше от пандемии, чем в Алматы. Здесь расположено больше государственных и квазигосударственных компаний, в Алматы среди арендаторов больше малого и среднего бизнеса», – подчеркнул председатель QazProperty.

Чтобы сохранить арендаторов, арендодатели предоставляют скидки по аренде офисных помещений. Арендаторам, деятельность которых запрещена, приостановлена или ограничена, разрешено оплачивать только эксплуатационные затраты.

«Всем остальным управляющие компании предоставляют скидку в среднем до 50% от арендной ставки в зависимости от направления бизнеса. Если мы понимаем, что у клиента «живой» бизнес, но он потерял часть контрактов из-за пандемии, то ведем переговоры и снижаем до 50% от ставки аренды», – объясняет собеседник.

По словам Кайрата Кокенова, если бы банки, коммунальные предприятия, налоговые органы пошли на уступки арендодателям, арендаторы офисов смогли бы получить отсрочку по оплате.

«На эту сумму мы бы сделали скидку арендаторам, потому что хотим их удержать. Но мы не сможем давать скидки ниже тех расходов, что имеем сами. На текущий момент льготу по налогообложению нам не утвердили в полной мере, поэтому расходов очень много. При полной льготе на налог в месяц для одного бизнес-центра управляющие компании смогли бы сэкономить 2 млн тенге. Выселять старых арендаторов, просить освободить офисы – не выход. Сложно будет найти новых. Рынок сжался. Сейчас все ждут, когда завершится карантин, чтобы восстанавливать работу и деятельность», – говорит он.

Кайрат Кокенов добавил, что рост вакансий в бизнес-центрах на 30% связан с закрытием малого бизнеса, у которого отсутствовала финансовая подушка. Средний и крупный бизнес продолжают работу, но им понадобится время на восстановление. Предприниматели языковых центров, туристических агентств, кабинеты психологов будут освобождать офисы. Это сегмент C, B-класса.

«В этом году, скорее всего, большинство арендаторов будут занимать минимальные площади. В то же время арендаторы наших бизнес-центров, которыми управляет наша компания Property Management Group, не поднимают вопрос о сокращении метража. В топовых бизнес-центрах сложно найти хороший свободный офис – клиенты не рискуют переезжать. Основные наши арендаторы – это строительные, крупные проектные компании, официальные дилеры оборудования и т. д. И в их офисах продолжают свою работу отделы финансов, бухгалтерии, юридических служб и другие сотрудники отделов компаний, работать которым удаленно сложно», – отмечает собеседник.

Размышления с позиции «можно работать дома» позволительны, по мнению Кайрата Кокенова, только топ-менеджерам или собственникам бизнеса. Остальным сложно сконцентрироваться на работе, если вся семья дома. Тенденция «удаленки», работы в коворкингах или смарт-офисах популярна для малого и микробизнеса.

«Для крупного бизнеса удаленный формат работы станет актуальным только после того, как им удастся перевести работу юристов и финансистов в цифровой формат. Но это возможно только в долгосрочной перспективе», – делится своим видением спикер.

По его словам, восстановление рынка коммерческой недвижимости ассоциация ожидает к февралю-марту следующего года при условии, что осенью волна закрытия объектов на карантин пройдет.

Ассоциация QazProperty с марта ожидает поддержки от государства и просит обратить внимание на отрасль коммерческой недвижимости. Ведь только в Нур-Султане и Алматы насчитывается 281 бизнес-центр площадью 3,2 млн кв. м. Объекты обеспечивают работой более 10 тыс. человек и заказами 26 тыс. субъектов МСБ. Арендаторами офисных помещений в бизнес-центрах являются 294 тыс. предпринимателей с численностью 650 тыс. работников. Обращения ассоциации за поддержкой к государству в виде освобождения от налогов на землю и имущества для офисной и складской недвижимости, социального налога, ИПН, обязательных пенсионных и социальных отчислений, взносов на обязательное медицинское страхование, просьбы по отсрочке коммунальных платежей и банковских займов в срок до 01 января 2021 года пока остались без ответа и находятся на рассмотрении.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!