Министерство национальной экономики завершило работу над проектом нового Налогового кодекса. В ходе публичной презентации документа вице-министр Руслан Даленов заметил, что "концептуально проект не менялся, потому что, в отличие от предыдущих поправок, за основу были взяты все предложения национальной палаты предпринимателей "Атамекен".
"В процессе обсуждения точечно дорабатывались предложения. Мы взяли тренд на защиту добросовестного бизнеса", – сказал он.
В чем будет заключаться эта защита? В первую очередь в толковании норм кодекса. Во-первых, все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщика. Данный принцип позволит справедливо рассматривать налоговые споры. Во-вторых, предлагается не применять пени и штрафы, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа и по которому впоследствии изменилась позиция. Это касается в основном налоговых проверок, такая проблема есть. В-третьих, требование к обоснованности доначислений будет усилено, теперь в актах налоговых проверок должны быть соответствующие обоснования. Например, если в акте написано, что эти расходы не относятся к предпринимательским, и точка, без обоснований, почему не относятся, такой акт будет недействительным", – пояснил г-н Даленов.
Обещают "защитить" кодекс и от частых изменений. Сегодня благодаря многочисленным поправкам в среднем налоговое законодательство меняется каждые 24 дня. Теперь же предлагается все поправки консолидированно вносить одним законопроектом, причем в срок не позднее 1 июля.
Есть и новшества, касающиеся налоговых режимов. Впрочем, не такие кардинальные, как ожидалось. Так, для малого и среднего бизнеса решено сохранить действующие специальные налоговые режимы. И исключительно по желанию самого налогоплательщика – новый режим фиксированного вычета.
"Это выгодно тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Он может, например, торговец, реализующий стройматериалы на рынке, обороты большие, громадные, платить с выручки 2-3% невыгодно, потому что его суть бизнеса строится на обороте. Большие обороты, маленькая маржа, прибыль возникает от больших оборотов. Поэтому предложен новый альтернативный режим – его можно по выбору выбрать. Кому нравятся действующие режимы – они сохраняются. Можно будет вычитать без подтверждения до половины своей выручки, а если вести учет расходов, то могут быть дополнительные премии – вычеты за подтверждение расходов. Этот режим выгоден для того, кому нужно вести учет расходов", – объяснил г-н Даленов.
Уравнивается требование по размеру доходов для физических и юридических лиц в рамках режима упрощенной налоговой декларации. Для торговых точек, работающих на основе патента, предлагается стимулирующая льгота – при наличии POS-терминала именно эта часть оборота будет облагаться по ставке 1%.
Для аграрного сектора предложены такие льготы. Все плательщики единого земельного налога вне зависимости от оборота освобождаются от уплаты НДС. Кроме того, для снижения нагрузки на фонд оплаты труда предлагается отменить социальный налог за членов и работников крестьянских фермерских хозяйств. Также предложено разрешить осуществление прочих видов деятельности с раздельным учетом.
"Сегодня, например, крестьянское хозяйство, если вдруг начало сдавать в аренду свой комбайн, или сдало его на металлолом, то получается, он осуществил деятельность, не связанную с крестьянским хозяйством, и, по Налоговому кодексу, он должен покинуть данный режим. Предлагается этого не делать, если есть какая-то иная деятельность, иной вид работы, пусть ведет раздельный учет, и данный вид работы не подлежит льготированию, а остальная его часть, связанная с фермерством, продолжает льготироваться в составе единого земельного налога", – объяснил вице-министр.
Кстати, на другие сферы снижение ставки социального налога распространяться не будет. По словам г-на Даленова, вопрос о снижении ставки пока еще изучается.
"Цена вопроса достаточно серьезная, она захватывает не просто снижение ставки, придется менять межбюджетные отношения, поскольку соцналог поступает в местные бюджеты, нужно проработать, каким налогом его заместить. Одним из предложений было часть налога на прибыль, которая поступает в центральный бюджет, направлять в местные бюджеты. Это хорошая реформа, глубокая, но требует просчета. Я думаю, здесь не нужно торопиться. Тем более что основная нагрузка на фонд оплаты труда будет проявляться ближе к 2021 году, у нас еще есть время придумать компенсирующие нормы", – объяснил он логику правительства.
В сфере недропользования предлагается стимулировать инвестиции в геологоразведку. Так, предлагается отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли, поскольку данный налог платили только угледобывающие компании. А нагрузку по углю перенести на рентный налог на экспорт. Что касается налога на сверхприбыль, то, поскольку его уплаты нет, а его наличие в кодексе является сдерживающим фактором для инвесторов, предложено данный налог исключить", – добавил г-н Даленов.
Также предлагается отменить бонус коммерческого обнаружения в целях стимулирования успешной разведки. Для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен более простой альтернативный налог на недропользование.
"При введении альтернативного налога на недропользование налогоплательщику предоставляется право оставаться в общеустановленном порядке уплаты специальных налогов недропользования. Данный метод уплаты применяется на весь период действия контракта. Альтернативный налог на недропользование определяется аналогично корпоративному подоходному налогу, как разница между выручкой и вычетами, за исключением расходов по вознаграждению, которые не подлежат вычету", – объяснил вице-министр.
Для стимулирования инвесторов и развития переработки предлагается освободить от корпоративного подоходного налога дивиденды и прирост акций недропользователя при условии переработки 35% добытого сырья. С 2019 года предлагается поднять эту планку до 40% и далее в прогрессии до 70%.
Кроме того, предложено ввести прямую норму по самостоятельному применению без согласования пониженных ставок НДПИ для низкорентабельных месторождений.
"Сегодня, чтобы получить искомую пониженную ставку, требуются расчеты, заявление, рассмотрение на межведомственной комиссии, подтверждение уполномоченного органа и так далее. Все это иногда занимает от полугода до полутора лет. Предлагается данную норму применять автоматически, в ходе налоговых проверок в последующем будет выявляться, насколько правомерно налогоплательщик применил пониженную ставку", – уточнил вице-министр.
Отдельные нормы предложены для оздоровления финансового сектора. В частности, предусматривается освобождение от подоходного налога при списании задолженности физических лиц.
"Сегодня банк, если прощает кому-то кредит, то, по налоговому законодательству, это считается прибылью для физического лица, и банк должен еще 10% за него заплатить подоходный налог. Это, естественно, налоговое препятствие для списания кредитов", – пояснил он.
Отдельные льготы по НДС предусматриваются для отрасли автомобилестроения в рамках специального инвестиционного контракта. "Такая льгота в текущем году приостановлена, мы предлагаем ее возобновить. Сегодня для сборки автомобилей используются старые машинокомплекты, завезенные еще в старом налоговом режиме, сегодня они заканчиваются, и начнутся у них перебои с удешевленными машинокомплектами. Также будут освобождены от НДС импорт комплектующих, сырья и материалов, а также оборот по реализации произведённых специальных инвестиционных контрактов", – уточнил вице-министр.
Пока что все эти новшества только проект. В ближайшие недели он будет внесен на рассмотрение парламента, и все дальнейшие корректировки станут возможны только через депутатский корпус. В правительстве рассчитывают, что уже с января 2018 года новый Налоговый кодекс начнет действовать.
Ирина Севостьянова