Индустрия торговой недвижимости оказалась на перепутье. Консервативные торговые центры и отдельно стоящие супермаркеты, как считают эксперты отрасли, вынуждены будут закрываться из-за угасающего интереса клиентов. Их время неумолимо проходит. Современный торговый центр должен стать не просто местом для покупок, а чем-то большим и обязательно креативным, полезным, сочетать в себе высокие технологии и инновационные центры для создания футуристических пространств взаимодействия с клиентами. Звучит сложно, но именно так эксперты описывают реальность будущего ритейла.
О том, что нужно потребителям будущего
"Чтобы добиться успеха в будущем, нужно думать так же, как клиенты, для которых работаешь. А покупатель молодеет, и нужно подстраиваться под формат молодого покупателя, который не знает, что такое дефицит, и который с детства на "ты" с технологиями, – говорит Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор Nielsen Kazakhstan. – Поэтому ритейлерам приходится конкурировать не только между собой, то есть между традиционной розницей, но и с интернет-магазинами, где можно купить практически все".
"Я бы сказал, что сегодняшний ритейл в Казахстане, так же как и во всем мире, имеет одинаковые тренды и одни и те же проблемы, – добавляет Алексей Соколов, генеральный директор Ewas Retail Solutions. – Современный мировой ритейл пытается продавать по-другому. Это значит, что мы больше не завлекаем клиентов в какое-то пространство типа магазина, где человек видит товарные полки и может купить только то, что на них есть. Мы начинаем предлагать больше, чем есть на полке. Мы следуем за большим трендом, который задали онлайн-гиганты ритейла Amazon, а за ним и Alibaba. Офлайн-ритейл тоже хочет сказать, что сегодня через нас вы можете купить все и в любом исполнении".
О том, как офлайн конкурирует с онлайн
"Торговля онлайн не вытесняет офлайн, по крайней мере, об этом еще очень рано говорить. Конечно, если посмотреть на цифры, мы видим, что мировая экономика растет на 3%, продажи продуктов питания в традиционных магазинах растут на 5%, а электронная торговля продуктами питания растет на 20%. Темпы роста очень хорошие, но, с другой стороны, с нуля расти очень легко, – говорит Мадина Сейсенгалиева. – Спору нет, онлайн – очень интересный формат для молодого населения, но в Казахстане с этим есть сложность. К примеру, во Франции все очень близко, из одного города в другой можно доехать на машине всего за один час. В Казахстане так не получится. У нас очень низкая плотность населения и большая территория – доставить товар из Алматы в Шымкент займет минимум 10 часов. Это первое. Вторым пунктом можно отметить, что онлайн выигрывает перед офлайном тем, что не надо делать больших инвестиций в плане открытия новых городов, не надо вкладываться в аренду, не надо покупать торговое оборудование, стеллажи и прочее, но можно поддерживать хорошую маржинальность и инвестировать ее в доставку".
"Онлайн-торговля настолько сильно сегодня угрожает офлайн-ритейлу, что не считаться с этим нельзя, – утверждает Алексей Соколов. – Возьмем, к примеру, типичное поведение клиента во Франции, как правило, он ищет свой товар уже не через Google, а напрямую на Amazon. Amazon становится поисковиком, через который можно купить. Поэтому традиционные бренды, которым люди привержены уже много лет, вынуждены развивать свои сайты. А если они не будут это делать, то рано или поздно ребята из онлайна их заменят. Самый сложный рынок для онлайн-торговли – это DIY, потому что строительство и ремонт – это габаритный и тяжелый товар. А для офлайна есть сложности с расширением ассортимента и созданием экосистемы".
О том, почему торговые центры будут закрываться
"Мегатренд – это глобальное проникновение технологий. Все больше и больше ритейлеров в Казахстане используют искусственный интеллект, для того чтобы сформировать ассортимент или правильно оформить пространство на полках. Это кассы самообслуживания, к примеру, Magnum и "Южный" уже успешно внедрили такие кассы и для молодого населения, которого в Казахстане 58%. Очень круто ходить в современные, технически оснащенные магазины. Поход в магазин должен быть веселым и увлекательным, а если это просто старая розничная торговля, старая бизнес-модель и краткосрочная аренда, то такие торговые центры просто обречены", – уверена Мадина Сейсенгалиева. – А вообще, тренды в розничной торговле постоянно меняются, и ритейлерам тоже надо постоянно меняться, следуя за этими трендами, чтобы удерживать старых и привлекать новых покупателей".
"Во всем мире торговые дома под угрозой закрытия. Мы видим, что уже несколько лет Штаты переживают эпидемию закрытия торговых центров и гипермаркетов. Но правильнее будет сказать, что они не закрываются, а меняются. Закрываются только те, которые либо были излишком для клиентов, либо неудачно расположены, либо просто не нужны, потому что проиграли битву за понимание того, что нужно клиенту, – говорит Алексей Соколов. – Некоторые большие сети, имея капитал, открывают, к примеру, маленькие магазинчики. Они вкладывают свои деньги в адаптацию формата, да, они закрывают гипермаркет, но открывают сеть маленьких магазинчиков. Или как вариант закрывают часть супермаркета, убирают ассортимент, который не пользуется спросом, а вместо него добавляют что-то более востребованное, к примеру очень модный на сегодня тренд – что-то из области здорового питания. То есть ритейл пытается адаптироваться.
Объясню на примере. В Москве, недалеко от моего дома, закрылся небольшой торговый дом, но потом туда пришла компания "Азбука вкуса" – это сеть, на тот момент премиального ассортимента питания. Затем туда пришел Сбербанк, а потом и МФЦ – это многофункциональный центр для граждан по принципу единого окна. Параллельно открылась пиццерия. И центр стал просто притяжением "потребностей клиента". То есть руководство пришло к пониманию, что в современных торговых центрах должны быть не только элитные бутики, кинотеатры и игровые комнаты для детей, а обязательно продовольственные магазины, чтобы купить продукты, а также банки и МФЦ, куда люди идут, чтобы решить какие-то проблемы".
Катерина Клеменкова