/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 434,31 Brent 36,55
Тренды розничной торговли: куда движется рынок

Тренды розничной торговли: куда движется рынок

Бизнес-модель торговых центров находится в безнадежном упадке, а их апгрейд, если подытожить большинство высказываний, прозвучавших на ритейл-конгрессе в Алматы, требует и инвестиций, и креатива.

11:30 25 Ноябрь 2019 6911

Тренды розничной торговли: куда движется рынок

Автор:

Катерина Клеменкова

Индустрия торговой недвижимости оказалась на перепутье. Консервативные торговые центры и отдельно стоящие супермаркеты, как считают эксперты отрасли, вынуждены будут закрываться из-за угасающего интереса клиентов. Их время неумолимо проходит. Современный торговый центр должен стать не просто местом для покупок, а чем-то большим и обязательно креативным, полезным, сочетать в себе высокие технологии и инновационные центры для создания футуристических пространств взаимодействия с клиентами. Звучит сложно, но именно так эксперты описывают реальность будущего ритейла.

О том, что нужно потребителям будущего

«Чтобы добиться успеха в будущем, нужно думать так же, как клиенты, для которых работаешь. А покупатель молодеет, и нужно подстраиваться под формат молодого покупателя, который не знает, что такое дефицит, и который  с детства на «ты» с технологиями, – говорит Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор Nielsen Kazakhstan. – Поэтому ритейлерам приходится конкурировать не только между собой, то есть между традиционной розницей, но и с интернет-магазинами, где можно купить практически все».

«Я бы сказал, что сегодняшний ритейл в Казахстане, так же как и во всем мире, имеет одинаковые тренды и одни и те же проблемы, – добавляет Алексей Соколов, генеральный директор Ewas Retail Solutions. – Современный мировой ритейл пытается продавать по-другому. Это значит, что мы больше не завлекаем клиентов в какое-то пространство типа магазина, где человек видит товарные полки и может купить только то, что на них есть. Мы начинаем предлагать больше, чем есть на полке. Мы следуем за большим трендом, который задали онлайн-гиганты ритейла Amazon, а за ним и Alibaba. Офлайн-ритейл тоже хочет сказать, что сегодня через нас вы можете купить все и в любом исполнении».

О том, как офлайн конкурирует с онлайн

«Торговля онлайн не вытесняет офлайн, по крайней мере, об этом еще очень рано говорить. Конечно, если посмотреть на цифры, мы видим, что мировая экономика растет на 3%, продажи продуктов питания в традиционных магазинах растут на 5%, а электронная торговля продуктами питания растет на 20%. Темпы роста очень хорошие, но, с другой стороны, с нуля расти очень легко, – говорит Мадина Сейсенгалиева. – Спору нет, онлайн – очень интересный формат для молодого населения, но в Казахстане с этим есть сложность. К примеру, во Франции все очень близко, из одного города в другой можно доехать на машине всего за один час. В Казахстане так не получится. У нас очень низкая плотность населения и большая территория – доставить товар из Алматы в Шымкент займет минимум 10 часов. Это первое. Вторым пунктом можно отметить, что онлайн выигрывает перед офлайном тем, что не надо делать больших инвестиций в плане открытия новых городов, не надо вкладываться в аренду, не надо покупать торговое оборудование, стеллажи и прочее, но можно поддерживать хорошую маржинальность и инвестировать ее в доставку».

«Онлайн-торговля настолько сильно сегодня угрожает офлайн-ритейлу, что не считаться с этим нельзя, – утверждает Алексей Соколов. – Возьмем, к примеру, типичное поведение клиента во Франции, как правило, он ищет свой товар уже не через Google, а напрямую на Amazon. Amazon становится поисковиком, через который можно купить. Поэтому традиционные бренды, которым люди привержены уже много лет, вынуждены развивать свои сайты. А если они не будут это делать, то рано или поздно ребята из онлайна их заменят. Самый сложный рынок для онлайн-торговли – это DIY, потому что строительство и ремонт – это габаритный и тяжелый товар. А для офлайна есть сложности с расширением ассортимента и созданием экосистемы».

О том, почему торговые центры будут закрываться

«Мегатренд – это глобальное проникновение технологий. Все больше и больше ритейлеров в Казахстане используют искусственный интеллект, для того чтобы сформировать ассортимент или правильно оформить пространство на полках. Это кассы самообслуживания, к примеру, Magnum и «Южный» уже успешно внедрили такие кассы и для молодого населения, которого в Казахстане 58%. Очень круто ходить в современные, технически оснащенные магазины. Поход в магазин должен быть веселым и увлекательным, а если это просто старая розничная торговля, старая бизнес-модель и краткосрочная аренда, то такие торговые центры просто обречены», – уверена Мадина Сейсенгалиева. – А вообще, тренды в розничной торговле постоянно меняются, и ритейлерам тоже надо постоянно меняться, следуя за этими трендами, чтобы удерживать старых и привлекать новых покупателей».

«Во всем мире торговые дома под угрозой закрытия. Мы видим, что уже несколько лет Штаты переживают эпидемию закрытия торговых центров и гипермаркетов. Но правильнее будет сказать, что они не закрываются, а меняются. Закрываются только те, которые либо были излишком для клиентов, либо неудачно расположены, либо просто не нужны, потому что проиграли битву за понимание того, что нужно клиенту, – говорит Алексей Соколов. – Некоторые большие сети, имея капитал, открывают, к примеру, маленькие магазинчики. Они вкладывают свои деньги в адаптацию формата, да, они закрывают гипермаркет, но открывают сеть маленьких магазинчиков. Или как вариант закрывают часть супермаркета, убирают ассортимент, который не пользуется спросом, а вместо него добавляют что-то более востребованное, к примеру очень модный на сегодня тренд – что-то из области здорового питания. То есть ритейл пытается адаптироваться.

Объясню на примере. В Москве, недалеко от моего дома, закрылся небольшой торговый дом, но потом туда пришла компания «Азбука вкуса» – это сеть, на тот момент премиального ассортимента питания. Затем туда пришел Сбербанк, а потом и МФЦ – это многофункциональный центр для граждан по принципу единого окна. Параллельно открылась пиццерия. И центр стал просто притяжением «потребностей клиента». То есть руководство пришло к пониманию, что в современных торговых центрах должны быть не только элитные бутики, кинотеатры и игровые комнаты для детей, а обязательно продовольственные магазины, чтобы купить продукты, а также банки и МФЦ, куда люди идут, чтобы решить какие-то проблемы».

Катерина Клеменкова

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Повторяется ситуация конца мая, предприниматели, оставшиеся без работы, вышли на акцию протеста.

04 Август 2020 11:05 761

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Фото: tengrinews.kz

Более сотни продавцов центрального рынка, торговых домов «Мега Шыгыс» и «Астана» собрались на площади перед самым крупным рынка города 3 августа с требованием разрешить работу их торговых мест.

Центральный рынок, который заработал 27 мая после подобной акции протеста, закрылся 21 июля. Многие торговые дома и павильоны не работают уже в течение месяца. Бизнесмены и торговцы несут убытки. Доходов нет. Уже стоит вопрос не столько выживания бизнеса, сколько его закрытия.  

Еще перед первым карантином и последующим закрытием объектов бизнеса у многих предпринимателей возник вопрос, что делать, ведь товар приобретался на заемные средства. Рассчитывали, что 3 августа карантин снимут. На свой страх и риск предприниматели взяли опять кредиты, чтобы заработать на летнем товаре, пока сезон не прошел. Но продление запретов еще на две недели ударило и по тому уже незавидному положению.

К стихийно собравшимся на площади возле центрального рынка людям вышли главный санитарный врач города Актобе Аманжол Утегалиев и руководитель городского отдела внутренней политики Мадияр Кабыл.

Мадияр Кабыл начал разъяснять собравшимся, что постановление главного санитарного врача Актюбинской области они должны неукоснительно выполнять. Однако это только добавило масла в огонь, и на это были причины. Например, на территории того же центрального рынка закрыты все торговые павильоны и магазины. Все, за исключением магазинов крупных торговых сетей «Анвар» и «Дина». Вся горькая ирония в том, что в эти торговые точки можно попасть только с территории центрального рынка. На внешний периметр выходят только грузовые двери и служебные входы. Проход на рынок возле этих магазинов открыт, что полностью противоречит постановлению главного государственного санитарного врача Актюбинской области Нурсулу Беркимбаевой, предписывающему запрет рынков и, соответственно, всех торговых точек на его территории.  

Что возмутило?

Собравшиеся возмущались этим фактом – супермаркеты города «Анвар» и «Дина» продолжают работать, несмотря на то, что там собирается большое количество людей. Они, так же как и на рынках, могут заразиться друг от друга. Маленькие магазины тоже функционируют. В связи с этим торгующие не понимают, какой смысл закрывать рынки.

«Если вы закрываете, закрывайте всех. А то миллионеры работают, а мы, простой народ, бедствуем! – возмущались люди, после чего стали хором скандировать: – Откройте! Откройте!».

Торговцы стали приводить свои доводы, что в тех же торговых домах в каждом бутике предусмотрены санитайзеры и коврики с дезинфицирующим раствором, а площадь их зданий способствует рассредоточению людей, что препятствует образованию скученности посетителей в одном месте. 

Главный санитарный врач в свою очередь заверил людей, что после 17 августа, если карантин в стране снимут, акимат в срочном порядке рассмотрит вопрос открытия объектов. Однако собравшихся такая перспектива не устроила, и они выдвинулись к зданию городского акимата.

На встречу с заместителем акима города Сергеем Ли в здание городского акимата впустили только инициативную группу.

Напомним, что подобная ситуация в Актобе уже была. 25 мая около двухсот торговцев собрались на площади перед центральным рынком, требуя открыть базар. Они рассчитывали, что именно с понедельника рынок начнет работать. Но на фоне роста заражения в Актобе коронавирусом (прирост свыше 7% за неделю) власти решили не смягчать карантинные меры.

Собравшиеся говорили, что в течение более двух месяцев исправно платят налоги и арендную плату, пусть даже и сниженную на период карантина. У многих кредиты, а дохода нет. 42 500 тенге – это все, что дает государство. Кто-то второй раз даже не получал эти деньги.

Также к собравшимся в спешном порядке прибыл главный санитарный врач Актобе и работники акимата. И тогда ответ чиновников не устроил продавцов. После чего они двинулись в сторону городского акимата. Аким города к ним не вышел. Представители акимата сослались на то, что градоначальник на выезде.

И с 27 мая заработали продовольственные и непродовольственные рынки, непродовольственные магазины, торговые центры и некоторые другие объекты с временным ограничением работы с 10:00 до 17:00.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Е-базар растет как на дрожжах

Интернет-торговля в период карантина значительно выросла в Карагандинской области.

29 Июль 2020 15:08 1054

Е-базар растет как на дрожжах

И до конца года ожидается ее дальнейшее увеличение. По прогнозам, доля онлайн-торговли в рознице поднимется в три раза – с 0,8% до 2,4%. Об этом говорили на прошедшем совещании в режиме онлайн.

Одним из вопросов данного обсуждения стала реализация дорожной карты по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы. Документ предусматривает меры по защите потребителей, преференции для бизнеса, создание инфраструктуры поддержки.

Здесь хотелось бы напомнить прошлогоднее интервью inbusiness.kz с бывшим замакима Карагандинской области, а ныне заместителем министра иностранных дел Алмасом Айдаровым. В этой части интервью разговор шел о работе нового оптово-распределительного центра «Альфарух».

Время торговли с обозов у дороги ушло?

Да, все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «Я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин – что едет к нам, видит эту заявку, и сделка состоялась. Ну и плюс здесь же еще есть огромный центр розничной торговли.

Вы, я слышал, и электронщиков хотите всех сюда пристегнуть?

Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

На данный момент в Карагандинской области создали интернет-площадку ba09.kz, на которой представлены ссылки на онлайн-магазины и услуги.

Руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева сообщила, что, согласно официальным данным, в 2019 году объем розничной электронной торговли в области составил 8,1 млрд тенге:

«Учитывая ситуацию в период карантина, когда из-за закрытия многие торговые дома и объекты общественного питания перешли на работу по доставке, по итогам 2020 года ожидается рост электронной торговли не менее чем в три раза, с повышением доли в розничном товарообороте на уровне 2,4%».

С начала года в области объем безналичных платежей вырос в пять раз. По статданным, за пять месяцев он составил почти 553 млрд тенге.

Inbusiness.kz уже сообщал, что после обновления исторического максимума в мае объем безналичных карточных платежей в стране за июнь вновь побил рекорд за всю историю наблюдений.

Этот показатель вырос с 2,4 до 2,7 трлн тенге (+15,4%), при этом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается более выраженный рост – в 2,7 раза с показателя в 1,0 трлн тенге.

В июне в Казахстане отмечалось практически равнозначное увеличение как платежей через POS-терминалы (+16,9%), так и оплат в Интернете (+15,2%). Тем не менее в абсолютных величинах интернет-платежи (2,2 трлн тенге) почти в пять раз превышают объемы платежей через POS-терминалы (489 млрд тенге).

Напомним, в июне 2019 года в целом по стране превышение интернет-платежей над соответствующими платежами через POS-терминалы составляло 2,2 раза.

Если ранее перед Карагандинской областью стояла задача довести долю е-коммерции к 2025 году до 10%, то с учетом заявления Бахыта Султанова на заседании правительства 28 июля теперь этот индикатор не грех поднять, и подняли до 15%:

«Объем рынка электронной торговли за первое полугодие 2020 года составил 435 млрд тенге. Это 9,4% от общего объема розницы. До конца этого года ожидаем 900 млрд тенге. К 2022 году этот показатель достигнет 1,9 трлн тенге, составляя около 13% от общего объема розничной торговли», – сказал министр торговли и интеграции.

Здесь же следует напомнить о поручении Аскара Мамина проработать вопросы финансирования интернет-торговли:

«Для поддержки и стимулирования отечественной онлайн-торговли поручается министерствам цифрового развития и торговли совместно с Банком развития Казахстана проработать вопросы кредитования в онлайн-бизнес».

Работы на «виртуальной ферме» прибавится всем. Лишь бы на радостях не бросили всем скопом традиционный уклад и не пошли всей страной майнить. Кроме того, не стоит забывать, что подавляющая часть того, что мы приобретаем в Сети, – это категорически не казахстанские товары. Так что нам самим все еще придется сеять хлеб, добывать уголь, варить сталь и легкую промышленность поднимать.

И возвращаясь к совещанию в акимате Карагандинской области:

«Мы видим, что объемы электронной торговли в регионе растут, – отметил Женис Касымбек. – Это положительный фактор, торговля максимально выходит из тени. Этот тренд надо поддерживать, совместно с палатой «Атамекен» помогать бизнесу осваивать электронные площадки».

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!