/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 20 947,78 Hang Seng 23 076,46
FTSE 100 5 454,57 РТС 987,75
KASE 2 212,62 Медь 4 781,84
Тренды розничной торговли: куда движется рынок

Тренды розничной торговли: куда движется рынок

Бизнес-модель торговых центров находится в безнадежном упадке, а их апгрейд, если подытожить большинство высказываний, прозвучавших на ритейл-конгрессе в Алматы, требует и инвестиций, и креатива.

25 Ноябрь 2019 11:30 6115

Тренды розничной торговли: куда движется рынок

Автор:

Катерина Клеменкова

Индустрия торговой недвижимости оказалась на перепутье. Консервативные торговые центры и отдельно стоящие супермаркеты, как считают эксперты отрасли, вынуждены будут закрываться из-за угасающего интереса клиентов. Их время неумолимо проходит. Современный торговый центр должен стать не просто местом для покупок, а чем-то большим и обязательно креативным, полезным, сочетать в себе высокие технологии и инновационные центры для создания футуристических пространств взаимодействия с клиентами. Звучит сложно, но именно так эксперты описывают реальность будущего ритейла.

О том, что нужно потребителям будущего

«Чтобы добиться успеха в будущем, нужно думать так же, как клиенты, для которых работаешь. А покупатель молодеет, и нужно подстраиваться под формат молодого покупателя, который не знает, что такое дефицит, и который  с детства на «ты» с технологиями, – говорит Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор Nielsen Kazakhstan. – Поэтому ритейлерам приходится конкурировать не только между собой, то есть между традиционной розницей, но и с интернет-магазинами, где можно купить практически все».

«Я бы сказал, что сегодняшний ритейл в Казахстане, так же как и во всем мире, имеет одинаковые тренды и одни и те же проблемы, – добавляет Алексей Соколов, генеральный директор Ewas Retail Solutions. – Современный мировой ритейл пытается продавать по-другому. Это значит, что мы больше не завлекаем клиентов в какое-то пространство типа магазина, где человек видит товарные полки и может купить только то, что на них есть. Мы начинаем предлагать больше, чем есть на полке. Мы следуем за большим трендом, который задали онлайн-гиганты ритейла Amazon, а за ним и Alibaba. Офлайн-ритейл тоже хочет сказать, что сегодня через нас вы можете купить все и в любом исполнении».

О том, как офлайн конкурирует с онлайн

«Торговля онлайн не вытесняет офлайн, по крайней мере, об этом еще очень рано говорить. Конечно, если посмотреть на цифры, мы видим, что мировая экономика растет на 3%, продажи продуктов питания в традиционных магазинах растут на 5%, а электронная торговля продуктами питания растет на 20%. Темпы роста очень хорошие, но, с другой стороны, с нуля расти очень легко, – говорит Мадина Сейсенгалиева. – Спору нет, онлайн – очень интересный формат для молодого населения, но в Казахстане с этим есть сложность. К примеру, во Франции все очень близко, из одного города в другой можно доехать на машине всего за один час. В Казахстане так не получится. У нас очень низкая плотность населения и большая территория – доставить товар из Алматы в Шымкент займет минимум 10 часов. Это первое. Вторым пунктом можно отметить, что онлайн выигрывает перед офлайном тем, что не надо делать больших инвестиций в плане открытия новых городов, не надо вкладываться в аренду, не надо покупать торговое оборудование, стеллажи и прочее, но можно поддерживать хорошую маржинальность и инвестировать ее в доставку».

«Онлайн-торговля настолько сильно сегодня угрожает офлайн-ритейлу, что не считаться с этим нельзя, – утверждает Алексей Соколов. – Возьмем, к примеру, типичное поведение клиента во Франции, как правило, он ищет свой товар уже не через Google, а напрямую на Amazon. Amazon становится поисковиком, через который можно купить. Поэтому традиционные бренды, которым люди привержены уже много лет, вынуждены развивать свои сайты. А если они не будут это делать, то рано или поздно ребята из онлайна их заменят. Самый сложный рынок для онлайн-торговли – это DIY, потому что строительство и ремонт – это габаритный и тяжелый товар. А для офлайна есть сложности с расширением ассортимента и созданием экосистемы».

О том, почему торговые центры будут закрываться

«Мегатренд – это глобальное проникновение технологий. Все больше и больше ритейлеров в Казахстане используют искусственный интеллект, для того чтобы сформировать ассортимент или правильно оформить пространство на полках. Это кассы самообслуживания, к примеру, Magnum и «Южный» уже успешно внедрили такие кассы и для молодого населения, которого в Казахстане 58%. Очень круто ходить в современные, технически оснащенные магазины. Поход в магазин должен быть веселым и увлекательным, а если это просто старая розничная торговля, старая бизнес-модель и краткосрочная аренда, то такие торговые центры просто обречены», – уверена Мадина Сейсенгалиева. – А вообще, тренды в розничной торговле постоянно меняются, и ритейлерам тоже надо постоянно меняться, следуя за этими трендами, чтобы удерживать старых и привлекать новых покупателей».

«Во всем мире торговые дома под угрозой закрытия. Мы видим, что уже несколько лет Штаты переживают эпидемию закрытия торговых центров и гипермаркетов. Но правильнее будет сказать, что они не закрываются, а меняются. Закрываются только те, которые либо были излишком для клиентов, либо неудачно расположены, либо просто не нужны, потому что проиграли битву за понимание того, что нужно клиенту, – говорит Алексей Соколов. – Некоторые большие сети, имея капитал, открывают, к примеру, маленькие магазинчики. Они вкладывают свои деньги в адаптацию формата, да, они закрывают гипермаркет, но открывают сеть маленьких магазинчиков. Или как вариант закрывают часть супермаркета, убирают ассортимент, который не пользуется спросом, а вместо него добавляют что-то более востребованное, к примеру очень модный на сегодня тренд – что-то из области здорового питания. То есть ритейл пытается адаптироваться.

Объясню на примере. В Москве, недалеко от моего дома, закрылся небольшой торговый дом, но потом туда пришла компания «Азбука вкуса» – это сеть, на тот момент премиального ассортимента питания. Затем туда пришел Сбербанк, а потом и МФЦ – это многофункциональный центр для граждан по принципу единого окна. Параллельно открылась пиццерия. И центр стал просто притяжением «потребностей клиента». То есть руководство пришло к пониманию, что в современных торговых центрах должны быть не только элитные бутики, кинотеатры и игровые комнаты для детей, а обязательно продовольственные магазины, чтобы купить продукты, а также банки и МФЦ, куда люди идут, чтобы решить какие-то проблемы».

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В Павлодаре арендаторы бутиков организовали акцию протеста

Предприниматели требовали отменить плату на период закрытия торговых домов.

21 Март 2020 20:18 3319

В Павлодаре арендаторы бутиков организовали акцию протеста

Фото: pavon.kz

Сегодня утром в Павлодаре, около торгового дома «Артур», высказать свое возмущение действиями администрации вышли арендаторы. Суть проблемы сводилась к тому, что руководство комплекса требовало с торговцев заплатить арендную плату за время, которое магазин будет закрыт. Ситуацию удалось разрешить после вмешательства городского акимата.

«С администрацией ТД «Артур» руководством города проведена разъяснительная беседа по факту приостановления арендной платы в период действия ЧП. Все арендаторы могут забрать свой товар и при желании вести продажу через Интернет. Общественный порядок нарушен не был», – сообщила пресс-служба акима Павлодара.

Таким образом, арендная плата за время, что торговый дом будет закрыт, взиматься не будет. В случае же если предприниматель выплатил ее заранее, обещают произвести перерасчет.

С 21 марта в Павлодаре в связи с введением режима ЧП в Казахстане был временно закрыт целый ряд торговых центров площадью более 2 тыс. квадратных метров, в том числе и «Артур». Исключение составили только продуктовые точки. Магазины будут закрыты как минимум до 15 апреля, пока действует режим чрезвычайного положения. Однако не все павлодарские торговые дома поспешили выполнять распоряжение о временном закрытии. Известно минимум о четырех торговых точках, не прекративших свою деятельность.

«Они все получили уведомления от отдела предпринимательства. Фактами нарушения будут заниматься местная полицейская служба и прокуратура», – сообщили в пресс-службе павлодарского акимата.

Напомним, 15 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о введении в стране режима чрезвычайного положения, который продлится до 15 апреля 2020 года.

Руслан Логинов

Как регионы Казахстана торгуют с партнерами по ЕАЭС – 2

Северо-Казахстанская область торгует с Россией едва ли не меньше всех, Павлодарская область лидирует по прибыли, а Туркестан покрывает четверть импорта за счет продажи дынь.

05 Март 2020 09:34 1621

Как регионы Казахстана торгуют с партнерами по ЕАЭС – 2

Сама суть Евразийского экономического союза подразумевает увеличение товарооборота стран-участниц между собой. Соответственно, каждый регион Казахстана должен (в теории) наращивать свой торговый потенциал, продавая свои товары в ЕАЭС и увеличивая ввоз зарубежных. Но потенциалом пользуются не все.

Это вторая часть обзора по торговле регионов республики со странами ЕАЭС, подготовленного inbussiness.kz. С первой вы можете ознакомиться тут. 

Жамбылская область

Этот регион из тех, что мало торгуют в рамках ЕАЭС. Общий товарооборот составил по итогам 2019 года $264,9 млн, причем по объемам импорта ($159,8 млн) Жамбылская область идет на третьем месте с конца. При этом главным торговым партнером региона является не граничащий с ним Кыргызстан ($60,8 млн), а Россия, объем сделок с которой втрое больше ($190,3 млн).

Главными экспортными товарами Жамбылской области являются нефть ($18,5 млн) и удобрения ($17,8 млн), на которые приходится треть продаж в страны ЕАЭС. Также за год в Кыргызстан было продано 244,5 тыс. тонн цемента. Что касается импорта, то самыми востребованными товарами из стран-партнеров в регионе являются кокс ($29 млн) и аммиак (10,8 млн).

Западно-Казахстанская область

Товарооборот этого региона со странами ЕАЭС выше, чем у Атырауской и Мангистауской областей, вместе взятых. В 2019 году объем сделок составил $686,9 млн, большая часть из которых ($519,4 млн) пришлась на импорт. Регион закупает достаточно много труб ($70,6 млн), а также шины и покрышки ($54,1 млн) – последних за год в Западно-Казахстанскую область завезено более 1,1 млн единиц.

С экспортом дела обстоят несколько хуже – его общий объем составил $167,4 млн. Тем не менее:

  • Западно-Казахстанская область лидирует среди всех регионов республики по продажам  в Армению. Экспорт в 2019 году составил $6,1 млн, большую часть из которого принесла продажа крупного рогатого скота. За год в Армению отправлено 20,7 тыс. голов.
  • Регион – лидер по экспорту в Беларусь. Объем продаж составил $22,4 млн, который сложился в основном за счет нефти ($10,4 млн) и нефтяного газа ($10,9 млн).

Главным же экспортируемым (как и импортируемым) товаром стали трубы – $46,3 млн. Еще примерно по $17 млн долларов принесли лом черных металлов и трансформаторы. Главным направлением продажи этих товаров является Россия.

Карагандинская область

Карагандинская область – лидер по экспорту в страны ЕАЭС. Ни один другой регион республики не смог продать товары в страны союза более чем на $1 млрд. Кроме того, этот регион является лишь одним из трех с положительным сальдо торговли – внешняя торговля в рамках Евразийского экономического союза приносит больше средств, чем уходит на покупку товаров. Но и это не все: Карагандинская область лидирует среди регионов Казахстана по объемам экспорта в Россию ($986,5 млн) и занимает второе место по продажам в Беларусь ($20,4 млн).

Основа экспорта – это плоский прокат. За год продажи в страны ЕАЭС составили $758 млн, что сделало этот товар одним из главных для внешней торговли Казахстана. Заметно помогает во внешней торговле и уголь, продажи которого составили $109,5 млн.

Интересно, что в число основных импортируемых также входят и уголь ($33,7 млн), и плоский прокат ($43,7 млн). Однако главным товаром, ввозимым в Карагандинскую область из ЕАЭС, является кокс – импорт за год превысил $51,6 млн.

Костанайская область

Продажи одной только железной руды из Костанайской области превышают весь товарооборот с ЕАЭС Жамбылской, Кызылординской и Мангистауской областей, вместе взятых. По итогам 2019-го объем сделок составил $573,4 млн, что составляет три четверти всех продаж региона в страны союза. Где-то далеко позади расположились пшеница и руды драгоценных металлов, каждый из которых принес более $20 млн.

Куда разнообразнее импорт. Тут также есть лидер – самым востребованным товаром являются полуфабрикаты из железа ($111,2 млн). Но, помимо этого, Костанайская область активно завозит автомобильные комплектующие:

  • Стоимость завезенных автокузовов составляет $46,1 млн.
  • Двигателей – $27,2 млн.
  • Запчастей – $22,8 млн.

Востребован и уже готовый транспорт: импорт техники для уборки сельхозкультур составил $44,6 млн, легковых автомобилей – $25,5 млн, тракторов – $20,1 млн. Таким образом, регион зарабатывает на недрах, а вкладывает средства преимущественно в продукцию машиностроения, предназначенную для других отраслей экономики.

Кызылординская область

Худший регион по товарообороту со странами ЕАЭС. Область с наименьшим объемом импорта из стран союза. Регион со вторым с конца объемом экспорта в страны-партнеры. Все это – Кызылординская область. Товарооборот по итогам года составил чуть более $103 млн. Для сравнения: Алматы дает такой объем сделок менее чем за неделю.

Практически весь экспорт региона строится на двух видах товаров: соли ($19,8 млн) и радиоактивных элементах ($18,1 млн). Их главными покупателями, как водится, является Россия. Она же и продает в Кызылординскую область основные необходимые тут товары – жидкостные и воздушные насосы, а также удобрения.

Мангистауская область

Меньше Кызылординской области в страны ЕАЭС продает только Мангистауская – всего $19,4 млн за год. Это составляет лишь 0,3% от объемов продаж Казахстана по итогам 2019-го. Более или менее активно регион реализует партнерам по союзу только один товар – лом черных металлов ($15,6 млн). Импорт, впрочем, также далеко не самый большой – $168,7 млн, десятая часть из которых приходится на трубы.

Еще одна отличительная черта Мангистауской области – это единственный регион, у которого вообще нет никаких торговых сделок с Армений. И импорт, и экспорт товаров по итогам 2019 года остался на нуле, хотя именно этот регион географически расположен к Еревану ближе остальных.

Павлодарская область

Павлодарская область – лидер по прибыли от торговли со странами ЕАЭС. По итогам 2019 года регион продал в страны-партнеры товаров на $902,7 млн (второй результат после Карагандинской области), купил – на $680,2 млн. Разница – $222,4 млн. А это больше, чем товарооборот Мангистауской и Кызылординской областей: павлодарцы заработали больше, чем в этих областях «провернули».

При этом продажи региона гораздо более диверсифицированы, чем, скажем, в Карагандинской области. Более трети всего экспорта обеспечивают медные руды ($235,6 млн) и уголь ($119,8 млн). Сильны позиции и продукции обрабатывающей промышленности – в страны ЕАЭС уходят искусственный корунд ($149,8 млн), трубы ($84,2 млн), ферросплавы ($64,6 млн), части локомотивов и вагонов ($53,2 млн) и другая продукция.

При этом в регионе востребованы строительные материалы (например, импорт кирпичей, прутков и электродов составил в общей сложности $57,5 млн). Однако наибольшие средства тратятся на кокс – более $93,4 млн. Павлодарская область является лидером среди всех регионов Казахстана по объемам его ввоза.

Северо-Казахстанская область

С точки зрения географии и логистики Россия должна быть ключевым партнером Северо-Казахстанской области. Однако потенциал торговли тут реализован не до конца. Регион мало продает на север ($52 млн) и достаточно немного закупает ($297,1 млн). Даже Шымкент, расположенный на 1,9 тыс. километров южнее, импортирует из России больше! Собственно, лишь три региона имеют товарооборот с Россией меньше, чем Северо-Казахстанская область: Жамбылская, Кызылординская и Мангистауская. А это говорит о том, что региону предстоит еще большая работа по развитию торговых отношений.

Туркестанская область

С точки зрения торговли с ЕАЭС Туркестанская область является нетипичной для Казахстана. Регион мало импортирует ($92,7 млн – меньше только у Кызылординской), а по объемам экспорта идет на восьмом месте ($281 млн). Как итог – положительное сальдо торговли в $188,3 млн – больше только у Павлодарской области.

Достичь того результата удалось благодаря экспорту радиоактивных элементов в Россию: общий объем сделок составил $182,6 млн – больше только у Нур-Султана ($224,4 млн). Крупных статей импорта нет – больше всего в 2019 году было заплачено за плоский прокат ($10,2 млн) и OSB ($9,7 млн). Но эти затраты сполна перебиваются за счет одной лишь продажи дынь, экспорт которых дал региону $26,1 млн.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: