Об огромном потенциале казахстанского сельского хозяйства, как потенциального экспортера, не слышал разве что живущий в глухом лесу отшельник. Перспективными называли практически все сферы АПК и в растениеводстве, и в животноводстве. Впрочем, пока что устойчиво экспортно ориентированной остается лишь одно направление – экспорта зерна. Даже экспорт муки, по которому Казахстан выходил в мировые лидеры, сами мукомолы называют весьма неустойчивым.
Серьезная ставка делалась на развитие экспорта мяса, в первую очередь на рынок соседней России. Была установлена и планка: согласно программе развития экспортного потенциала крупного рогатого скота, стартовавшей в 2011 году, за пять лет, к 2016 году, Казахстан должен был поставлять на экспорт 60 тыс. тонн мяса. Фактически же в 2015 году на экспорт отправлено 15,6 тыс. тонн говядины, в 2016 году, согласно оценочным данным, около 14 тыс. тонн.
Несмотря на очевидный провал, экспортные планы именно по мясу продолжают выстраиваться. В новой программе развития АПК установлены такие индикаторы: к 2021 году Казахстан должен экспортировать 70 тыс. тонн мяса говядины и по 10 тыс. тонн баранины и свинины.
В самом минсельхозе убеждены, что план этот достижим, более того, для этого созданы все условия. В первую очередь, это получение статуса свободной от ящура зоны. Такой статус действительно упростит процедуры подтверждения безопасности продукции. Но на количественные показатели он не повлияет, а именно с количеством и возникают проблемы.
"Нынешний план нереалистичен, потому что не учитывает спрос и предложение мяса, – говорит председатель Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев. – В этом вся проблема. Изначально любая госпрограмма должна показывать рост и производство. Инструментов в госпрограмме реальных, чтобы достичь заявленных показателей, нет. И мы сейчас предлагаем эти инструменты внести. У нас банально не хватает скота. И это главная проблема".
Именно нехватка скота в первую очередь и стала причиной невыполнения прежних программ. В 2012 году был проведен пересчет имеющегося в стране поголовья, в результате чего выяснились значительные расхождения – на бумаге числилось на миллион голов больше, чем было фактически. Сегодня, как говорят сами производители, в стране сформирована основа для наращивания поголовья – есть так называемое племенное ядро, начато породное преобразование. Но теперь необходимо наращивать маточное поголовье.
"Теми темпами, которыми сейчас растет маточное поголовье, это 3%, мы не выйдем на этот показатель. Мы выйдем на 6,5 млн голов, а нужно 7,5-8 млн. Эту разницу нужно привезти. Причем речь не о том, чтобы привозить высокопродуктивный племенной скот, его мы уже завезли, нам нужно просто маточное поголовье", – объясняет господин Бактибаев.
Для этого Мясной союз Казахстана предлагает переориентировать финансирование: если сегодня выделяются государственные средства на закуп скота внутри страны, они предлагают направить их на закуп маточного поголовья извне. Схема проста и понятна. От того, что один фермер купил пару коров у другого, количества буренок в целом больше не стало, они всего лишь сменили хозяина. Поэтому Мясной союз предлагает организовать системный закуп маточного поголовья.
"Это самый большой вопрос, его нужно волевым решением сделать, организовать грамотно. 50-100 тыс. голов ежегодно завозить на протяжении пяти лет, и тогда мы увидим результаты сразу. И мясо будет дешеветь, и качественный скот будет появляться у фермеров. Они будут понимать, что лучше вместо двух беспородных одну породную корову держать", – говорит глава союза.
Расчет прост: в настоящее время, с учетом роста населения, внутреннего туризма, необходимо производить примерно 550-600 тыс. тонн мяса к 2021 году, чтобы из них 70 тыс. тонн без ущерба для внутреннего рынка отправлять на экспорт. Однако сегодня в стране производится 430 тыс. тонн мяса. Поэтому даже для насыщения внутреннего рынка Казахстан еще и импортирует мясо. Максут Бактибаев предлагает изменить "вектор затрат".
"Простейшая арифметика: корова живет более 10 лет, и за это время даст не менее 7 телят. Всего мяса – 1600 кг вместе с самой коровой. Корова при ее импорте будет стоить от 400 до 500 тыс. тенге. А 1600 кг, импортированные за 10 лет, будут стоить 2 млн тенге. Другой расчет, от обратного: за 10 лет мы импортируем 400 тыс. тонн мяса, отток средств составит 500 млрд тенге. А затраты на покупку и доставку 250 тыс. коров составят лишь 100 млрд тенге", – приводит он расчеты.
Проще говоря, государству гораздо более выгоднее нарастить внутреннее производство, поддержав сейчас сельхозпроизводителей с закупом маточного поголовья, чем героическими усилиями направлять не самые значительные объемы на экспорт, заполняя при этом внутренний рынок импортным мясом. При этом решается и вопрос ценообразования. В Мясном союзе предлагают использовать для этого форвардный закуп, поскольку предприятиям выгоднее не участвовать в спекулятивной гонке по экспорту, а иметь гарантированный сбыт по фиксированной цене.
"Растениеводство зарабатывает, когда цена на зерно высокая, животноводство – когда цена на зерно низкая. Если взять четырехлетний цикл, у нас два года хороших, когда зерно дешевое, и два плохих, когда зерно дорогое. Решение на поверхности: когда зерно дешевое, его скупают по фиксированной цене у растениеводов, чтобы они свои риски хеджировали, потом это зерно хранишь, а потом, когда цена поднимается, продаешь его животноводам. Это так называемый фуражный фонд. Очень хороший механизм, он действует, и нужно его дальше развивать", – убежден господин Бактибаев.
Сегодня Мясной союз представил свои предложения на рассмотрение министерства сельского хозяйства. Каким будет ответ чиновников, пока неизвестно. Впрочем, судя по отчетам ведомства, в минсельхозе уверены, что реализуемая сейчас новая программа развития агропромышленного комплекса уже показала свою успешность. Первый вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Айтуганов, докладывая о ходе реализации программы на заседании правительства, подчеркнул, что объем валовой продукции сельского хозяйства за четыре месяца 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,9%. При этом объем производства продуктов питания за четыре месяца 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 5,7%. В частности, за январь-апрель 2017 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось производство сливочного масла на 8,9%, твердого сыра – на 10,3%, мясных и мясорастительных консервов – на 6,7%, обработанного молока – на 6,4%, растительного масла – на 10,6%, комбинированных кормов – на 18,2%. При этом, по данным минсельхоза, в стране остается высокой зависимость от импорта по целому ряду продукции. Доля импорта по макаронам составляет 19%, растительному маслу – 38%, колбасным изделиям – 45%, овощным консервам – 74%, плодовым консервам – 96%, сахару – 97%.
Ирина Севостьянова