Секретарь партии "Нур Отан" Заутбек Турисбеков считает, что казахстанским молочникам стоило бы поучиться у украинских коллег.
"Мне повезло – 4 года проработал в Украине. Буквально полгода назад приехал. И в советское время и сегодня Украина - это мощный потенциал по производству молочной продукции, и многому можно у Украины поучиться. Поэтому Казахстан имеет огромнейший потенциал – об этом постоянно говорится", - сказал бывший посол РК в Украине на II казахстанском молочном конгрессе.
При соответствующем развитии молочной отрасли, Казахстан, полагает он, мог бы сам поставлять молочные продукты в Беларусь и другие государства.
"Мне немножко обидно за Казахстан, когда мы покупаем молочную продукцию в Беларуси. Беларусь – это вот такая небольшая страна, где 9 млн человек проживает, но они сегодня заполоняют весь рынок молоком. Наши специалисты с Украины посмотрели наши условия и говорят: вы должны поить Беларусь, а не Беларусь вас! Поэтому я полагаю, что такой потенциал есть. Вернувшись на родину, я вижу, что есть молодые ребята, которые сегодня способны всю эту работу поднять", - сказал он.
При этом г-н Турисбеков отметил, что в Южно-Казахстанской области планируется начать проект по производству детского молочного питания.
"Очень много проблем сегодня у наших новорожденных, начиная от того, что каждый десятый имеет порок сердца. Сегодня проблема по детскому питанию, поэтому мы договорились и начинаем проект в 2017 году... Скот – мы сейчас планируем около 4 тыс. телок черно-пестрых голштинофризов завезти по 2017 году. Это будет начало. Из этого экологически чистого молока мы хотим производить детское питание для того, чтобы дети после материнского молока получали экологически чистую продукцию", - сказал он.
Мало того, секретарь "Нур Отана" предложил молочникам ориентироваться на более высокую задачу – накормить и напоить планету.
"Сегодня продукты питания – это номер один для всей планеты. 7,5 млрд человек сегодня живет, завтра будет 11 млрд. В костюме можно проходить 10 лет, а кушать хочется 3 раза в день… даст Бог мы вместе с вами сделаем это большое и великое дело – накормим планету", - резюмировал Заутбек Турисбеков.
Вице-министр сельского хозяйства РК Серик Егизбаев соглашается с ним, отмечая, что многое уже сделано. "Сегодня наши фермеры производят более 5 млн тонн молока в год. За последние годы благодаря мерам государственной поддержки отрасль существенно обновилась и в качественном и в количественном выражении. Выросли надои, намного лучше стало качество молочной продукции, ведется большая селекционная и племенная работа. Однако еще много предстоит сделать", - сказал он.
На практике же пока молочники сталкиваются с серьезными проблемами. В частности, специалист по агробизнесу ФАО Ирина Пунда отмечает, что
казахстанские молокозаводы работают по определенным стандартам, поэтому бывают случаи отказа от сырого молоко. "Поэтому заготовители, то есть перекупщики, накручивают с запасом, потому что они знают, что у них могут быть вероятные потери, что негативно сказывается на производителе, потому что он получает меньше. Не все заводы выполняют требования технического регламента, поэтому заводы, которые работают правильно – по техническим стандартам, оказываются в конце сырьевого хвоста и им очень тяжело работать", - говорит она.
При этом, по ее словам, сырья молокопереработчикам не хватает. Также она считает, что если завод находится в районе, где мало молока, и его нужно везти за 200 км, то стоит создавать более мелкие перерабатывающие мощности с более узкой линейкой.
Перекупщики молока, считают в ФАО, затормаживают развитие молочной отрасли Казахстана, потому что лишают прямой связи переработчиков и производителей молока. Она напоминает, что в некоторых регионах основными поставщиками молока являются личные подсобные хозяйства, которые не обладают соответствующими знаниями в ветеринарии и других вопросах.
"Как бывает: не всегда же ветеринар антибиотик колет. Кто-нибудь сказал, что какие-то есть проблемы – женщина пошла, купила, уколола корову и не сказала. Она же не хочет терять молоко – она его сдает. И у нас потом появляется сырье с антибиотиком в ходу", - сказала она.
Ирина Пунда отмечает, что заготовители могут везти молоко в алюминиевом молоковозе - как не положено. "Не такой температурный режим, там и мухи могут быть и так далее. На наш взгляд, на сегодняшний момент это одно из основных узких мест в цепочке, которые нужно реформировать", - считает она.
По ее словам, перекупщик заинтересован, чтобы завод всегда оставался зависимым от сырья, и чтобы ЛПХ не росли.
Она отмечает, что перекупщик молока создает от 5% до 20% от цены молочного продукта в магазине.
"Мы приветствуем практику, чтобы молокозаводы платили надбавку к цене за более качественное, чистое молоко. Это является отличным стимулом роста для всех", - сказала Ирина Пунда.
Директор ТОО "Молочный союз" (Северо-Казахстанская область) Александр Кузлякин вообще считает, что сложно вести речь о возможности производства в Казахстане сыров ввиду отсутствия качественного сырья.
"А каком производстве сыров и кисломолочных продуктов можно вести речь, если качество молока никуда негодное? В этом году минсельхоз попросил нас сделать анализы, потому что с 1 июля (2017 года – прим. автора) у нас вводится в работу регламент Таможенного союза и получается, что если с 1 июля этот регламент введется, то мы должны будем принимать молоко только 1%. А что будет с другими фермерами и другим молоком? - рассуждает он. - Ведь сегодня БАК-обсемененность (По европейским стандартам, показатель бактериальной обсемененности в сыром продукте не должен превышать 100 тыс. в 1 см3 – прим. автора) у нас. Я только 2 человек знаю – это Рафальский и Зенченко, у которых молоко подошло к европейскому уровню. У кого меньше 100 тыс. в одном миллилитре, у кого чуть больше, а все другие у нас 1,5 млн, 3 млн. А что с этим молоком делать?".
По его словам, областной акимат рекомендует покупать молоко с личных подворий подороже, но в результате это ведет к неконкурентным ценам на молочную продукцию.
"Наша областная администрация очень рекомендует цены. Цены от сельхозформирований – выше 100 тенге, цены от ЛПХ – в пределах 80 тенге. Если выполнить эти рекомендации, тогда масла у нас будет себестоимость больше 2 тыс. тенге, а сегодня на рынке, вы знаете, что масло можно купить за 1,3-1,7 тыс. тенге в Караганде и Астане. Кто будет покупать это масло? Я уже не говорю про сыропригодность и производство сыра", - говорит г-н Кузлякин.
При этом он напоминает, что переработчики получают деньги по глубокой переработке молока, но это не дает в результате никакого эффекта. "Разница по тому же маслу составляет 600-700 тенге. Кто нам эту разницу компенсирует? Поэтому молочный бизнес сегодня на стадии вымирания", - сетует глава ТОО.
По его мнению, экономическая эффективность молочного бизнеса в настоящее время "никакая". В частности, за последние 6 месяцев затраты на ГСМ, топливо, упаковку увеличились в среднем на 45-50%. Повышение цен на дизтопливо тянет за собой и удорожание кормов – удельный вес стоимости топлива в кормах составляет порядка 50%.
"Я на этом предприятии работаю 34 года, поэтому могу сравнивать, что у нас было при советской власти, в 1990-м году, когда наша область переработала 350 тыс. тонн молока. Тогда каждый день мы перерабатывали 1,6-1,7 тыс. тонн молока. Сейчас мы перерабатываем в день 200-300 тонн", - констатирует Александр Кузлякин.
В качестве решения развития молокопереработки, председатель правления АО "Компания Фудмастер" Аида Сапаргазинова предлагает целый ряд мер.
"Из задекларированных в 2015 году 3,5 млн тонн товарного молока из всех категорий производителей переработано всего 34%. Какие, по-нашему взгляду, пути решения? Необходимо в правилах субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельхозпродукции для производства глубокой переработки предусмотреть субсидирование сельхозпроизводителей только в случае сдачи произведенного сырья на промпереработку. Предлагаем предусмотреть субсидирование как сельхозтоваропроизводителей, так и ЛПХ, объединенных в кооперативы. Таким образом можно дополнительно обеспечить производство дополнительных 500 тыс. тонн сырья в год", - считает она.
В 2015 году Казахстан импортировал 145 тыс. тонн молочной продукции на сумму более 200 млн долларов. Доля отечественной продукции на внутреннем рынке составляет 76%. Основная сумма складывается из кисломолочной продукции, и республика при этом полностью зависит от импорта сливочного масла, сухого молока, сыра и творога.
Также она считает необходимым разработать государственную программу развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Казахстане. Данная программа позволит обеспечить устойчивое развитие своего перспективного молочного скотоводства с учетом разнообразия природно-климатических и экономических условий. "В этой связи мы предлагаем предусмотреть средства на создание государственной программы развития молочного скотоводства и увеличения производства молока", - сказала она.
Сложностью же с качеством молока в том, что 80% поставляемого на переработку сырья поступает из личных подсобных хозяйств, в то время как аналогичный показатель в России составляет - 50%, в Беларуси всего - 5%.
"Действительно с 1 июля 2017 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза – поправка №5 к техрегламенту 033, в связи с которым допустимое содержание соматических клеток будет в 2 раза ниже, чем по факту сейчас по правилам, по которым мы работаем. Естественно, не все смогут обеспечить такое качество сырья", - прогнозирует глава компании. В качестве решения она видит создание условий для развития личного подсобного хозяйства, фермерских хозяйств и крупных молочно-товарных ферм. Попутно г-жа Сапаргазинова предлагает инициировать вопрос о внесении изменений в приложение №5 техрегламента 033.
Другим вопросом является низкая эффективность уровня государственной поддержки. "На сегодняшний день наблюдается практика хронического недофинансирования программы "Агробизнес-2020". Так, объем недофинансирования программы субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сырья для производства продуктов глубокой переработки – это сухое молоко, сыры, масло, в 2014 году составило 83% или около 10 млрд тенге, в 2015 году – 76% недофинансирования или 9 млрд тенге и в 2016 году на эту программу предусмотрено всего 2,7 млрд тенге", - сказала она.
По ее мнению, абсолютный размер субсидий не требует корректировки, но вместе с тем действующий механизм субсидирования необходимо откорректировать и сохранить сроком до 5 лет, чтобы позволить отечественным переработчикам рассчитывать на данную меру государственной поддержки.
"Не секрет, что, основываясь на заверениях государства и данной программы, начали восстанавливать производство сухого молока, масла, твердых сыров, которые требуют достаточно сильных вложений и замораживания средств до полугода. По итогам полугодия, когда начинается реализация, собственно все переработчики ждут какой-то отдачи, в этот момент может происходить сильное недофинансирование по этой программе, и получается, что многие оказываются в большом убытке. Это очень сильно сказываются на стимулировании развития отрасли, которая сейчас полностью импортозависимое – твердые сыры, масло и сухое молоко", - говорит она.
Вредный рынок остается без молока
Недостаточно задействованы и потенциальные рынки сбыта сельхозпродукции – госзакупки и закупки недропользователей. Есть у переработчиков надежды и на закупки молока для работников вредных специальностей. "На сегодняшний день насчитывается более тысячи особо вредных специальностей, в которых задействовано 350 тыс. человек. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 241 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан утвердить условия размещения заказов для государственных нужд, при которых крестьянские или фермерские хозяйства пользуются преимущественным правом - как предложение", - сказала она.
Недовольна Аида Сапаргазинова и грядущей отменой льгот. "Отмена льгот по НДС для отечественных сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков – с 1 января 2018 года отменяется льгота, предусматривающая сокращение суммы НДС к уплате на 70% для юрилиц, производящих сельхозпродукцию и перерабатывающих. Опыт последних лет показывает, что льгота по НДС оказала положительное влияние на развитие отечественных предпринимателей. Сэкономленные средства дали возможность значительно улучшить материально-техническое состояние, повысить оборачиваемость оборотных средств. Мы считаем в связи с этим, что необходимо в новом объединенном Налоговом и Таможенном кодексе предусмотреть льготу для сельхозтоваропереработчиков и производителей, осуществляющих сбор сырья у сельхозпроизводителей", - сказала она.
В свою очередь, председатель правления национального аграрного научно-образовательного центра Аскар Наметов считает, что проблемные вопросы ЛПХ можно решать через образовательные проекты. "Понятно, что качество продукции будет оставлять желать лучшего. Возможно, в первый год будут какие-то проблемы. То, что там не будет хватать белка, может даже БАК-обсемененность будет первое время больше, но давайте мы на это будем смотреть не с точки зрения критики, а с точки зрения совместного развития", - сказал он.
Он отмечает, что в фермеры подаются люди, которые не имеют профильного образования.
"Мы с вами прекрасно должны понимать – в ЛПХ работают не специалисты. Сегодняшние фермеры в ЛПХ – те же педагоги, полицейские или еще кто-то другой, которые вообще не имеют понятия что такое сельское хозяйство. Ну, умеют дома держать корову, а далее, что попало, как попало", - сказал г-н Наметов.
"Поэтому в нашей системе министерства серьезно первым пойдет процесс информационного обеспечения и первым пойдет процесс обучения ЛПХ элементам ведения фермерского хозяйства. Буквально в ближайшие полтора месяца мы проводим обучение всех сельских акимов округов – больше 3 тыс. в Казахстане, - рассказал он, - Где-то в середине ноября мы как раз закончим по молочному производству, которые будут авангардом, которые будут наталкивать на создание кооперативов. Вторым этапом мы пойдем в качестве пилотного режима, но это уже политика Минсельхоза, что деньги будут направлены на то, что мы будем этих фермеров обучать элементам ведения фермерского хозяйства. Иначе они никогда не вырастут".
Жанболат Мамышев