/img/tv1.svg
RU KZ
В автостраховании растет мошенничество, бороться с проблемой нечем

В автостраховании растет мошенничество, бороться с проблемой нечем

Борьба с подставными ДТП и деятельностью серых автоюристов становиться серьезной головной болью для казахстанских автостраховщиков.

19:55 30 Январь 2018 5968

В автостраховании растет мошенничество, бороться с проблемой нечем

Автор:

Татьяна Батищева

Мошенничество становится головной болью казахстанских автостраховщиков, причем не только за счет подставных ДТП, но и деятельности серых автоюристов, заявил сегодня на пресс-конференции в Алматы председатель правления  СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

Пользуясь слабой финансовой грамотностью населения, серые автоюристы-«помогайки» находят пострадавших  от ДТП людей, например потерявших кормильца, и предлагают им за существенный дисконт выкупить право требования к страховой компании, получив от них доверенность. Затем от имени потерпевших автоюристы получают от страховой компании деньги в полном объеме, зарабатывая на незнании гражданами своих прав, при этом часты случаи, что деньги и вовсе не передаются пострадавшим.

«Страховщики очень обеспокоены этим вопросом, поскольку проблема приобретает массовый характер. Мы ищем пострадавших и объясняем, что можно полностью получить возмещение, обратившись в страховую компанию. Но иногда люди просто запуганы либо подписывают такие кабальные договоры с юристами, что не могут отказаться от их услуг», – комментирует ситуацию Олег Ханин.

По словам руководителя страховой компании, если у третьего лица есть право требования к страховой организации, нужно обращаться к ней напрямую и не использовать для этого посредников. Рынок находится под жестким регулированием Национального банка, особенно в части страховых выплат, где есть механизмы защиты потребителей финансовых услуг. Тем более что сейчас страховые компании добросовестно относятся к осуществлению выплат, конкуренция поставила всех в жесткие рамки: хочешь работать – плати.

Лидером по мошенничеству с подставным ДТП, причем не только с участием полисов «Коммеск-Өмір», но и других страховых компаний, является Костанайская область, что во многом связано с близостью границы с РФ. Обкатанная схема такова, что мошенники заявляют в казахстанскую страховую компанию о страховом случае, произошедшем ранее в РФ, причем в сговоре с мошенниками состоят бывшие сотрудники страховых организаций. Случаи преимущественны с полисом автоКАСКО, когда машина выезжает в РФ, а после владельцы заявляют о ДТП или об угоне на территории России. 

По мнению представителя СК «Коммеск-Өмір», разбираться в такой ситуации гораздо сложнее, поскольку работать приходится с органами другого государства. Поэтому многие страховщики вынуждены вводить ограничения на страхование риска угона и хищения на приграничных территориях. Клиент может получить этот риск в пакете, если риск-менеджер и андеррайтер дали на это добро. Массовую продажу такого продукта страховщики не проводят и продают его штучно.

Кроме того, спикер отметил, что мошеннические схемы развиваются в рамках единой экономической зоны, когда например, машины, направляющиеся в Кыргызстан, не фиксируют на границе, поэтому непонятно, пересекала машина границу или нет.

«Мы стали чаще контактировать с российскими коллегами  в порядке взаимообмена информацией. Нам стало поступать больше запросов от органов следствия РФ по тем или иным машинам, которые были угнаны в Российской Федерации и которые застраховались при пересечении границы с Казахстаном уже у нас в стране, – отметил г-н Ханин. – Автомобили угоняют в России, перегоняют в Казахстан, перебивая VIN-коды, и направляют далее в Центральную Азию. Если ранее «черной дырой», где растворялись угнанные авто, был Кавказ, сейчас криминальный бизнес перемещается в Казахстан».

Одним из механизмов, сокращающих случаи автомошенничества, Олег Ханин называет создание моторного бюро, которое взяло бы на себя функцию  обмена данными между нашим государством и сопредельными странами. 

«Если мы сможем построить интеграционные сервисы с данными РФ и стран Центральной Азии по их VIN-кодам, то сможем, по крайней мере, отслеживать случаи мошенничества по угонам машин. По обороту по угону машин крутятся колоссальные деньги, и никто не хочет сдавать эти позиции. Бороться с проблемой нужно на межгосударственном уровне. В случае создания моторного бюро одним из первых шагов должна стать работа системы, которая позволяла бы проводить информационный обмен», – уверен Олег Ханин.

В настоящее время в Казахстане создан аналог такой системы – единая страховая база данных (ЕСБД). Она аккумулирует информацию по договорам страхования для понимания количественного и качественного развития страхового рынка. Сейчас ЕСБД больше используется для корпоративных нужд страховщиков, например для расчета страхового тарифа конкретному страхователю, исходя из истории его страхования, занесенной в базу. Разговор о том, чтобы расширить полномочия страховщиков по использованию ЕСБД, назрел, все упирается в вопрос оперативного управления базой.

«Скорее всего, Нацбанк имеет собственные мотивы создания и использования ЕСБД. Это элемент защиты прав потребителей финансовых услуг, а кроме того, контроль над страховым рынком, – полагает Олег Ханин. – Мне кажется, у государства должна быть эталонная база, а страховые организации, возможно, при посредничестве фонда гарантирования страховых выплат (ФГСВ) будут передавать информацию о заключенных договорах страхования в оперативную базу. Важные функции: борьбу с мошенничеством, интеграцию с базами данных уполномоченных органов (Минюст – в части идентификационных данных страхователей, МВД – в части информации о транспортном средстве) – также передать оперативной базе данных, которую сможет вести ФГСВ. Мне кажется, это идеальное место для оперативной базы, которым страховой рынок может управлять и взаимодействовать». 

Идея эталонной базы данных заключается в том, чтобы вся страховая информация, в том числе по расчету онлайн-полисов и «бонус-малус» по обязательному страхованию ответственности автовладельца, поступала в ФГСВ.  После этого, очищенная, откорректированная и систематизированная, информация направлялась бы в Нацбанк либо в соответствующую организацию, тот же ГКБ. Полученная Нацбанком отфильтрованная статистка являлась бы эталонной базой данных.

По словам спикера, страховой рынок пытается найти точки соприкосновения с регулятором по вопросу, где же должна быть оперативная база данных, а где – эталонная, и каким образом этот массив информации будет развиваться. Сюда же вплетается вопрос развития е-полиса, поскольку до сих пор нет интеграции с базами Минюста и МВД.

«Мы забиваем руками данные наших страхователей – информацию, удостоверяющую личность, и VIN-код с техпаспортов. Цифровизация везде, а мы до сих пор работаем вручную, – сетует представитель страхового рынка. Сейчас есть электронное правительство, которое предоставляет многие услуги в электронном формате. Дайте и нам возможность туда подключиться и интегрироваться, чтобы страховой рынок развивался».

Напомним, что летом прошлого года ЕСБД передали в управление Государственному кредитному бюро (ГКБ), дочернему подразделению Нацбанка. В прессу проскакивала информация о сложностях и проблемах с передачей базы от актуарного статистического бюро (составитель и владелец базы) в ГКБ. И все же переход состоялся без особых последствий для рынка.

«Сейчас база не развивается, и мы не видим шагов по ее развитию. Недавно создан консультативный совет, и мы надеемся, что положительные изменения произойдут. Хотелось бы, чтобы рынок получил реальный механизм для работы – базу, которая позволяла бы нам оперативно на все реагировать», – отмечет Олег Ханин.

Сейчас страховщики пересылают друг другу фотографии  с машинами, попавшими в ДТП, хотя обмен информацией можно организовать в электронной форме, без учета человеческого фактора, чтобы система подсказывала случаи мошенничества. В страховых компаниях используют специальную систему красных флагов в автостраховании по мошенничеству, то есть специальные настройки, через которые проходит любой заявленный убыток. В зависимости от того, все ли хорошо с этим полисом, клиенту присваивается красный, желтый или зеленый уровень сигнализации. Выплат огромное количество, с каждым днем они увеличиваются, и страховщики не могут их все обрабатывать на предмет мошенничества. Программа анализирует, что, например, если авто попало в ДТП спустя десять-пятнадцать дней после страхования, это явный повышающего уровня коэффициент мошенничества. Такие механизмы использует любая страховая компания в своих информационных системах. Но применять их надо не только в рамках одной организации, а всего рынка.

В свою очередь заместитель председателя правления ФГСВ Ержан Конурбаев отметил, что передача фонду гарантирования функционала по базе данных могла бы решить экономические и административные задачи. Во-первых, агрегировать и очищать информацию, которую затем передавать в Нацбанк и другим заинтересованным лицам. В таком случае регулятор избавился бы от проверки качества и полноты информации, ее корректировки и сконцентрировался бы на прямых вещах – анализе отчетности. Во-вторых, хотя ФГСВ и занимается гарантией страхового портфеля (договоры страхования), фактически он не видит сегодня этих договоров, а для фонда это актуально.

В-третьих, аккумулирование сервисов в одном институте  позволит страховщикам экономить и сокращать расходы.  Сейчас компании борются за рентабельность, так как выплаты растут, а премии падают. Чтобы удержать страховые тарифы, следует максимально ужать расходы и договариваться с рынком о неповышении тарифов.  Поскольку акционерами фонда являются страховые компании, то в случае утверждения рынком такого проекта – создания оперативной базы данных – ФГСВ готов его реализовать. Вспомним, что ЕСБД также начиналась как проект на базе одной или нескольких страховых компаний, который затем стал самостоятельным бизнесом.

Главный вопрос – в легитимности проекта оперативной базы. Его можно реализовать в рамках бюджета фонда, но, чтобы он приносил отдачу, он должен быть поддержан всеми, регулятором в том числе. Сейчас все-таки ситуация с ГКБ до конца не урегулирована. Если бы удалось найти компромисс с регулятором по этому вопросу, тогда можно двигаться дальше по созданию моторного бюро и развитию международных и межгосударственных систем страхования, поскольку местный рынок будет технически готов к вхождению, включая наличие соответствующей информационной инфраструктуры.

Татьяна Батищева

Казахстанцы застраховались от несчастных случаев более чем на 14 млрд тенге

Объем собранных премий по добровольному личному страхованию от несчастных случаев за январь-август 2020 года составил 14,3 млрд тг — на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.   

25 Сентябрь 2020 10:00 304

Доля от общего объема собранных премий по добровольному личному страхованию за год выросла с 9,2% до 10,2%, сообщает ranking.kz.

Объем страховых выплат в секторе за год увеличился на 70,9% и за январь-август 2020 года составил 1,3 млрд тг. Доля от добровольного личного страхования выросла с 2,7% до 4,4%.

По объему собранных премий по страхованию от несчастных случаев за январь-август 2020 года лидирует КСЖ «Халык-Life»: 2,4 млрд тг — на 32,2% меньше, чем в прошлом году.

Следом идет СК «Евразия» с объемом 2,3 млрд тг — на 35,4% меньше, чем в прошлом году. Замыкает тройку лидеров КСЖ KM Life: 2 млрд тг. Отметку в 2 млрд тг преодолела и КСЖ Freedom Finance Life, увеличив премии по сравнению с прошлым годом в 5,5 раза.

По объему страховых выплат в секторе лидирует СК «Евразия»: 478,8 млн тг — в 11 раз больше, чем за январь-август 2019 года.

Следом идет КСЖ «Халык-Life» с объемом выплат 260,5 млн тг — на 0,3% меньше, чем в прошлом году. Замыкает тройку лидеров КСЖ «НОМАД Life»: 221,4 млн тг — на 17,2% меньше, чем годом ранее.

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Какие нарушения допускают участники страхового рынка Казахстана

В агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка рассказали, какие нарушения на страховом рынке были допущены страховыми организациями и брокерами и какие меры надзорного реагирования применил регулятор.

09 Сентябрь 2020 09:07 8038

На 1 сентября 2020 года финансовым регулятором в отношении субъектов страхового рынка применены 37 мер надзорного реагирования (13 письменных предписаний и 24 рекомендательных меры); составлено 40 протоколов об административном правонарушении, из которых 37 по нарушению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; наложено и оплачено административных штрафов на сумму 24 412 тыс. тенге. Также применена одна санкция в виде приостановления действия лицензии страховой организации на шесть месяцев и вынесено решение о передаче страхового портфеля по обязательным классам страхования. 

Основные нарушения, допущенные страховыми организациями и брокерами, по которым предусмотрена административная ответственность, связаны с нарушением субъектами финансового мониторинга законодательства Казахстана о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части документального фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, их клиентах, надлежащей проверки клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников, принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом, отказа в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом, приостановления проведения операций, подлежащих финансовому мониторингу, защиты документов, полученных в процессе своей деятельности. А также неисполнением субъектами финансового мониторинга обязанностей по разработке, принятию и (или) исполнению правил внутреннего контроля и программ его осуществления либо несоответствием правил внутреннего контроля требованиям законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Еще одним нарушением было неоднократное (два и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушение установленных пруденциальных нормативов и (или) иных обязательных к соблюдению норм и лимитов.

Как сообщили в финрегуляторе, меры надзорного реагирования в течение восьми месяцев 2020 года в отношении участников страхового рынка применялись в виде письменных предписаний за нарушения требований по назначению руководящего работника, устранению фактора, влияющего на ухудшение финансового положения страховой организации, за предоставление некорректной отчетности. Более того, по итогам проверки деятельности страховой организации уполномоченным органом отстранены от выполнения служебных обязанностей руководящие работники страховой организации, а также за нарушение норматива диверсификации активов.

Информация по количеству мер (за исключением рекомендательных), примененных в отношении участников страхового рынка за восемь месяцев текущего года:

Более подробная информация по мерам надзорного реагирования, санкциям и иным мерам воздействия, примененным в отношении субъектов страхового рынка (за исключением рекомендательных мер), размещена на сайте агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка – www.finreg.kz.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!