В цементном полку прибыло

11661

В Рудном завершено строительство цементного завода, которое длилось около шести лет.

В цементном полку прибыло

На реализацию проекта по строительству цементного завода мощностью 500 тысяч тонн в год ушло в общей сложности 18 млрд тенге, или около 100 млн долларов. Такие цифры озвучил аким Костанайской области Архимед Мухамбетов. Он также отметил, что объёмы государственной помощи предприятию были весьма значительными.

"Только через программу "Дорожная карта бизнеса – 2020" субсидировали процентную ставку перед Сбербанком 1,350 миллиарда тенге. 750 миллионов тенге выделили на инженерные коммуникации, 730 миллионов тенге – гарантии. И вот железнодорожный путь заканчиваем строительство почти 600 миллионов тенге", – уточнил Архимед Мухамбетов.

Упомянутый железнодорожный путь – это внеплощадочные сети, которые необходимы заводу. По словам директора ТОО "Рудненский цементный завод" Артёма Макласова, без этой дороги предприятие не дышало. Завершить работы по укладке 2,7 км путей подрядчик в лице компании "Алматы Строй" обещает в недельный срок. На 1 декабря, по словам представителя подрядчика Александра Чижа, рабочим оставалось уложить 400 метров путей.

Стоимость проекта может ещё возрасти. Завод просит отремонтировать автомобильную дорогу до города. В акимате Рудного отметили, что вопрос пока на стадии обсуждения. По предварительным подсчётам, для того чтобы пройти дорогу длиною 7,9 км средним ремонтом, понадобится от 400 млн до 700 млн тенге.

Первый килограмм клинкера на заводе планируют получить в течение пяти суток. После, по словам Артёма Макласова, потребуется ещё 15-20 дней для получения цемента. До конца года завод ставит задачу выпустить пробную партию в объёме 17,2 тысячи тонн.

"Все заключения получены от Белгородского технического университета при лабораторных испытаниях пяти марок цемента. Мы пока актуализировали две марки – ПЦ400Д20 и ПЦ500Д0. Эти марки сегодня самые востребованные на рынке, используются при жилищном строительстве и на заводах ЖБИ", – отметил Артём Макласов.

Стоит отметить, что главным источником известняка – основного сырья для производства цемента – станет Кызылжарское месторождение. До недавних пор оно принадлежало АО "ССГПО", однако сегодня идёт процесс оформления права недропользования ТОО "Костанай известняк". Аффилирована ли эта компания с ТОО "Рудненский цементный завод", руководство предприятия пояснять не стало.

По словам Артёма Макласова, ежегодная потребность завода в известняке при стопроцентной загрузке составит около 700 тысяч тонн. При таких темпах запасов сырья заводу хватит примерно на 35 лет. Однако в компании не исключают доразведку месторождения.

Выводить предприятие на производственные рельсы будут белгородские специалисты, с которыми у ТОО заключён полугодовой контракт. Артём Макласов пояснил, что, согласно этому документу, с момента розжига печи в течение шести месяцев – к началу июня – завод должен выйти на 80% производственных мощностей.

Насколько конкурентоспособной будет продукция, пока сказать сложно. У завода были серьёзные проблемы с финансированием проекта. Значительную часть времени, которое ушло на строительство – около шести лет, работы на объекте попросту не велись из-за отсутствия денег. К примеру, в 2013-2014 годах стройка не велась девять месяцев, ещё четверть 2015 года на площадке также не было серьёзных движений. Стоит вспомнить и 2017 год, когда на заводе ждали выделения дополнительного финансирования от Сбербанка. Несмотря на долгий процесс строительства и многочисленные проблемы с финансированием,  на заводе говорят о том, что потребность в продукции превышает возможности уже сегодня.

"На цемент давно есть покупатели. С Уфой уже полгода сотрудничаем. Очень большие потребности. Около 200-300 тысяч тонн они готовы забирать. По области мы делали статистику, встречались с потребителями. Порядка 200 тысяч тонн будет по области расходиться. Если взять всех потребителей, с кем встречались и кто заинтересован, то мощностей завода уже не хватает", – рассказал Артём Макласов.

По данным Комитета по статистике, за 10 месяцев текущего года заводы страны произвели 8,9 млн тонн цемента. Лидерами в этом смысле можно называть Шымкент – 2,5 млн тонн и ВКО – 2 млн тонн. Всего в Казахстане такие заводы работают в семи регионах. Ближе всего к Костанайской области стоят заводы Карагандинской области, где произвели 1,5 млн тонн цемента за 10 месяцев 2018 года, а также Акмолинского региона, где завод выпустил 380 тысяч тонн цемента.

При этом исполнительный директор Казахстанской ассоциации производителей цемента и бетона QazCem Ербол Акимбаев говорит о перепроизводстве цемента. По его словам, при годовом потреблении Казахстаном 9,2 млн тонн цемента заводы могут быть загружены лишь на 66%.

Проблемы уже возникли у Хантауского цементного завода Жамбылской области. По словам акима региона Аскара Мырзахметова, у предприятия тяжело со сбытом и выплатой зарплаты. При этом в близлежащих Кызылординской и Алматинской областях сегодня ведётся строительство ещё двух крупных цементных заводов мощностью около 1 млн тонн цемента в год каждый.

Рудненскому предприятию со сбытом обещают помочь власти региона. Как отметил аким области Архимед Мухамбетов, будут заключать договоры с подрядчиками, работать с другими регионами страны в рамках межрегиональной кооперации. Акцент планируют сделать на СКО и Западный Казахстан, где сегодня нет действующих цементных заводов.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться