В части геополитики и нефтяной политики в мире у США сейчас "первая скрипка" – эксперт

7878

Экономист Рустем Жансеитов рассказывает про каналы влияния войны на казахстанскую экономику и их возможные  последствия.

В части геополитики и нефтяной политики в мире у США сейчас "первая скрипка" – эксперт Фото: svs-gru.ru

Далекая от стабилизации геополитическая ситуация требует от Казахстана все большей маневренности. И не только в части дипломатии. Возможно ли просчитать все риски для экономики Казахстана, зависимой от нефтедобычи и импорта из России? Об этом inbusiness.kz беседовал с экономистом  Рустемом Жансеитовым.

– Пожалуй, если рассматривать экономику в контексте влияния  военного конфликта в Украине, то ситуация усугубилась после  взрыва Крымского моста и масштабного ответного артобстрела.  Как дальше могут развиваться события?  

– Скорее всего, судя по тому, какой пакет санкций готовят Евросоюз и США, прежде всего они будут отрезать каналы поставщиков, которые думали обогатиться на параллельном импорте, то есть обходя санкции и так далее. Теперь это будет работать по принципу экстерриториальности – они не только какие-то страны будут наказывать, но и тех, кто будет участвовать в цепочках поставок. А так как многое шло через Казахстан в Россию, теперь, скорее всего, как говорят, "лавочка закроется".

Поэтому многие, кто на этом рассчитывал заработать, они просчитали. В дальнейшем это все будет ужесточаться – канал не только перекроют, но будут наказывать тех, кто участвует в таких поставках.  В Престоне, например, арестовывают бизнесменов, которые помогают российским олигархам обойти санкции, у нас тоже до этого может дойти.

– Как Вы считаете, есть ли вероятность, что Каспийский трубопроводный консорциум окажется под ударом? Может ли его постичь та же участь, что и Крымский мост?

– С КТК сложнее, там не только Казахстан зарабатывает, но и США зарабатывают, и Россия тоже.  Консорциум, мне кажется, США в последнюю очередь тронут, так как понимают, что если они сейчас перекроют КТК, то таким американским аффилированным компаниям, как "Тенгизшевройл", будет некуда вывозить нефть Казахстана. Россияне тоже на этом зарабатывают, им невыгодно КТК перекрывать. Поэтому такое зыбкое положение вещей может еще долго сохраняться. Но если уже пойдет совсем ужасное обострение, то Россия, весьма вероятно, закроет КТК, и мы тогда попадем со всей своей нефтью, как, впрочем, и все наши партнеры.

– Не спровоцирует ли война расширение состава участников конфликта?

– Вполне возможно, что втянут Белоруссию во все это. Насколько я знаю, на Лукашенко идет сильное давление со стороны России, чтобы он не только помогал с логистикой, складами или госпиталями. Например, сейчас начаты поставки вооружения россиянам через донецкую границу. Вероятно, что дойдет и до участия в данном конфликте, но в каком виде и в каких объемах, пока сложно сказать.

Лукашенко  понимает, что если в это ввяжется, то не только ему конец, но и той Белоруссии, которую он знает, в том плане, что его точно уберут от власти и он уже долго не продержится. Поэтому он будет пытаться лавировать до последнего, он же мастер торговаться по мелочам.  Он где-то что-то уступит, но будет требовать свое. А что касается Центрально-Азиатского региона, я сейчас наблюдаю не совсем хорошую тенденцию.

Россия пытается усилить свое влияние здесь. В том числе визит Путина, я уверен, вызван именно этим. Он не любит сейчас никуда ездить, но сюда он приехал, и я так понимаю, что это будет использовано как один из моментов показать свою заинтересованность и свое влияние здесь. Допускаю, что Казахстан и другие наши соседи в ближайшее время станут таким местом активного противостояния, и надеюсь, что это противостояние будет пока политически-экономическое и не дойдет до конфронтации.

– Говоря о ресурсах, сейчас на фоне высоких цен на нефть мы видим существенное сокращение валютных резервов Нацфонда. Каково Ваше видение ближайших перспектив?

– США прекрасно понимают, что дорогая нефть выгодна России, которая так или иначе на этом зарабатывает. И в России пока очень неплохие договоренности с саудитами и другими странами-мейджорами, заинтересованными в нефти, как в той поговорке – "кому война, а кому мать родна". С одной стороны, дорогая нефть выгодна России, так как позволяет ей не только балансировать в экономике, но и вести боевые действия. США хотят подорвать экономическую мощь России, и, с другой стороны, у них тоже есть свои меркантильные интересы – не забываем, что они несколько лет назад буквально заполонили весь мир своей сланцевой нефтью. Здесь палка о двух концах.

Для того чтобы приводить сланцевую нефть, ей нужна дорогая цена, ну, скажем, свыше 60 долларов за баррель. Если она будет ниже или нестабильна, то сланцевую нефть невыгодно производить.  Поэтому США вроде нужна дорогая нефть, но одновременно и не нужно, чтобы Россия на этом крепла. Какой окончательный они выберут вектор, это будет ясно в ближайшее время.

– Дальнейшее экономическое положение Казахстана будет зависеть от этого решения?

– Да. В части геополитики и нефтяной политики в мире у США сейчас "первая скрипка", у них большие рычаги, и в любой момент они могут сделать выгодное предложение тем же саудитам, что те не смогут отказаться.  У Штатов есть на это все козыри, они будут выбирать, какой из этих одиозных политиков будет меньшим злом. 

– С кем в настоящее время Казахстану выгоднее "дружить" в экономическом плане?

– Я наблюдаю сейчас, что США и Запад включают Казахстан в свои интересы по всем фронтам не только в политической, но и даже в культурной сфере. Здесь стали появляться западные певцы, артисты, чего раньше не было. Это ведь тоже один из элементов идеологической борьбы. Активно приветствуют нашу молодежь и там. Конечно, возможно, кто-то скажет, что это теория заговора, но, допустим, того же Иманбека и других наших артистов активно пиарят и продвигают за рубежом, чего до этого не было. Через них бренд Казахстана закрепляет у Запада очень позитивный настрой.

Таким образом, Запад нас будет тянуть в свою сторону, Россия будет говорить: "Нет, оставайтесь со мной".  И здесь будут идти в ход все методы: и экономические, и политические, и культурные, и идеологические. Мы будем  наблюдать много всего.

– На Ваш взгляд, каковы риски девальвации тенге на фоне роста инфляции, волатильности на нефтяном рынке и роста геополитической напряженности?

– В настоящее время с валютным рынком какая-то ерунда творится. Тот же рубль, он столько не стоит – понятно, что это просто директивный курс. Путин со своим Центробанком прекрасно понимает, что рубль сегодня, если им просто торговать, как обычно, никому не нужен, на него практически ничего не купишь. Он пользуется тем, что мы привязаны к ним, к импорту из России, у нас здесь 70% продукции оттуда.

Россия поставила нас в такие условия, что мы вынуждены покупать по их курсу их товары, а этот курс сделан таким образом, чтобы Россия нивелировала и компенсировала свои убытки от санкционной войны и от обрушения своей валюты. Вот если бы не было этого спасительного круга в виде ЕАЭС, Казахстана и других стран, которые вынуждены покупать российскую продукцию, Россия бы сейчас была в гораздо более худшем состоянии. У них сейчас бы вообще коллапс произошел.  Но мы их спасаем и держим на плаву. Штаты и Запад прекрасно это понимают, поэтому пытаются выбить почву из-под ног.  Отсюда, произойдет ли девальвация, сказать что-либо сложно, потому что если эта непонятная ситуация с рублем будет висеть, то, пока рубль не обвалится, у нас тоже так и будет все на текущем паритете.

Есть сегодня небольшая тенденция к укреплению тенге против рубля, так как в обменных пунктах он по одному курсу, а реальный курс меньше, и эта тенденция будет нарастать, и в конце концов придет к тому, что наличные рубли будут покупать даже за 3-4 тенге. Все наши бизнесмены и деловые круги понимают – зачем им столько рублей, когда можно работать с миром в других удобных условиях. Поэтому в ближайшее время девальвации не ожидаю, но если начнутся потрясения с рублем, то это нас может задеть. Вот тогда надо будет нашему Нацбанку держать наготове какой-то верный вариант, который можно будет срочно реализовать. Например, выключить рубли из нашей экономики. Мы должны уметь это делать в кратчайшие сроки.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться