Оформление кредитов по линиям АО "Аграрная кредитная корпорация" и АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства", входящих в нацхолдинг "КазАгро", для сельхозпроизводителей проблематично, заявил на совещании в Национальной палате предпринимателей "Атамекен" заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев.
Финансовые институты, созданные для кредитования сельхозпроизводителей, превратились в бюрократический аппарат, отметил он.
"Мы видим реальную проблему в оформлении кредитов через АО "Аграрная кредитная корпорация". Для получения кредита сельхозпроизводителю необходимо предоставить справку за последние три года о засеянных площадях, об урожайности и валовом сборе. Однако реестром государственных услуг предоставление данной справки не предусмотрено. Фактически процедура ее выдачи не регламентирована. Более того, правила позволяют сотрудникам корпорации запрашивать любой документ по своему усмотрению. Безусловно, это создает условия для коррупции", - заявил зампред Агентства по делам государственной службы.
Анализ о наличии коррупционных рисков в сельхозотрасли, проведенный Агентством по делам государственной службы совместно с нацпалатой предпринимателей, также подтвердил закрытость АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства".
"В ходе проведенного опроса предпринимателями указано на непостоянство перечня документов, необходимых для подачи заявки на получение финансирования в фонд. Так, при непосредственном обращении в ФФПСХ пакет необходимых документов может меняться. При этом сроки действия некоторых из этих документов ограничены. Заявители вынуждены их актуализировать. Попытка получить утвержденный перечень либо основания к истребованию документов не приводят к результатам. Поскольку данная информация предназначена для служебного пользования", - отметил Алик Шпекбаев.
В ходе мониторинга сельхозотрасли страны также были выявлены коллизии в нормативно-правовых актах. К примеру, сроки оказания одних и тех же госуслуг в некоторых стандартах и регламентах, затрагивающих деятельность отделов сельского хозяйства районных и областных акиматов, разные. Более того, имеются факты, когда НПА на государственном и официальном языке имеют расхождения.
Зампредседателя Агентства по делам государственной службы подчеркнул, что за последние пять лет объемы субсидий в Казахстане увеличены в три раза – с 89 до 257 млрд тенге.
"Вполне закономерно, что увеличение объемов госфинансирования вызывает необходимость тщательного анализа коррупционных рисков в аграрной отрасли", - отметил он.
По его информации, в 2016 году в республике осуждены 30 должностных лиц, осуществлявших госрегулирование сельского хозяйства, к административной ответственности привлечены более 380 лиц.
"Особое распространение получили факты взяточничества, хищений и злоупотребления должностными полномочиями. По итогам 2016 года в сфере сельского хозяйства наиболее коррумпированными являются Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области. По результатам первого квартала текущего года в отношении сотрудников в сфере сельского хозяйства возбуждено 28 уголовных дел. В прошлом году было зарегистрировано 24 дела. То есть мы наблюдаем незначительное увеличение фактов регистрации коррупционных проявлений в системе МСХ", - сказал Алик Шпекбаев.
Заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Рустам Журсунов привел конкретные примеры коррупции в АПК. В Жамбылской области выявлены факты вопиющих нарушений, связанных с пребыванием должностных лиц на госслужбе, командных перемещений, а также повсеместная практика срочного снятия дисциплинарных взысканий.
Так, руководитель отдела сельского хозяйства акимата Шуского района Самат Сейдахметов, который также являлся членом межведомственной комиссии, принимал решения о распределении бюджетных субсидий своим родственникам. С 2014 по 2016 год крестьянскому хозяйству, принадлежащему его ближайшим родственникам, были распределены субсидии в объеме 133 млн тенге. Эта сумма занимает 83% от общего размера субсидий.
"И подобная практика применяется по всей республике. Необходимо более серьезно рассматривать возникновение ситуаций с конфликтом интересов при распределении в первую очередь субсидий и иных мер государственной поддержки", - подчеркнул Рустам Журсунов.
Вопрос отсутствия субсидий поднимает Мясной союз Казахстана. В РК выдача таких дотаций осуществляется по наличию денежных средств у местных исполнительных органов (МИО), выделенных из республиканского бюджета. В 2016 году МИО ввиду отсутствия денежных средств, приостановил прием заявок на получение субсидий.
"Стоит отметить, что данный факт не соответствовал на тот момент правилам субсидирования. Кроме того, в Костанайской области компания "Карасу-Ет" озвучила проблему, связанную с аккредитацией ветеринарных лабораторий. Так, по данным компании, в регионе введены в эксплуатацию 17 районных ветеринарных лабораторий, из которых только одна лаборатория аккредитована в Национальном центре аккредитации. Данное обстоятельство также создает неблагоприятное условие для экспорта животноводческой продукции в приграничных регионах. По нашему мнению, это является одной из причин возникновения коррупции", - отметил зампред Национальной палаты предпринимателей.
Динара Куатова