В Казахстане под запрет могут попасть «курилки» в ресторанах | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
$ 384.87 € 432.52 ₽ 6.11
Погода:
+30Нур-Султан
+30Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
В Казахстане под запрет могут попасть курилки в ресторанах

В Казахстане под запрет могут попасть курилки в ресторанах

5179 24 Январь 2019 07:09

Минздрав предлагает обязать производителей сигарет и алкоголя отчислять 2% от ставки акциза в Фонд здоровья.

В Казахстане под запрет могут попасть курилки в ресторанах

Автор: Айгуль Тулекбаева

Эта и другие нормы вызвали горячие дискуссии на общественных слушаниях в Национальной палате предпринимателей «Атамекен».

Согласно данным нацпалаты, по предварительным подсчетам, ежегодные отчисления в данный фонд составят 5-6 млрд тенге. Это обременит компании дополнительной налоговой нагрузкой, считают в «Атамекене».

Данное мнение разделяет и директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.

«Какие основания создавать очередной внебюджетный фонд? Платить новый налог, когда эти производители вредной алкогольной и табачной продукции уже платят акцизы. Если недостаточно поступлений, то ставьте вопрос о повышении ставки акцизов, но зачем множить фонды? Чем будет заниматься фонд? Пропагандой здорового образа жизни? Но это функция государства. Есть госинформзаказ, пусть за счет него усиливают пропаганду, мы только поддержим», – сказал он на общественных слушаниях с участием представителей бизнеса, Минздрава и НПО.

Президент «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев в интервью корреспонденту abctv.kz отметил, что ежегодно табачная отрасль платит 150 млрд тенге, алкогольная – примерно 55-60 млрд тенге в виде акцизов.

«Если этот фонд будет создан, мы не против (отчислять), но только в рамках тех средств, что платим. А если это, как предусматривает проект кодекса, будет дополнительным начислением, то это для нас неприемлемо. Это как дополнительный налог. Он приведет к тому, что понизится конкуренция нашей продукции, повысится цена и оборот контрафактной продукции, коррупции», – сказал он.

Но это еще не все. В числе предлагаемых новелл Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения – запрет на курение в общественных и специализированных местах. Тут уже возмущение высказывают рестораторы. По их мнению, это не более чем борьба с ветряными мельницами.

Юрист Ассоциации ресторанного бизнеса HoReCa Куаныш Серкенов в интервью журналистам выразил мнение, что запрет на курилки в ресторанах вызовет обратный эффект. Ведь толпы курящих у здания уже сама по себе живая реклама сигарет.

«Они хотят запретить курение в общественных местах, практически везде, причем это подается в рамках борьбы за здоровье. Представьте такую ситуацию: сотрудники этого, к примеру, здания с 26-го этажа должны выходить на мороз, курить во дворе и снова подниматься (…). Под эгидой борьбы за здоровье населения на самом деле развертывается борьба непонятно с чем», – говорит он. По его словам, такая норма вызовет обратный эффект.

Не менее спорными являются и предложения чиновников от медицины ввести «стометровку» для сигарет. А именно запрет на реализацию в радиусе 100 метров от школ, детсадов и продажу в торговых точках площадью менее 10 квадратных метров.

«По поводу «стометровки» – мы это уже прошли. По алкоголю она действовала пять лет. Но она приводит к коррупции. Например, некоторые проверяющие считают от двери до двери 100 метров, другие – от забора до забора. Кроме того, мы в свое время эффективности в виде снижения потребления алкоголя не увидели, поэтому настояли на том, чтобы упразднили эту норму. И эту же самую головоломку хотят теперь для табачной отрасли», – говорит президент «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев в кулуарах слушаний.

Также он возражает и по поводу требований к площади магазинов. Именно через небольшие магазины реализовывается более половины алкогольной и табачной продукции. Вместе с тем он отметил, что если данная норма будет принята, то необходим переходной период, а также разные критерии по градации городов и районов.

Надо отметить, проект кодекса вызвал волнение не только среди представителей вышеуказанного бизнеса. Затрагивает он и представителей массмедиа, кондитеров, конфетные фабрики, поскольку вводит табу на рекламу фастфуда, продуктов с излишним содержанием соли, сахара и трансжиров.

Представители же Минздрава, обосновывая данные нормы, ратуют за снижение заболеваемости населения и увеличение продолжительности жизни. Однако присутствующие признали, что эти слушания лишь начало разговора бизнеса с представителями власти, и проект кодекса еще потребует доработок.

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: