Эта и другие нормы вызвали горячие дискуссии на общественных слушаниях в Национальной палате предпринимателей "Атамекен".
Согласно данным нацпалаты, по предварительным подсчетам, ежегодные отчисления в данный фонд составят 5-6 млрд тенге. Это обременит компании дополнительной налоговой нагрузкой, считают в "Атамекене".
Данное мнение разделяет и директор Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев.
"Какие основания создавать очередной внебюджетный фонд? Платить новый налог, когда эти производители вредной алкогольной и табачной продукции уже платят акцизы. Если недостаточно поступлений, то ставьте вопрос о повышении ставки акцизов, но зачем множить фонды? Чем будет заниматься фонд? Пропагандой здорового образа жизни? Но это функция государства. Есть госинформзаказ, пусть за счет него усиливают пропаганду, мы только поддержим", – сказал он на общественных слушаниях с участием представителей бизнеса, Минздрава и НПО.
Президент "КазАлкоТабак" Амиржан Калиев в интервью корреспонденту abctv.kz отметил, что ежегодно табачная отрасль платит 150 млрд тенге, алкогольная – примерно 55-60 млрд тенге в виде акцизов.
"Если этот фонд будет создан, мы не против (отчислять), но только в рамках тех средств, что платим. А если это, как предусматривает проект кодекса, будет дополнительным начислением, то это для нас неприемлемо. Это как дополнительный налог. Он приведет к тому, что понизится конкуренция нашей продукции, повысится цена и оборот контрафактной продукции, коррупции", – сказал он.
Но это еще не все. В числе предлагаемых новелл Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения – запрет на курение в общественных и специализированных местах. Тут уже возмущение высказывают рестораторы. По их мнению, это не более чем борьба с ветряными мельницами.
Юрист Ассоциации ресторанного бизнеса HoReCa Куаныш Серкенов в интервью журналистам выразил мнение, что запрет на курилки в ресторанах вызовет обратный эффект. Ведь толпы курящих у здания уже сама по себе живая реклама сигарет.
"Они хотят запретить курение в общественных местах, практически везде, причем это подается в рамках борьбы за здоровье. Представьте такую ситуацию: сотрудники этого, к примеру, здания с 26-го этажа должны выходить на мороз, курить во дворе и снова подниматься (…). Под эгидой борьбы за здоровье населения на самом деле развертывается борьба непонятно с чем", – говорит он. По его словам, такая норма вызовет обратный эффект.
Не менее спорными являются и предложения чиновников от медицины ввести "стометровку" для сигарет. А именно запрет на реализацию в радиусе 100 метров от школ, детсадов и продажу в торговых точках площадью менее 10 квадратных метров.
"По поводу "стометровки" – мы это уже прошли. По алкоголю она действовала пять лет. Но она приводит к коррупции. Например, некоторые проверяющие считают от двери до двери 100 метров, другие – от забора до забора. Кроме того, мы в свое время эффективности в виде снижения потребления алкоголя не увидели, поэтому настояли на том, чтобы упразднили эту норму. И эту же самую головоломку хотят теперь для табачной отрасли", – говорит президент "КазАлкоТабак" Амиржан Калиев в кулуарах слушаний.
Также он возражает и по поводу требований к площади магазинов. Именно через небольшие магазины реализовывается более половины алкогольной и табачной продукции. Вместе с тем он отметил, что если данная норма будет принята, то необходим переходной период, а также разные критерии по градации городов и районов.
Надо отметить, проект кодекса вызвал волнение не только среди представителей вышеуказанного бизнеса. Затрагивает он и представителей массмедиа, кондитеров, конфетные фабрики, поскольку вводит табу на рекламу фастфуда, продуктов с излишним содержанием соли, сахара и трансжиров.
Представители же Минздрава, обосновывая данные нормы, ратуют за снижение заболеваемости населения и увеличение продолжительности жизни. Однако присутствующие признали, что эти слушания лишь начало разговора бизнеса с представителями власти, и проект кодекса еще потребует доработок.
Айгуль Тулекбаева