/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 383,45 Brent 36,55
В Казахстане разгорелась дискуссия о том, как выстроить защиту прав потребителей

В Казахстане разгорелась дискуссия о том, как выстроить защиту прав потребителей

Оживленные дискуссии вызывал законопроект «О защите прав потребителей» во время круглого стола, инициированного ОЮЛ «Ассоциация «Цифровой Казахстан» и Общественным советом при Министерстве торговли и интеграции РК, проходившего 4 ноября на площадке НПП «Атамекен».

11:17 11 Ноябрь 2019 5669

В Казахстане разгорелась дискуссия о том, как выстроить защиту прав потребителей

Автор:

Венера Смаилова

Необходимость обеспечить совершенную защиту прав потребителей со стороны бизнеса вызвал запрос на четкие «правила игры», без перекосов в какую-либо из сторон.

«Сейчас рассматривается законопроект, который касается, безусловно, очень важного вопроса – защиты прав потребителей. Каждый из нас выступает в этой ипостаси. Но надо понимать, что законопроектом вносятся достаточно серьезные требования, обязательства и ответственность в отношении бизнеса», – задала тон обсуждению темы «Новое в регулировании защиты прав потребителей. К чему готовиться бизнесу?» модератор круглого стола, исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация «Цифровой Казахстан» Елена Бычкова.

Защита не безусловна

Сегодня национальная система защиты прав потребителей представляет собой работу 17 государственных органов и 208 неправительственных организаций.

«Однако на деле работа госорганов в сфере защиты прав потребителей ведется по остаточному принципу, – сообщила во время дискуссии Айжан Бижанова,  зампредседателя Комитета по защите прав потребителей. – Согласно исследованиям, по итогам 2018 года 64% наших потребителей утверждают, что никак не защищают свои нарушенные права и интересы, потому что чаще всего просто не знают, как это делать. Среди опрошенных большинство не знают о наличии специального закона о защите прав потребителей, 23% слышали о нем, 8% знают и только 5% используют на практике.

Для решения данных проблем Комитетом разработан пакет поправок, направленный на формирование целостной и эффективной системы защиты прав потребителей.

«В рамках законопроекта мы установили приоритет восстановления нарушенных прав потребителей и возмещения им ущерба перед административным давлением на бизнес, – отметила Бижанова, – не секрет, что административные штрафы уходят в бюджет государства и, по сути, никак не влияют на потребителя и восстановление его прав».

Для достижения этой задачи в комитете выработали и усовершенствовали восемь основных направлений, включая институт саморегулирования (СРО).

Логика саморегулирования

Особое внимание, по словам зампреда комитета, в законопроекте уделено вопросам саморегулирования, как одному из эффективных институтов самоочищения бизнес-сообщества.

«Если потребитель приобрел некачественный товар, работу или услугу у предпринимателя, являющего членом СРО, то за восстановлением своих нарушенных прав и возмещением материальных убытков он всегда может обратиться в СРО, – отметила Айжан Бижанова, – а узнать о том, является ли бизнесмен членом саморегулируемой организации, потребитель сможет у самого предпринимателя или на сайте нашего министерства, во вкладке Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей, мы ее называем ЕИС».

В едином окне ущемленный в правах потребитель сможет подать типовую жалобу, выбрать себе защитника и один из институтов досудебного урегулирования.

Строгие законодательные меры

Авторы нового законопроекта намерены увеличить срок исковой давности по привлечению бизнеса к административной ответственности. Сначала в комитете хотели срок исковой давности увеличить до двух лет, но потом решили сделать один год по аналогии с Россией.

Административная ответственность предусматривается в четырех случаях: за несвоевременный возврат или обмен товаров, за неинформирование о свойствах, за предоставление товаров, услуг и работ без соответствующих документов и если предприниматель в течение десяти дней не ответил на жалобу потребителя.

К слову, этот пункт вызвал некоторое возражение у представителей бизнеса.

«Цена вопроса тех претензий, с которыми обращается население, многократно ниже, чем те штрафы, которые прописаны в законопроекте и накладываются на субъектов бизнеса, – начал дискуссию Сергей Архипкин председатель ОЮЛ «КАТЭКС». – Это коснется не только недобросовестных участников рынка, но и добросовестных тоже. Многократное увеличение штрафов, я считаю, недопустимо».

По словам бизнесмена, сделать экспертизу бытовой техники в десятидневный срок просто невозможно. А это значит, что ритейлеры электронной и бытовой техники априори будут подпадать под ответственность.

«Был ли проведен экономический анализ, прежде чем многократно увеличивать штрафные санкции? Вполне вероятно, что все те риски, которые заложены в законопроекте, приведут к росту цен, а также обернутся техническими проблемами», – считает бизнесмен.

В законодательстве Казахстана есть положение: если законопроект предусматривает введение дополнительных требований к бизнесу, то обязательно должен быть проведен анализ – как это повлияет на развитие рынка. Однако этого сделано не было.

При этом предприниматели сошлись во мнении, что административная ответственность внедряется с целью давления на бизнес. К примеру, в законодательстве Российской Федерации не предусмотрены административные штрафы за невыполнение предпринимателем требований потребителя.

«Однако потребитель в случае продажи ему товара с недостатками в судебном порядке может потребовать возмещения предпринимателем неустойки или пени за отказ выполнить его законные требования, – поделилась опытом России Лидия Осауленко, начальник отдела по защите прав потребителей Евразийской экономической комиссии. – Поэтому в рамках сегодняшней дискуссии оценить эффективность предлагаемой нормы сложно. Для проведения такой оценки необходимо проведение экспертизы законопроекта в части оценки его регулирующего воздействия на бизнес».

«Строгие законодательные меры, которые государство хочет применить к бизнесу, не всегда могут сработать, – продолжила дискуссию Александра Коваль, заместитель руководителя Центра Россия – ОЭСР РАНХИГС. – Здесь больше пользы может принести саморегулирование, в первую очередь за счет определения стандартов работы площадок на основе лучших практик и международных стандартов ОЭСР. К тому же нужно понимать, что потребитель может быть уязвим, делая покупки на площадках за рубежом, которые не соответствуют международным стандартам».

Будущее закона

«Бизнес переживает, что ужесточатся санкции в виде административной ответственности, возможно, что будет усилен государственный контроль и надзор, – подвел итог обсуждению законопроекта Денис Степанцев, председатель Общественного совета при Министерстве торговли и интеграции и управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация «Цифровой Казахстан». – Эти опасения вполне понятны… И здесь есть спорные моменты, может быть, правильно будет именно сейчас вводить предлагаемые меры или спустя определенное время, с учетом мирового опыта. Все это нужно анализировать, и конечный ответ сейчас давать трудно».

Самая важная вещь, о которой говорили участники рынка: если государство хочет видеть исключительно добросовестный бизнес, то следует начать общаться с предпринимателями как с равными партнерами, а не как с людьми, которых можно жестко наказывать по любому поводу.

Венера Смаилова

Криогенный завод в Шымкенте на грани выживания и просит субсидий

Здесь заправляют 800 кислородных баллонов для реанимаций в сутки.

02 Июль 2020 09:40 499

Криогенный завод в Шымкенте на грани выживания и просит субсидий

Всего четыре месяца назад, в разгар режима ЧП, шымкентский криогенный завод AirGaz, выпускающий кислородные баллоны для реанимаций, пытался выжить в условиях карантина и падения заказов. Сегодня жизнь предприятия резко поменялась, работа 24/7, люди валятся с ног от усталости, но остановиться не могут даже на ночь. В сутки здесь заправляют медицинским кислородом 800 баллонов, могли бы и больше, но тары нет. При этом доходы предприятия не только не увеличились, владельцы заявляют, что стоят на грани банкротства.

Бизнесмены просят субсидий на оплату электроэнергии и освобождение от всех видов налогов.

«Теперь, когда бизнес окончательно встал, мы работаем только на больницы. Цены больниц наши расходы не окупают. Каждый день наш завод круглосуточно потребляет 16 000 киловатт, и те деньги, которые поступают от больниц, они не окупают ни зарплатный фонд, ни электроэнергию. А я не говорю про амортизацию завода. Идет износ запчастей, воздушных компрессоров, компрессоров высокого давления, а все запчасти импортные. Это потом все нужно будет переводить тенге в евро, покупать, про тенге я уже не говорю. Он уже упал», – сетует директор ТОО AirGaz Аскар Батырханов.

Завод был построен и запущен в 2018 году, в первую очередь он рассчитан на обслуживание потребностей промышленников: заправка технических газов для металлургических комбинатов, металлистов, подрядчиков НПЗ и мелких предприятий, занимающихся сварочными работами или резкой металла. Все они сейчас встали, говорит Батырханов, поэтому в период действия режима ЧП пришлось сократить штат, уволить грузчиков.

«Раньше мы работали с 9:00 до 18:00. Например, инфекционная больница – в понедельник они брали 20 баллонов, в конце недели, в пятницу, – 17 баллонов. Вот и все. И также было с другими больницами. А сейчас это возросло в пять раз. Инфекционная больница ежесуточно берет 200 баллонов, и то же самое с другими больницами, а у нас еще есть Туркестанская область. Мы осуществляем поставку в четыре Мактааральские больницы. У нас машина сейчас не останавливается. Водитель приезжает, оставляет здесь пустые баллоны, отсюда забирает и туда везет. Он не останавливается и ездит туда-сюда. А есть еще другие подрядчики, которые взяли по госзакупу роддом в районе Текстиля (Шымкент), в Ордабасинском районе. Они сами не успевают и приезжают к нам: «Помоги и помоги». А сейчас еще из Актюбинска звонят, из Тараза, из Кызылординской области приезжала машина, мол, помоги, кислорода нет. Пришлось ребятам помогать. Мы всем готовы помочь, но нам никто не помогает», – говорит Аскар Батырханов.

Заправка баллонов для медицинских целей ранее не была основным доходом завода, скорее побочным производством. Теперь это основная и единственная задача. Коллектив работает в режиме нон-стоп и уже выдыхается, рассказывает директор.

«Три дня я помучился, все мы были на исходе, мои ребята не могли выйти на работу. Я сам стал грузчиком. У нас уже не мышцы болят, а кости болят. Мы не успеваем обслуживать. Сегодня появились три-четыре человека, которых мы обучаем. Даже если новые люди пришли, мы не сможем действующий персонал отпустить, чтобы они отдохнули, потому что мы сначала должны обучить. Здесь работа, при которой не позволительны суета и торопливость. Сосуды высокого давления. Здесь нужна предельная осторожность, бдительность, соблюдение техники безопасности. Человека с улицы просто не поставишь. У меня работают люди с 40-летним стажем. Аппаратчица из Атырау приехала. Все люди на износе, мы в тупике», – разводит руками директор криогенного завода.

Еще одна проблема – нехватка кислородных баллонов, чтобы хоть как-то снизить нагрузку на людей и количество рейсов. Чтобы заправить баллон, в котором ранее находился другой газ или масло, требуется многоступенчатая очистка, но свободных рук для этой работы нет.

«Раздали баллоны, а потом как ягоды с полей собираем. Там 20, там 15 , там 10. А это все расходы же. Если газель привезет 40 баллонов, это меньшие, а если пять, то это большие расходы. Баллоны сейчас и не купишь, а во-вторых, у каждого баллона своя судьба. Может, там внутри масло или инородный предмет были, аргон или углекислота, водород или азот, его сразу на заправку не поставишь. Мы все взорвемся. Его нужно обследовать, помыть, промыть химическими препаратами, обработать горячим азотом, а это же все время. У меня уже и людей не осталось, кто этим будет заниматься. Мне вон говорят, мы тебя сейчас завалим строительными баллонами. Нельзя торопиться, ведь технический и медицинский газ – это разные вещи. У каждого из них свой ГОСТ. Об этом медики знают, и подавать технический кислород как медицинский нельзя», – предупреждает предприниматель.

Аскар Батырханов рассказывает, что уже два месяца удерживает свой коллектив словами о патриотизме и любви к родине. Но сейчас, говорит, вопрос стоит остро, и атмосфера в коллективе катастрофическая, люди просят повышения зарплаты, а возможности, мол, нет.

Стоит отметить, что заправкой кислородом баллонов для реанимаций мегаполиса и региона в Шымкенте занимаются всего два предприятия, можно предположить, что остановка хотя бы одного из них действительно может стать серьезной проблемой.

Мира Бахытова, Шымкент


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Обмани меня, если сможешь, в действии

Бизнес на «детекторах лжи»: почему в пандемию полиграф становится незаменимым?

01 Июль 2020 07:39 633

Обмани меня, если сможешь, в действии

Невероятно, но факт. В период карантина казахстанцам будет не лишним пообщаться с полиграфологами. «Детекторы лжи» и вовсе помогут решить массу семейно-бытовых проблем, начиная от правильного выбора няни для детей и заканчивая вопросами восстановления доверия между супругами, что, безусловно, сделает домашнюю изоляцию более продуктивной для всей семьи. Тем более что такие услуги сегодня готовы предоставить специальные компании. Корреспондент inbusiness.kz встретился с владельцем компании VERIORA VERIS Кристиной Даулетбаевой и узнал об особенностях бизнеса на «детекторах лжи» и почему их использование сейчас, в период пандемии, может стать особенно актуальным.

Кристина, сразу хочу отметить специфичность Вашего бизнеса. Проверка на детекторе лжи, скрининг персонала, расследование ЧП – это целый блокбастер может получиться. Ваш бизнес, наверняка, наполнен интересными событиями, эмоциями, переживаниями? Или Вы беспристрастны к проблемам Ваших клиентов, как и положено профессиональному полиграфологу?

Соглашусь с Вами в специфичности не только бизнеса, но и самой профессии. Да, каждое тестирование по-своему интересно и зависит, как от самого тестируемого, так и от любопытства заказчика, но это невероятная психо-эмоциональная нагрузка. Огромная ответственность ложится на плечи специалиста, каждое заключение несет судьбоносный характер. Поэтому любой профессиональный полиграфолог должен обладать психологической устойчивостью, всегда оставаться объективным в любых ситуациях, однозначно исключать собственное субъективное суждение, ни в коем случае не брать на себя так называемую функцию Бога. Всякие личные симпатии и антипатии должны быть отведены в сторону.

Расскажите Вашу историю бизнеса. Как появилась идея начать свое дело в этом направлении? Как давно Вы работаете, какими были первые решения, первые шаги, кто был Вашим первым клиентом?

Идея создать собственное дело в этом направлении появилась очень давно, и достаточно длительное время я ее вынашивала. Любой специалист в данной области скажет вам, что в этой профессии вы никогда не встретите молодые кадры, эта профессия все-таки для лиц от 35-40 лет, ею должен заниматься зрелый человек, имеющий хороший жизненный опыт. А также наличие высшего образования (хотя это, конечно, в наше время, к сожалению, не всегда показатель ума, но все же обязательно). Первые шаги к мечте, конечно же, найти лучших учителей, гуру, как говорится в полиграфологии, чтобы перенять их знания, и мне в этом повезло. Я обучалась у лучших педагогов Казахстана, и это немаловажно. Далее в силу своего сильного характера и нежелания подчиняться открыла свою собственную компанию. Первым моим «испытуемым» был мой супруг (улыбается), проверку прошел успешно, но после ввел правило – родных не тестировать. А о своих клиентах рассказывать не буду, это нарушает этику полиграфолога.

Поговорим подробнее об услугах. Что представляет из себя каждая из них? В целом в каких ситуациях человеку может понадобиться ваша помощь?

Перечень услуг достаточно разнообразен, как в сфере бизнеса, так и в личных амурных делах. Расскажу подробнее: на сегодняшний день проверка на полиграфе становится привычным делом. Если нужно защитить от злоумышленников интересы бизнеса или отдельных граждан, то этот метод считается одним из самых эффективных. Проверка будущих кандидатов на работу, а также уже работающего персонала может избавить руководство от многих проблем, ведь всегда болезнь легче предупредить, нежели чем ее лечить. Проверка на полиграфе персонала, вплотную работающего с детьми, просто необходима, и потом, я считаю, что агентства, которые возьмут за привычку проверять нанимаемый на работу домашний персонал, а также водителей, телохранителей и так далее, гораздо возрастут в своем статусе. И большинство людей остановит свой выбор именно на тех людях, в которых не будет сомнения. Услуги полиграфолога также востребованы и среди семейных пар, очень часто многим тестирование на полиграфе помогает сохранить семью, ведь в проверке нуждаются не обязательно причастные, а также и, наоборот, непричастные лица, и порой это единственная возможность доказать свою верность. И, конечно же, прибегают к помощи полиграфолога, когда не хотят «выносить сор из избы» и обращаться в органы, крупные компании, где произошло или хищение имущества, или утечка информации и т. д. Бывают случаи, когда адвокаты настаивают на том, чтобы их подзащитные прошли проверку на полиграфе, хотя, к сожалению, заключение полиграфолога не может считаться неоспоримым доказательством в суде, но на усмотрение судьи может сыграть свою роль. Приведу в пример реальный случай. В Гагаринском районном суде г. Москвы был вынесен оправдательный приговор мужчине, которого подозревали в жестоком убийстве. Лишь на повторном рассмотрении дела при использовании полиграфа выяснилось, что подсудимого «подставила» его знакомая. 26-летний Дмитрий Тихонов провел в заключении три года. Все это время шло следствие, однако в конце концов экспертам и защите удалось доказать в суде невиновность обвиняемого. Это уникальный случай, потому что ключевую роль в оправдании подозреваемого в убийстве сыграла психофизиологическая экспертиза на полиграфе, «детекторе лжи».

Сколько стоят Ваши услуги? И из чего Вы формируете свою цену? Отсюда сразу вопрос – какие расходы есть в Вашем бизнесе?

Стоимость услуг зависит как от предмета обращения, так и от пристрастий заказчика. Все очень индивидуально и просчитывается исключительно с заказчиком. Стоит отметить, что сам полиграф относится к разряду совсем не дешевого оборудования. Далее требуется наличие кабинета, соответствующего требованиям профессии, желательно, конечно же, обзавестись спецкреслом и т. д. Ну, и, конечно же, в первую очередь не скупиться на обучение и обучающую литературу, так как учиться придется всю жизнь.

Что касается спроса на Ваши услуги, какой он? Насколько часто казахстанцам нужен детектор лжи? Какие это случаи чаще всего?

Что касается спроса на мои услуги, хотелось бы, конечно, чтобы Казахстан вышел на уровень, когда обращаться к полиграфологу было бы хорошим тоном! Помнится мне, когда-то для нас было странным посещение психолога, а сейчас это считается нормой. Вот мне и хочется больше рассказать людям о моей профессии, чтобы проверка на полиграфе не пугала людей и не вводила в ступор, а являлась нормой, была необходимостью, как для продвижения по карьерной лестнице, так и в решении спорных вопросов. Хотя сегодня, к счастью, в обязательном порядке полиграф применяется в правоохранительных органах по настоянию первого президента Н. Назарбаева. То есть при приеме на службу в правоохранительные органы кандидат обязан пройти проверку на полиграфе, также при прохождении очередной аттестации, ну и при всякого рода служебных расследованиях.

Если говорить о конкуренции на казахстанском рынке. Вы изучали свой рынок? Сколько аналогичных компаний есть у нас в стране? Или это настолько сложный, узкопрофильный бизнес, что браться за него решаются не все? Расскажите также, какая здесь процедура получения разрешительных документов на ведение данного бизнеса, если разрешение требуется?

У меня нет времени изучать конкурентов, в любое свободное время достаю книги, пытаюсь совершенствоваться. Знаю только, что данная профессия для многих сравнима с агентами спецслужб (улыбается), доля секретности в ней, конечно же, есть. Слышала, что полиграфологов считают вполне успешной и денежной профессией. Могу сказать только то, что это удивительно интересная профессия, но и очень сложная. Для того чтобы работать с полиграфом, обязательно требуется наличие специального образования, ну и, соответственно, вы получаете документ (свидетельство, диплом, сертификат и т. д.), подтверждающий вашу квалификацию. Основной опыт, стаж, навыки вы уже нарабатываете самостоятельно.

Гарантируете ли Вы качество своих услуг? Насколько полиграфу можно верить? Были ли в Вашей практике недовольные клиенты? Как решаете вопросы в таком случае?

Последние научные исследования показывают, что точность компьютерных полиграфов составляет 95-97%. В течение последних 75 лет было проведено свыше 250 независимых исследований на тему достоверности, точности и надежности полиграфологического тестирования. Данные исследований убедительно свидетельствуют о том, что полиграф является одним из наиболее надежных средств подтверждения правдивости и выявления лжи. В моей практике недовольных клиентов, к счастью не было, ведь результат тестируемого выдается исключительно заказчику, а он в свою очередь сам решает, как поступить с результатами. Не думаю, что могут возникнуть серьезные проблемы, так как психофизиологическое обследование проводится только с добровольного согласия опрашиваемого, которое он вправе остановить в любой момент.

Кристина, как делали бизнес во время ЧП и сейчас, в условиях карантина на фоне пандемии коронавируса, когда изменять своим супругам некогда, многие предприятия не работают, а нанимать няню, к примеру, уже становится неактуальным?

Во время ЧП бизнес мой, как и все остальные сферы деятельности, кроме снабжения продовольствием, в нашей стране, приостановился, к сожалению, так как дистанционно проводить проверку на полиграфе не представляется возможным, обязательно наличие обследуемого. А вот насчет неактуальности няни я с Вами поспорю, наоборот, в связи с закрытием детских садов и переводом школьников на дистанционное обучение и закрытием всякого рода летних лагерей как раз-таки вопрос, с кем оставить ребенка, считаю на сегодняшний день очень актуальным, и каждому родителю немаловажна в первую очередь безопасность своего чада, и здесь полиграфолог с легкостью справится с проверкой и ответит на все интересующие вопросы заказчика.

Есть ли у Вас план развития Вашего бизнеса на ближайшие годы? Как будете масштабироваться? Может быть, есть планы расширить ассортимент услуг?

Конечно же, есть и план развития бизнеса, и видятся перспективы, но так как это планы, то о них стоит скромно умолчать, поживем – увидим. Нестабильная обстановка в стране очень омрачает, но ничего, я человек оптимистичный, настойчивый и достаточно уверенный, буду стараться двигаться только вперед.

Кристина, Вам нравится Ваша работа? Считаете ли Вы себя успешной в данном бизнесе?

Работа мне моя очень нравится, иначе я бы не занималась такого рода деятельностью. Считаю, в первую очередь работа должна быть в удовольствие, тогда будет и успех, а об успехе в данном бизнесе говорить еще совсем рано, ведь я совсем недавно начала свой удивительно интересный и необычный путь, как любой жизнелюбивый человек, надеюсь только на лучшее.

Спасибо за беседу, Кристина. Успехов Вам!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!