/img/tv1.svg
RU KZ
В Казахстане разгорелась дискуссия о том, как выстроить защиту прав потребителей

В Казахстане разгорелась дискуссия о том, как выстроить защиту прав потребителей

Оживленные дискуссии вызывал законопроект «О защите прав потребителей» во время круглого стола, инициированного ОЮЛ «Ассоциация «Цифровой Казахстан» и Общественным советом при Министерстве торговли и интеграции РК, проходившего 4 ноября на площадке НПП «Атамекен».

11:17 11 Ноябрь 2019 6072

В Казахстане разгорелась дискуссия о том, как выстроить защиту прав потребителей

Автор:

Венера Смаилова

Необходимость обеспечить совершенную защиту прав потребителей со стороны бизнеса вызвал запрос на четкие «правила игры», без перекосов в какую-либо из сторон.

«Сейчас рассматривается законопроект, который касается, безусловно, очень важного вопроса – защиты прав потребителей. Каждый из нас выступает в этой ипостаси. Но надо понимать, что законопроектом вносятся достаточно серьезные требования, обязательства и ответственность в отношении бизнеса», – задала тон обсуждению темы «Новое в регулировании защиты прав потребителей. К чему готовиться бизнесу?» модератор круглого стола, исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация «Цифровой Казахстан» Елена Бычкова.

Защита не безусловна

Сегодня национальная система защиты прав потребителей представляет собой работу 17 государственных органов и 208 неправительственных организаций.

«Однако на деле работа госорганов в сфере защиты прав потребителей ведется по остаточному принципу, – сообщила во время дискуссии Айжан Бижанова,  зампредседателя Комитета по защите прав потребителей. – Согласно исследованиям, по итогам 2018 года 64% наших потребителей утверждают, что никак не защищают свои нарушенные права и интересы, потому что чаще всего просто не знают, как это делать. Среди опрошенных большинство не знают о наличии специального закона о защите прав потребителей, 23% слышали о нем, 8% знают и только 5% используют на практике.

Для решения данных проблем Комитетом разработан пакет поправок, направленный на формирование целостной и эффективной системы защиты прав потребителей.

«В рамках законопроекта мы установили приоритет восстановления нарушенных прав потребителей и возмещения им ущерба перед административным давлением на бизнес, – отметила Бижанова, – не секрет, что административные штрафы уходят в бюджет государства и, по сути, никак не влияют на потребителя и восстановление его прав».

Для достижения этой задачи в комитете выработали и усовершенствовали восемь основных направлений, включая институт саморегулирования (СРО).

Логика саморегулирования

Особое внимание, по словам зампреда комитета, в законопроекте уделено вопросам саморегулирования, как одному из эффективных институтов самоочищения бизнес-сообщества.

«Если потребитель приобрел некачественный товар, работу или услугу у предпринимателя, являющего членом СРО, то за восстановлением своих нарушенных прав и возмещением материальных убытков он всегда может обратиться в СРО, – отметила Айжан Бижанова, – а узнать о том, является ли бизнесмен членом саморегулируемой организации, потребитель сможет у самого предпринимателя или на сайте нашего министерства, во вкладке Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей, мы ее называем ЕИС».

В едином окне ущемленный в правах потребитель сможет подать типовую жалобу, выбрать себе защитника и один из институтов досудебного урегулирования.

Строгие законодательные меры

Авторы нового законопроекта намерены увеличить срок исковой давности по привлечению бизнеса к административной ответственности. Сначала в комитете хотели срок исковой давности увеличить до двух лет, но потом решили сделать один год по аналогии с Россией.

Административная ответственность предусматривается в четырех случаях: за несвоевременный возврат или обмен товаров, за неинформирование о свойствах, за предоставление товаров, услуг и работ без соответствующих документов и если предприниматель в течение десяти дней не ответил на жалобу потребителя.

К слову, этот пункт вызвал некоторое возражение у представителей бизнеса.

«Цена вопроса тех претензий, с которыми обращается население, многократно ниже, чем те штрафы, которые прописаны в законопроекте и накладываются на субъектов бизнеса, – начал дискуссию Сергей Архипкин председатель ОЮЛ «КАТЭКС». – Это коснется не только недобросовестных участников рынка, но и добросовестных тоже. Многократное увеличение штрафов, я считаю, недопустимо».

По словам бизнесмена, сделать экспертизу бытовой техники в десятидневный срок просто невозможно. А это значит, что ритейлеры электронной и бытовой техники априори будут подпадать под ответственность.

«Был ли проведен экономический анализ, прежде чем многократно увеличивать штрафные санкции? Вполне вероятно, что все те риски, которые заложены в законопроекте, приведут к росту цен, а также обернутся техническими проблемами», – считает бизнесмен.

В законодательстве Казахстана есть положение: если законопроект предусматривает введение дополнительных требований к бизнесу, то обязательно должен быть проведен анализ – как это повлияет на развитие рынка. Однако этого сделано не было.

При этом предприниматели сошлись во мнении, что административная ответственность внедряется с целью давления на бизнес. К примеру, в законодательстве Российской Федерации не предусмотрены административные штрафы за невыполнение предпринимателем требований потребителя.

«Однако потребитель в случае продажи ему товара с недостатками в судебном порядке может потребовать возмещения предпринимателем неустойки или пени за отказ выполнить его законные требования, – поделилась опытом России Лидия Осауленко, начальник отдела по защите прав потребителей Евразийской экономической комиссии. – Поэтому в рамках сегодняшней дискуссии оценить эффективность предлагаемой нормы сложно. Для проведения такой оценки необходимо проведение экспертизы законопроекта в части оценки его регулирующего воздействия на бизнес».

«Строгие законодательные меры, которые государство хочет применить к бизнесу, не всегда могут сработать, – продолжила дискуссию Александра Коваль, заместитель руководителя Центра Россия – ОЭСР РАНХИГС. – Здесь больше пользы может принести саморегулирование, в первую очередь за счет определения стандартов работы площадок на основе лучших практик и международных стандартов ОЭСР. К тому же нужно понимать, что потребитель может быть уязвим, делая покупки на площадках за рубежом, которые не соответствуют международным стандартам».

Будущее закона

«Бизнес переживает, что ужесточатся санкции в виде административной ответственности, возможно, что будет усилен государственный контроль и надзор, – подвел итог обсуждению законопроекта Денис Степанцев, председатель Общественного совета при Министерстве торговли и интеграции и управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация «Цифровой Казахстан». – Эти опасения вполне понятны… И здесь есть спорные моменты, может быть, правильно будет именно сейчас вводить предлагаемые меры или спустя определенное время, с учетом мирового опыта. Все это нужно анализировать, и конечный ответ сейчас давать трудно».

Самая важная вещь, о которой говорили участники рынка: если государство хочет видеть исключительно добросовестный бизнес, то следует начать общаться с предпринимателями как с равными партнерами, а не как с людьми, которых можно жестко наказывать по любому поводу.

Венера Смаилова

Аблай Мырзахметов – о состоянии бизнеса и антикризисных мерах

Глава НПП «Атамекен» выступил на брифинге СЦК.  

25 Сентябрь 2020 11:19 5006

По данным спикера, в 80% случаев бизнес соблюдает санитарные нормы, предписанные врачами. На сегодня важно не допустить повторного локдауна, иначе потери экономики будут куда более серьезными.

«Мы будем настаивать, что на 100%-ную остановку нельзя уходить, это приведет к банкротству. Уже запаса прочности ни у кого нет», – говорит он.

Однако в случае еще одного жесткого карантина бизнес прежними мерами поддержки уже не обойдется.

«Простая отсрочка (кредитов) уже не поможет. Считаю, что действенным будет применить опыт США, а также России, где под 0%, максимум 2% выдают кредит бизнесу на год-полтора», – говорит он. В случае если бизнес сохранит 80% штата, ему списываются долги. Но это опять-таки зависит от возможностей бюджета страны, как и повышение социальной выплаты в 42 500 тенге, выплачиваемой казахстанцам, потерявшим доход. По мнению главы НПП, это разовое пособие можно было увеличить с учетом девальвации до 55-60 тысяч тенге.

По данным НПП, более 800 тыс. предпринимателей в первую очередь из сферы услуг пострадали. Пока сказать точно, сколько из них закрылись, нельзя.

«Я уже пример приводил, ресторанам разрешили работать с 17 августа, но при этом с ограничением численности посетителей. Любой хозяин бизнеса понимает, можно ли при такой численности и проходимости окупить свои затраты. Тем не менее он отапливает помещение, держит официантов и поваров, закупает продукты. Понятно, что это накладно, и уже 15% или 20% бизнеса до сих пор не начали  свою деятельность, хотя разрешение уже есть. Поэтому статистику по закрытию бизнеса, я думаю, мы увидим в октябре», – говорит спикер.

По его словам, больше всего доходы упали у кинотеатров.

«Буквально вчера сообщили, что руководство Kinopark рассматривает полную приостановку работы. Сильно пострадали аттракционы и фуд-корты, в целом это 15-20% общепита, которые не в состоянии окупить себя», – говорит  он.

В НПП также обеспокоены ситуацией вокруг частных школ и детсадов.

«Мы  обратились к премьер-министру, чтобы было подушевое финансирование, потому что они сейчас не могут платно оказывать свои услуги из-за ограничений и дежурных классов. Госзаказ там тоже пересчитан. Очень не хотелось бы, чтобы эта сфера перестала существовать», – отметил Аблай Мырзахметов.

Также он ответил и на вопросы по цифровой платформе Qoldau. По словам спикера, она преследовала благую цель – сделать процесс сельхозсубсидирования  прозрачным и легким. Но, к сожалению, реформа была проведена быстро и некачественно. С 2019 года фермеры стали жаловаться на отсутствие Интернета, внедрение платности и несовершенство системы. В НПП предложили сделать эту госуслугу за счет бюджета, освободив мелких фермеров от платы, а также снизить расходы за счет перехода на другие информационные системы госорганов. Поскольку тарифы «Транстелекома», чьими провайдерскими услугами пользуется система, недешевы. Решение по этому вопросу будет найдено до 15 октября.

Также председатель правления Нацпалаты проинформировал, что в период пандемии НПП сократила свои расходы на 20% и после предстоящего съезда 29 октября планирует продолжить оптимизацию затрат.

В настоящее время НПП совместно с бизнес-сообществом участвует в  рабочих группах правительства по реализации поручений президента по следующим среднесрочным мерам: внедрение в 2021 году регулирования «с чистого листа» в наиболее коррупциогенных сферах, ревизия  Налогового кодекса, снижение доли государства в экономике, создание единого реестра ОТП для всех площадок, регулируемых закупок с применением единой системы сертификации, увеличение местного содержания, подготовка до конца 2021 года госпрограммы АПК на пять лет и др.

Айгуль Тулекбаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Тимур Кулибаев: меры господдержки нужно направить на восстановление пострадавших секторов бизнеса

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.  

22 Сентябрь 2020 14:14 2413

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.

Во встречах приняли участие 463 предпринимателя из всех уголков Казахстана. Диапазон вопросов был самым широким, но при этом наиболее часто поднимались вопросы по следующим темам: меры поддержки и восстановление бизнеса после пандемии, проблемы сферы АПК, закупки недропользователей и АО «Самрук-Казына», развитие местного содержания, вопросы утилизационного сбора, вопросы налогообложения и защиты собственного рынка и др.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом пакет вопросов был озвучен на уровне премьер-министра. Как итог 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО. Формат онлайн-встреч с бизнесом будет постоянным», – подчеркнул председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Предприниматели из разных регионов Казахстана озвучили проблемные вопросы, которые препятствуют восстановлению бизнеса.

Директор ТЦ CITY Shopping Center Николай Чабаненко из Актюбинской области:

«На сегодняшний день растет напряженность среди арендаторов торговых домов, так как на 40% сократилось время работы. Растет недовольство, потому как проходит сезон торговли товарами, закупленными и не реализованными весенними товарами. На закуп зимних товаров нет оборотных средств у арендаторов. На сегодняшний день в 135 торговых объектах заняты 8,5 тыс. торгующих. Просим рассмотреть вопрос разрешения работы для объектов торговли».

Также алматинские бизнесмены пожаловались, что отдельные виды бизнеса все еще остаются под запретом, при этом в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики в период режима ЧП и карантина не включены столовые в школах, боулинги, компьютерные клубы и др.

ОКЭД указанных видов деятельности не включены в число наиболее пострадавших отраслей экономики (Постановление правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения»).

Следовательно, данные отрасли экономики не получили льготы от государства в виде освобождения от налогов и социальных платежей в фонд оплаты труда.

«Предприниматели не могут работать, а значит, выплачивать заработную плату и оплачивать обязательные платежи, в том числе и отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. В связи с чем заболевшие сотрудники, которые были отправлены в неоплачиваемый отпуск, не могут получить медицинскую помощь из-за отсутствия платежей в данный фонд во время приостановления деятельности предприятия. Им предлагают оплачивать все медицинские услуги самостоятельно, но у неработающих людей нет на это средств», – отметил генеральный директор ТОО Izo-Market KМ Константин Босиков (Алматы).

С существенными проблемами сталкиваются предприниматели, специализирующиеся на пассажирских перевозках. 

«Перевозчики сегодня испытывают финансовые затруднения. Это связано с тем, что деятельность общественного транспорта тоже была приостановлена актами государственных органов, доходов нет. Предлагаем поддержать возможные меры: внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс для предоставления налоговых льгот в виде освобождения по налогу на транспортные средства», – отметила директор ТОО «Дана-Дель» Бахыткуль Токтыбаева (Жамбылская область).

Предприниматели подчеркивают, что ограничение по количеству посетителей практически остановило деятельность таких объектов общественного питания, как банкетные залы.

«Знаем, что общественное мнение разделилось по вопросу широкого развития услуг по проведению банкетов. Но дело в том, что данная категория предпринимателей на самом деле оказалась в безвыходном финансовом положении. Есть коллективы, обязательства по кредитам. Работать по своему направлению нельзя уже на протяжении полугода, дополнительный кредит на изменение вида деятельности уже не выдадут. Следует ожидать ареста имущества и выставления на продажу. Действующие антикризисные меры для данной категории предпринимателей недостаточны», – отметила руководитель Ассоциации предприятий общественного питания Ляна Турсынова.

Представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» участвуют в разработке и дополнении плана дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях. В данный план включена отсрочка по налогам и социальным платежам для субъектов МСП до конца текущего года, норма по неначислению процентов по отсроченным кредитам субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства за период отсрочки, по освобождению до конца 2020 года субъектов МСП от платы за аренду объектов госимущества и имущества субъектов квазигоссектора.

Вопрос компенсации оплаты коммунальных услуг предприятий, деятельность которых ограничена в период карантина, будет вынесен на очередное заседание госкомиссии по восстановлению экономического роста. Также эксперты НПП «Атамекен» активно участвуют в рабочей группе по разработке условий по субсидированию процентной ставки, озвученной президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в рамках послания от 1 сентября 2020 г.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом в мае 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО.  Вопросы, которые озвучил бизнес сегодня, будут решаться в таком же формате. Часть ваших предложений была включена коллегами в план дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях, часть после анализа будет включена в ближайшее время», – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Подпишитесь на наш канал Telegram!