По данным, озвученным в АО "Агромашхолдинг KZ", на сегодня собрали 100 тракторов китайского бренда. 65 из них уже проданы через АО "КазАгроФинанс" и "БРК Лизинг". Главными покупателями пока являются Костанайская, Акмолинская и Восточно-Казахстанская области. В компании признают, что маломощные тракторы (35 л/с), которые рассчитаны для южных регионов страны, на рынок поставили поздно. Но заявки на эту технику есть, и в планах поставки на будущий год.
Как отметили в пресс-службе компании, первая партия произведенных тракторов была передана на государственные приемочные испытания в Республиканский сертификационный центр. Вся техника получила сертификат соответствия Евразийского экономического союза.
Первый заместитель исполнительного директора АО "Агромашхолдинг KZ" Динара Шукижанова отметила, что к реализации приступили в середине 2018 года. Проект реализовали в рамках соглашения с китайскими инвесторами – Shandong Lovol Heavy Industry International Trading CO., LTD, дочернее предприятие ТНК корпорации BAIC Motor (основана в 1998 году). Речь идет о запуске сборки нескольких модификаций марки – мощностью от 35 до 130 л/с. Стоимость техники в зависимости от мощности колеблется от 2,5 млн до 14 млн тенге.
"На основе маркетингового анализа мы выяснили, что в этом сегменте в Казахстане продают только белорусские тракторы. Поэтому мы предлагаем альтернативу", – отметила г-жа Шукижанова.
В рамках проекта костанайская компания, по официальным данным, сможет выпускать до 3 тыс. тракторов ежегодно. Общая стоимость проекта – 3,6 млрд тенге. 500 млн тенге, по словам Динары Шукижановой уже вложено в проект. На сегодняшний день создано 63 новых рабочих места. В общей сложности речь идет о 500 сотрудниках в рамках проекта.
В рамках соглашения промышленной сборки, которое костанайское предприятие и китайские инвесторы подписали с Правительством Казахстана, планируется доведение локализации до 50%. В этот объем будет входить покраска и сварка, в том числе кабины. Также в планах наладить производство некоторых деталей. Планка по локализации на текущий год – 30%.
Как пояснил корреспонденту inbusiness.kz председатель совета директоров АО "Группа компаний "Аллюр" (куда входит и костанайское предприятие. – Прим. авт.) Андрей Лаврентьев, производство комплектующих разместят на территории индустриальной зоны Костаная. По его словам, мощности костанайской автосборочной площадки уже практически исчерпаны: восстановлено около 90% цехов.
"Подписано межправительственное соглашение между РФ и РК о промкооперации. Эта программа предусматривает создание не только крупноузловых производств, но и развитие кооперации в части компонентов. Российской стороной уже переданы в Республику Казахстан позиции, которые мы можем локализовывать и поставлять эти компоненты для крупных российских производителей. Например, в рамках этой программы предусмотрено производство компонентов КамАЗ и для Кировского завода. В частности, железные диски. Но они нам тоже нужны. То есть, создавая здесь производство по железным дискам, мы будем производить их не только для кировского завода, но и наших производственных площадок", – отметил Андрей Лаврентьев.
Сегодня инвесторы ждут окончания строительства железной дороги на территории индустриальной зоны, которая решит все вопросы с поставкой сырья и комплектующих. Работы планируют завершить до конца 2019 года.
Что же касается других локализационных процессов, то одним из наиболее сложных станет производство кабины трактора. В то же время Динара Шукижанова подчеркивает, что путь этот предприятию будет пройти проще, потому что подобный опыт уже имеется. На костанайской площадке собирают комбайны с локализацией 60,4%. Практика производства кабин есть по линии IVEKO, где речь идет о выпуске коммерческой техники.
Татьяна Шестакова