За последние три года число случаев интернет-мошенничества в Казахстане выросло в два раза, с 4 тыс. до 8 тыс., об этом сообщил замначальника департамента криминальной полиции МВД РК Ерлан Омарбеков.
В МВД рассказали об основных способах обмана. По их данным, большинство преступлений носят трансграничный характер, то есть вы можете быть в Казахстане, а мошенник – в другой области, а то и стране. Многие казахстанцы не обращаются в полицию из-за небольшого ущерба либо неосознания, что попали в капкан денежных фокусников.
"Способы совершения интернет-мошенничества разнообразны. Самый распространенный их вид связан с размещением объявлений о продаже товаров или оказании услуг на интернет-площадках. Как правило, мошенники привлекают своих жертв невысокой ценой, быстрым предоставлением товара или услуги. Покупателей просят внести частичную или полную предоплату на счета, которые обычно оформлены на третьих лиц", – говорит Ерлан Омарбеков.
Так, этим летом, в Алматинской области орудовала группа лиц, которая давала фейковые объявления о продаже запчастей, просила перечислить аванс, а после больше на связь не выходила. Причем преступники ходили за деньгами в банкомат, пряча лица за масками и темными очками.
"На данное время четверым соучастникам доказано совершение 17 преступлений, ущерб около 1 млн тенге", – говорят в МВД.
Участились и случаи оформления онлайн-кредитов третьими лицами в различных организациях. Мошенники предлагают купить товар по банковским реквизитам, просят персональные данные (Ф. И. О., ИИН, номер карты, удостоверения личности и т. д.), которые используются для оформления онлайн-займа.
"После поступления на карту продавца денег мошенник просит вернуть ему разницу, мотивируя ошибочным переводом. Ни о чем не подозревающий продавец самостоятельно перечисляет на счет мошенника эту разницу, а после узнает, что на его имя был оформлен кредит", – приводит пример представитель МВД.
Еще на сотовые звонят так называемые представители банка и сообщают о подозрительных операциях с карточкой клиента. Они просят назвать реквизиты на карте и CVV-код на ее обороте. А после деньги с карты пропадают.
Есть еще "выигрышные рассылки", где предлагают забрать приз, сообщив банковские реквизиты. Не менее распространен вид мошенничества под предлогом выгодных вложений. Речь идет о букмекерских ставках и биржах.
"Как показывает практика, за одним преступником тянется целая вереница преступлений, для совершения которых используются разные банковские счета, пластиковые карты, а также абонентские номера, оформленные на третьих лиц", – говорит Ерлан Омарбеков.
В МВД просят не сообщать никому свои персональные данные, реквизиты пластиковых карт, не передавать квитанции о переводах и тем более коды и кодовые слова, не доверять сомнительной рекламе, без проверки не производить предоплату за товар. Пробовать договориться об оплате после получения товара, остерегаться финансовых схем без прозрачного источника дохода.
Регулярно производить смену паролей доступа к услугам банкинга, пользоваться мерами безопасности, которые существуют в платежных системах, а также проверять движение денег на своих счетах.
Также в МВД сообщили, что продолжают расследовать дело по финансовой пирамиде под названиями Questra Holding ins, Questra World, Atlantic Global Asset Management, Five Winds Asset Management. Ее руководители продавали вымышленные инвестиционные портфели с якобы еженедельной доходностью и прибылью до 300% от вложенной суммы.
"От мошенников пострадали тысячи казахстанцев, сумма ущерба превысила миллиард тенге. В этой связи следственный департамент МВД просит всех пострадавших граждан от мошеннической деятельности группы компаний Questra Holding ins, Questra World, Atlantic Global Asset Management, Five Winds Asset Management обратиться в МВД по адресу: г. Нур-Султан, пр. Тәуелсіздік, 1. Или позвонить по телефонам: 71-51-02, 71-42-94, 8-701-794-0781, 8-701-113-5692", – говорит официальный представитель ведомства Нурдильда Ораз.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!