Очередное заседание Евразийского межправительственного совета не обошлось без обсуждения накопившихся проблем в отношениях между странами. В частности, премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков подверг критике российскую позицию по энергоносителям, которые республика получает из РФ. Он отметил, что российская сторона поставляет газ в Беларусь гораздо дороже внутренних цен в РФ.
"С 38% разница выросла до 110. Какое свободное передвижение товаров? Все прекрасно знают, что 98% электроэнергии в Беларуси производится на российском газе. О какой конкуренции можно говорить? Мы хотим двигаться вперед, но не делать вид, что двигаемся вперед", - сказал г-н Кобяков.
Критике было подвергнуто и развиваемое в РФ импортозамещение.
В свою очередь премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что планы по развитию Евразийского экономического союза утверждены и расписаны до 2025 года.
"Именно единое, а под единым имеется в виду наднациональное регулирование, в отношении рынков даёт нам возможность извлечь из интеграции максимум пользы для развития наших экономик. В этом смысле у нас есть мотивация двигаться дальше. Тем не менее хотел бы отметить одну крайне неприятную тенденцию. Участились случаи, когда проблемы двусторонних отношений (а такие проблемы были, есть и будут, ничего в них драматического нет с учетом интенсивности сотрудничества) переносятся на нашу многостороннюю площадку. Только что это с успехом продемонстрировала белорусская сторона", - сказал он.
По его мнению, исполнение достигнутых договоренностей и сам интеграционный процесс в целом становятся заложниками специфически понимаемых национальных интересов.
Г-н Медведев отметил, что теперь довольно модно стало говорить о том, чего странам – членам ЕАЭС не удалось достичь в интеграции, на что они рассчитывали, что потеряли.
"Уважаемые коллеги! Я обращаю внимание, что страны, входящие в союз, за последние годы нарастили физические объемы экспорта на российский рынок даже при общем падении стоимостных показателей, что связано в значительной степени с текущими ценами на сырье и энергоносители. Это прямой результат. Все получили значительные льготы по энергетическому сотрудничеству. Рынок труда в наших странах стал абсолютно открытым. Мы реально, и это признают все, даже те, кто критикует текущую ситуацию, развиваем промышленную кооперацию – всё это прямой результат нашей работы", - сказал Дмитрий Медведев.
Что касается непосредственно вопроса газа, который и подпортил отношения между странами, то вне ЕАЭС, отметил г-н Медведев, Беларусь покупала бы газ по европейским ценам. При этом глава российского правительства подчеркнул, что "насильно никто никого не держит" в интеграционном объединении.
"Давайте прямо, без обиняков: если бы некоторые страны, присутствующие здесь, не входили в состав нашего союза или, представим себе, вышли из состава союза, они покупали бы сейчас газ по европейским ценам – порядка 200 долларов за тысячу кубометров. Вот и все. И не надо ничего доказывать, упражняться в подсчётах. Все было бы существенно дороже. Об этом надо помнить, когда принимаются решения, которые блокируют или тормозят нашу интеграцию. В конце концов, здесь насильно никто никого не держит. Мы это с вами понимаем, мы добровольно все это создали", - сказал Дмитрий Медведев.
Российский премьер отметил, что на фоне снижения цен на сырье есть и положительные моменты. В частности, производство в сфере сельского хозяйства в ЕАЭС за прошлый год увеличилось на 4%. При этом потребителем значительной части сельскохозяйственной продукции из стран ЕАЭС является РФ.
"Можно рассчитывать на позитивную траекторию и в этом году. Еще раз подчеркиваю, значительная часть этого прироста попадает на российский рынок. Преодолен спад промышленного производства, отдельные отрасли даже прибавляют в росте. Но есть проблемы, о которых я сказал, о них надо помнить, и преодоление спада в торговле – актуальная задача на этот год. Нам надо задействовать все имеющиеся в союзе механизмы, - сказал он. - Особенно важно это сделать с упором на сотрудничество в тех сферах экономики, где сконцентрирован высокий интеграционный потенциал. Диверсификация экспорта, развитие технологий, новых производств, кооперация, снижение доли импорта – вот те основные направления, которые мы должны в этом году использовать".
Члены совета подписали 10 документов, в частности "О совместных прогнозах развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения государств – членов ЕАЭС по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2016–2017 годы"; "Об организации в государствах – членах ЕАЭС производства аналогов, выпускаемых в третьих странах, комплектующих для машин и оборудования для сельского хозяйства" и "О мерах по развитию экспорта на рынки третьих стран машин и оборудования для сельского хозяйства, производимых в государствах – членах ЕАЭС".
Г-н Медведев отметил, что документ о совместных прогнозах развития АПК необходим для работы по увеличению товарооборота, развитию несырьевого экспорта.
"Предстоит добиться лучшей координации национальных агропромышленных политик, привлечь в отрасль дополнительные инвестиции", - сказал он.
Дмитрий Медведев также назвал вполне логичным в рамках курса на импортозамещение принятие решения о производстве аналогов комплектующих для сельхозтехники.
"Таким образом, будет заложен фундамент для производства материалов, которые необходимы для сельхозмашиностроения, и должны повыситься качество и конкурентоспособность той продукции, которую мы производим", - отметил российский премьер.
По его мнению, функционирование Единого экономического пространства осложняется изъятиями и ограничениями.
"Работа по выявлению таких ограничений идет, она в последнее время ускорилась. Мы специально привлекли к этому бизнес, открыли интернет-ресурс, куда могут направляться обращения. Надо упорно продолжать эту работу, выделять группы наиболее обременительных препятствий и последовательно их устранять. Этим предстоит заняться в самое ближайшее время", - сказал он.
Острый характер в условиях открытых границ носит и проблема контрафакта. Для ее решения учрежден международный форум "Антиконтрафакт". Площадка помогает налаживать сетевые контакты, обмениваться опытом. Г-н Медведев считает, что эта работа не должна прерываться, и предложил официально закрепить ежегодный статус форума.
На особом контроле находится становление механизма прослеживаемости.
"Пилотный проект по маркировке товаров оказался востребованным, в ближайшее время наша страна завершит процедуру ратификации соглашения о его продлении. Конечно, мы надеемся на то, что эти процедуры будут синхронизированы", - сказал Дмитрий Медведев.
По мнению премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева, ЕАЭС за более чем два года уже состоялся как эффективное интеграционное объединение.
"Но эти годы были непростыми для наших стран. Сказывается влияние внешних факторов, нестабильность глобальных финансовых и товарных рынков. В связи с чем объем ВВП союза снизился на 0,7%. Наш взаимный товарооборот снизился на 11%", - констатировал он.
В такой период, полагает глава казахстанского правительства, важно консолидировать общие усилия по укреплению взаимодействия, формированию новых эффективных инструментов для наращивания торговли между странами-членами. Ключевым направлением в этой деятельности становятся вопросы устранения барьеров и ограничений.
"Эту работу необходимо осуществлять системно и поэтапно. Комиссией и экспертами государств уже проделана значительная работа в этом направлении. Согласован реестр из более чем 60 барьеров и ограничений. В дальнейшем будут разработаны дорожные карты по их устранению. Это позволит значительно упростить доступ для наших предприятий на общие рынки, а также создаст дополнительные условия для их развития", - сказал он.
Еще одним элементом укрепления взаимодействия в ЕАЭС являются вопросы создания наилучших условий для производителей и бизнеса государств-членов. Предприниматели ЕАЭС ожидают большого позитивного эффекта от интеграции, создания общих рынков.
"Поэтому очень важно добиться качественной, эффективной и необременительной для бизнеса регуляторной практики в тех сферах, где мы договорились осуществлять единое регулирование, так называемые "общие правила игры". В этой связи бизнес наших стран ожидает скорейшего принятия Таможенного кодекса, который включает положения об упрощении таможенных процедур, электронном декларировании с переносом акцента на посттаможенный контроль. Мы надеемся, что уже в ближайшее время кодекс будет подписан всеми странами и до конца этого года вступит в силу", - отметил г-н Сагинтаев.
При этом он выразил заинтересованность в совместном решении комплекса вопросов, возникающих в сфере таможенной очистки.
"Так, по оценкам таможенных служб отмечаются возможные риски недостаточного уровня таможенного администрирования при перетоках китайских товаров транзитом на территорию Кыргызской Республики. Об этом свидетельствует, в частности, рост транзитных перевозок из Китая автотранспортом в 2016 году в 9,5 раза", - привел пример Бакытжан Сагинтаев.
Системный подход, по его мнению, должен быть и при рассмотрении инициатив по развитию цифровой повестки ЕАЭС.
"Безусловно, наши системы должны иметь возможности для сопряжения друг с другом. Это позволит эффективно реализовать механизмы для исключения административных препятствий, создать задел для развития новой экономики. Вместе с тем вопросы цифровой повестки нужно рассматривать тщательно. Не допускать возможности блокирования реализации национальных программ в этой сфере", - считает он.
При этом запуск новых проектов должен сопровождаться эффективной работой по предоставлению благоприятных условий доступа на внешние рынки.
"В связи с чем большое значение приобретает реализация международной повестки ЕАЭС. Сейчас активизированы переговоры о заключении торгово-экономических соглашений с рядом государств. На различных уровнях готовности находятся вопросы сотрудничества с КНР, Индией, Ираном, Сербией, Израилем, Монголией, Сингапуром. Несмотря на темпы проведения переговоров, запросы наших отраслей и предприятий должны быть удовлетворены", - отметил Бакытжан Сагинтаев.
По его мнению, это станет основой для реализации экспортного потенциала и привлечения инвестиций в экономики стран ЕАЭС.
Премьер-министр РК подчеркнул, что для успеха интеграционного объединения важно динамичное и поступательное развитие каждой из стран-членов.
"Поэтому мы подтверждаем намерения по поддержке Кыргызской Республики для адаптации к условиям ЕАЭС. Мы в декабре подписали соглашение и протоколы о выделении соответствующей помощи Кыргызской Республике. Кроме того, мы также подписали соглашение о досрочном предоставлении унифицированного железнодорожного тарифа при перевозках грузов транзитом через Казахстан. Оно вступило в силу в январе этого года. По оценкам экспертов, досрочное применение норм соглашения позволит кыргызским грузоотправителям сэкономить порядка 60 млн долларов, - сказал Бакытжан Сагинтаев. - С 1 января текущего года расширен перечень товаров, разрешенных к перемещению из Кыргызстана в Россию по территории Казахстана, на 86 дополнительных групп товаров. Кроме этого, с февраля этого года разрешены к ввозу на всю территорию Казахстана 46 групп товаров, подлежащих ветеринарному контролю, и расширен перечень разрешенных к ввозу на территорию пяти областей Казахстана товаров до 39 групп".
Таким образом, перечень кыргызской продукции, разрешенной к ввозу в Казахстан, расширен по 85 группам товаров, произведенных кыргызскими предприятиями, из соответствующего реестра предприятий ЕАЭС.
"Мы также готовы в установленном порядке расширить перечень предприятий Кыргызстана, готовых поставлять свою продукцию в Казахстан. Уверен, что выстраивание наших взаимоотношений на принципах взаимной поддержки, поиска компромиссов и выработки эффективных решений станет мощным стимулом для укрепления союза, повышения его привлекательности в мировом сообществе", - резюмировал Бакытжан Сагинтаев.
Жанболат Мамышев