ВБ: Казахстану предстоит решить проблему "изолированных индивидов"

7684

Нынешняя экономическая модель не дает в полной мере развернуться индивидуальным предпринимателям.

ВБ: Казахстану предстоит решить проблему "изолированных индивидов"

По оценке экспертов Всемирного банка, нынешняя экономическая модель Казахстана не дает в полной мере развернуться индивидуальным предпринимателям.

Свои выводы о том, что притормаживает экономический рост в стране, представители Всемирного банка изложили в первый день Астанинского экономического форума, 15 июня, представив доклад по системной диагностике Казахстана. Вице-президент ВБ Сирил Мюллер начал презентацию изысканий своих экспертов, как это и полагается, с похвалы, заявив, что до сих пор Казахстану удавалось реализовать замечательную и позитивную трансформацию.

"Бедность была сокращена вдвое лишь за последние 10 лет, появился средний класс, и доля населения, которая живет меньше чем на пять долларов в день (то есть за чертой бедности. – Прим. авт.), сократилась с показателя свыше 50% до менее 20% сегодня", – сказал Сирил Мюллер.

В итоге уже к 2006 году страна перешла в разряд государств с доходами выше среднего уровня.

"Для того чтобы достичь таких результатов, Казахстан воспользовался нефтяными ресурсами, вложил инвестиции в критически важную инфраструктуру, в создание человеческого капитала, поддержку секторов образования и здравоохранения и реализацию благоприятствующей страны, которая сфокусирована на рыночную экономику", – напомнил представитель ВБ.

Быстрый рост экономики Казахстана в период с 2000 по 2014 год стал, по его мнению, результатом позитивной внешней среды, которая включала в себя устойчивый рост глобальной торговли, быстрорастущие соседние страны и суперцикл сырьевых товаров.

"Глобальный финансовый кризис и окончание суперцикла сырьевых товаров подразумевает, что сейчас Казахстан находится на траектории меньших темпов роста, в два-три процента в год", – перешел Сирил Мюллер к реалиям сегодняшнего дня.

При этом, по мнению экспертов Всемирного банка, государственный сектор и государственные инвестиции в настоящее время уже не могут быть основной движущей силой дальнейшего роста экономики. Хотя бы потому, что многие возможные направления этих госинвестиций уже исчерпаны.

"Очень крупные инвестиции в инфраструктуру за последние 15 лет осуществлены Казахстаном, вызов для казахстанской экономики в том, чтобы эффективно использовать эти активы в качестве фундамента для будущего роста, – сказал вице-президент Всемирного банка. – Таким образом, успех Казахстана будет связан не с тем, чтобы использовать инфраструктуру только для целей транзита, а в виде мотора роста своей экономики после интеграции в быстрорастущие динамичные регионы".

То есть дороги государство уже построило, теперь вопрос в том, что по этим дорогам везти на продажу. При таком раскладе происходит "сдвиг движущих сил роста с государственного сектора и нефти в сторону частного сектора".

"Небольшой прогресс в этом отношении был достигнут отчасти из-за ухудшающейся внешней среды в последние несколько лет", – заметил Сирил Мюллер. При этом, по его мнению, проблема состоит в том, что частный сектор Казахстана пока не совсем готов к роли экономического локомотива.

"Для Казахстана будет важно найти способы обеспечить продуктивный конкурентоспособный и адаптивный человеческий капитал, чтобы производительность труда работника была высокой, – заметил эксперт. – Один из фактов, который подчеркивается систематической диагностикой Казахстана, это наличие изолированных индивидов, это прежде всего индивидуальные предприниматели, люди, на которых приходится 50% рабочей силы. Их потенциал крайне ограничен в современной экономике с точки зрения налаживания связей, и это ограничивает их вклад в экономику. Признаком успеха в будущем будет то, что доля изолированных индивидов будет сокращаться", – заключил он.

Его выводы поддержал главный экономист Всемирного банка  по Центральной Азии Христос Костопулос, который считает, что наметившийся с начала этого года рост ВВП в Казахстане  обусловлен началом добычи на Кашагане и тем, что экономика пережила последствия девальвации. А вот в плане диверсификации движущих экономику сил государству есть над чем задуматься.

"Создание среднего класса стало одним из достижений Казахстана, но более 50% населения Астаны и Алматы к нему относится, а в сельских территориях больше бедных, то есть неравномерно распределяются доходы, – констатировал Христос Костопулос. – Больше половины страны работают в изолированных условиях. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, и Казахстан должен разрешить проблему этих людей, которых не сильно затрагивают изменения в доходности от сырья и социальной политике. Рост идет на частном потреблении и услугах, экспортная составляющая не очень сильна – и это опять же последствия изолированности части человеческого капитала, который зарабатывает сам, но не ведет за собой экономику, не спешит создавать новые рабочие места.

В свою очередь, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев поблагодарил экспертов ВБ за эти выводы, подчеркнув, что правительство страны заинтересовано "в совместном поиске прагматичных решений, новых форматов работы и свежих идей".

"В этой связи для нас интересны результаты системной диагностики экономики Казахстана, проведенные Всемирным банком, мы их уже начали обсуждать. И те мысли, которые мы видели в презентации, совпадают с той работой, которую проводит сегодня правительство по реализации стратегического плана развития Казахстана до 2050 года", – заверил Бакытжан Сагинтаев

По его словам, в настоящее время правительство республики работает по пяти направлениям. Это ускоренная технологическая модернизация экономики, улучшение бизнес-среды, макроэкономическая стабильность, обеспечение продуктивной занятости и улучшение качества человеческого капитала.

"Чтобы выполнить задачу по вхождению Казахстана в число наиболее развитых стран, мы поэтапно до 2021 года должны выйти на темпы роста 5,5%, – отметил Бакытжан Сагинтаев. – По итогам пяти месяцев рост ВВП составил 4,1%, год прошлый мы завершали с однопроцентным ростом. Непростая ситуация, но можно сказать, что мы адаптировались к той цене на сырьевые продукты, которую мы имеем".

По его словам, правительство в настоящее время работает над проектами экспортной и инвестиционной стратегии, завершает работу над программой "Информационный Казахстан".

"Все эти задачи требуют новых подходов в управлении изменениями и развитием, поэтому мы внедряем принципы проектного менеджмента: в канцелярии правительства внедрен центральный штаб, в министерствах работают штабы, в дальнейшем на региональный уровень будем переходить, так как поставленные перед нами задачи без такого проектного менеджмента невозможно решить", – сказал премьер-министр.

Он напомнил, что в настоящее время определены восемь основных направлений развития страны: топливно-энергетический комплекс, базовые отрасли экономики, АПК, транспорт и логистика, туризм, торговля, образование и здравоохранение.

"По каждому направлению определены целевые индикаторы, и каждый министр знает свои цели, в каком году мы их должны достичь. – Естественно, если мы говорим о распределении, то мы должны видеть, что они между собой связаны. И здесь мы определили сквозные четыре направления, которые связывают все те восемь основных точек роста. Это финансовая устойчивость, человеческий капитал, предпринимательство и образование", – заключил Бакытжан Сагинтаев.

Игорь Воротной​

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться