Глобальный индекс конкурентоспособности (ГИК), проводимый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), впервые за 10 лет изменил методологию. Исследование по новой системе опубликуют 17 октября. Основные причины перехода на рейтинг ГИК 4.0 рассмотрели в Министерстве национальной экономики совместно с партнёром ВЭФ в Казахстане – Центром стратегических инициатив (CSI).
Напомним, Казахстан участвует в рейтинге с 2007 года. Так, директор CSI Бахытжан Саркеев рассказал основные изменения в методологии. Новеллы ориентированы на четвёртую промышленную революцию. По мнению ВЭФ, революция существенно меняет экономику и культуру стран. Ключевым показателем успеха стран будет их умение адаптироваться к изменениям, гибкое развитие, своевременное и мягкое реагирование на внешние шоки.
Второй акцент – повышение роли инноваций, являющихся критическими для достижения высокой производительности. Третье – появление новых данных – за последние годы значительно повысилась способность собирать надёжные и полезные данные, что привело к увеличению количества новых индикаторов в новом рейтинге. Далее идёт учёт последствий глобального финансового кризиса.
Примечательно, в методике произошёл упор на статистические индикаторы – 70%, опросные – 30%. В старой методологии соотношение было 30:70. Изменение индекса ГИК перешло с семибальной шкалы на стобалльную. Восполнение недостающих данных происходит с учётом эконометрических моделей и показателей схожих стран. В то же время количество индикаторов сократилось со 114 до 98, причём около 70% из них новые индикаторы.
Кроме того, произошли изменения: в факторах, например, здравоохранение и образование стали отдельными факторами; в определениях теперь транспортная доступность означает не только качество и доступность, но и связность; в расчётах показателей теперь здравоохранение измеряется не восемью индикаторами, а одним – продолжительностью жизни.
Касаемо факторов конкурентоспособности индекса, в новой методологии факторы сгруппированы по-другому: четыре категории вместо трёх, веса факторов не зависят от этапа развития страны. Считается, что новое распределение весов пойдёт на пользу странам – экспортёрам энергоресурсов, которым необходимо обратить больше внимания на инновационную экосистему и человеческий капитал.
По словам Бахытжана Саркеева, прогнозируется, что результаты исследований будут соответствовать объективным данным страны. В целом ожидается получение данных Казахстана на уровне прошлых лет. Отметим, ГИК проводится на основе данных международных организаций, работающих в стране. Как правило, исследователи руководствуются принципами доступности данных, по некоторым проводят расчёты и выводят средние показатели за несколько лет. По другим – берут усреднённые цифры, например, в Казахстане нет линейного судоходства, эти данные берут усреднённые со схожими с РК странами.
"Также ГИК использует данные международных организаций, которые не присутствуют в Казахстане. Здесь вопрос заключается в том, что госорганам необходимо налаживать связи с этими организациями", – отметил Саркеев.
По его словам, в целом практически все госорганы обращают внимание на данные рейтинги, руководствуясь индикаторами принимают меры, с учётом полученных мест принимают решения, вносят изменения в законодательство, госпрограммы.
"Последние годы многие инициативы были реализованы благодаря тому, что Казахстан участвует в этих рейтингах. Данные рейтинги показывают как наши слабые стороны, так и сильные", – резюмировал директор CSI.
Отметим, в Казахстане нет подобных внутренних рейтингов, исследующих различные сферы жизни. Исключением можно назвать рейтинг Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" – "Деловой климат". Данное исследование оценивает состояние развития предпринимательства по пяти важным факторам на основании опроса 4 тыс. предпринимателей.
Напомним, по результатам рейтинга Индекса глобальной конкурентоспособности за 2017 год Казахстан опустился на четыре строчки, на 57-е место. Один из лучших показателей у страны был зафиксирован в 2015 году – 42-е место.
Майра Медеубаева