По словам директора кожевенного завода ТОО "Умит" Бахытжан Болеповой, работу предприятие прекратило в 2013 году. Сегодня на фоне запуска в Аркалыке крупного мясоперерабатывающего завода кожевенники подняли вопрос о возобновлении работы предприятия.
Впервые завод ТОО "Умит" был запущен в декабре 1993 года в Аркалыке. Бажытжан Болепова рассказала, что первая пауза в работе предприятия была с 1999 по 2003 год. Причиной стали финансовые сложности с оплатой поставок. С 2003 по 2013 год предприятие работало и поставляло кожу в Европу: Италию, Испанию. Именно из Италии было завезено оборудование в 2010 году, под которое был взят кредит в АО "КазАгроФинанс" ("КАФ"). Именно этот заём в ТОО "Умит" сегодня называют самой большой проблемой. Долг перед "КАФ" на сегодня составляет 125 млн тенге.
"Мы получили решение кредитного комитета на финансирование 180 миллионов тенге на приобретение оборудования. 15 процентов от этой суммы заплатили из собственных средств, но нас недофинансировали. В "КАФ" нам дали 58 миллионов тенге и на этом остановились. Нам пришлось заложить завод, плюс в залог было поставлено новое оборудование. Мы остались без оборотных средств и залогового имущества", – рассказал финансовый директор ТОО "Умит" Ержан Саликов.
Тогда завод был оценён в 465 млн тенге. Сегодня, по озвученной в акимате Аркалыка информации, компанию вместе с оборудованием оценивают приблизительно в 700 млн тенге. Для возобновления работы предприятию нужно 400 млн тенге, 125 млн из которых пойдут на погашение займа перед "КАФ".
В акимате Костанайской области проект изучали и сегодня ждут от компании плана по возобновлению работы. Аким Костанайской области Архимед Мухамбетов дал поручение, рассмотреть возможность выделения средств через СПК "Тобол" на погашение долга перед "КазАгроФинансом". Далее компании помогут получить заём через госпрограммы по развитию малого и среднего бизнеса.
Руководство ТОО "Умит" говорит о сохранности оборудования, которое позволяет производить полный цикл обработки – до готовой кожи. Здесь установлены турецкие и итальянские линии по обработке шкур малого и крупного рогатого скота. Завод может производить: кожевенные обувные подклады, полуфабрикаты, красты (натуральная кожа без лицевой отделки. – Прим. авт.), готовые обувные, одёжные и перчаточные кожи.
Мощность оборудования, по словам Ержана Саликова, позволяет обрабатывать до 500 тыс. шкур МРС и ещё около 360 тыс. шкур КРС в год. Потенциальными рынками сбыта называют Италию, а также Россию, где последние годы активно развивается обувная промышленность. Один из потенциальных партнёров – челябинский завод "Юничел".
Кроме того, стоит отметить, что рынок, связанный с кожевенной обработкой, в стране считается одним из самых проблемных. Летом этого года сразу несколько СМИ сообщили, что на грани закрытия находятся десятки таких заводов. Из-за дефицита сырья они вынуждены сокращать производство и распускать своих работников.
Как уже сообщал abctv.kz, в Казахстане бизнес по переработке шкур практически целиком находится в тени. Переработчики просят закрыть экспорт шкур, который, по их оценке, ежегодно достигает около 900 млн тенге, а животноводы жалуются на падение спроса.
К примеру, в 2016 году с серьёзными проблемами столкнулось ТОО "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат". С июля 2016 года предприятие было приостановлено в связи с отсутствием сырья. Напомним, производство было запущено в декабре 2011 года в ходе общенационального телемоста президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Татьяна Шестакова