Семь казахстанских производителей приступили к апробации процессов цифровой маркировки, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу Центра развития цифровой экономики.
Уже могут не пустить
В конце прошлого года Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердил перечень молочной продукции, подлежащей маркировке, и сроки ее введения территории союза. Были предложены три этапа. До 1 июня 2021 года должна быть введена обязательная маркировка для сыров, а также для мороженого и прочих видов пищевого льда, не содержащих или содержащих какао. Это означает, что немаркированная казахстанская продукция теперь не сможет пересекать границу РФ. К слову, в 2020 году казахстанский экспорт молочной продукции составил 60 тыс. тонн, из него 77% пришлось на Российскую Федерацию.
До 1 сентября 2021 года установлен срок маркировки для молочной продукции (молоко, сливки, йогурт, кефир, творог, сливочное масло) со сроком хранения более 40 суток. До 1 декабря 2021 года должна быть обеспечена маркировка молочной продукции со сроком хранения до 40 суток включительно.
Однако есть продукция, которая не будет проходить данную процедуру. Речь о питании для детей до трех лет. Не осуществляется и маркировка остатков товара.
После истечения указанных сроков, если цифровой метки, которую считывает специальное устройство для отслеживания пути от производителя до конечного покупателя, не будет, такой товар будет считаться контрафактным. Казахстан, как член ЕАЭС, также должен следовать этим правилам.
Сколько это стоит?
Главный вопрос, который заботит бизнес: во что обойдется маркировка продукции? Прежде всего речь идет об оборудовании. По предварительным расчетам, стоимость маркировочного оборудования для одной линии варьируется от 0,5 до 9,2 млн тенге в зависимости от размера предприятия и видов продукции.
Правда, как считает управляющий директор Центра развития цифровой экономики Олжас Бектуров, не стоит этого бояться. Предприятия отрасли периодически проводят модернизацию производства.
"Просто в данном случае компаниям нужно будет закупить оборудование, которое позволяет наносить код цифровой маркировки на упаковку. При этом приобретение дополнительного оборудования не всегда ведет к удорожанию конечной стоимости продукции. Доля затрат на оборудование в конечной цене продукта обычно составляет всего от 0,06% до 0,15%. Факторов, которые влияют на розничную цену, большое количество. За последние 5 лет среднегодовой темп роста стоимости молочной продукции без маркировки составлял от 6% до 13%. Это свидетельствует о постоянной тенденции роста цен, поэтому внедрение маркировки не окажет ощутимого влияния на конечную стоимость товара", – отмечает Бектуров.
Кроме того, в центре говорят о том, что предусмотрены меры господдержки, компенсация составит до 50% затрат на маркировочное оборудование и расходы на заказ кодов.
Впрочем, имеется и другой вариант, без оборудования. Например, заказать нанесение кода на упаковку через типографию. В таком случае затраты на маркировку снизятся еще в 2,5-4 раза.
Что касается розничных торговых точек, то они уже оснащены техникой для сканирования продукции, маркированной кодом Data Matrix.
Выводы бизнеса на этот счет станут известны уже скоро, после завершения "пилота".
Для чего нужна маркировка молока
По мнению экспертов, бизнесу – для повышения прибыли, качества товара, улучшения отношения покупателей к брендам и прочего. Для потребителя это гарантия качественного и оригинального товара, то есть это безопасность. Ну а для государства – для уменьшения объема незаконного оборота продуктов.
По информации Центра развития цифровой экономики, теневой оборот по молочной продукции составляет 13%. Вроде не много. Но речь идет о том, что мы употребляем в нашем рационе ежедневно. В 2020 году объем рынка молочной продукции в натуральном выражении составил более 1 млн тонн. Почти 183 тыс. тонн были импортированы в РК.
Основные страны импорта – Россия, Беларусь и Кыргызстан. Притом что Казахстан обеспечивает потребности в молоке более чем на 100%, он остается активным импортером продуктов переработки.
Что у соседей?
Поскольку на прилавках казахстанских магазинов достаточно много российской молочки, интересно, как у них обстоит дело с маркировкой.
По данным руководителя департамента инвестиционного анализа и обучения "ИГ УНИВЕР Капитал" Андрея Верникова, есть исследования, которые показывают, что доля теневой экономики в России составляет 45%, и это подразумевает предоставление предпринимателями неполных данных о прибыли и теневой оборот товаров. Государство с этим борется, в том числе путем введения маркировки товаров.
"Если государство снизит долю теневой экономики, то получит значительный фискальный эффект. Кроме того, базы данных по предпринимательской деятельности будут более достоверными, что повысит качество управленческих решений. Для предпринимателей тоже есть выгода. После маркировки товаров качество логистики улучшится. Не потребуется держать излишки товаров на складах в частности. Для потребителя также есть выгода. Он будет уверен, что купил оригинальный товар, а не подделку. К сожалению, сейчас есть примеры, что поддельные товары продаются даже в крупных сетевых магазинах. Например, можно легко нарваться на поддельные накопители для компьютера", – отмечает эксперт.
При этом он считает, что переход на маркировку не обременителен, большинство индивидуальных предпринимателей уложатся в сумму 10 тыс. рублей, т. е. чуть менее 60 тысяч тенге. Следует учитывать, что на приобретение каждой онлайн-кассы для индивидуальных предпринимателей на патенте или ЕНВД государство предусмотрело налоговый вычет 18 тыс. рублей, т. е. чуть более 105 тыс. тенге.
Вместе с тем, по мнению эксперта, маркировка товаров для теневых предпринимателей – дело абсолютно невыгодное.
Марина Попова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!