В Белоруссии и Украине этим методом профилактики заболеваний, оздоровления и улучшения иммунитета пользуются давно. Однако в Казахстане он пока не столь популярен. Пчеловод Вера Климова решила не просто популяризировать ульетерапию, но еще и заработать на этом денег, так сказать, поставить дело на коммерческие рельсы. Представила необычный бизнес-проект в фонд "Даму" и получила одобрение в два миллиона тенге по программе "Дорожная карта бизнеса – 2020".
Средства под проект "Организация сельского туризма в Катон-Карагайском районе с использованием продукции пчеловодства и жизнедеятельности пчел" сельчанке, проживающей в четырех километрах от поселка Кайынды, выдали в прошлом году. На них она рядом с пчелиными ульями построила домики – 3х3 метра, с просторными лежанками, большими окнами и амбарной крышей.
Процесс улье- или так называемой резонансной терапии, происходит достаточно просто. Пчёлы усиленно вентилируют ульи, выгоняя крылышками лишнюю влагу. Вечером и ночью, когда вся пчелосемья собирается в улье, воздушный поток настолько сильный, что зажженная спичка гаснет в 10-15 сантиметрах от летка. А воздух на пасеке насыщается эфирными маслами прополиса, меда, воска, маточного молочка, перги и нектара. Человек заходит в свой домик, ложится на лежак, в котором есть небольшие прорези. От ароматного воздуха и тепла улья, уверяет Вера Климова, у человека нормализуется пульс, давление, он быстро засыпает. Этот процесс она так и называет: сон на ульях с пчелами
"О методе ульетерапии знаю с 1991 года, но идея гостевого сельского деревенского туризма возникла недавно. Нам захотелось предложить туристу что-то новое, интересное, чтобы он уезжал от нас бодрым, получив заряд энергии. Мы создали для этого все условия: у нас своя пасека, скот, овощи с огорода, баня, мы даже построили часовню. Мы бесконечно вкладываем собственные средства в этот бизнес – зарабатываем на меде и тратим на строительство гостевого дома, благоустройство пасеки. Люди, которые к нам приезжают, могут не только посмотреть наши природные красоты, поесть экологически чистые продукты, но и оздоровиться с помощью ульетерапии. Поначалу, поспав в таком домике, человек может чувствовать усталость, разбитость, Так воздействует на него мощное биополе пчелиной семьи. А потом все нормализуется", – прорекламировала она abctv.kz свой необычный турпродукт.
Плата в сутки с одного человека за проживание, питание и оздоровление вполне подъемная – всего 10 тысяч тенге. Первыми клиентами инициативной женщины-пчеловода в прошлом году стали гости фестиваля "Золотой Алтай – возможности развития региона" из Чехии, Словакии, Кыргызстана, Белоруссии.
По данным казахстанского врача-курортолога Владимира Белоусова, ульетерапия действительно оказывает оздоровительный эффект на сердечно-сосудистую, дыхательную, мочеполовую, пищеварительную и нервную системы.
Вице-президент национального союза пчеловодов Казахстана "Бал Ара" Игорь Рукавицын, в свою очередь, отметил: направление не новое, но вот объектом предпринимательства его еще никто не догадывался сделать. К слову, конкурентов у Веры Климовой пока нет.
"Ульетерапия пришла к нам из Украины, где под нее подвели научную основу. Там даже есть несколько крупных лечебниц, которые недешево берут за свои услуги. Наши казахстанские пчеловоды знают об эффекте ульетерапии – еще с советских времен пчел использовали как ингалятор для лечения органов дыхания, когда в улей вставляли шланг, и человек дышал этим воздухом. Первые ульевые домики привезли в Казахстан шесть лет назад для демонстрации на Международном фестивале меда в Усть-Каменогорске. Первым их для личного пользования заказал президент "Бал Ара" Сергей Терещенко. Сейчас также делают наши пчеловоды – покупают их для себя, для оздоровления своих семей, родственников, друзей. А вот как бизнес это направление никто пока не рассматривал, хотя перспектива очень даже привлекательная", – поделился он своим мнением.
Немного о пчеловодах и меде…
"Пчеловоды – это закрытое общество. Их сложно учесть, по ним нет статистики, многие нигде не регистрируются. Хотя, по неофициальным данным, у нас около пяти тысяч пчеловодов. Но есть категория профессиональных пчеловодов, которые работают как ИП. По всему Казахстану их не больше 500, но при этом они имеют от 150 и выше пчелосемей, благодаря чему по 10-20 тонн меда за сезон получают. Пусть мы не Германия и не Венгрия, где все учитывается, но мы сейчас объединились в союз с целью пропаганды продукции пчеловодства, здорового образа жизни", – отметил Игорь Рукавицын.
По данным Управления сельского хозяйства ВКО, около 68% пчелосемей всей республики сосредоточено в Восточном Казахстане. Здесь же производится больше 70% всего меда по стране. Местные пчеловоды уже осваивают новые виды продукции пчеловодства: сбитни, медовые вина, препараты на основе маточкиного молока, цветочной пыльцы и перги.
"Основная проблема – наше население не имеет определенных традиций потребления меда и продукции пчеловодства. Также сдерживают развитие пчеловодства в регионе отсутствие субсидий, кредитов, коммуникаций", – резюмировали в союзе "Бал Ара".
Ольга Ушакова, ВКО