Воздух, трубы и уран накаляют соцсети в ВКО

5515

Об уровне загрязненности атмосферного воздуха Усть-Каменогорска, поступившей на хранение в АО "УМЗ" первой партии низкообогащенного урана, последствиях многодневных пожаров на полигоне ТБО и стоках в Бухтарминское водохранилище рассказали специалисты.

Воздух, трубы и уран накаляют соцсети в ВКО Фото: Ольга Ушакова

Сложная экологическая ситуация в Усть-Каменогорске и некоторых регионах Восточного Казахстана остается одной из самых волнующих проблем области. В последние две-три недели в социальных сетях, по словам руководителя департамента экологии ВКО Дмитрия Кавригина, наблюдается всплеск негативной активности от интернет-пользователей по экологической тематике. Для снижения социальной напряженности экологи, ученые, общественники и представители руководства крупнейших промышленных предприятий на заседании рабочей экспертной группы по вопросам экологии Общественного совета ВКО решили подробно рассказать СМИ о состоянии окружающей среды и нашумевших делах.

Всего лишь совпадение

Несколько дней назад в банк МАГАТЭ на базе АО "Ульбинский металлургический завод" (АО "УМЗ") поступила первая партия низкообогащенного урана от французской компании. А накануне, по сообщениям местных СМИ, оказался в нерабочем состоянии датчик замера радиационного фона, который как раз установлен напротив АО "УМЗ". Конечно, это вызвало много вопросов у жителей города. Но общественники из Центра экологической безопасности ВКО и руководство предприятия уверяют: это просто совпадение, между двумя событиями не нужно искать взаимосвязи.

"Мы вопросом безопасности хранилища занимались в период его строительства несколько лет назад. Тогда был ажиотаж, связанный с этим. Хочу сказать, что низкообогащенный уран – это не ядерные отходы, – ответил Дмитрий Кавригин. – Такой политический проект дает определенный фактор стабильности вообще в целом стране. Изначально, когда определялось место банка низкообогащенного урана, была рассмотрена масса вариантов, но право разместить банк дали Казахстану, АО "УМЗ". Здесь есть база, высокопрофессиональные специалисты. Если на банк посмотреть со стороны, то это обычный склад из легких конструкций, но с особенной системой защиты".

Дмитрий Кавригин напомнил, что гексафторид урана, который привезли на хранение, со времен создания АО "УМЗ" применялся в его производстве, причем в объемах гораздо больших.

"Сейчас этого производства нет, вот только это сырье. Никакого воздействия – ни физического, ни химического, ни радиоактивного – на окружающую среду этот проект не несет", – заверил г-н Кавригин. – В целом готов заявить, что культура производства на АО "УМЗ" находится на очень высоком уровне!".

Исполняющий обязанности директора по безопасности производства АО "УМЗ" Дмитрий Слободин отметил, что всю информацию о запуске банка МАГАТЭ можно будет узнать, когда будет завезен весь объем низкообогащенного урана на хранение.

"Сейчас согласно международным, межгосударственным договорам говорить о количестве запрещено. В общем в банк завезут 90 метрических тонн согласно договорам. Это будет три или четыре завоза, мы пока не знаем. Две компании уран поставляют – французская и наша местная, "Казатомпром". Нам говорят: "Едет эшелон, встречайте!". Мы встречаем. Договорами предусмотрено, что банк заполнят уже в этом году", – объяснил Дмитрий Слободин.

По данным Центра экологической безопасности (ЦЭБ), по случайному стечению обстоятельств завершилась техническая эксплуатация датчика, измеряющего радиационный фон рядом с АО "УМЗ". Сейчас он проходит стадию техобслуживания и будет восстановлен в ближайшее время. Но замеры радиационного фона ежедневно проводит филиал РГП "Казгидромет" по ВКО, а также сам ЦЭБ. Показатели не превышают допустимые нормы.

"У нас в городе неоткуда взяться радиации! – заверил директор ЦЭБ ВКО Геннадий Корешков. – Есть исторические радиационные пятна, но они под землей находятся. Их нужно специально выкопать, чтобы извлечь и увезти на бывший Семипалатинский ядерный полигон".

Нарушения на полигоне ТБО

В августе и сентябре этого года большие проблемы жителям Усть-Каменогорска доставили многодневные пожары на местной свалке твердых бытовых отходов. В городе были жуткий запах и дым. Предприятие "Спецкоммунтранс" оба раза привлекли к административной ответственности по пяти статьям КоАП РК, но наказать его строже, по Уголовному кодексу, не получается из-за невозможности подсчитать ущерб.

"Нет методологии, которая могла бы подсчитать ущерб, сколько выделено при пожаре загрязняющих веществ, – говорит Дмитрий Кавригин. – Это затрудняет принятие мер уголовного характера к руководству полигона. Их необходимо было бы применить, потому что там допускаются нарушения. Мы все становимся заложниками ситуации. Есть возможность приостановить деятельность этого объекта, но мы весь город завалим мусором. Поэтому предприятие злоупотребляет, зная об этом. Допускает нарушения экологического законодательства из-за отсутствия технологии захоронения отходов, что приводит к пожарам. Там нужно между отходами слои делать из золошлака, песка, чтобы не было выделения газа и последующего возгорания".

Трубу нашли, но осадок остался

В этом году большой скандал разразился в районе Алтай, когда жители поселка Голубой залив и отдыхающие туристы обнаружили: в Бухтарминское водохранилище выливаются хозяйственно-фекальные стоки из канализационной трубы. Но вот только их источник выявить не удалось.

По словам Дмитрия Кавригина, проверка жалобы его ведомством окончилась ничем, как и рассмотрение материалов полицией и органами прокуратуры.

"Жители смогли определить подводную часть трубы, которая располагается на дне Бухтарминского водохранилища, через которую сбрасывались хозяйственно-фекальные стоки. Определить средствами департамента экологии это было практически невозможно. Мы изучили систему, проект строительства этих очистных сооружений (которые были построены еще в советское время – Прим. авт.), изучили проект допустимых сбросов, которые подписывало управление природных ресурсов и регулирования природопользования", – заметил Дмитрий Кавригин.

По его данным, экологи определили приблизительные точки сброса, впоследствии водолазы обнаружили подводную часть трубы, затем стало понятно, где ее подземная часть. Далее эту трубу увязали с общей системой канализации.

"То, что на дне лежит какая-то труба – это ни о чем не говорит. Фиксации сбросов из этой трубы не было произведено, то есть ее конца на дне водохранилища никто не обнаружил. Когда все это было обнаружено, комплекс "Голубой залив" уже не работал, сброса в очистные сооружения, канализацию не было. Мы увидели только сухие трубы. Тем не менее для того, чтобы снять напряжение, этот сброс был ликвидирован. Задвижка в колодце была "заблинована", – заверил г-н Кавригин.

По его словам, в настоящее время сброс делать фактически и физически невозможно. На будущий год эти хозфекальные стоки будут направляться на существующие очистные сооружения. Они станут подконтрольны департаменту экологии ВКО. Как отметил Дмитрий Кавригин, в таком случае его ведомство сможет видеть степень очистки и принять меры.

Дышать легче, но временами трудно

По данным начальника комплексной лаборатории мониторинга состояния окружающей среди филиала РГП "Казгидромет" по ВКО Татьяны Козлянской, уровень загрязнения атмосферного воздуха Усть-Каменогорска за девять месяцев этого года чуть ниже, чем за аналогичный период 2018-го. Например, зафиксировано уменьшение средних концентраций по основным загрязняющим веществам. Правда, некоторые все равно превышают установленные среднесуточные предельно допустимые концентрации. Например, содержание диоксида серы в воздухе – 1,5 среднесуточных ПДК, диоксид азота – 1,3 среднесуточных ПДК, фтористого водорода – 1,2 ПДК.

Снизилось содержание фенола, хлористого водорода, оксида азота, кадмия, цинка, неограниченных соединений, бензапирена, сероводорода. Оно не превышает санитарных норм. Несколько показателей остались без изменения – суммарная пыль, взвешенные частицы, фракции, серная кислота, оксид углерода, формальдегид, аммиак, медь, свинец, бериллий. Но среднесуточное содержание этих веществ не превышает нормы. Правда, по словам Татьяны Козлянской, за девять месяцев в Усть-Каменогорске иногда фиксировались очень большие "дозы" некоторых вредных веществ, которые превышали максимально разовые ПДК в три-восемь раз. "Лидером" стал диоксид серы, поскольку в некоторые дни его содержание фиксировалось на уровне 8,4 максимально разовых ПДК. 

Индекс загрязнения атмосферы, который складывается из пяти основных загрязняющих веществ, так называемый ИЗА 5, за девять месяцев 2019 года приблизительно будет равен семи. Это, как объяснила Татьяна Козлянская, повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха по критериям загрязнения. Но в 2016 году ИЗА 5 равнялся 5,5. В 2017-м и 2018-м годах он равен девяти.

ИЗА 5 тесно связан с количеством дней неблагоприятных метеоусловий, так называемых НМУ, когда в Усть-Каменогорске наблюдается безветрие. В такие дни в городе собирается большой объем загрязняющих веществ. От стационарных источников, автотранспорта. Как отметили экологи, когда появляется ветер, воздух сразу становится чище. По данным Геннадия Корешкова, Усть-Каменогорский металлургический комплекс ТОО "Казцинк" является основным источников выбросов серы и ее соединений, но предприятие ежегодно снижает объемы как валовых выбросов, так и отдельных веществ.

"Мы с "Казцинком" готовимся подписать меморандум. С АО "УМЗ" также на стадии подписания находятся документы. Речь идет о внедрении новых технологий. Если они такие технологии внедрят, то ситуация изменится", – заверил Дмитрий Кавригин.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться