Чрезмерная "опека" исполнительной власти, проблемы участия в госзакупках и необходимость создания своего объединения – об этом рассказали в Восточно-Казахстанской области редакции inbusiness.kz в Союзе строителей Казахстана
По данным ОЮЛ "Союз строителей Казахстана", только за два года в Восточном Казахстане сменился 21 руководитель областного Управления строительства, архитектуры и градостроительства, из них четверых отправили в места заключения. Семь директоров стройкомпаний, которые работали по конкурсам, тоже попали в места не столь отдаленные. Это, считают общественники, говорит о серьезных нарушениях в строительной сфере, особенно в части государственных закупок.
Старые песни о главном
"В стройсфере фонд зарплаты составляет 30% от объема, 50-60% – стройматериалы. На бумаге рентабельность строителей – 6-7%, а на самом деле и того нет. По рассказам строителей, 15% забирают на конкурсах в виде откатов, но предприниматели идут на них, чтобы прокормить свой коллектив, но работать заведомо себе в убыток, – говорит председатель Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев. – Он идет и говорит: "Авось на зарплате сэкономлю, на материалах сэкономлю". Но чудес не происходит, часть строителей не выполняют своих обязательств, банкротятся. История вновь и вновь продолжается".
По словам Талгата Ергалиева, в основном у всех строителей по Казахстану одни и те же проблемы, связанные с инженерными сетями, выделением земельных участков, разрешительными документами, трудовыми ресурсами и госзакупками.
"Сегодня предприниматели во всех регионах боятся идти на конфронтацию с местной властью. Они сильно с ней завязаны, не хотят портить отношения, – считает Талгат Ергалиев. – Это сдерживает развитие строительной сферы и всего предпринимательства в целом. Власти нами будут манипулировать как угодно, потому что так сложилась система. Нам надо перестраивать отношения".
По словам директора ТОО "Востокагропроект" Марата Урунтаева, проектировщики столкнулись с такой проблемой, как конкуренция со стороны госпредприятий или аффилированных с ними юридических лиц.
"В Предпринимательском кодексе сказано, что государство ограничивает свое участие в предпринимательской деятельности, но Комитет по делам строительства имеет дочерние предприятия, которые напрямую участвуют в ней, при этом имея 100%-ный пакет акций, принадлежащий государству. Эти дочерние предприятия имеют свои "дочки", которые также на 100% аффилированны с государством, – говорит Марат Урунтаев. – Они тоже участвуют в закупках на проектные работы, например, АО "КазНИИСА" или АО "КазЦентр ЖКХ".
По словам Марата Урунтаева, с такими предприятиями конкурировать невозможно, потому что они за последние годы получили огромные преференции со стороны государства. Это и заключение прямого договора на разработку типовых проектов, и наработка огромных сумм налоговых отчислений. Такие предприятия занимают доминирующее положение на рынке проектных услуг.
Законы под себя
"Предлагаю законодательно добиться решения вопроса, чтобы государственные предприятия не участвовали в госзакупках в качестве поставщика в принципе, если это не закреплено иными законами, чтобы они оказывали услуги по фиксированным тарифным расценкам, – говорит предприниматель. – АО "КазНИИСА" совмещает несколько видов деятельности, что создает существенный коррупционный прецедент. Разрабатывая нормы закона, он их делает под себя".
Марат Урунтаев привел пример, что с 2017 года в Восточном Казахстане увеличилась площадь сейсмических районов, но нет ответа на вопрос, в чем была необходимость. Но, если раньше ряд промышленных районов – Шемонаиха, Усть-Таловка, Жескент, – не являлись сейсмоопасными районами, то путем изменения норм стали таковыми. Предприниматель уверен: госпредприятия таким образом добились для себя увеличения заказов. По его словам, такие изменения в подзаконные акты должны проходить путем широкого обсуждения, потому что это затрагивает большую сферу деятельности. Ведь нет четкого обоснования тому, что ряд зон стали сейсмоопасными, потому что широкомасштабные научные исследования не проводились.
Еще одна серьезная проблема строителей связана с неувязками в Экологическом кодексе. По нему все стройорганизации относятся к четвертой категории опасности (малоопасной), но подрядчиков заставляют проводить оценку воздействия на окружающую среду в период строительства.
"Надо освободить все предприятия четвертой малоопасной категории от проведения оценки воздействия на окружающую среду и, соответственно, от заявки на эмиссию, – говорит Марат Урунтаев. – Это абсолютно бесполезное занятие, потому что мы просто гоняем бумаги и деньги туда-сюда".
Также проектировщики внесли предложения по внесению изменений в большинство подзаконных актов законодательства об архитектуре, потому что все правила были написаны госорганами, с защитой их собственных интересов. Они предлагают пересмотреть правила аккредитации на техническое обследование объектов. Это также создало предпосылки для развития коррупции. По словам строителей, плохо и то, что ряд национальных компаний, госпредприятий не обязаны соблюдать правила о госзакупках и выбирают победителей в своих конкурсах только по им одним ведомым принципам.
По информации строителей, многие ГОСТы мешают развитию бизнеса. Тяжело выпустить какой-то строительный материал согласно ГОСТам, получить сертификат на каждое изделие. Как вариант они предлагают сертифицировать саму отрасль.
Директор ТОО "Восток-котлы" Наталья Гуслякова добавила, что они не могут разрешить вопрос по получению свидетельства пользователя базой данных, которая разработана АО "КазНИИСА".
"Эта бумажка не дает никаких прав предпринимателям, которые занимаются строительством. Но мы обязаны ежегодно покупать одно рабочее место, платить за свидетельство около 50 тысяч тенге. Нам не продают программное обеспечение, пока не купим свидетельство. А база данных разработана за счет государства!" – говорит г-жа Гуслякова.
Наталья Гуслякова пожаловалась также на Комитет по государственным закупкам, который проводит отбор квалифицированных поставщиков, при этом не обладая достаточной квалификацией.
По мнению Талгата Ергалиева, в строительной сфере все перевернуто с ног на голову. Предприниматель только зарегистрировался, и уже стал должником государства.
"Исполнительные органы нередко с опозданием, некачественно предоставляют госуслуги. Долго решают вопросы с выделением земли. Это повальное явление – некачественная услуга предпринимателям, строителям. Поэтому ищем выход – как быть. Зачастую, пока не дашь кому-то, дело не начинает двигаться", – говорит Талгат Ергалиев.
В интервью inbusiness.kz он уточнил, что предприниматели, строители соглашаются на нарушения, потому что их будущее связано с местными исполнительными органами.
"Как акимат может предпринимательство развивать, если это исполнительная власть? Абсурд получается, логики нет. И много таких нестыковок. Возможно, мы чего-то недопонимаем, разъясните нам. Но нам никто не объясняет, почему Управление предпринимательства, например, находится при акимате. Его необходимо ввести в состав общественного объединения", – говорит г-н Ергалиев.
По его данным, для устранения коррупции при госзакупках Союз строителей Казахстана предлагал создать орган вне системы исполнительной власти и сам процесс госзакупок сделать абсолютно прозрачным. Но к мнению объединения пока не прислушались.
Талгат Ергалиев рассказал, что особенности строительной сферы ВКО – минимальное число частных застройщиков жилых домов, в отличие от городов Нур-Султана, Алматы, Актобе, Костаная, Актау, Атырау. В Восточном Казахстане строительство жилья по большей части ведется в рамках государственных программ.
По его словам, строителям в ВКО необходимо объединиться, чтобы защищать свои интересы организованно. Также нужно передать часть полномочий, которые сейчас выполняют исполнительные органы, в рынок, чтобы он сам занимался саморегулированием. Он предложил рассмотреть варианты, как и по каким схемам это будет происходить. Талгат Ергалиев заявил о возможности запуска пилотного проекта по саморегулированию рынка строительной сферы в Усть-Каменогорске.
Ольга Ушакова