На пленарном заседании сената в четверг депутаты рассмотрели сразу в двух чтениях проект нового Налогового кодекса. Представляя документ, министр национальной экономики Тимур Сулейменов вновь перечислил все предполагаемые плюсы: идеология кодекса – защита интересов добросовестного налогоплательщика, стимулы различных секторов экономики, упрощение администрирования, мотивация самостоятельной уплаты налогов.
Депутаты, как оказалось, сочли предложенные меры недостаточными и внесли свои поправки. Сенатор Даурен Адильбеков пояснил, что "предлагаются поправки: в части освобождения от НДС фармацевтических услуг и услуг по учету и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения; освобождения от НДС для производителей сельскохозяйственной техники, зарегистрированных в качестве владельцев свободного склада, как до 1 января 2012 года, так и после; исключение временных разрывов между датой совершения оборота по реализации электрической, тепловой энергии, системных услуг и датой отнесения суммы НДС в зачет по таким услугам".
Также в числе предложений сенаторов расширение перечня регистрационных номерных знаков повышенного спроса, в том числе одинакового буквенного обозначения, облагаемых госпошлиной по повышенным ставкам; повышение в два раза налога на игорный бизнес, за исключением ставок по электронной кассе для букмекерских контор, которые будут увеличены в 1,5 раза.
Депутат Аскар Бейсенбаев указал на оставшиеся проблемные моменты. Главный из них – документ по-прежнему изобилует сложными формулировками и отсылочными нормами.
"К сожалению, мы не можем пока сказать, что проект Налогового кодекса стал простым и понятным для рядового налогоплательщика. Налоговый кодекс – это свод законов, а не инструкций и подзаконных актов и должен поэтому трактоваться однозначно. Однако в проекте сохраняется большое количество внешних и внутренних отсылочных норм на подзаконные акты (свыше 100 постановлений правительства и порядка 300 иных актов). Кто это сможет прочитать и сделать правильный выбор при ведении хозяйственной деятельности? Тем самым, если крупный бизнес может себе позволить содержать юристов, финансистов и специалистов по налогообложению, то это не по карману малому бизнесу. Сложность восприятия текста кодекса можно также показать по количеству статей. В России Налоговый кодекс состоит из 432 статей, в Белоруссии – 330, в Грузии – 310, а наш – из 773 статей. Кто это прочтет и усвоит?" – удивился депутат.
Второй упущенный момент – это трехуровневая система налоговых проверок, осуществлять которые планируется по степени уровня риска. Сенатор указал: необходимы прозрачные механизмы реализации, открытые критерии и правила.
"Налогоплательщик должен это знать и стремиться к "зеленой зоне". Мы не должны создавать условия для субъективного подхода налоговых органов при выборе добросовестных налогоплательщиков", – заявил он.
Третий пробел кодекса – так и не нашла решения проблема самозанятых граждан. Аскар Бейсенбаев подчеркнул, что проблему необходимо решить комплексно "путем законодательного разделения самозанятых на городских и сельских посредством введения единого патента". "Необходимо в рамках Налогового кодекса разработать упрощенную фиксированную патентную систему, которая позволит работать самозанятым легально, без регистрации в качестве ИП и без сдачи каких-либо отчетов. Надо признать, что сегодня наличие 2 миллионов 700 тысяч самозанятого населения – это актуальная и требующая решения государственная задача", – считает он.
Еще один проблемный вопрос – на перспективу. Депутат напомнил, что в преддверии введения всеобщего декларирования в рамках проекта Налогового кодекса предлагается с 2020 года отменить действующие специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса и аграрного сектора (патент, упрощенная декларация, единый земельный налог) и перевести их на полноценный учет доходов и расходов.
"В этой связи вызывает обеспокоенность то, что при таком подходе решения вопроса в связи с резким ростом налоговой нагрузки малый бизнес может просто уйти в тень. Хотел бы напомнить, что усиление фискальной функции налогов всегда приводит к ослаблению экономической функции налогов, призванной способствовать экономическому росту", – подчеркнул он.
Впрочем, все выявленные пробелы не помешали сенаторам законопроект одобрить. Теперь предложенные сенатом поправки должны одобрить мажилисмены, после чего закон будет принят парламентом в целом. А оставшиеся болевые точки будут решать потом – через внесение дополнительных поправок.
Ирина Севостьянова