Предприятия экибастузского железнодорожного кластера получили заказы на год. Но, что будет в следующем году, пока неизвестно, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Вагон пока тронулся
ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" после почти 2,5 года простоя запустило производство и уже изготовило первые 100 полувагонов из тысячного заказа, полученного от АО "Қазтеміртранс".
С одной стороны, предприятие заработало, но на производство вернулась только четверть бывшего коллектива. Основная масса сотрудников уже нашла работу и больше не хочет рисковать, поскольку нет уверенности, что после этого заказа будет новый. Специалисты предпочитают синицу в руках.
По словам нового генерального директора компании Даурена Жунусова, его тоже беспокоит будущее предприятия.
"Мы готовы отработать этот год и поставить нужное количество полувагонов, но переживаем, что на следующий год заказов от НК "Қазақстан темір жолы" и ее дочерних компаний может не быть. Кроме того, у нас есть налоговая и кредиторская задолженность, но мы готовы ее закрыть, если нам предоставят рассрочку, хотя бы по налогам. Есть инвестор, готовый вложиться в предприятие, а потому есть и планы по развитию", – отметил руководитель предприятия на встрече с руководством области.
Главная беда экибастузского полувагона – его неконкурентоспособность в сравнении с аналогичной продукцией российских заводов, ведь в основе лежит специальное железнодорожное литье, а это 60% стоимости вагона, которое заводится из России. В результате цена одного экибастузского полувагона составит почти 28 млн тенге. Восстановить его производство в Усть-Каменогорске так и не удалось. Возможно, никто и не ставил такую задачу, коли национальная компания в местной продукции не нуждается. Хотя изначально при создании данного производства рассчитывали на местное потребление.
Согласно мнению экспертов, опубликованному на российском портале rzd-partner.ru, период вагонного профицита и низких ставок на предоставление полувагонов продлится до середины 2021 года, после чего начнется их резкий рост, вызванный банкротством аутсайдеров и политикой лизингового и банковского секторов, которые будут способствовать уходу с рынка излишнего вагонного парка. Из этого следует, что первая половина текущего года является наиболее выгодным временем для инвестиций в подвижной состав путем приобретения у вагоностроителей и на вторичном рынке. Как говорится: налетай – не скупись. Лишь бы этот факт не повлиял на производство в Экибастузе.
На плаву
В наиболее выигранной ситуации местного железнодорожного кластера находится ТОО "Проммашкомплект", которое за последние полтора с небольшим года выпустило около 215 тысяч колес, на которые есть спрос, в том числе в Российской Федерации.
В конце прошлого года предприятие получило сертификат соответствия "О безопасности железнодорожного подвижного состава" на новую продукцию – цельнокатаные колеса с криволинейным диском из стали для грузовых инновационных вагонов.
На соседнем ТОО RWS Wheelset производят железнодорожные оси и колесные пары. В этом году у предприятия уже заказали 10 тысяч колесных пар для петропавловского АО "ЗИКСТО" и 4000 возьмет ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" для своих полувагонов.
ТОО RWS Concrete, выпускающее преднапряженный брус для стрелочных переводов, простаивало с января 2020 года, т. к. договор не был пролонгирован, и это притом, что АО "НК "КТЖ" – основной потребитель стрелочной продукции. На этот год заказ получен.
Чтобы не испытывать судьбу, владелец решил наладить производство шпал. Планируется, что весной начнется их выпуск. На предприятии уже занимаются пуско-наладкой новой автоматизированной линии из Италии.
Еще одно предприятие кластера – ТОО "Ферро Транс Трейд" во второй половине текущего года планирует начать выпуск упругой клеммы – детали для железнодорожного рельсового скрепления, которую в Казахстане не производят.
Марина Попова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!