В среду на пленарном заседании депутаты мажилиса одобрили в первом чтении проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений". Представляя поправки, министр по делам религий и гражданского общества Дархан Калетаев заявил:
"На сегодняшний день мы можем с уверенностью сказать, что политика государства в сфере религии стала гарантом мирного сосуществования представителей различных этносов и религиозных групп, межконфессионального согласия страны. Правовая база государства в сфере обеспечения свободы религиозного вероисповедания полностью соответствует мировым демократическим стандартам. Это подтверждают международные, правовые организации и эксперты, которые проводят изучение и исследование в этом направлении".
Несмотря на это, "геополитическая, религиозная ситуация и усиление экстремизма и терроризма в мире за последние годы требуют совершенствования позиций и нормативных, правовых норм в сфере религии".
"Эта ситуация происходит во всем мире. Этот вопрос коснется и нас. Поэтому действия, направленные на совершенствование законодательства в сфере религии, считаем особо необходимыми для целостности и стабильности государства", – заявил министр.
Поэтому отдельный блок разработанных поправок направлен на недопущение использования религии в деструктивных целях. Для этого в законодательство вводятся новые понятия: "деструктивное религиозное течение" и "религиозный радикализм".
"Введение этих понятий, а также запрета на распространение идеологии деструктивных религиозных течений, их атрибутов и внешних признаков даст возможность противодействовать проникновению в общество чуждых нашей стране идеологий", – подчеркнул Калетаев.
При этом предусмотрен запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений.
"Введение таких мер требуется для безопасности граждан. Такие нормы действуют в законодательствах Бельгии, Франции, Болгарии, Австрии и ряда других государств. Эта норма не связана только с религией, поэтому она вводится в Закон "О профилактике правонарушений", – объяснил министр.
Законопроектом конкретизируются права и обязанности субъектов религиозной деятельности. Во-первых, предлагается базовое регламентирование поведения государственных служащих. Так, вводятся три ограничения, которые уже предусмотрены кодексом этики госслужащих. А именно: не использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений, не принуждать подчиненных к религиозной деятельности, не выступать инициатором или членом религиозного объединения.
"Предлагаемые нормы не задевают базовых прав данной категории граждан в области религии", – подчеркнул Калетаев.
В целях осуществления проверки и контроля на соответствие законодательству деятельности религиозных объединений предлагается наделить министерство и местные исполнительные органы соответствующей компетенцией и определить порядок осуществления проверки. При этом вводятся функции местных исполнительных органов по мониторингу религиозной ситуации.
"Сегодня управления по делам религий акиматов областей, Астаны и Алматы имеют право изучать религиозную ситуацию, а также деятельность религиозных объединений, миссионеров, духовных организаций образования, действующих в регионе. Но на районном уровне такое полномочие отсутствует. Тогда как районные акиматы занимаются вопросами в сфере религии, в том числе проводят анализ религиозной ситуации в регионе, составляют протоколы об административных правонарушениях. В связи с этим предлагается закрепить данную компетенцию за акиматами районов на законодательном уровне", – объяснил министр.
Наряду с этим расширяются функции МВД по профилактике преступлений, связанных с религиозной деятельностью. Как сообщалось ранее, предусматривается, что полицейские смогут устанавливать гласное наблюдение за подозрительными лицами, которые проявляют предпосылки к совершению преступлений или правонарушений. В том числе выносить официальные предупреждения, в случае если их действия создают условия для совершения административных правонарушений. Если их действия могут привести к более тяжким правонарушениям, то полиция может ставить таких лиц на криминалистический учет, а также проводить для этого необходимые следственные действия.
"Предлагается включить в законодательство нормы, обеспечивающие равные права всех граждан, в том числе как верующих, так и неверующих, вне зависимости от религиозных взглядов. Этого требуют международно-правовые обязательства Республики Казахстан. Замечание в этой части давал Комитет ООН по правам человека. Сегодня более 14% казахстанцев позиционируют себя как атеисты или агностики. Их права должны быть защищены на том же уровне, на каком это обеспечивается для верующих", – подчеркнул глава Минрелигий.
Предложенный пакет поправок депутаты поддержали концептуально. Уточнения и детализация вносимых изменений будут еще обсуждаться при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Ирина Севостьянова