Компания "Исткомтранс", крупнейшая частная компания – оператор железнодорожных перевозок нефти и тяжелых товаров, разместила на KASE дебютный выпуск краткосрочных облигаций на сумму 1,2 млрд тенге, сроком обращения шесть месяцев под 14% годовых.
"Исткомтранс" стал третьим эмитентом после "Павлодарэнерго" и "Севказэренго", который воспользовался возможностями нового инструмента.
"Прошедшее размещение позволит увеличить собственный капитал и направить полученные средства на финансирование основной деятельности компании", – прокомментировала размещение начальник финансового управления "Исткомтранс", Аида Елгелдиева.
Покупателями 95% объема предложенного долга стали страховые компании, еще 5% – выкупил финансовый консультант проекта, инвестиционная компания "Казкоммерц Секьюритиз" и его клиенты.
Как отмечает председатель правления инвестиционной компании "Казкоммерц Секьюритиз" Чингиз Жаксыбек, очередное размещение коротких облигаций помогает формировать бенчмарк, позволяющий эмитентам из корпоративного сектора более активно управлять активами и пассивами при доступе к краткосрочной ликвидности.
"Несмотря на некоторые пессимистичные настроения на фондовом рынке по поводу дефицита инвесторской ликвидности, мы видим наличие ликвидности со стороны институциональной базы инвесторов: страховых и инвестиционных компаний, – продолжает эксперт. – Есть возможности для распределения активов инвесторов в данные инструменты, так как краткосрочные инструменты имеют меньшие кредитные риски, и инвесторам проще управлять структурой портфеля имея в наличии бумаги с разным горизонтом инвестирования".
Управляющий директор по развитию бизнеса KASE Кайрат Турмагамбетов, отметил, что, запуская в августе рынок коротких облигаций, биржа, конечно же, хотела, чтобы инструментом заинтересовались физические лица, однако сложно ожидать, что индивидуальные инвесторы придут в инструменты с текущей доходностью в 14% годовых.
"Мы рассчитываем в основном на институциональных инвесторов: банки, страховые и инвестиционные компании. Сегодня банковские тенговые депозиты для юридических лиц – в районе 10-11%. Институциональным инвесторам гораздо выгодней, с точки зрения доходности, вложиться в инструменты, приносящие 14% годовых", – пояснил г-н Турмагамбетов.
KASE ввела "короткие" облигации в начале августа, посчитав, что данный инструмент обладает существенными преимуществами: сокращая подготовку части документооборота выпуск можно оформить за несколько дней. Воспользоваться облигациями могут лишь листинговые компании, прошедшие полноценный курс листинга и хорошо знакомые инвесторам, этим-то и объясняется укороченный срок подготовки таких инструментов.
Маркетинг коротких облигаций жестко привязан к макроэкономической среде. На фоне периодически растущих девальвационных ожиданий бизнеса и населения появление коротких тенговых бумаг с фиксированной доходностью от проверенных эмитентов, хотя бы частично решает проблему наличия гибких инструментов, не привязанных к валюте, и не толкающих дальше вверх эти самые девальвационные ожидания.
Помимо перманентных девальвационных ожиданий есть и другие причины для интереса инвесторов к коротким бумагам, прежде всего – базовая ставка, которую национальный банк намерен планомерно снижать.
"Наши рекомендации по курсу доллара таковы, что определенное дно мы прошли в начале этого года, и теперь будем ждать, что курс стабилизируется на текущих уровнях. Товарно-сырьевой сектор испытывает подъем: цены на нефть и на металлы значительно выросли за последние полгода. Это ярко выражено в котировках многих ценных бумаг, – рассказывает председатель правления инвестиционной компании "Казкоммерц Секьюритиз" Чингиз Жаксыбек. – По мере снижения базовой ставки, пойдут вниз и другие ставки: депозитные, кредитные, облигационные. Разница ставки корпоративного привлечения к официальной ставке будет расширяться, что дает возможность многим розничным инвесторам покупать короткие облигации. Надежные банки уже снизили ставки по депозитам, 14% не дает сегодня ни один надежный банк даже по рознице. В ближайший год короткие облигации будут интересным инструментом, ряд наших индивидуальных инвесторов рассмотрит возможность инвестиций в документы с фиксированной доходностью".
По словам управляющего директора по развитию бизнеса KASE Кайрата Турмагамбетова у коротких облигаций несколько ключевых преимуществ.
Во-первых, их гибкость: эмитент может занимать деньги на нужный ему период от 1 месяца до 1 года, что повышает управление ликвидностью компании.
Во-вторых, эмитент получает диверсификацию инвесторской базы: от физических лиц до институциональных инвесторов.
В-третьих, за счет широкого списка инвесторов, происходит оптимизация стоимости финансирования. Инвесторы, покупая короткие облигации, в свою очередь, получают налоговые льготы: при инвестиции отсутствует налогообложение на конечную доходность инвестора.
Для "Исткомтранс" короткие облигации – второй опыт работы с неограниченным кругом инвесторов. Первичными источниками денежных средств, используемых для финансирования текущей деятельности "Исткомтранс", являются выручка от операционной деятельности и долгосрочные займы. В 2013 году компания выпустила еврооблигации на 100 млн долларов с размещением в Лондоне и в Алматы. Средства пошли на рефинансирование финансовой задолженности, пополнение основного капитала.
На сегодняшний день бизнес компании сконцентрирован на предоставлении вагонов в пользование и на управлении вагонным парком с примерным соотношением в денежном выражении по итогам 2015 года: 73% и 25%. Остальная доля приходится на транспортно-экспедиторские и прочие услуги.
Клиентский портфель "Исткомтранс" насчитывает порядка 40 грузоотправителей, 80% из которых – ведущие отраслевые компании Казахстана: "Тенгизшевройл", "Лукойл", "АрселорМиттал Темиртау", "Казцинк", "Экибастузская ГРЭС-1", KAZ Minerals Plc, ПНХЗ, АНПЗ, "Жаикмунай", "Сибур Холдинг".
Основные операционные риски "Исткомтранс" зависят от спроса клиентов на аренду подвижного состава, который в свою очередь опосредован внутренней и внешней экономической конъюнктурой.
В 2015 году на фоне падения цен на нефть и основные металлы, рост ВВП Казахстана составил 1,2%, индекс физического объема производства вырос на 0,1%, объем грузоперевозок железнодорожным транспортом ужался на 14%, против роста на 35% в 2014 году. Из-за стагнации рынка грузовых железнодорожных перевозок в 2015 году общий объем перевезенных "Исткомтранс" грузов составил 16,7 млн тонн, или +2% к аналогичному показателю 2014 года.
Общая выручка в 2015 году составила 26,5 млрд тенге, что ниже показателя 2014 года на 17%. Производственные расходы остались на уровне 2014 года: 10,8 млрд тенге. Тем не менее, впервые за всю историю своей деятельности "Исткомтранс" закончил финансовый год с отрицательным финансовым результатом, причиной которого стали убытки по курсовой разнице.
Согласно годовому отчету компании на конец 2015 года доля валютных займов в общей структуре кредитного портфеля "Исткомтранс" достигала 91%. Ослабление пары тенге/доллар после перехода национального банка к политике свободного плавания обменных курсов в августе 2015 года спровоцировало финансовые расходы в размере 41,5 млрд тенге (рост в 2,8 раз к итогам 2014 года). В итоге чистый убыток компании в 2015 году сложился в пределах 26,8 млрд тенге против 2,7 млрд тенге чистой прибыли в 2014 году.
В 2016 году финансовое состояние "Исткомтранс" вновь оценивается позитивно. По данным неаудированой финансовой отчетности за 9 месяцев текущего года компания получила прибыль в размере 3,8 млрд тенге, выходя на финансовые итоги 2014 года.
Татьяна Батищева