Заполняемость ТРЦ в Астане падает вместе с ценами на аренду

Заполняемость ТРЦ в Астане падает вместе с ценами на аренду

Так рынок торговой недвижимости реагирует на приход новых игроков.

27 Ноябрь 2017 16:50 24213

Заполняемость ТРЦ в Астане падает вместе с ценами на аренду

Автор:

Динара Куатова

Объем торговой площади на тысячу жителей казахстанской столицы оценивается в 688 квадратных метров. К слову, в Гонконге показатель равен 600 квадратам, а в Лондоне – 850 квадратным метрам. Избыток торговых центров ведет к снижению их заполняемости. Если в прошлом году объем свободных витрин оценивался в 2%, то сейчас он равен 4%. К концу года уровень вакантности дойдет до 5%. Прогнозами о ситуации на рынке торговой недвижимости Астаны с abctv.kz поделился эксперт, партнер компании FORUM ASTANA Лев Тетин.

Так рынок реагирует на появление нового крупного игрока – Mega Silk Way с площадью 140000 квадратных метров, отмечает он. Новое обстоятельство отражается и на арендных ставках. С начала года стоимость аренды снизилась на 8%. В следующем году девелоперы планируют открыть в Астане еще четыре торговых центра с общей площадью 205000 квадратных метров. Соответственно, тренд роста пустых площадей в торговле в 2018 году продолжится, так же как и динамика снижения аренды.

«В этом году стоимость квадратного метра в торговой площади для арендаторов снизилась на 6-8%, в следующем году снижение будет до 10%. Причем если три года назад ставки были в валюте, то после девальваций все переходят в валютный коридор, то есть устанавливают минимальное и максимальное значение валюты, либо в тенге, или процент с оборота. Например, если оборот магазина в месяц составил миллион тенге, то он платит арендодателю до 5% с этого оборота», – отметил господин Тетин.

С выходом на рынок новых ритейлеров ожидаются миграционные потоки потребителей. Маршруты у потенциальных посетителей ТРЦ будут выстраиваться по-новому, с учетом посещения новых ТРЦ.

Также после череды валютных потрясений прошлых лет население относится к покупкам более взвешенно и старается экономить. Популярными становятся торговые сети с более дешевой группой товаров. Адаптироваться к новым потребительским предпочтениям смогли не все игроки. Последние два года отметились также закрытием торговых сетей Green Мart, «Мегаспорт», Lush, Kira Plastinina.

«Все зависит от того, какая целевая аудитория у того или иного продукта. Если на сегодня идет тренд снижения среднего чека у потребителя, уменьшения частоты покупок, то, соответственно, торговые сети, понимая это, начинают корректировать продуктовую линейку. Например, сейчас активно развиваются Small, КенMart, Cotton и другие. Они ведут активную экспансию, потому что их продукция на сегодня востребованна и продукт попал на 100% в ЦА. Часть потребителей переходят из среднего сегмента в средний минус и стали покупать более дешевые товары. Также планируют выход на рынок Казахстана международные операторы: Leroy Merlin, Decathlon, Auchan, «Снежная королева», «Глория Джинс», «Фамилия» – сообщил Лев Тетин.

По мнению эксперта, тенденция изменения потребительских предпочтений продолжится на рынке и в предстоящем году. Выиграют те ритейлеры, которые будут четко отслеживать поведение потребителя и подстраиваться под него.

Динара Куатова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Алматы обошёл Лондон по концентрации торговых центров

Конкуренция на рынке ТРЦ обостряется и подстёгивает игроков к поискам новых концепций.  

09 Январь 2019 07:03 11954

Алматы обошёл Лондон по концентрации торговых центров

Фото: bnews.kz

Рынок торговой недвижимости в двух крупных мегаполисах страны, Астане и Алматы, переходит к многофункциональным форматам. На фоне снижения заполняемости торговые площади продолжают шириться, что ведёт к обострению конкуренции, а следовательно, и поиску уникального наполнения торговых центров. По прогнозам экспертов, в настоящих условиях сохранят уровень заполняемости и, соответственно, ставки по аренде только те объекты, которые смогут перестроиться под новые условия. При этом единой динамики по стоимости аренды торговых пространств не наблюдается.

«Рынок торговых центров обеих столиц находится на этапе новой качественной эволюции, когда ТЦ и ТРЦ должны становиться центрами общения, переходя от простых форматов к многофункциональным. Этот этап будет сопровождаться редевелопментом концепций объектов, появлением новых форматов в виде: фермерских рынков (объект в объекте), фуд-кортов try and buy (попробовал и купил), коворкингов, библиотек, музеев, театров, образовательных центров, детских садов. В общем, всё, что заставит посетителя провести с удовольствием как можно больше времени», – даёт свои прогнозы генеральный директор компании Tetin Лев Тетин.

Основные тренды рынка 2018 года – появление и активное развитие новых игроков. Также прослеживался стабильный спрос операторов объектов общепита на качественные помещения формата стрит-ритейл. В течение завершившегося года в Алматы открылось более 50, в Астане более 20 точек операторов сегмента Food & Beverage, приводят цифры в международной консалтинговой компании Colliers International.

«Был отмечен выход на рынок Алматы таких международных ритейлеров, как компания LPP с брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsa; российский фешен-оператор Gloria Jeans; открытие гипермаркетов DIY (товары для ремонта и дома) – Leroy Merlin и OBI. Что касается новых торговых центров, то техническое открытие ТРЦ Forum Almaty показало довольно высокий интерес игроков рынка к данному проекту. На сегодняшний день процесс заполнения идёт довольно активно. Текущая низкая заполняемость вызвана целым рядом факторов, в том числе банально ввиду проведения отделочных работ арендаторами. Однако к дате официального открытия планируется, что заполняемость данного ТРЦ будет достаточно высокой», – комментируют в консалтинговой компании.

Ритейл-проекты, не выдерживающие конкуренции, всё чаще предпринимают попытки изменения концепции с целью увеличения доходов. Всё больше заметен тренд к росту доли развлечения и общепита в составе арендаторов ТРЦ.

«При высокой концентрации качественных торговых объектов на Левом берегу Астаны район Правого берега города показывает высокий потенциал для новых качественных ритейл-проектов, что подтверждает высокий интерес ритейлеров к проекту ТРЦ «Республика Плаза», который на данный момент находится на стадии строительства», – отмечают эксперты Colliers International.

Лондон позади

Несмотря на то, что перенасыщение рынка торговых площадей наблюдалось ещё двумя годами ранее, прирост новыми квадратами продолжается. По данным международной консалтинговой компании Colliers International, в 2018 году в Алматы объём ритейл-платформ увеличился на 11,3%. Общий объём качественного предложения торговых площадей в южном мегаполисе составляет около 1,64 млн кв. м.

«Ключевыми открытиями первой половины 2018 года стали: вторая очередь ТРК Grand Park (GBA (Gross Built Area – общестроительная площадь) 80000 кв. м), третья очередь молла «Апорт» (GBA 55000 кв. м), а также ТД «Алма-Ата» (GBA 31500 кв. м). Также объём качественных торговых помещений вырос за счёт технического открытия ТРЦ FORUM (GBA 153000 кв. м), которое состоялось в октябре 2018 года», – комментируют в Colliers International.

По количеству торговых площадей на 1000 человек Алматы обогнал Париж, Варшаву и Лондон, подчёркивает генеральный директор Tetin. В минувшем году в городе насчитывалось 30 объектов, и к существующим 1,64 млн кв. метров по планам девелоперов должны прибавиться 270 тыс. кв. метров.  

Ситуация на рынке торговой недвижимости Астаны аналогично развивается под влиянием высокой конкуренции. Динамика роста торговых площадей в столице характеризуется ещё более активным ростом на фоне снижения покупательской активности. Перераспределение трафика посетителей среди действующих ТЦ в сторону новых, более качественных объектов приводит к жёсткой конкуренции за арендатора.

«По итогам 2018 года в столице насчитывается 15 ТЦ общей площадью 0,7 миллиона квадратных метров, со средней долей пустующих площадей 10-12 процентов. В 2019-2020 ожидается ввод ещё восьми новых объектов общей площадью 0,36 миллиона квадратных метров (Green Mall, Talan Towers Gallery, Abu Dhabi Plaza, Republika Plaza, реконструкция ЦУМа, вторая очередь Arujan, Keruen и Asia Park), а это ещё плюс 52 процента, что неминуемо приведёт к росту вакантных площадей до уровня 20-24 процента и обострению ситуации с одинаковыми ТЦ, которые будут требовать пересмотра своей концепции в связи с падением доходности», – даёт прогноз Лев Тетин.

Ставки следуют за популярностью

Единой динамики по арендным ставкам на торговые пространства на рынке не наблюдается. В крупных концептуальных торгово-развлекательных центрах стоимость площадей в среднем выросла на 5%. Наиболее успешные и востребованные торговые объекты, по сведениям Colliers International, повысили свои ценники до 20%.

«Необходимо разделять торговые центры на успешные и менее успешные, а также отдельно рассматривать недавно построенные. Признаков для снижения арендных ставок в успешных ТРЦ города в 2019 году не наблюдается. Прогнозируется продолжение позитивного тренда роста арендных ставок также в среднем на пять процентов в год», – полагают аналитики.

Менее успешные объекты вынуждены прилагать усилия для привлечения арендаторов и повышения заполняемости: проведение реконцепции, предложение более выгодных коммерческих условий и так далее.

«Заполняемость таких объектов также будет повышаться, однако необходимо рассматривать каждый торговый объект индивидуально. Что касается арендных ставок, тут также применяется индивидуальный анализ каждого объекта, однако необходимо понимать, что главным фактором привлечения арендаторов в менее успешные ТРЦ является снижение арендных ставок», – отмечают в Colliers.

Напомним, годом ранее эксперты прогнозировали снижение стоимости аренды торговых квадратов в Астане. Выиграть должны были ритейлеры, которые чётко отслеживают поведение потребителя и готовы подстраиваться под его потребности.

Динара Куатова

В Астане приступили к строительству Keruen Global

Площадь гастрономического рынка составит 7,9 тыс. квадратных метров.

30 Июль 2018 07:00 17361

В Астане приступили к строительству Keruen Global

Строительство гастрономического рынка Keruen Global началось в Астане. Как уточнили abctv.kz в пресс-службе акимата Сарыаркинского района столицы, общая площадь торгового объекта составит 7,9 тыс. квадратных метров. 6,4 тыс. кв. м из них займут торговые места и кафе фуд-корты, на 1504 кв. м разместятся склады, холодильные камеры, терраса.

Площадь земельного участка, согласно проекту, составляет 3,1387 га. Объект расположен в Сарыаркинском районе Астаны. Keruen Global будет работать по типу Даниловского рынка Москвы.

«Проектом предусматривается строительство гастрономического рынка, сочетающего разнообразные кухни, а также фермерский рынок. Также планируется размещение детского развлекательного центра. Реализация проекта позволит переселить оптово-розничных продавцов в современный торговый центр», – сообщили в районном акимате.

Торговый объект будет построен за счет частных вложений. Инвестором в данном проекте выступает ТОО Keruen Global. Его стоимость пока не разглашается. В эксплуатацию рынок планируется ввести в 2019 году.

Напомним, меморандум о строительстве гастрономического рынка был подписан между аппаратом акима района Сарыарка, НК «СПК Astana», ТОО Keruen Global 27 апреля 2018 года.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: