Заполняемость ТРЦ в Астане падает вместе с ценами на аренду

36014

Так рынок торговой недвижимости реагирует на приход новых игроков.

Заполняемость ТРЦ в Астане падает вместе с ценами на аренду

Объем торговой площади на тысячу жителей казахстанской столицы оценивается в 688 квадратных метров. К слову, в Гонконге показатель равен 600 квадратам, а в Лондоне – 850 квадратным метрам. Избыток торговых центров ведет к снижению их заполняемости. Если в прошлом году объем свободных витрин оценивался в 2%, то сейчас он равен 4%. К концу года уровень вакантности дойдет до 5%. Прогнозами о ситуации на рынке торговой недвижимости Астаны с abctv.kz поделился эксперт, партнер компании FORUM ASTANA Лев Тетин.

Так рынок реагирует на появление нового крупного игрока – Mega Silk Way с площадью 140000 квадратных метров, отмечает он. Новое обстоятельство отражается и на арендных ставках. С начала года стоимость аренды снизилась на 8%. В следующем году девелоперы планируют открыть в Астане еще четыре торговых центра с общей площадью 205000 квадратных метров. Соответственно, тренд роста пустых площадей в торговле в 2018 году продолжится, так же как и динамика снижения аренды.

"В этом году стоимость квадратного метра в торговой площади для арендаторов снизилась на 6-8%, в следующем году снижение будет до 10%. Причем если три года назад ставки были в валюте, то после девальваций все переходят в валютный коридор, то есть устанавливают минимальное и максимальное значение валюты, либо в тенге, или процент с оборота. Например, если оборот магазина в месяц составил миллион тенге, то он платит арендодателю до 5% с этого оборота", – отметил господин Тетин.

С выходом на рынок новых ритейлеров ожидаются миграционные потоки потребителей. Маршруты у потенциальных посетителей ТРЦ будут выстраиваться по-новому, с учетом посещения новых ТРЦ.

Также после череды валютных потрясений прошлых лет население относится к покупкам более взвешенно и старается экономить. Популярными становятся торговые сети с более дешевой группой товаров. Адаптироваться к новым потребительским предпочтениям смогли не все игроки. Последние два года отметились также закрытием торговых сетей Green Мart, "Мегаспорт", Lush, Kira Plastinina.

"Все зависит от того, какая целевая аудитория у того или иного продукта. Если на сегодня идет тренд снижения среднего чека у потребителя, уменьшения частоты покупок, то, соответственно, торговые сети, понимая это, начинают корректировать продуктовую линейку. Например, сейчас активно развиваются Small, КенMart, Cotton и другие. Они ведут активную экспансию, потому что их продукция на сегодня востребованна и продукт попал на 100% в ЦА. Часть потребителей переходят из среднего сегмента в средний минус и стали покупать более дешевые товары. Также планируют выход на рынок Казахстана международные операторы: Leroy Merlin, Decathlon, Auchan, "Снежная королева", "Глория Джинс", "Фамилия" – сообщил Лев Тетин.

По мнению эксперта, тенденция изменения потребительских предпочтений продолжится на рынке и в предстоящем году. Выиграют те ритейлеры, которые будут четко отслеживать поведение потребителя и подстраиваться под него.

Динара Куатова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться