Запускаемый цифровой рынок земли в Казахстане поможет программе развития устойчивого животноводства в Казахстане на 2020-2024 годы, подготовленной Минсельхозом (МСХ) и Всемирным банком (ВБ). Об этом стало известно в ходе выступления внештатного советника министра сельского хозяйства и зампреда Союза фермеров Казахстана (СФК) Серика Ибраева на общественных консультациях, посвященных запуску и реализации проекта по увеличению экспорта говядины и баранины с бюджетом в 500 млн долларов.
"Программа предполагает привлечение порядка 100 тыс. новых фермеров. В текущих условиях земли все заняты. Новые пастбища, которые не заняты еще, не совсем интересны, потому что сильно удалены. И здесь решение я вижу через четыре цифровых инициативы. Первая инициатива – это оцифровка земельного кадастра. Вторая – это цифровой мониторинг сельскохозяйственных земель. Третья инициатива – это цифровые торги или цифровое предоставление земель. Четвертая – это цифровой рынок прав на земли сельхозназначения", – отметил Ибраев, комментируя вопрос inbusiness.kz.
По его информации, на сегодняшний день в стране оцифрованы практически все сельхозземли – пашни на 24 млн га и пастбища на 56 млн га. Благодаря этому возможен цифровой мониторинг, который дает расклад по пастбищам, количеству животных, закрепленных за их владельцами в информационной системе с учетом нормативов. Согласно расчетам советника, 60% пастбищных угодий в Казахстане не загружены. Примечательно, что 30-40% выделяемых субсидий предоставляются людям, не владеющим пастбищами, таким образом, государством дотируется их скрытая субаренда, выявил руководитель аналитического департамента Аграрной кредитной корпорации (АКК) Серик Ибраев.
Согласно его сведениям, на днях впервые в истории Казахстана состоялись электронные торги на землю, правда, промышленного, а не аграрного назначения. Это позволяет надеяться на предоставление в будущем прав на аренду наделов только в электронном формате, без коррупционных издержек. Сейчас также продолжаются работы над цифровым рынком прав на землю сельхозназначения, чтобы решить вопрос их оборота на вторичном сегменте.
"На сегодняшний день, чтобы владелец земли мог кому-то продать участок, он должен выкупить у государства право аренды, чтобы его перепродать. На самом деле цена вопроса – 300 млрд, я думаю, если вопрос решится в Правительстве, то добросовестный землепользователь сможет продавать часть своих земель, и таким образом мы получим нормальный рынок земли. А если мы получим нормальный рынок земли – мы получим ситуацию, когда земля будет стоить нормально, то есть деньги, как она должна стоить. Ее можно будет закладывать в банк, получать под это финансирование", – разъяснил Ибраев.
Позже в телефонном комментарии он уточнил, что 300 млрд тенге – это примерная сумма, за которую все имеющиеся аграрные землепользователи могут выкупить у государства права аренды на свои земельные участки. Сейчас с Правительством обсуждается возможность безвозмездной передачи этих прав в компенсацию за недостающие субсидии фермерам, сообщил замглавы СФК.
Между тем в проекте ВБ по устойчивому животноводству, чью бюджетную разбивку на полмиллиарда долларов планируется согласовать с Минфином и Минэкономики к февралю следующего года, будет новый подход, больше ориентированный на результат (Program for Results), который впервые будет апробирован в стране.
"Особенность этого проекта в том, что финансирование связано с достижением конкретного результата. Финансирование ВБ будет выплачиваться только в том случае, когда уже конкретный результат будет достигнут. Деньги физически будут идти на счет Министерства финансов, которое потом будет финансировать госпрограмму развития АПК. К примеру, для части займа на создание фермерских хозяйств в первую очередь мы создадим техзадание достижения этого результата – их госрегистрацию – после этого будет осуществлена выплата части займа, которая предназначена для этого компонента", – пояснила журналистам вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева во время кофе-брейка.
Таким образом, все проектные средства будут конкретно рассчитаны по отдельным индикаторам. Мониторинг их выполнения, работы фермеров, получения эффекта для отрасли и результатов будет привязан к определенным объемам средств, выделенных именно для соответствующих мероприятий.
Во Всемирном банке много работают с Правительством для минимизации рисков коррупции, отметил в своем выступлении глава представительства международного финансового института в Казахстане Жан-Франсуа Марто, в частности, при совместной подготовке программы и проведении оценки существующей госсистемы финансового менеджмента, в особенности в распределении субсидий, чтобы улучшить ее качество. Все процессы в реализации проекта прописаны, деньги будут предоставляться Правительству только при условии работы очень сильного механизма верификации того, что средства были использованы по назначению. Если у фермеров будут какие-либо жалобы, то они смогут информировать ВБ через разные каналы, чтобы банк предпринял действия. Реализация постоянно будет оцениваться совместно с Правительством, контроль важен не только с точки зрения мониторинга средств банка, но и бюджетного финансирования всей госпрограммы животноводства, заверил он.
Всего в проекте будут заложены шесть индикативов с обозначенным стоимостным выражением, которые МСХ наметило достичь, чтобы получить в итоге связанные с ними заемные средства ВБ. Они разбиты не только по направлениям, но и по годам и регионам, чтобы было понятно, сколько каждый регион будет осваивать.
Кредитные условия еще не согласованы с Минфином, уточнили в банке. Валюта кредита может быть тенге, если этого пожелают в Правительстве, однако фермеры в любом случае будут получать льготное финансирование в национальной валюте. Изначально же для достижения результатов отдельных компонентов будут затрачены бюджетные деньги, выделенные из госпрограммы развития АПК. Ожидается, что ВБ выступит зонтичным интегратором проекта, в котором будут участвовать госорганы, международные организации и фермеры. В его рабочую группу войдут "КазАгро", Национальный аграрный научно-образовательный центр (НАНОЦ), финансово-экономический блок Правительства и бизнес.
Согласно сведениям директора Департамента производства и переработки животноводческой продукции МСХ Еркебулана Ахметова, основным индикатором эффективности проекта будет вовлечение фермеров в программу. Пока в стране, по данным МСХ, насчитывается 20 тыс. хозяйств, участвующих в программе, численность участников надо доводить до 100 тыс. с вовлечением в оборот 80 млн га пастбищ, решили в ведомстве. В итоге будет создано 500 тыс. рабочих мест на селе, а численность КРС увеличится вдвое. Объем производства говядины и баранины планируется нарастить более 1 млн тонн, уверены инициаторы проекта. По данным официальной статистики, в прошлом году производство говядины в стране составило 477 тыс. тонн, а баранины – 170 тыс. тонн, уточнила Гульмира Исаева в комментарии СМИ.
Важным компонентом программы ВБ станет обучение участвующих и будущих фермеров современным агротехнологиям мясного животноводства, кормопроизводства, кормления и содержания животных, пастбищеоборота, ветеринарного обслуживания на основе системы Extension (курсы повышения квалификации. – Ред.) с участием НАНОЦ и НПП "Атамекен", чтобы обеспечить их прибыльность. Одновременно будут обучены сотрудники сервисных организаций – кормопроизводители, ветеринары, которые должны будут помочь фермеру эффективно работать.
Кроме того, Всемирный банк профинансирует часть инициатив, намеченных для улучшения ветеринарной и пищевой безопасности совместно с Международным эпизоотическим бюро (МЭБ), сообщила Гульмира Исаева в ходе презентации программы. По ее словам, после изменения законодательства в Казахстане будет восстановлена вертикаль ветеринарного надзора и внедрена схема ГЧП с частнопрактикующими врачами для животных на местах на основе заложенной материально-технической базы.
Институциональная поддержка ветслужбы в рамках проекта связана с улучшением системы отслеживаемости. Она создается с участием команды Информационно-учетного центра при Минфине, который уже оперирует платформой qoldau.kz, через нее электронно проходят заявки на субсидии. Основные подходы к выстраиванию отслеживаемости готовы – создана сеть идентификации животных, оцифрованы земли, проводится работа по привязке геолокаций животного и фермерского хозяйства, сообщили на слушаниях. Это позволит в будущем контролировать перемещение скота и мяса от поля до переработки с прохождением всех этапов инфраструктуры – мясопереработки, складов, логистики, транспортных средств. Таким образом, можно будет всегда проследить, где находится продукция и как она реализуется на внутреннем рынке или на экспорт. Такая система важна для инвесторов, которые принимают решения о начале крупных проектов переработки в Казахстане, ведь у стран-импортеров есть свои требования по мясу.
Более того, согласно основному вектору госпрограммы развития животноводства будет сохраняться большое значение породного преобразования с точки зрения обеспечения фермеров племенными производителями, где источниками выступают репродукторы. Также, по словам Еркебулана Ахметова, важным показателем вовлеченности фермеров в цепочку производства говядины будет их взаимодействие с откормочными площадками, которых сейчас в стране около 30, мясокомбинатами и участие сельхозпроизводителей в кормозаготовке – такой цикл будет просматриваться и оцениваться. Учет деятельности фермеров будет обеспечен через участие в электронных системах, где они должны будут зарегистрироваться. Базовыми критериями для участников будет обеспеченность кормами, использование пастбищеоборота, соблюдение параметров снижения парниковых газов при обращении с навозом – в зависимости от этого будет предоставляться финансирование, подчеркнул директор Департамента животноводства.
Климатические вопросы в животноводстве важны, так как некоторые страны уже отказываются покупать мясо в местах, где экологические требования находятся не на удовлетворительном уровне. К слову, сейчас эксперты ВБ готовят экологическую оценку воздействия проекта, которая проводится наряду с анализом того, какое социальное влияние он будет иметь в недалеком будущем на местах.
В стоимостной цепочке примерно 30-40% может уходить в мясопереработку, поскольку это специализированный процесс подготовки мясного продукта разборчивому потребителю. Откормочные площадки забирают часть себестоимости, до 20%, так как там требуется особый и разнообразный подход в кормлении. Фермер в свою очередь получает субсидии на селекционно-племенную работу, производство кормов, инвестсубсидии, нематериальную поддержку в виде обучения и в целом инфраструктурное развитие на селе, от прямого субсидирования будут постепенно отказываться из-за искажения стоимости мяса, пояснила вице-министр Исаева в комментарии inbusiness.kz.
В проекте будет также уделяться внимание страхованию и развитию системы кооперации. Тем более что с немецкими коллегами в декабре будет заключено соглашение о сотрудничестве в сфере кооперативного движения, сообщили в МСХ. В целом в ведомстве обещают содействовать в решении вопросов по кормопроизводству, обеспечению техникой, выделению земли и кредитованию фермеров на основе отбора лучших.
При этом условия по программе кредитования фермеров будут оптимизироваться в зависимости от потребностей фермеров, Всемирный банк по ним не ставит каких-либо критериев, объяснил Еркебулан Ахметов. Будут, как и прежде, учитываться принципы возвратности, обеспечения залога, в программе "Сыбага" требования уже максимально облегчены, считает он. Хотя для отдельных хозяйств без первоначального капитала будут предусмотрены механизмы гарантирования, чтобы вовлечь больше фермеров, сейчас они прорабатываются с международным финансовым институтом. Завершение программы ВБ намечено на 2024 год, однако отраслевое развитие мясного животноводства запланировано на 10 лет, поэтому по результатам проекта может будет решить, будет ли проект продлен за счет внутренних или других средств, прогнозируют в МСХ.
Комментируя вопрос inbusiness.kz о риске невыдачи субсидий, Еркебулан Ахметов пояснил, что их объемы и пределы могут вырасти с привлечением новых фермеров в программу животноводства, но это не означает полный охват из-за ограничений бюджета. Скорее всего, базовые субсидии будут оптимизироваться в зависимости от обеспеченности внутреннего рынка, некоторые из них рассчитаны на переходный период для стимулирования фермеров к увеличению маточного поголовья, также внедрена отдельная субсидия на покупку племенных производителей для породного преобразования, напомнил он. Оптимизация дотаций будет обсуждаться с бизнес-ассоциациями, планы по субсидиям утверждены в рамках госпрограммы, в случае дополнительных потребностей в Минфин будут вноситься добавочные бюджетные заявки. В этом году заминка с миллиардными субсидиями возникла из-за планировки бюджета без учета роста производства на уровне 2016 года, уточнил Ахметов.
По словам Гульмиры Исаевой, так как поддержка сельского хозяйства в Казахстане из-за обязательств в ВТО ограничена порогом в 8,5% от отраслевого ВВП, то будет продолжаться переход от прямого субсидирования к мерам косвенной поддержки в рамках дозволенной "зеленой" корзины – инвестсубсидиям, льготным кредитам, дотированию кредитной ставки, поддержке развития фермеров в виде обучения и консультаций, а также модернизации ветслужбы для стабилизации эпизоотической ситуации.
В заключение добавим, что в комментарии СМИ в кулуарах вице-министр также сообщила, что Казахстан планирует привлекать заемные средства у Азиатского банка развития для развития молочного животноводства в стране.
Данияр Сериков