/img/tv1.svg
RU KZ
Зарина Темекова: «Наше здравоохранение недофинансировано»

Зарина Темекова: «Наше здравоохранение недофинансировано»

Ежегодное медобслуживание жителя Казахстана не превышает 275 долларов, что в 12 раз меньше, чем в странах ОЭСР.

07:00 14 Июнь 2018 12996

Зарина Темекова: «Наше здравоохранение недофинансировано»

Автор:

Алина Альбекова

19 июня в Астану впервые съедутся представители международных организаций – партнеров глобальной сети P4H, в числе которых с прошлого года значится и Республиканский центр развития здравоохранения (РЦРЗ). Межстрановая конференция, по словам руководителя центра экономики здравоохранения РЦРЗ Зарины Темековой, затронет самые актуальные вопросы в сфере здравоохранения.

 Зарина Мухтаровна, можете немного рассказать о P4H, что это за глобальная сеть?

– Идея создания P4H принадлежит Всемирной организации здравоохранения. Эта площадка призвана обеспечить международное сотрудничество в сфере финансирования здравоохранения и защиты здоровья и содействовать укреплению систем здравоохранения в странах-участницах. Главная цель сети – достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Эта инициатива сильно отличается от других в сфере здравоохранения тем, что не является бюрократичной. Здесь обсуждаются самые актуальные вопросы и проблемы стран в сфере здравоохранения, и тут же предлагаются решения, то есть происходит эффективное межстрановое взаимодействие

 Сколько стран сегодня входит в эту глобальную сеть и как Казахстану удалось попасть в этот список?

– Сеть включает в себя большой спектр международных партнеров и инвесторов в области финансирования здравоохранения, таких как USAID, ВОЗ, МОТ, Всемирный банк и так далее. Но в состав управляющего комитета входит лишь 13 организаций, в числе которых есть и РЦРЗ. Решение о признании Казахстана как полноправного участника сети было принято в сентябре прошлого года в Германии. Изначально в P4H были вовлечены только европейские страны, но со временем появилась идея о глобализации сети, и Казахстан в этой связи стал первым представителем среди стран Средней Азии.

 Вы хотите сказать, что в P4H нет ни одной страны с постсоветского пространства?

– Все верно. И сейчас, понимая все преимущества, которые дает данная сеть, мы ведем переговоры с соседними странами о возможном их присоединении к этой сети. То есть Казахстан становится неким хабом или, другими словами, окном в Центральную Азию.

 На следующей неделе Вы анонсировали проведение большой межстрановой конференции. Расскажите, что это будет?

– Да, совместно с P4H мы организовываем межстрановую конференцию по партнерскому сотрудничеству, именуемую «Реформы финансирования здравоохранения для всеобщего охвата населения медицинской помощью». Мероприятие будет охватывать многие актуальные для здравоохранения вопросы. Это и вопросы политэкономии, и принятия решений на основе доказательной медицины, и партнерства и управления в области здравоохранения, а также вопросы лекарственной политики и цифровизации. Планируется участие 26 международных делегатов и спикеров.

 Зарина Мухтаровна, насколько адекватно сегодня финансируется здравоохранение в Казахстане и как сегодня финансируется эта отрасль в развитых странах?

– Сейчас в Казахстане на здравоохранение приходится 3,4 процента ВВП. По данным НСЗ, в 2016 году текущие расходы на здравоохранение от всех источников финансирования составили 1,612 триллиона тенге. В европейских государствах эта цифра достигает 9-10 процентов. Нужно учитывать, что там в евро и долларах, а у нас в тенге. К тому же ситуация усугубляется падением тенге по отношению к доллару и евро, инфляцией и зависимостью от импорта по очень многим позициям. В Казахстане финансирование на одного человека в год составляет около 275 долларов, и это более чем в 10 раз ниже среднего показателя по ОЭСР, где на одну душу приходится 3,5 тысячи долларов. К тому же данный показатель имеет тенденцию к снижению в реальном выражении с 2009 года. Государственные расходы на здравоохранение тоже снижаются, с 2,6 процента ВВП в 2009 году до двух процентов в 2017-м. При этом во всем мире наблюдается потребность в увеличении средств, затрачиваемых на здравоохранение, ведь растет численность населения – потребителей медуслуг, в РК увеличение численности населения обусловлено ростом рождаемости на 10 процентов, снижением смертности на 27 процентов, увеличением продолжительности жизни до 72 лет. Наряду с этим отмечается рост числа неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни и онкология, которые являются дорогими. Дорожает стоимость нового медоборудования и лекарств. Кроме того, дальнейшее внедрение инновационных технологий в медицину также требует соответствующего финансирования. Безусловно, также нуждается в совершенствовании и тарифная политика, это тоже требует денег. Из всего этого следует, что наше здравоохранение явно недофинансировано. У нас существует насущная необходимость в нивелировании расхождений доли расходов на здравоохранение в ВВП по сравнению с долями расходов на здравоохранение других стран. Для обеспечения эффективности функционирования системы здравоохранения ВОЗ рекомендует выделять на здравоохранение средства в размере шести-восьми процентов от ВВП в развитых государствах и не менее пяти процентов от ВВП в развивающихся странах. Нам нужно стремиться к этому – вырасти от 3,4 процента до пяти процентов

 Как внутри здравоохранения распределяется бюджет и насколько рационально, по-Вашему? Какие области остаются недофинансированными?

– Несмотря на более чем четырехкратный рост расходов государства на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОМБП) с 209 миллиардов тенге в 2006 году до 919 миллиардов тенге в 2017 году, объем этих расходов к уровню ВВП страны имеет тенденцию к снижению. Инфляция съедает значительную часть реальных расходов здравоохранения. И, несмотря на то, что в номинальном выражении расходы на ГОБМП с 2013 года по 2016 год выросли на 46 процентов, в реальном выражении рост составил 14 процентов. Как следствие, уже сложился дефицит финансирования ГОМБП в сумме 540 миллиардов тенге: недофинансированы высокотехнологичные медуслуги, консультативно-диагностические услуги, амбулаторно-лекарственное обеспечение, а также обновление основных средств и повышение социального уровня медработников. Это основные насущные вопросы.

 Несмотря на то, что государство гарантирует казахстанцам бесплатную медицинскую помощь, карманные расходы казахстанцев растут, причем в большей степени на услуги ГОБМП. Почему? Слишком маленький бюджет выделяется на ГОБМП или же все-таки качество бесплатных медуслуг слишком низкое, из-за чего людям приходится покупать услуги?

– Повышенный уровень частных расходов в международной практике принято объяснять недостаточностью государственного финансирования и вызванной ею невозможностью получить необходимую помощь бесплатно в рамках общественной системы здравоохранения.

Действительно, как мы с Вами говорили, госрасходы относительно ВВП в динамике снижаются, и в 2017 году они составили всего лишь два процента от ВВП. В итоге что у нас получается? Бюджет ограниченный, а по закону пациент имеет право на посещение. И человеку либо нужно ждать, когда до него дойдет очередь – в пределах выделенных средств, либо он идет и платно получает нужную ему медуслугу. В связи с этим и происходит рост частных расходов.

 Насколько карманные расходы казахстанцев сопоставимы с расходами на медицину населения развитых стран? Изучался ли Вами этот вопрос?

– Согласно НСЗ, объем частных расходов в 2016 году составил 645 миллиардов тенге, из которых 573 миллиарда тенге было выплачено непосредственно из кармана населения, что равно 35,5 процента от текущих расходов на здравоохранение. Это очень много. К примеру, в странах ОЭСР средний показатель – 25 процентов, а ВОЗ рекомендует не более 20 процентов, чтобы избежать попадания населения нижних квантилей доходов в ловушку бедности.

 Как, по-Вашему, можно было бы оптимизировать нынешние расходы на здравоохранение, за счет чего и нужно ли? И какие области медицины должны быть все-таки дофинансированы?

– Более 30 процентов всех частных расходов направляется на приобретение платных медуслуг, которые гарантированы ГОБМП. То есть пациент мог бы получить эти услуги бесплатно. Большая часть – это стационарная помощь, на которую затрачивается порядка 60 миллиардов тенге частных средств, амбулаторно-поликлиническая помощь и реабилитационные услуги. Из всех 2,7 миллиона госпитализированных пациентов порядка 70 процентов – это экстренная госпитализация, основными причинами которой являются хронические неинфекционные болезни и травмы. Около 20 процентов всех случаев госпитализации – это те состояния, которые теоретически могли быть пролечены в дневном стационаре. На данный момент Минздравом проводится работа по детализации государственного объема бесплатной медицинской помощи с целью оптимизации расходов.

 Если посмотреть назад, здравоохранение Казахстана сильно продвинулось вперед в плане качества и сервиса. Можно ли сказать, что в цифрах мы тоже продвинулись и достигли каких- то результатов?

– Динамика макроэкономических показателей, как ВВП в номинальном выражении за период с 2011 по 2016 год, показывает рост благосостояния государства. Также наблюдается рост общих расходов на здравоохранение в абсолютном выражении. Рост ВДС в секторе здравоохранения составил 3,5 процента по сравнению с прошлым периодом. Увеличилось количество новых субъектов МСБ, соответственно, появились новые рабочие места. Также с внедрением медицинского страхования в стране и началом работы фонда, как закупщика услуг, повысилась конкуренция среди медицинских организаций, оказывающих ГОБМП. Среди 1390 поставщиков фонда около 600 – частные клиники, это значительно больше, чем в прошлом году. И теперь государственные медорганизации вынуждены работать в условиях рынка, чтобы сохранить прежние объемы услуг, а это, конечно же, должно повысить качество услуг. 

– Что изменится в финансовом плане с внедрением системы ОСМС? 

– Как мы с Вами говорили, за последние 15 лет самый высокий уровень госрасходов был в 2009 году, составив 2,6 процента. Предполагалось, что с внедрением ОСМС мы вернемся к этому показателю и даже его обойдем и приблизимся к мировым стандартам. Эти планы и расчеты были до кризиса. В связи с кризисом ставки были снижены вдвое, чтобы бизнесу было легче. И в связи с этим система медицинского страхования сейчас может не дать всего того дополнительного пула средств, который бы закрыл всю потребность. Однако ОСМС позволит снизить затраты населения. Делая взнос в систему медицинского страхования, гражданин получает возможность за меньшие средства получить больший объем услуг. К примеру, максимальная сумма взносов на человека составляет 3600 тенге в месяц. При накоплении эта сумма составит 44 тысячи тенге в год. А, к примеру, лечение пневмонии обходится человеку в среднем в 100 тысяч тенге, физиологические неосложненные роды стоят 82000 тенге, операция по аортокоронарному шунтированию – 1,8 миллиона тенге.

 Вопрос увеличения зарплаты медработникам действительно стоит перед Министерством здравоохранения не первый год. Есть какие-то предпосылки к тому, что он все же будет решен в пользу служителей Гиппократа?

– Министерством здравоохранения был проведен анализ потребности в финансовых средствах на увеличение заработной платы медработников. Целью для себя мы ставили приведение заработной платы врача до уровня, превышаюшего среднюю зарплату по экономике в 1,5 раза. Также был проведен анализ по регионам и выявлена потребность в зависимости от покупательной способности этих регионов. То есть сколько нужно в том или ином регионе для того, чтобы повысить зарплату соразмерно, чтобы ценность зарплат в итоге была равномерной. Что такое, например, 200 тысяч тенге для Астаны и что значат эти деньги в Таразе? Это разные вещи. Но здесь, конечно, есть краеугольный камень – это изыскание средств на увеличение заработных плат. Поэтому в этой связи Министерством здравоохранения сейчас проводится работа по внедрению типового положения об оплате труда во всех медицинских организациях. Оно направлено на оптимизацию расходов внутри медорганизации с целью увеличения заработных плат медицинскому персоналу. Также планируется проведение пилота в 16 медицинских организациях по оценке их экономической эффективности с выработкой рекомендаций по оптимизации расходов.

 Зарина Мухтаровна, а какова средняя зарплата у медицинских работников в странах ОЭСР?

– Там оплата идет за оказанную услугу, то есть по факту. У врачей общей практики средняя зарплата составляет пять тысяч долларов, у узких специалистов порядка шести-семи тысяч. Это, конечно, выше нашего более чем в 10 раз. Но опять же нужно смотреть по паритету покупательной способности, что может там человек позволить себе за 10 тысяч долларов и что могут позволить себе наши врачи за свою зарплату в Казахстане. Если, например, эти потребительские корзины сравнить, то разница выходит в три раза. Но ведь это тоже немало. Поэтому сокращение этого разрыва – одна из приоритетных задач, которая стоит сейчас перед нашей системой здравоохранения.

Алина Альбекова

Выпускники медвузов не приезжают на работу по распределению

16 Октябрь 2020 17:21 1901

Общий выпуск молодых медиков в 2020 году составил 7910 человек. Этого достаточно, чтобы помочь регионам решить кадровую проблему в сфере медицины, но не все так просто.

Система распределения для медиков, которые отучились на грантовой основе (включая сельскую квоту), по идее, должна помочь регионам решить кадровую проблему в сфере медицины, а молодым специалистам – получить необходимую практику. Но пока система дает сбои.

Когда грант и сельская квота

По данным минздрава, в этом году высшее учебное заведение закончили 7910 молодых медиков, из них 5551 выпускник закончили обучение по государственному гранту, включая сельскую квоту. Из них 3156 студентов продлили обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре и согласно Закону «Об образовании» освобождены от обязательной отработки. По беременности и уходу за ребенком до трех лет освобождены еще 1421 вчерашний студент. Еще три выпускника получили отсрочку на время воинской службы.

272 молодых специалиста не прибыли по месту распределения без уважительных причин.

«Мониторинг с этими студентами у нас ведется, и в дальнейшем с ними будет работать финансовый центр министерства образования», – сообщил на брифинге в службе центральных коммуникаций гендиректор Республиканского центра развития здравоохранения Канат Тосекбаев.

Он добавил, что из 4153 выпускников прибыли на постоянное место немногим более двух тысяч, или 48% от общего числа:

«Таким образом, численность трудоустроенных специалистов равняется 2054 медицинских работникам.

Самый высокий показатель по трудоустройству – в Актюбинской области – 90% молодых специалистов приехали в регион и устроились на работу. Если говорить не в процентах, а просто в цифрах, то из 111 человек до места работы по распределению добрались 100 человек.

Высокие показатели трудоустройства по распределению, по оценкам минздрава, и в Восточно-Казахстанской области – из направленных 158 выпускников в местные больницы и поликлиники прибыли 138 (или 87% от общего числа). Немного ниже показатель в Павлодарской области – сюда из 100% распределенных молодых врачей приехали и трудоустроились 85%.

Самый низкий показатель трудоустройства – в Акмолинской области – всего 52%. В эту область были направлены 88 будущих медицинских специалистов, а приступили к работе только 46.

Различные меры государственной поддержки в 2019 году получили молодые медики – 257 человек получили жилье, 266 молодых специалистов – подъемные пособия, еще 299 выпускников тоже что-то получили от государства, но, что именно, Тосекбаев не уточнил. К мерам социальной поддержки, по его словам, относятся подъемное пособие, доплата к должностному окладу, выделение аренды жилой площади, возмещение расходов на топливо, на коммуналку, выделение мест в детском саду и обучение за счет целевого гранта.

А еще в стране избыток хирургов

Канат Тосекбаев также рассказал, что на сегодняшний день больше всего выпускают врачей общей медицинской практики, имеется профицит и с хирургами.

«То есть фактически хирургов мы готовим намного больше, чем у нас имеется потребность», – сказал Тосекбаев.

По программе повышения квалификации и переподготовки кадров в государственных организациях здравоохранения на 2020 год Республиканским центром развития здравоохранения предусмотрена переподготовка порядка 15 тысяч слушателей, из них 10 тысяч врачей и 4295 среднего медицинского персонала. В этом году основными темами обучающих курсов были подготовки специалистов в сферах инфекции, эпидемиологии, лабораторной службы и скорой помощи. На сегодня 12 597 специалистов с высшим и средним образованием уже прошли обучение. До конца года еще 3824 медицинских работника получат новые навыки.

Венера Смаилова

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

В Казахстане острый дефицит врачей: минздрав раскрыл цифры

16 Октябрь 2020 15:45 2841

Стране не хватает 5000 врачей и более 8500 представителей среднего медицинского персонала. Хуже всего дела обстоят в селах.

Нехватка врачей в казахстанских больницах еще в июле 2020 года составляла 5201 человек, на сегодняшний день, после распределения молодых специалистов, не закрыто 4122 вакансии. Но это все равно большая цифра, и минздрав намерен ее сократить. Об этом на брифинге в службе центральных коммуникаций сообщил гендиректор Республиканского центра развития здравоохранения Канат Тосекбаев.

«Самый острый дефицит среди анестезиологов, реаниматологов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-лаборантов, акушеров-гинекологов и инфекционистов. По средним медицинским работникам дефицит составляет 8583 единицы», – сказал Тосекбаев.

Он объяснил, что дефицит кадров образовался из-за высокой текучки кадров, а текучка – из-за несовершенства оплаты труда, низкой мотивации, правовой незащищенности и плохой соцподдержки медработников. А еще из-за огромной психоэмоциональной нагрузки, отсутствия возможностей для профессионального роста и развития. 

«Говоря о текучести, хотелось бы отметить, что в 2019 году текучесть составляла порядка 5%, а по оперативным данным, на текущий год текучесть составляет порядка 4%», – уточнил Тосекбаев и добавил, что одна из основных причин текучести кадров – это внешняя миграция, то есть отток медицинских кадров.

Наибольший отток медиков из Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областей – эти три региона лидируют по показателям внешней миграции, проще говоря, врачи уезжают в другие страны.

В минздраве привели статистику: в 2017 году из страны уехали 1062 медработника, в 2018-м – 1225, а в 2019-м – 1212 человек с медицинским образованием покинули пределы республики.

Еще больше миграция внутри страны – доктора уезжают из сел в города.

«По официальным данным, внутренняя миграция специалистов с медицинским образованием составила 11 278 человек. Эта миграция работников здравоохранения может создать дополнительный дефицит в отдельных регионах, – сказал Тосекбаев.

Как результат на сегодняшний день образовался дисбаланс – Нур-Султан, Алматы лидируют по количеству медиков и больниц и медцентров, а регионы и села остаются без квалифицированной медпомощи.

Чтобы ситуацию исправить, в минздраве хотят поднять статус врача, увеличив зарплату до уровня 550 тысяч тенге в 2025 году (на сегодняшний день средняя заработная плата врача составляет 258 708 тенге), также за счет социальной поддержки и гарантий медикам будут предлагать хорошие условия для проживания и подъемные.

«Этот вопрос очень важный – поднять имидж нашего медицинского работника, врача, медсестры».

Венера Смаилова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!