Зарина Темекова: "Наше здравоохранение недофинансировано"

Алина Альбекова Алина Альбекова
18751

Ежегодное медобслуживание жителя Казахстана не превышает 275 долларов, что в 12 раз меньше, чем в странах ОЭСР.

Зарина Темекова: "Наше здравоохранение недофинансировано"

19 июня в Астану впервые съедутся представители международных организаций – партнеров глобальной сети P4H, в числе которых с прошлого года значится и Республиканский центр развития здравоохранения (РЦРЗ). Межстрановая конференция, по словам руководителя центра экономики здравоохранения РЦРЗ Зарины Темековой, затронет самые актуальные вопросы в сфере здравоохранения.

 Зарина Мухтаровна, можете немного рассказать о P4H, что это за глобальная сеть?

– Идея создания P4H принадлежит Всемирной организации здравоохранения. Эта площадка призвана обеспечить международное сотрудничество в сфере финансирования здравоохранения и защиты здоровья и содействовать укреплению систем здравоохранения в странах-участницах. Главная цель сети – достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Эта инициатива сильно отличается от других в сфере здравоохранения тем, что не является бюрократичной. Здесь обсуждаются самые актуальные вопросы и проблемы стран в сфере здравоохранения, и тут же предлагаются решения, то есть происходит эффективное межстрановое взаимодействие

 Сколько стран сегодня входит в эту глобальную сеть и как Казахстану удалось попасть в этот список?

– Сеть включает в себя большой спектр международных партнеров и инвесторов в области финансирования здравоохранения, таких как USAID, ВОЗ, МОТ, Всемирный банк и так далее. Но в состав управляющего комитета входит лишь 13 организаций, в числе которых есть и РЦРЗ. Решение о признании Казахстана как полноправного участника сети было принято в сентябре прошлого года в Германии. Изначально в P4H были вовлечены только европейские страны, но со временем появилась идея о глобализации сети, и Казахстан в этой связи стал первым представителем среди стран Средней Азии.

 Вы хотите сказать, что в P4H нет ни одной страны с постсоветского пространства?

– Все верно. И сейчас, понимая все преимущества, которые дает данная сеть, мы ведем переговоры с соседними странами о возможном их присоединении к этой сети. То есть Казахстан становится неким хабом или, другими словами, окном в Центральную Азию.

 На следующей неделе Вы анонсировали проведение большой межстрановой конференции. Расскажите, что это будет?

– Да, совместно с P4H мы организовываем межстрановую конференцию по партнерскому сотрудничеству, именуемую "Реформы финансирования здравоохранения для всеобщего охвата населения медицинской помощью". Мероприятие будет охватывать многие актуальные для здравоохранения вопросы. Это и вопросы политэкономии, и принятия решений на основе доказательной медицины, и партнерства и управления в области здравоохранения, а также вопросы лекарственной политики и цифровизации. Планируется участие 26 международных делегатов и спикеров.

 Зарина Мухтаровна, насколько адекватно сегодня финансируется здравоохранение в Казахстане и как сегодня финансируется эта отрасль в развитых странах?

– Сейчас в Казахстане на здравоохранение приходится 3,4 процента ВВП. По данным НСЗ, в 2016 году текущие расходы на здравоохранение от всех источников финансирования составили 1,612 триллиона тенге. В европейских государствах эта цифра достигает 9-10 процентов. Нужно учитывать, что там в евро и долларах, а у нас в тенге. К тому же ситуация усугубляется падением тенге по отношению к доллару и евро, инфляцией и зависимостью от импорта по очень многим позициям. В Казахстане финансирование на одного человека в год составляет около 275 долларов, и это более чем в 10 раз ниже среднего показателя по ОЭСР, где на одну душу приходится 3,5 тысячи долларов. К тому же данный показатель имеет тенденцию к снижению в реальном выражении с 2009 года. Государственные расходы на здравоохранение тоже снижаются, с 2,6 процента ВВП в 2009 году до двух процентов в 2017-м. При этом во всем мире наблюдается потребность в увеличении средств, затрачиваемых на здравоохранение, ведь растет численность населения – потребителей медуслуг, в РК увеличение численности населения обусловлено ростом рождаемости на 10 процентов, снижением смертности на 27 процентов, увеличением продолжительности жизни до 72 лет. Наряду с этим отмечается рост числа неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни и онкология, которые являются дорогими. Дорожает стоимость нового медоборудования и лекарств. Кроме того, дальнейшее внедрение инновационных технологий в медицину также требует соответствующего финансирования. Безусловно, также нуждается в совершенствовании и тарифная политика, это тоже требует денег. Из всего этого следует, что наше здравоохранение явно недофинансировано. У нас существует насущная необходимость в нивелировании расхождений доли расходов на здравоохранение в ВВП по сравнению с долями расходов на здравоохранение других стран. Для обеспечения эффективности функционирования системы здравоохранения ВОЗ рекомендует выделять на здравоохранение средства в размере шести-восьми процентов от ВВП в развитых государствах и не менее пяти процентов от ВВП в развивающихся странах. Нам нужно стремиться к этому – вырасти от 3,4 процента до пяти процентов

 Как внутри здравоохранения распределяется бюджет и насколько рационально, по-Вашему? Какие области остаются недофинансированными?

– Несмотря на более чем четырехкратный рост расходов государства на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОМБП) с 209 миллиардов тенге в 2006 году до 919 миллиардов тенге в 2017 году, объем этих расходов к уровню ВВП страны имеет тенденцию к снижению. Инфляция съедает значительную часть реальных расходов здравоохранения. И, несмотря на то, что в номинальном выражении расходы на ГОБМП с 2013 года по 2016 год выросли на 46 процентов, в реальном выражении рост составил 14 процентов. Как следствие, уже сложился дефицит финансирования ГОМБП в сумме 540 миллиардов тенге: недофинансированы высокотехнологичные медуслуги, консультативно-диагностические услуги, амбулаторно-лекарственное обеспечение, а также обновление основных средств и повышение социального уровня медработников. Это основные насущные вопросы.

 Несмотря на то, что государство гарантирует казахстанцам бесплатную медицинскую помощь, карманные расходы казахстанцев растут, причем в большей степени на услуги ГОБМП. Почему? Слишком маленький бюджет выделяется на ГОБМП или же все-таки качество бесплатных медуслуг слишком низкое, из-за чего людям приходится покупать услуги?

– Повышенный уровень частных расходов в международной практике принято объяснять недостаточностью государственного финансирования и вызванной ею невозможностью получить необходимую помощь бесплатно в рамках общественной системы здравоохранения.

Действительно, как мы с Вами говорили, госрасходы относительно ВВП в динамике снижаются, и в 2017 году они составили всего лишь два процента от ВВП. В итоге что у нас получается? Бюджет ограниченный, а по закону пациент имеет право на посещение. И человеку либо нужно ждать, когда до него дойдет очередь – в пределах выделенных средств, либо он идет и платно получает нужную ему медуслугу. В связи с этим и происходит рост частных расходов.

 Насколько карманные расходы казахстанцев сопоставимы с расходами на медицину населения развитых стран? Изучался ли Вами этот вопрос?

– Согласно НСЗ, объем частных расходов в 2016 году составил 645 миллиардов тенге, из которых 573 миллиарда тенге было выплачено непосредственно из кармана населения, что равно 35,5 процента от текущих расходов на здравоохранение. Это очень много. К примеру, в странах ОЭСР средний показатель – 25 процентов, а ВОЗ рекомендует не более 20 процентов, чтобы избежать попадания населения нижних квантилей доходов в ловушку бедности.

 Как, по-Вашему, можно было бы оптимизировать нынешние расходы на здравоохранение, за счет чего и нужно ли? И какие области медицины должны быть все-таки дофинансированы?

– Более 30 процентов всех частных расходов направляется на приобретение платных медуслуг, которые гарантированы ГОБМП. То есть пациент мог бы получить эти услуги бесплатно. Большая часть – это стационарная помощь, на которую затрачивается порядка 60 миллиардов тенге частных средств, амбулаторно-поликлиническая помощь и реабилитационные услуги. Из всех 2,7 миллиона госпитализированных пациентов порядка 70 процентов – это экстренная госпитализация, основными причинами которой являются хронические неинфекционные болезни и травмы. Около 20 процентов всех случаев госпитализации – это те состояния, которые теоретически могли быть пролечены в дневном стационаре. На данный момент Минздравом проводится работа по детализации государственного объема бесплатной медицинской помощи с целью оптимизации расходов.

 Если посмотреть назад, здравоохранение Казахстана сильно продвинулось вперед в плане качества и сервиса. Можно ли сказать, что в цифрах мы тоже продвинулись и достигли каких- то результатов?

– Динамика макроэкономических показателей, как ВВП в номинальном выражении за период с 2011 по 2016 год, показывает рост благосостояния государства. Также наблюдается рост общих расходов на здравоохранение в абсолютном выражении. Рост ВДС в секторе здравоохранения составил 3,5 процента по сравнению с прошлым периодом. Увеличилось количество новых субъектов МСБ, соответственно, появились новые рабочие места. Также с внедрением медицинского страхования в стране и началом работы фонда, как закупщика услуг, повысилась конкуренция среди медицинских организаций, оказывающих ГОБМП. Среди 1390 поставщиков фонда около 600 – частные клиники, это значительно больше, чем в прошлом году. И теперь государственные медорганизации вынуждены работать в условиях рынка, чтобы сохранить прежние объемы услуг, а это, конечно же, должно повысить качество услуг. 

– Что изменится в финансовом плане с внедрением системы ОСМС? 

– Как мы с Вами говорили, за последние 15 лет самый высокий уровень госрасходов был в 2009 году, составив 2,6 процента. Предполагалось, что с внедрением ОСМС мы вернемся к этому показателю и даже его обойдем и приблизимся к мировым стандартам. Эти планы и расчеты были до кризиса. В связи с кризисом ставки были снижены вдвое, чтобы бизнесу было легче. И в связи с этим система медицинского страхования сейчас может не дать всего того дополнительного пула средств, который бы закрыл всю потребность. Однако ОСМС позволит снизить затраты населения. Делая взнос в систему медицинского страхования, гражданин получает возможность за меньшие средства получить больший объем услуг. К примеру, максимальная сумма взносов на человека составляет 3600 тенге в месяц. При накоплении эта сумма составит 44 тысячи тенге в год. А, к примеру, лечение пневмонии обходится человеку в среднем в 100 тысяч тенге, физиологические неосложненные роды стоят 82000 тенге, операция по аортокоронарному шунтированию – 1,8 миллиона тенге.

 Вопрос увеличения зарплаты медработникам действительно стоит перед Министерством здравоохранения не первый год. Есть какие-то предпосылки к тому, что он все же будет решен в пользу служителей Гиппократа?

– Министерством здравоохранения был проведен анализ потребности в финансовых средствах на увеличение заработной платы медработников. Целью для себя мы ставили приведение заработной платы врача до уровня, превышаюшего среднюю зарплату по экономике в 1,5 раза. Также был проведен анализ по регионам и выявлена потребность в зависимости от покупательной способности этих регионов. То есть сколько нужно в том или ином регионе для того, чтобы повысить зарплату соразмерно, чтобы ценность зарплат в итоге была равномерной. Что такое, например, 200 тысяч тенге для Астаны и что значат эти деньги в Таразе? Это разные вещи. Но здесь, конечно, есть краеугольный камень – это изыскание средств на увеличение заработных плат. Поэтому в этой связи Министерством здравоохранения сейчас проводится работа по внедрению типового положения об оплате труда во всех медицинских организациях. Оно направлено на оптимизацию расходов внутри медорганизации с целью увеличения заработных плат медицинскому персоналу. Также планируется проведение пилота в 16 медицинских организациях по оценке их экономической эффективности с выработкой рекомендаций по оптимизации расходов.

 Зарина Мухтаровна, а какова средняя зарплата у медицинских работников в странах ОЭСР?

– Там оплата идет за оказанную услугу, то есть по факту. У врачей общей практики средняя зарплата составляет пять тысяч долларов, у узких специалистов порядка шести-семи тысяч. Это, конечно, выше нашего более чем в 10 раз. Но опять же нужно смотреть по паритету покупательной способности, что может там человек позволить себе за 10 тысяч долларов и что могут позволить себе наши врачи за свою зарплату в Казахстане. Если, например, эти потребительские корзины сравнить, то разница выходит в три раза. Но ведь это тоже немало. Поэтому сокращение этого разрыва – одна из приоритетных задач, которая стоит сейчас перед нашей системой здравоохранения.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться