/img/tv1.svg
RU KZ
Зерновой затор

Зерновой затор

Правительство прорабатывает системные меры по решению логистических проблем экспорта зерна.

12:27 13 Декабрь 2017 5163

Зерновой затор

Автор:

Ирина Севостьянова

Вновь возникшая в нынешнем сезоне проблема с дефицитом вагонов для перевозки зерна заставила правительство задуматься о системных мерах на опережение. Как заявил вице-министр сельского хозяйства Нуржан Альтаев, соответствующая рабочая группа с участием заинтересованных министерств и ведомств уже создана.

Сегодня ситуация с экспортом такова. По данным Минсельхоза, в декабре планируется экспортировать зерна и муки в зерновом эквиваленте порядка 1,3 миллиона тонн. Для чего необходимо будет только в декабре 16,5 тысячи вагонов. Это 11940 зерновозов и 4776 крытых вагонов.

При этом в октябре-ноябре наблюдался дефицит вагонного парка для отгрузки зерна. Основными причинами недостачи вагонов, как пояснил сам г-н Альтаев, стал ряд факторов.

«Во-первых, в текущем году был небывалый урожай в Российской Федерации – это примерно около 133 миллионов тонн, 90 миллионов – на Украине. Вследствие чего этот огромный объем зерна стал тоже идти на наши традиционные рынки – это Азербайджан в первую очередь, Грузия и Турция. И получилось так, что наше зерно и мука стали сосредоточиваться в основном на афганском рынке. Понятно, что, поскольку инфраструктура, в том числе на афганской стороне, не совсем соответствовала тому объему, который начал поступать из Казахстана, у нас именно на стыковых станциях образовались определенные заторы в это время. И у нас, конечно же, уменьшились оборот и возвратность вагонов именно с этого направления», – объясняет вице-министр.

По его данным, на сегодняшний день «на станции Галаба есть определенное количество вагонов, где-то около 3,5 тысячи, которые вовремя не могут вернуться, первые вагоны были отправлены примерно 4 ноября». Благодаря оперативным мерам в конце октября было привлечено дополнительно 2270 вагонов зерновозов из других стран, в результате чего уже в октябре увеличился экспорт с 900 тысяч тонн до 1,2 миллиона тонн по сравнению с прошлым годом. На сегодняшний день, по словам г-на Альтаева, «дополнительно привлечены еще 1000 вагонов, они до конца этой недели прибудут в Казахстан и уже войдут в оборот, еще 500 вагонов дополнительно планируется привлечь до нового года, еще 500 вагонов – до 10 января 2018 года».

По данным председателя правления АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Оралхана Кулакова, возможность экспортной перевозки железнодорожным транспортом на ежемесячной основе составляет в объеме зернового эквивалента 1,3 миллиона тонн, из них зерна – 800 тысяч тонн и муки – 320 тысяч тонн, при фактической перерабатывающей способности подъездных путей и графика работы элеваторов и ХПП, расположенности территориальных органов фитосанитарного и таможенного контроля от мест погрузки, а также возможностях выгрузки вагонов на приемных станциях Центральной Азии.

Впрочем, «КТЖ» со своей стороны принимает меры по поддержке отечественных экспортеров. Так, в рамках мероприятий по развитию Транскаспийского международного маршрута уже решен вопрос с железнодорожными администрациями Азербайджана, Грузии и Турции по установлению льготных тарифных условий для продвижения казахстанского экспорта через новую линию Карс – Ахалкалаки. В результате стоимость транспортировки зерна Кокшетау – Карск – Мерсин сократилась со 123 долларов за тонну до 90 долларов. За счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса «Курык» казахстанские мощности по перевалке на Каспии увеличатся с 16 до 26 миллионов тонн в год к 2018 году. Кроме того, появились новые возможности по экспорту зерна на Азербайджан, Грузию, Турцию и Италию в объеме 0,5-1 миллион тонн. По мнению г-на Кулакова, на данном направлении при установленных тарифных условиях можно существенно конкурировать с российскими черноморскими портами.

Впрочем, возникшая сейчас ситуация с дефицитом вагонов и нехваткой инфраструктурных мощностей может оказаться не просто разовой проблемой. Нуржан Альтаев констатировал, что сегодня в министерстве смотрят на перспективу и видят, где могут возникнуть проблемы.

«Мы видим, где образуются заторы, на каких станциях. Если, например, это Галаба, то нам нужно смотреть, возможно, нам прямо идти туда и строить свою перевалочную базу на Галабе. И второй вариант – это обходной путь через Туркменистан. Там тоже есть ряд вопросов, связанных с инфраструктурой. Но если мы эти вопросы добьем, в принципе, у нас будет два альтернативных пути», – отмечает он.

При этом есть вероятность, что подобные проблемы с нехваткой мощностей могут возникнуть и при расширении объемов экспорта в Китай.

«Мы понимаем, что для выработки мер и системного реагирования – это работа не одной организации. Поэтому мы уже сейчас создали комиссию, которая должна выработать системные меры, я думаю, мы до конца декабря эту работу завершим и уже в январе выйдем с системными предложениями», – заверил г-н Альтаев.

Ирина Севостьянова

Темп обновления сельхозтехники РК почти вдвое ниже минимального норматива

Средний износ парка сельхозмашин в Казахстане приблизился к 76%, что вдвое увеличивает фактические сроки проведения посевной и уборочной кампаний.

18 Сентябрь 2020 11:43 1428

Фото: elorda.info

Темп обновления парка сельхозтехники Казахстана по итогам 2018/19 года составил 3,5-4%, что значительно отстает от минимального технологического необходимого показателя в 6%. Об этом заявил, описывая текущее состояние отрасли, руководитель управления технического оснащения департамента производства и переработки растениеводческой продукции министерства сельского хозяйства РК Бахыт Ильясов.

Выступая на профильной секции VIII Форума Союза машиностроителей страны, он заявил о планах удвоения ежегодного оборота реализации сельхозтехники через лизинг с текущих 120 млрд до 250 млрд тенге, что позволит повысить темпы обновления до минимально необходимых 6%. На начало текущего года технологическая оснащенность отрасли АПК представляла 147 тыс. тракторов, 38 тыс. комбайнов, 4 тыс. посевных комплексов, 80 тыс. сеялок и 300 тыс. единиц кормозаготовительной и почвообрабатывающей техники.

Источник: министерство сельского хозяйства РК, 2020 год

Динамика имеющейся в наличии у фермеров техники с 2016 года показывает нисходящую динамику. Число тракторов за этот период сократилось на 7 тыс., зерноуборочных комбайнов – на 6,3 тыс., а сеялок – на 10,6 тыс., следует из данных министерства сельского хозяйства. При этом у 85% парка тракторов и 68% комбайнов срок эксплуатации превышает 10 лет, а средний износ парка сельхозмашин составляет 76%.

Источник: министерство сельского хозяйства РК, 2020 год

«Применение старой, изношенной техники приводит к увеличению сроков проведения сельхозработ. Так, уборка вместо положенных 20-25 дней проводится больше 60 дней, что, соответственно, приводит к потере урожая, дополнительным расходам ГСМ, оплате дополнительного труда, простою техники из-за неисправностей, допрасходам на сушку зерна и падению его качества и другое. Перед министерством стоит задача увеличить в течение пяти лет производительность труда в АПК и экспорт переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза. Повышать производительность необходимо в первую очередь путем технического переоснащения сельхозтоваропроизводителей», – подчеркнул Бахыт Ильясов.

Источник: министерство сельского хозяйства РК, 2020 год

Текущий арсенал господдержки АПК в части увеличения механизации труда включает в себя: инвестиционное субсидирование (через возмещение части затрат на покупку техники в размере 25-35%), субсидирование ставок по кредиту/лизингу (на 10 п.п., до фактически 7% годовых), а также предоставление сельхозтехники в лизинг.

По данным минсельхоза РК, с апреля текущего года основным игроком на рынке лизинга сельхозтехники стало АО «КазАгроФинанс» – порядка 80% оборота рынка. По итогам 2019 года объем лизинга через компанию в количественном выражении вырос на 72% (до 5885 единиц), а в денежном – на 61% (на сумму 99 млрд тенге). При этом основной объем лизинговых операций происходит с импортной техникой (78%).

Источник: министерство сельского хозяйства РК, 2020 год

При этом спрос на технику формируется исходя из размера агробизнеса, отметил представитель министерства. В частности, основными приобретателями сельхозтехники отечественной сборки и стран СНГ являются субъекты АПК, имеющие земельные участки площадью до 5 тыс. га, или так называемые мелкие и средние хозяйства; аграрии, имеющие земельные площади свыше 5 тыс. га приобретают в основном технику дальнего зарубежья.

Источник: министерство сельского хозяйства РК, 2020 год

Отрасль отечественного автосборочного сельхозмашиностроения по итогам 2019 года показала рост в денежном выражении на 44%, до 41,2 млрд тенге, заявляют в министерстве индустрии и инфраструктурного развития. За январь-июль 2020 года производство сельхозтехники в РК выросло на 16,1%, до 27,5 млрд тенге, включая 690 тракторов и 224 комбайна. Средний уровень локализации в отрасли, по данным министерства, составляет 36%. 

В структуре продаж, если верить МСХ, основной рост за первое полугодие текущего года идет по программе «Сделано в Казахстане» через АО «КазАгроФинанс» за счет средств Нацфонда в размере 20 млрд тенге. При этом, как уточнил председатель правления АО «БРК-Лизинг» Ринат Гаппаров, до конца текущего года в рамках антикризисных мер участие собственными средствами в приобретении сельхозтехники для аграриев снижено с 15% до нуля.

Султан Биманов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Министр уехал, а фермеры остались

Актюбинские аграрии в очередной раз бьют тревогу: АПК региона ждет бесперспективное будущее, если не будет кардинальных перемен в подходе к сельскому хозяйству.

07 Сентябрь 2020 08:03 14422

У Актюбинских аграриев, как и у их коллег в Казахстане, проблем хватает. В конце прошлой недели в регион приезжал глава минсельхоза Сапархан Омаров, который встретился с аграриями области. Инициатором встречи стал главный раздражитель сельскохозяйственного министерства – общественное движение (ОД) «Фермерский центр Актобе».

Даешь амнистию!

«Встреча с министром состоялась по нашей инициативе. Мы неоднократно говорили о том, что он должен сдержать свое слово, которое дал мне зимой. Я был у него на приеме в министерстве», – сказал ответственный секретарь общественного движения (ОД) «Фермерский центр Актобе» Александр Мандрыкин.

По его словам, вопросов задано было немало, и все они имеют системный характер. Но, кроме вопросов, аграрии выдвинули несколько инициатив. Впрочем, о них говорилось и говорится уже неоднократно.

«В первую очередь, нельзя решать все вопросы без учета мнения самих аграриев. Все программы в сфере сельского хозяйства надо принимать с обсуждением и участием самих фермеров. От нас всегда исходили конкретные предложения. Мы предлагали создать общественный совет при минсельхозе, куда входили бы по два человека от каждой области на период разработки и запуска той или иной аграрной программы. Один из главных вопросов, который мы хотим решить, – это фермерская амнистия. Не только фермеры Актюбинской области, но и наши коллеги из других регионов Казахстана. Фермерскую амнистию мы увязываем со сложной технологической схемой. Это большой и сложный вопрос. Я не понимаю, почему данная инициатива не идет сверху. В первую очередь стоит отметить, что крестьяне перегружены кредитами, – сказал ответсек ОД. – Мы пообещали министру расписать всю схему финансовой амнистии».

Кредитная кабала

Очень много фермеров «попали», приобретя в кредит или лизинг сельскохозяйственную технику и запасные части. Ведь не секрет, что в Казахстане это не производится. А вся техника покупается вроде бы и за тенге, но вот с привязкой к курсу той или иной валюты.

«В 2012 году трактор МТЗ стоил 2,5 млн тенге. Сейчас стоит 10 млн тенге. Дизтопливо стоило 50 тенге за литр, сегодня уже 170-200 тенге. Оптовая цена мяса (говядина) на тот момент – 1 тыс. тенге, сейчас около 1,5 тыс. тенге за кило. И с учетом инфляции сельчанин должен сдавать мясо оптом не ниже 3,5-4 тыс. тенге за килограмм. На вопрос министра: «А что вы предлагаете делать?» – мы предложили списать часть кредитов. Ведь на эти деньги мы не коттеджи строили и не роскошные автомобили для себя покупали, а брали скот, сельскохозяйственную технику», – привел довод глава КХ «Жаңа Тұрмыс» Марлен Баймагамбетов.

Реальные субсидии или блеф минсельхоза?

По поводу дороговизны сельхозтехники и странного подхода минсельхоза к субсидиям высказал свое мнение глава КХ «Марат» Марат Шарипов:

«Сейчас трактор МТЗ стоит 10 млн тенге. Но, по оценке министерства, для выплаты субсидий его цена не превышает 6,8 млн тенге. Трактор John Deere стоит 23 млн тенге. У минсельхоза на эту технику ограничение. Выплата субсидий делается из расчета не более 10 млн тенге за трактор. Получается, по закону субсидии выплачиваются из расчета 25% от стоимости техники. На деле же они превращаются в 10-15%».

«Надо менять ставки кредитов. 17% для сельского хозяйства – это очень много. Вообще, все мудрено как-то. Дают кредит под 17% годовых, потом 10% возвращают. Все это неправильно. Надо давать кредиты напрямую под 2-4% годовых. Как бы не хаяли советскую власть, но в то время кредиты дороже 2% нам не давали. А субсидии на технику в 25% – это блеф. Неправильно, когда нам предлагают ввести прямое финансирование, но при этом убрать субсидии. Надо восстановить прямое финансирование под 2-4% годовых и параллельно оставить субсидии – это мировая практика», – заметил директор ТОО «Кумкудык» Александр Чемоданов.

«Вот все это мы и называем фермерской амнистией. Нужно дойти до каждого фермера отдельно и просчитать его ситуацию», – подытожил ответсек ОД «Фермерский центр Актобе» Александр Мандрыкин.

P.S.: Глава минсельхоза пообещал аграриям решить все вопросы, отметив:

«Мы готовы создать общественный совет. Включим в него представителей от каждого региона. В будущем году завершается программа развития АПК 2017-2021 гг.. Сейчас мы готовим концепцию новой программы с учетом предложений регионов. Мы готовы рассмотреть все предложения».

На вопрос inbusiness.kz: «Довольны ли вы результатом?» – Александр Мандрыкин ответил:

«Нельзя принимать на веру скоротечные обещания. Сейчас ничего нет и будет в обозримом будущем. Нельзя принимать решения на основании обещаний. Решения же должны быть коллективными».

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!