Женис Касымбек: "Проблема номер один – состояние инженерной и дорожной инфраструктуры"

5836

Также нужно диверсифицировать экономику, чтобы моногорода не зависели от больших предприятий.

Женис Касымбек: "Проблема номер один – состояние инженерной и дорожной инфраструктуры"

Об этом 12 ноября в рамках пресс-конференции "О территориальном развитии в рамках послания главы государства" рассказал в службе центральных коммуникаций аким Карагандинской области.

Большую часть времени этого мероприятия Женис Касымбек отвечал на вопросы журналистов, причем стоит отметить, что на большую их часть ответы уже были "прошиты" в докладе. В том числе и на самый правильный из вопросов: "Назовите основные проблемы в регионе и как их будут решать?".

"Наш индустриальный регион имеет свою специфику, – отвечал глава региона. – У нас 11 городов, и девять из них – это моногорода, где живет почти 80% населения области, в которых нужно диверсифицировать экономику, чтобы эти города не зависели от больших предприятий. Номер один вижу проблему – это состояние инженерной инфраструктуры, и в первую очередь инфраструктуры ЖКХ. Плюс область большая – 426 тыс. кв. км, много населенных пунктов, находящихся в большой удаленности друг от друга, соответственно, дорожная инфраструктура тоже под большим вопросом".

А теперь подробнее. Начал Женис Касымбек ожидаемо с эпидемиологической обстановки в регионе, о которой Inbusiness.kz 9 ноября достаточно подробно рассказал в материале "Наш медбронепоезд стоит на запасном пути". Ниже представлены данные о готовности областной медицинской инфраструктуры ко второй волне коронавируса. (Все данные на слайдах приведены по данным акимата Карагандинской области).

Далее аким Карагандинской области подробно рассказал о социально-экономических итогах области за 10 месяцев. Согласно презентации, сегодня экономика региона по ключевым показателям развития демонстрирует положительную динамику.

Как видно из инфографики – в минусе торговля и особенно транспорт, для которых введенные весной-летом ограничения стали настоящим объявлением войны.

А вот для производителей лекарств пандемия COVID-19 – это мать родная, вскормившая своей коронавирусной грудью региональную фармацевтическую промышленность так, что та втрое прибавила в весе.

Возможно, именно из-за располневшего фармпрома поступления в местный бюджет по сравнению с прошлым годом увеличились на 22,6%, что больше запланированного на 6,3%.

В 2021 году власти Карагандинской области ставят перед собой задачу обеспечить рост экономики на 3,4%, в том числе за счет роста в сельском хозяйстве на 6,5%, а в промышленности на 3,2%. Доля последней в валовом региональном продукте области занимает более 50%.

"Системообразующие предприятия "АрселорМиттал Темиртау" и "Корпорация Казахмыс" работают стабильно, при этом на мировых рынках отмечается рост стоимости меди и стали. По итогам года планируем обеспечить положительную динамику до 103 %", – отметил Женис Касымбек.

Автор не может не отметить следующий факт: благодаря "талантам самых эффективных иностранных менеджеров", бывший Карметкомбинат работает вполовину своей проектной мощности, которая составляет 5,7 млн тонн стали в год. Но так плохо АМТ работает не из-за пандемии коронавируса, а из-за удручающего состояния оборудования, модернизировать которое, поднявшийся благодаря Кармету из грязи в князи Миттал, совершенно не собирается.

Но вернемся к хорошим новостям, тем более, что нам уже давно пора уходить от зависимости от крупных системообразующих предприятий.

"В настоящее время в области реализуется 45 новых инвестпроектов (около 2 трлн тенге) с созданием более 12,5 тыс. рабочих мест, причем 20 проектов – с участием иностранных инвесторов. До конца года запустим 11 новых производств на 203 млрд тенге с созданием более 2,5 тысяч высокопроизводительных постоянных рабочих мест", – заявил глава региона.

Еще из хороших новостей – в региональном машиностроении появились новые точки роста.

"В Сарани на базе бывшего завода РТИ продолжается реализация проекта по производству автобусов и спецтехники с участием мирового лидера китайской компании Yutong. Первый автобус выйдет с конвейера в конце этого года. Также, на базе РТИ идет активная подготовка площадки для реализации проекта по производству автомобильных шин совместно с транснациональной компанией "Татнефть" мощностью 3,5 млн шин в год.

Строительство завода начнем в марте 2021 года. Запуск этих проектов положительно отразится на диверсификации экономики области и увеличит долю машиностроения в 2 раза", – проинформировал Женис Касымбек.

Аграрии области тоже не спят: за счет роста производства продукции растениеводства ИФО сельхозпроизводства за 10 месяцев составил 104,6%. Но и животноводство в регионе развивается стабильно, увеличивая поголовье скота и производство продукции: мясо на 105,3%, молоко на 104,0%.

"В этом году собрали неплохой урожай, намолотили более миллиона тонн зерновых, две трети из которой – высококачественная пшеница, при средней урожайности 11,3 ц/га. Это на 22,6% больше уровня 2019 года. Все 126 овоще-картофелехранилищ области общим объемом 245,1 тыс. тонн заполнены. Также, созданы резервный и стабфонды зерна (36,3 тыс. тонн), картофеля (4 051 тонн) и овощей (660 тонн). В целом, на сегодняшний день в области дефицита продовольственных товарах нет", – заявил глава региона.

Говоря о малом и среднем бизнесе, Женис Касымбек отметил, что секторы торговли и сферы услуг оказались в сложной ситуации: "Половина субъектов МСБ в период ЧП и карантина работали в ограниченном режиме в Караганде".

"Тем не менее, благодаря поддержке государства, МСБ области обеспечил рост выпуска продукции на 4%. В результате нам удалось сохранить численность занятых в этом секторе, а это более 35% экономически активного населения области. Создано 2200 постоянных рабочих мест. Восстановление бизнеса к прежним темпам роста в 10-15% планируем обеспечить за счет активного вовлечения предпринимателей к реализации госпрограмм.

Хочу отметить, что многие воспользовались карантином, чтобы изменить свой сервис и перейти на онлайн-торговлю и доставку. По итогам года ожидаем рост электронной торговли не менее, чем в 3 раза", – отметил глава Карагандинской области.

По итогам 10 месяцев объемы строительных работ в регионе за счет темпов возведения жилья составили 105,5%, в том числе сам темп ввода жилья увеличился на 10,3% или на 391,6 тыс. кв. метров жилья.

"На сегодняшний день 34 766 граждан стоят в очереди на получение жилища из государственного жилищного фонда. За 10 месяцев количество очередников снизилось на 6%, программой "Бақытты отбасы" воспользовались 560 семей. В текущем году 1256 семей обеспечено жильем, в том числе, арендным для социально-уязвимых слоев населения – 426 квартир, арендным для многодетных семей – 360, кредитным жильем – 429, арендным из существующего жилфонда – 41 квартира. До конца года планируется обеспечить квартирами еще 1420 семей. В планах 2021 года построить не менее 550 тыс. кв. м. жилья", – пояснил Женис Касымбек.

С 25 сентября текущего года Карагандинская область вошла в отопительный сезон, все 8 станций региона работают в штатном режиме.

"Продолжается реализация проектов в рамках госпрограмм "Нурлы жер", "Нурлы Жол", развитию моногородов и ДКЗ по обеспечению населения централизованными питьевой водой и водоотведением. Остро стоял вопрос стабильного качественного водоснабжения Жезказгана и Сатпаева. Сейчас за счет средств "Казахмыса" завершено строительство 1 км резервного водовода с Кенгирского водохранилища. До конца года будет разработан проект на реконструкцию Уйтас-Айдосского водовода. Кроме того, реализуются проекты строительства и реконструкции Эскулинского водовода", – отметил аким области.

Что же касается газификации в Караганде, Темиртау и Жезказгане, то в текущем году завершается строительство первых пусковых комплексов.

По словам главы региона, подача газа начнется после передачи сетей в АО "КазТрансГаз Аймак" и утверждении тарифа в 2021 году. В том же году планируется начало строительства вторых пусковых комплексов в вышеуказанных городах. Будут подключены 2 377 индивидуальных жилых дома в Караганде, 275 в Жезказгане и 1 220 в Темиртау. Кроме того, при поддержке финансирования начнется строительство сетей газоснабжения в Жанааркинском, Осакаровском районах, Сарани и Шахтинске.

К сказанному стоит добавить необходимость создания в самом ближайшем времени газотехнической инспекции, которая бы строго следила за разрастающимся газовым хозяйством.

Основным автодорожным проектом для региона является реализация транспортного коридора "Центр-Юг". В частности, ведутся активные работы по реконструкции дороги от Караганды до границы Жамбылской области "Караганда-Балхаш" – 363 км, и "Балхаш – Бурылбайтал" – 150 км.

"В следующем году Мининдустрии планирует завершить строительство и обустройство автобана от Караганды до Балхаша. Пока проблемными направлениями для региона остаются автодороги республиканского значения "Караганда-Каркаралинск" (303 км), "Кызылорда-Жезказган" (208 км), "Жезказган-Караганда" (513 км) и "Жезказган-Аркалык" (125 км). По автомобильным дорогам местной сети в текущем году вдвое увеличены объемы финансирования и ремонтных работ, охвачены все города и районы нашей области: 2019 год – 21,2 млрд тенге, 2020 год – 46 млрд тенге. Работа в данном направлении будет продолжена", – заверил Женис Касымбек.

Совершенно понятно, что от состояния автомобильных дорог зависит как развитие самих регионов, так и прогресс в формировании туристического кластера.

С образованием в Карагандинской области – техническим его оснащением, судя по докладу, не хуже чем в целом по стране.

Как в прошлые времена перед Новым годом в города приходили автопоезда с апельсинами, так и недавно в область пришла фура с ноутбуками для школ. Но совершенно понятно, что народ сейчас интересует не оснащенность учреждений образования компьютерами, а возможность для детей получать полноценное очное образование. Особенно это касается выпускных классов. Но решение данного вопроса находится вне компетенции местных властей, а министерство образования во время карантина умывает руки, кивая на директоров школ.

Аким Карагандинской области еще остановился на вопросах экологии, в частности на Комплексном плане по улучшении экологической обстановки в области, а также газификации "АрселорМиттал Темиртау" и "Казахмыса".

Будем надеяться, что как и заявлено, в ближайшие три года вредные выбросы в регионе будут сокращены на 30%.

Олег И. Гусев


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться