/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 185,19 Пшеница 465,40
Женский вопрос, молодые конкурсанты и победа казахского кино: все о XV кинофестивале «Евразия»

Женский вопрос, молодые конкурсанты и победа казахского кино: все о XV кинофестивале «Евразия»

Inbusiness.kz побывал на XV, юбилейном кинофестивале «Евразия» и оценил, как изменился самый большой кинофестиваль в Казахстане в этом году.

09 Июль 2019 16:49 8608

Женский вопрос, молодые конкурсанты и победа казахского кино: все о XV кинофестивале «Евразия»

Автор: Фото: Галия Байжанова

Юбилейный сезон «Евразии» оказался для кинофестиваля переломным. Хотя бы потому, что в этом году сменился оргкомитет фестиваля. К примеру, на этот раз одним из организаторов кинофестиваля стала новая, только что созданная структура – Государственный центр поддержки национального кино, которая после принятого в Казахстане в январе этого года закона о кинематографии стала главным игроком в отечественной киноиндустрии. Если раньше бюджетные средства, выделяемые Министерством культуры на фильмы, распределялись через «Казахфильм», то теперь отбор кинопроектов и дальнейшее распределение средств для картин, претендующих на государственный бюджет, будет проходить в первую очередь через эту организацию. Ее возглавил Андрей Хазбулатов.

Оказывается, теперь на поддержку от Министерства культуры смогут претендовать не только государственная кинокомпания и телеканалы, но и частные организации, чьи фильмы могут получить статус национальных. При наличии частичных средств на производство кино независимые продюсеры, в том числе работающие и с иностранными кинематографическими организациями, имеют возможность обращаться за финансированием и получать часть своего бюджета от государства. Главное, чтобы большая часть команды состояла из казахстанцев и фильм соответствовал нашим национальным интересам.

В полном же объеме теперь будут финансироваться только социально значимые картины.

«В первую очередь, это исторические фильмы, направленные на воспитание подрастающего поколения, патриотическое кино, фильмы-события, документальные, анимационные и дебютные картины», – отметила на пресс-конференции, где презентовали закон о кинематографии, директор Департамента юридической службы, и. о. ответственного секретаря Министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитова.

Поскольку Государственный центр поддержки национального кино займется еще и промоушеном казахстанских фильмов и привлечением иностранных инвесторов, то в деловую программу «Евразии» были внесены изменения и организованы специальные мероприятия. К примеру, в рамках кинофестиваля был проведен питчинг проектов, ориентирующихся на копродукцию с другими странами, а также был устроен так называемый фэм-тур для продюсеров из США, Новой Зеландии, Великобритании, которые успели посетить три региона Казахстана (Нур-Султан, Алматы и Алматинская область, Актау и Мангистауская область) и смогли оценить богатство казахстанских локаций. Для чего организован такой тур? Для рекламы нашей природы и городов. Дело в том, что по недавно принятому закону о кинематографии для иностранных кинокомпаний в Казахстане начнет работу система рибейтов, то есть возврата до 30% потраченных средств на создание кино. Условие ясное – содержание снятого должно быть хотя бы частично казахстанским, в фильме должны работать наши специалисты, а проект должен быть не дешевле миллиона долларов.

Новый президент кинофестиваля – Ермек Турсунов

Одним из новшеств стало и то, что теперь фестиваль делает и команда известного кинорежиссера Ермека Турсунова. Естественно, это самым прямым образом отражается и на программе фестиваля, и на приглашенных гостях, и самих мероприятиях. Ермек Турсунов не раз говорил, что собирается сделать «Евразию» рабочей, имея в виду, что десанта иностранных звезд – киноактеров и режиссеров, как в былые годы, теперь не будет. Поэтому гостей из-за границы, которых раньше приглашали только на красные дорожки, было мало. Это российские актеры Антон Макарский, Дмитрий Дюжев и очень популярная звезда турецких сериалов Бурак Озчивит, самая известная работа которого была в сериале «Великолепный век». И хотя некоторые гости узнали о существовании этого горячо любимого массами красавца буквально перед его визитом – все-таки аудитории ценителей фестивального кино и популярных сериалов разные, простые зрители остались довольны. Они оккупировали гостиницу и пресс-зал, где давал пресс-конференцию г-н Озчивит, а красную дорожку в день открытия и вовсе чуть было не смели, так хотели с ним сфотографироваться – такого ажиотажа «Евразия» не знала. Он затмил даже известный прошлогодний мем – Николаса Кейджа в казахском чапане.

Конкурсная программа

Основной конкурс «Евразии» состоял из 12 картин, открытых в большинстве своем другими фестивалями: Каннским (из его программы было три фильма), Берлинским (две ленты), Московским (также две картины), Пусанским (одна драма). Зато в конкурсе было довольно много молодых режиссеров: в «Евразии» приняли участие картина 28-летнего россиянина Кантемира Балагова «Дылда», 26-летнего крымского татарина из Украины Наримана Алиева «Возвращение домой». По 36 лет казахстанцу Фархату Шарипову (его картина «Тренинг личностного роста» и получила гран-при «Евразии»), кыргызстанцу Бекзату Пирматову, который привез изящную драму «Аврора», а также якутке Любови Борисовой, которая представила симпатичную картину «Надо мной солнце не садится» (фильм получил спецприз жюри «Евразии»).

И хотя остальные участники чуть старше, средний возраст участников конкурса «Евразии» – чуть меньше или около 40 лет, у большинства из них пока по паре-другой фильмов. Самый маститый и старший здесь – знаменитый кореец, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля этого года за фильм «Паразиты» Пон Чжун Хо (на «Евразии» его отметили призом за режиссуру). Он, как и известный в фестивальных кругах немец турецкого происхождения Фатих Акин, несколько отличался от остальных конкурсантов. Оба из совершенно другой весовой категории.

Еще одна особенность конкурсантов «Евразии» – это сразу четыре женщины-режиссера. Поэтому женский вопрос здесь встал остро: что может позволить женщина в XXI веке? Имеет ли она право на сексуальную свободу, как во французской картине «Алиса», и может ли она быть сама сексуальным агрессором, как в скандинавском фильме «Королева сердец»? А что, если это она изменяет, а не он, как это часто показывают в фильмах? (Израильский актер Йорам Толедано из фильма «Эхо», исследовавший проблему получил на «Евразии» приз за главную мужскую роль.) Способна ли женщина соревноваться наравне с мужчинами, как в македонской драме «Бог есть, и имя ее Петруния»? И что из этого может получиться? Интересно, что женский вопрос исследуют и мужчины: Кантемир Балагов (его картина, кстати, получила приз NETPAC – от сети, занимающейся продвижением азиатского кино), и Бекзат Пирматов.

Закрытые премьеры: байопик «Бекзат» и новый фильм Ермека Турсунова «Шыракшы»

В этом году на кинофестивале «Евразия» провели сразу два закрытых показа, одним из которых стал фильм производства телеканал «Хабар» – «Бекзат». Он посвящен небольшой, но яркой жизни известного боксера, чемпиона Олимпийских игр в Сиднее Бекзата Саттарханова, который трагически ушел из жизни в 20 лет, всего спустя четыре месяца после победы и за 15 минут до Нового, 2001 года.

На премьере присутствовали родители спортсмена, а также министр информации и общественного развития Даурен Абаев, известный боксер, олимпийский чемпион и председатель Комитета по делам спорта и физической культуры Серик Сапиев, а также их многочисленные коллеги и юные воспитанники казахстанской боксерской школы.

В итоге, «Бекзат» – это пример патриотического спортивного кино, главным козырем которого стала сама судьба чемпиона, его харизма, настоящий бойцовский характер и даже индивидуальные особенности организма. Допустим здесь спойлер – первые зрители, к примеру, узнали, что Бекзату было легче переносить нагрузки, чем остальным: природа одарила его недюжинным здоровьем, оказывается, пульс у него не сбивался даже тогда, когда остальные парни держались из последних сил.

Фильм готовили к выходу долго, интерес к проекту демонстрировали многие казахстанские режиссеры, но в итоге, режиссером-постановщиком биографического фильма выступил Мурат Бидосов, а сценарий к картине написал Сержан Закерулы. Главная роль досталась профессиональному молодому актеру Самату Азимкулову, который сам является дважды чемпионом Казахстана по кикбоксингу. В ленте также сыграли Дулыга Акмолда, Галымбек Оспанов, Мурат Жарылкасынов, Майра Макулбекова, Куаныш Мукатай, Бакдаулет Шаймахан. Оценить киноленту «Бекзат», снятую в Алматы, Туркестане и Стамбуле зрители смогут осенью – сначала картина выйдет в большой прокат, после чего будет телевизионная 5-серийная версия ленты.

«Шыракшы» Ермека Турсунова

Также в рамках «Евразии» состоялся закрытый показ фильма Ермека Турсунова «Шыракшы» («Хранитель»), чья мировая премьера состоялась в июне в основном конкурсе Шанхайского кинофестиваля. Фильм рассказывает историю солдата, который возвращается с войны со старым кинопроектором. Это подарок от старика-немца, вся семья которого погибла при бомбежке. До конца своих дней солдат уже не расстается с кинопроектором и станет для односельчан – Тарзан-ата, дедушкой, который привозит им в аул самое лучшее кино, от любимого народом старого «Тарзана» до вечной классики вроде «Огней большого города «Чарли Чаплина, «Гамлета» Лоуренса Оливье и авангардного «Андалузского пса» Луиса Бунюэля.

Новый фильм Ермека Турсунова состоит из привычных ему фигур, здесь также, как и в других его фильмах есть юмор, а также носитель добра – немец, хранитель традиций – шал (старик) и новое поколение – маленький мальчик. Только здесь он не любитель футбола как в «Шале», а фанат кино. Сам Ермек перед просмотром пошутил – мол, кто знает его шала Ерболата Тогузакова (из одноименного фильма «Шал»?). Оказалось, все. «Так вот – Мурат-ага (актер Мурат Мукажанов), это новый шал!», – посмеялся он. Так оно и получилось, новый актер, открытый Ермеком получился у него и обаятельным аташкой – он приезжает открывать чабанам мир большого кино, смешно интерпретирует сцены из мировой классики и несет искусство на языке понятному сотруднику совхоза. И одновременно умудряется быть трагической фигурой – сам он никак не устроил за все время свою личную жизнь, да и его время пленочного кино, которое можно возить вместе с проектором уходит.

Поскольку в фильме присутствует и любовная линия – Ермека как режиссера всегда интересовали чувства, в том числе и то, как они меняются на закате лет (комедия «Кемпiр») в картине снялась видная «невеста», знаменитая русская актриса Нина Устатова. «Шыракшы» обязательно выйдет в казахстанский прокат, поэтому оценить ее юмор, а также вместе с автором констатировать, что территории у истинного кино становится все меньше и меньше, вы сможете сами.

Что касается «Евразии», то гостей традиционно ждут теперь в следующем году.

Галия Байжанова 

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/4NtuAF35.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/4YZXQbX3.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/Dzq8bh6T.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/QuNhAqZv.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/i84NcoIN.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/1HTxH3N3.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/YRTbMJPp.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/DVka012s.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/mLHgLU5t.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/b25z4QmT.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/rulDXqFi.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/WBzYQb7J.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/FEJxUea6.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/IhQLpCRr.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/bNKsDn2Z.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/klcCbpLW.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/2A8rf2S4.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: