/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 404,07 Hang Seng 27 972,17
KASE 2 341,93 РТС 1 539,27
FTSE 100 7 427,08 Пшеница 544,40
Женский вопрос, молодые конкурсанты и победа казахского кино: все о XV кинофестивале «Евразия»

Женский вопрос, молодые конкурсанты и победа казахского кино: все о XV кинофестивале «Евразия»

Inbusiness.kz побывал на XV, юбилейном кинофестивале «Евразия» и оценил, как изменился самый большой кинофестиваль в Казахстане в этом году.

09 Июль 2019 16:49 10725

Женский вопрос, молодые конкурсанты и победа казахского кино: все о XV кинофестивале «Евразия»

Автор: Фото: Галия Байжанова

Юбилейный сезон «Евразии» оказался для кинофестиваля переломным. Хотя бы потому, что в этом году сменился оргкомитет фестиваля. К примеру, на этот раз одним из организаторов кинофестиваля стала новая, только что созданная структура – Государственный центр поддержки национального кино, которая после принятого в Казахстане в январе этого года закона о кинематографии стала главным игроком в отечественной киноиндустрии. Если раньше бюджетные средства, выделяемые Министерством культуры на фильмы, распределялись через «Казахфильм», то теперь отбор кинопроектов и дальнейшее распределение средств для картин, претендующих на государственный бюджет, будет проходить в первую очередь через эту организацию. Ее возглавил Андрей Хазбулатов.

Оказывается, теперь на поддержку от Министерства культуры смогут претендовать не только государственная кинокомпания и телеканалы, но и частные организации, чьи фильмы могут получить статус национальных. При наличии частичных средств на производство кино независимые продюсеры, в том числе работающие и с иностранными кинематографическими организациями, имеют возможность обращаться за финансированием и получать часть своего бюджета от государства. Главное, чтобы большая часть команды состояла из казахстанцев и фильм соответствовал нашим национальным интересам.

В полном же объеме теперь будут финансироваться только социально значимые картины.

«В первую очередь, это исторические фильмы, направленные на воспитание подрастающего поколения, патриотическое кино, фильмы-события, документальные, анимационные и дебютные картины», – отметила на пресс-конференции, где презентовали закон о кинематографии, директор Департамента юридической службы, и. о. ответственного секретаря Министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитова.

Поскольку Государственный центр поддержки национального кино займется еще и промоушеном казахстанских фильмов и привлечением иностранных инвесторов, то в деловую программу «Евразии» были внесены изменения и организованы специальные мероприятия. К примеру, в рамках кинофестиваля был проведен питчинг проектов, ориентирующихся на копродукцию с другими странами, а также был устроен так называемый фэм-тур для продюсеров из США, Новой Зеландии, Великобритании, которые успели посетить три региона Казахстана (Нур-Султан, Алматы и Алматинская область, Актау и Мангистауская область) и смогли оценить богатство казахстанских локаций. Для чего организован такой тур? Для рекламы нашей природы и городов. Дело в том, что по недавно принятому закону о кинематографии для иностранных кинокомпаний в Казахстане начнет работу система рибейтов, то есть возврата до 30% потраченных средств на создание кино. Условие ясное – содержание снятого должно быть хотя бы частично казахстанским, в фильме должны работать наши специалисты, а проект должен быть не дешевле миллиона долларов.

Новый президент кинофестиваля – Ермек Турсунов

Одним из новшеств стало и то, что теперь фестиваль делает и команда известного кинорежиссера Ермека Турсунова. Естественно, это самым прямым образом отражается и на программе фестиваля, и на приглашенных гостях, и самих мероприятиях. Ермек Турсунов не раз говорил, что собирается сделать «Евразию» рабочей, имея в виду, что десанта иностранных звезд – киноактеров и режиссеров, как в былые годы, теперь не будет. Поэтому гостей из-за границы, которых раньше приглашали только на красные дорожки, было мало. Это российские актеры Антон Макарский, Дмитрий Дюжев и очень популярная звезда турецких сериалов Бурак Озчивит, самая известная работа которого была в сериале «Великолепный век». И хотя некоторые гости узнали о существовании этого горячо любимого массами красавца буквально перед его визитом – все-таки аудитории ценителей фестивального кино и популярных сериалов разные, простые зрители остались довольны. Они оккупировали гостиницу и пресс-зал, где давал пресс-конференцию г-н Озчивит, а красную дорожку в день открытия и вовсе чуть было не смели, так хотели с ним сфотографироваться – такого ажиотажа «Евразия» не знала. Он затмил даже известный прошлогодний мем – Николаса Кейджа в казахском чапане.

Конкурсная программа

Основной конкурс «Евразии» состоял из 12 картин, открытых в большинстве своем другими фестивалями: Каннским (из его программы было три фильма), Берлинским (две ленты), Московским (также две картины), Пусанским (одна драма). Зато в конкурсе было довольно много молодых режиссеров: в «Евразии» приняли участие картина 28-летнего россиянина Кантемира Балагова «Дылда», 26-летнего крымского татарина из Украины Наримана Алиева «Возвращение домой». По 36 лет казахстанцу Фархату Шарипову (его картина «Тренинг личностного роста» и получила гран-при «Евразии»), кыргызстанцу Бекзату Пирматову, который привез изящную драму «Аврора», а также якутке Любови Борисовой, которая представила симпатичную картину «Надо мной солнце не садится» (фильм получил спецприз жюри «Евразии»).

И хотя остальные участники чуть старше, средний возраст участников конкурса «Евразии» – чуть меньше или около 40 лет, у большинства из них пока по паре-другой фильмов. Самый маститый и старший здесь – знаменитый кореец, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля этого года за фильм «Паразиты» Пон Чжун Хо (на «Евразии» его отметили призом за режиссуру). Он, как и известный в фестивальных кругах немец турецкого происхождения Фатих Акин, несколько отличался от остальных конкурсантов. Оба из совершенно другой весовой категории.

Еще одна особенность конкурсантов «Евразии» – это сразу четыре женщины-режиссера. Поэтому женский вопрос здесь встал остро: что может позволить женщина в XXI веке? Имеет ли она право на сексуальную свободу, как во французской картине «Алиса», и может ли она быть сама сексуальным агрессором, как в скандинавском фильме «Королева сердец»? А что, если это она изменяет, а не он, как это часто показывают в фильмах? (Израильский актер Йорам Толедано из фильма «Эхо», исследовавший проблему получил на «Евразии» приз за главную мужскую роль.) Способна ли женщина соревноваться наравне с мужчинами, как в македонской драме «Бог есть, и имя ее Петруния»? И что из этого может получиться? Интересно, что женский вопрос исследуют и мужчины: Кантемир Балагов (его картина, кстати, получила приз NETPAC – от сети, занимающейся продвижением азиатского кино), и Бекзат Пирматов.

Закрытые премьеры: байопик «Бекзат» и новый фильм Ермека Турсунова «Шыракшы»

В этом году на кинофестивале «Евразия» провели сразу два закрытых показа, одним из которых стал фильм производства телеканал «Хабар» – «Бекзат». Он посвящен небольшой, но яркой жизни известного боксера, чемпиона Олимпийских игр в Сиднее Бекзата Саттарханова, который трагически ушел из жизни в 20 лет, всего спустя четыре месяца после победы и за 15 минут до Нового, 2001 года.

На премьере присутствовали родители спортсмена, а также министр информации и общественного развития Даурен Абаев, известный боксер, олимпийский чемпион и председатель Комитета по делам спорта и физической культуры Серик Сапиев, а также их многочисленные коллеги и юные воспитанники казахстанской боксерской школы.

В итоге, «Бекзат» – это пример патриотического спортивного кино, главным козырем которого стала сама судьба чемпиона, его харизма, настоящий бойцовский характер и даже индивидуальные особенности организма. Допустим здесь спойлер – первые зрители, к примеру, узнали, что Бекзату было легче переносить нагрузки, чем остальным: природа одарила его недюжинным здоровьем, оказывается, пульс у него не сбивался даже тогда, когда остальные парни держались из последних сил.

Фильм готовили к выходу долго, интерес к проекту демонстрировали многие казахстанские режиссеры, но в итоге, режиссером-постановщиком биографического фильма выступил Мурат Бидосов, а сценарий к картине написал Сержан Закерулы. Главная роль досталась профессиональному молодому актеру Самату Азимкулову, который сам является дважды чемпионом Казахстана по кикбоксингу. В ленте также сыграли Дулыга Акмолда, Галымбек Оспанов, Мурат Жарылкасынов, Майра Макулбекова, Куаныш Мукатай, Бакдаулет Шаймахан. Оценить киноленту «Бекзат», снятую в Алматы, Туркестане и Стамбуле зрители смогут осенью – сначала картина выйдет в большой прокат, после чего будет телевизионная 5-серийная версия ленты.

«Шыракшы» Ермека Турсунова

Также в рамках «Евразии» состоялся закрытый показ фильма Ермека Турсунова «Шыракшы» («Хранитель»), чья мировая премьера состоялась в июне в основном конкурсе Шанхайского кинофестиваля. Фильм рассказывает историю солдата, который возвращается с войны со старым кинопроектором. Это подарок от старика-немца, вся семья которого погибла при бомбежке. До конца своих дней солдат уже не расстается с кинопроектором и станет для односельчан – Тарзан-ата, дедушкой, который привозит им в аул самое лучшее кино, от любимого народом старого «Тарзана» до вечной классики вроде «Огней большого города «Чарли Чаплина, «Гамлета» Лоуренса Оливье и авангардного «Андалузского пса» Луиса Бунюэля.

Новый фильм Ермека Турсунова состоит из привычных ему фигур, здесь также, как и в других его фильмах есть юмор, а также носитель добра – немец, хранитель традиций – шал (старик) и новое поколение – маленький мальчик. Только здесь он не любитель футбола как в «Шале», а фанат кино. Сам Ермек перед просмотром пошутил – мол, кто знает его шала Ерболата Тогузакова (из одноименного фильма «Шал»?). Оказалось, все. «Так вот – Мурат-ага (актер Мурат Мукажанов), это новый шал!», – посмеялся он. Так оно и получилось, новый актер, открытый Ермеком получился у него и обаятельным аташкой – он приезжает открывать чабанам мир большого кино, смешно интерпретирует сцены из мировой классики и несет искусство на языке понятному сотруднику совхоза. И одновременно умудряется быть трагической фигурой – сам он никак не устроил за все время свою личную жизнь, да и его время пленочного кино, которое можно возить вместе с проектором уходит.

Поскольку в фильме присутствует и любовная линия – Ермека как режиссера всегда интересовали чувства, в том числе и то, как они меняются на закате лет (комедия «Кемпiр») в картине снялась видная «невеста», знаменитая русская актриса Нина Устатова. «Шыракшы» обязательно выйдет в казахстанский прокат, поэтому оценить ее юмор, а также вместе с автором констатировать, что территории у истинного кино становится все меньше и меньше, вы сможете сами.

Что касается «Евразии», то гостей традиционно ждут теперь в следующем году.

Галия Байжанова 

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/4NtuAF35.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/4YZXQbX3.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/Dzq8bh6T.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/QuNhAqZv.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/i84NcoIN.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/1HTxH3N3.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/YRTbMJPp.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/DVka012s.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/mLHgLU5t.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/b25z4QmT.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/rulDXqFi.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/WBzYQb7J.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/FEJxUea6.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/IhQLpCRr.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/bNKsDn2Z.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/klcCbpLW.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/2A8rf2S4.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Адильхан Ержанов: «Я хотел создать крепкий сюжет»

Казахстанский кинорежиссер о фильме «Черный, черный человек».

07 Февраль 2020 08:21 1898

Адильхан Ержанов: «Я хотел создать крепкий сюжет»

В массовый казахстанский прокат вышел фильм Адильхана Ержанова «Черный, черный человек». За свое творение казахстанский режиссер получил «азиатский Оскар» в номинации «Лучший режиссер». В интервью корреспонденту inbusiness.kz Адильхан Ержанов рассказал о том, что стало определяющим для сюжета, почему он не ждет больших сборов в прокате, и готовности казахстанского зрителя к авторскому кино.

– Адильхан, Вы являетесь сосценаристом этого фильма. Почему была выбрана именно эта история? Что вас вдохновило на ее создание?

– Наверное, как и любому кинематографисту, мне нравится Альфред Хичкок и его формула саспенса (Саспенс» (англ. suspense) – беспокойство, приостановка, а латинский глагол suspendere переводится как «подвешивать»). Я всегда мечтал сделать фильм, где саспенс будет определяющим для сюжета. Когда-то я прочитал рассказ американского автора, о человеке, которого собираются линчевать. Мне показались интересными взаимоотношения полицейского и местного жителя, которого пытается защитить шериф. Мне же захотелось немного другой истории, где весь фильм главный герой находится между дилеммой – убивать или нет. Я подумал, что если смогу показать метаморфозу героя, его эволюцию, то выполню свою задачу. А остальное было уже дело техники. При переносе подобного сюжета на наши реалии, естественно, появляется и социальный фон, и какая-то правда жизни. Но изначально у меня не было цели сделать социальную историю, я хотел создать крепкий сюжет.

– В чем уникальность этой кинокартины для Вас, как для режиссера?

– Конечно, подобных сюжетов было много, и я не думаю, что изобрел что-то новое в эстетике. Свою работу оценить сложно, но самое оригинальное, что есть в картине, на мой взгляд, это дуга характера главного героя, его развитие. Все концентрируется на нем. Неотрывно мы следим за тем, как в подробностях, детально меняется его характер. При этом главный герой явно нигде не показывает своих изменений. Все происходит внутри, в подтексте. Сюжет фильма классицистский, с некоторыми нарушениями, но единство места, времени и действия остается. Мы не переключаемся ни на что другое и идем вслед за персонажем.

– В «Ласковом безразличии мира» художественная реальность вкраплена в настоящую жизненную реальность. В детективной истории «Черный, черный человек» также уживаются два этих мира?

– Это более реалистичное по форме кино. Здесь нет той доли условности, которая присутствовала в «Ласковом безразличии мира». Но в самой эстетике фильма есть какой-то намек на то, что фильм является фильмом. В этом смысле есть некий постмодернизм. И, мне кажется, я уже ни в одной работе не смогу избавиться от этого налета условности. Я думаю, любой фильм должен обладать какой-то условностью. Кино без стиля – это не очень интересно.

– Каков бюджет фильма? Он снимался полностью на инвестиции Astana Film Fund или в нем также есть доля участия других финансовых источников?

– Бюджет фильма – $50 тыс., и это полностью инвестиции Astana Film Fund. Мне кажется, это один из самых маленьких бюджетов в нашем казахстанском производстве. Мы выиграли питчинг на Almaty Film Festival и благодаря этому сняли фильм.

– Сколько времени заняло создание фильма?

 Над сценарием я думал очень долго. Первая сценарная наработка была лет пять назад. Это была совсем другая история. Единственный фабульный стержень, который остался, это то что местного дурочка пытаются линчевать. Дальше все развилось в историю о следователе. Где-то за три месяца я доработал сценарий. Снимали фильм в течение месяца, из них 11 съемочных дней. Съемки шли через день. В промежутках готовились и репетировали.

– На какой охват аудитории вы рассчитываете?

– Мне кажется, для аудитории это непривычный жанр. Все-таки зритель, вообще, не очень любит мрачные фильмы, и не только в нашей стране. В той же Италии с американскими фильмами могут конкурировать только солнечные комедии. Если там такая проблема, то нашему зрителю это тем более простительно. «Черный, черный человек» со своими особенностями и может не понравиться большой аудитории, и не собрать бюджет, как настоящие коммерческое кино. Это мой пессимистичный прогноз. Но я надеюсь, что хоть какая-то часть аудитории посмотрит картину. Наш зритель достаточно образован, но, возможно, дело в том, что у нас еще не сформировалась культура просмотра авторского кино. Также база кинотеатров, где показывают такие фильмы.

– По Вашим ожиданиям, сколько картина соберет в прокате? Как Вы считаете, она окупится?

– «Ласковое безразличие мира» собрал смешные деньги, около 200 тысяч тенге. Я думаю, «Черный, черный человек» соберет немного больше. Но это мой пессимистичный прогноз. Я не очень верю, что снял картину, которая станет хитом. Зато верю в то, что те зрители, что посмотрят ее, найдут что-то интересное для себя. Оценить окупаемость фильма смогут только дистрибьютеры, но я думаю, даже бюджет в $50 тыс. будет сложно окупить.

– Кинокартина Сергея Дворцевого «Айка» не окупилась, но получила признание на Каннском кинофестивале и считается одним из шедевров мирового кино. Его можно назвать художником, который занимается творчеством. Сейчас режиссер оказался в сложной ситуации. Фильм не стал кассовым, и у него образовались долги. Вы, наверное, знаете об этой ситуации. Насколько важно, чтобы государство поддерживало подобные авторские фильмы?

– То, что делает Дворцевой, это область культурного кинематографа, произведение искусства, которое должно поддерживаться государством, как музеи, балет. Если такое искусство не будет финансироваться государством, то исчезнет. Во всех странах Европы авторские фильмы финансируются государством.

– В Казахстане создан Государственный фонд национального кино. Как вы считаете будет ли это способствовать развитию казахстанского кинематографа? Насколько он будет эффективен? Казахфильм, например, таким назвать нельзя. По данным счетного комитета, больше половины снятых там фильмов не выходят в прокат.

– По аналогии с европейскими фондами, конечно, это должно способствовать развитию. В таких фондах есть комиссия, отчего возникает какой-то плюрализм мнений. Есть рыночная конкуренция прозрачность, а это всегда хорошо. Фонд работает первый год, и результаты уже есть. Составлен определенный список фильмом. Мы точно знаем, кто финансируется и в каких жанрах. Среди них есть авторское и коммерческое кино. И эта первая ласточка меня радует.

Даже на голливудских студиях, примерно половина фильмов и может быть больше, не видит проката. Это нормальный процесс. Какие-то фильмы оказываются не прокатными, какие-то незавершенными и ждут дофинансирования.

– Поделитесь своими планами. Над чем вы сейчас работаете?

– Я готовлю два проекта. Один на частной студии, один на Казахфильме. Надеюсь, что в конце этого года и начале следующего мы их увидим. Они будут отличаться от того, что я делал раньше. Мне кажется нет смысла делать то, что ты уже сделал, надо пробовать новое.

Мария Галушко, Динара Куатова

Рибейт: Welcome to Kazakhstan

Представить современную киноиндустрию без копродукции практически невозможно. 

05 Февраль 2020 08:00 1510

Рибейт: Welcome to Kazakhstan

Совместное производство полноценного кинопроекта – это не только возможность разделить расходы и расширить рынок проката, но и ряд финансовых преимуществ, которые может предоставить государство. Одним из наиболее эффективных инструментов для привлечения иностранных кинокомпаний в страну является система рибейтов.

Что это такое?

Пожалуй, наиболее популярным и понятным синонимом слова «рибейт» можно назвать «кэшбек». Это программа лояльности, которую используют банки, интернет-сервисы, популярные заведения и т. д., когда потраченные деньги частично возвращаются на ваш счет.

С системой рибейта, по сути, то же самое. Условно, вы голливудский продюсер, и вам нужно снять дорогостоящую экшн-сцену в европейской столице. И помимо выбора подходящей натуры вам необходимо изучить, правительство какой из стран готово предоставить вам наиболее выгодные условия возврата затраченных средств.

Так, например, на рубеже 90-х и 2000-х годов популярными направлениями для студий-мейджоров стали страны Восточной Европы. В частности, Прага и другие чешские города в различных картинах «сыграли» Париж, Берлин, Рим и Вену. Все это случилось благодаря тому, что местные власти предоставили гибкую и финансово привлекательную систему рибейтов.

С появлением в Казахстане «Закона о кинематографии» Государственный центр поддержки национального кино провел масштабную работу над механизмом рибейтов, налоговых льгот и преференций для иностранных кинокомпаний.

Как это будет работать?

Условия предоставления субсидий доступны и открыты для любых иностранных компаний:

  1. Съемки фильма полностью или частично должны проходить на территории Республики Казахстан.
  2. Размер иностранных инвестиций должен быть не менее $850 тысяч долларов США.
  3. Прямым получателем субсидии является инвестор – иностранное юридическое лицо.
  4. Инвестору может быть возмещено до 30% от стоимости товаров, услуг и работ, связанных с производством фильма на территории Казахстана.

Что это значит для Казахстана?

Помимо очевидных финансовых вливаний, которые поступят в страну из производственного бюджета иностранных кинопроектов, страна получает ряд преимуществ, в том числе и материальных.

  1. Создание новых рабочих мест.
  2. Образование. Казахстанские кинематографисты смогут получить бесценный опыт работы над международным проектом, который впоследствии поможет им стать специалистами мирового уровня.
  3. Кинотуризм. Одно из самых свежих и интересных направлений в трэвел-индустрии. Хрестоматийным примером существенного роста экономики страны за счет кинотуризма по праву можно считать опыт Новой Зеландии, ставшей родным домом франшиз «Властелин колец» и «Хоббит».

Но, пожалуй, самым вдохновляющим примером стал кейс Исландии, где проходили съемки нескольких ключевых эпизодов проекта «Игра престолов». За счет притока туристов, мечтавших воочию увидеть локации, где снимался самый популярный сериал современности, экономика страны смогла выбраться из финансового кризиса 2009 года.

Что уже сделано?

На данный момент Государственный центр поддержки национального кино принял участие в нескольких крупнейших форумах, посвященных копродукции и кинопроизводству, где презентовал казахстанскую систему рибейтов.

Параллельно создаются пять региональных кинокомиссий (первая из них уже начала работу в Алматы), основной задачей которых является содействие съемочным группам в том или ином регионе на муниципальном и областном уровне.

К производству кино и сериалов на территории Казахстана проявил интерес ряд крупнейших производственных компаний из России, Индии, Франции и Китая.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: