/img/tv1.svg
RU KZ
Жертвы «кредитных» мошенников жалуются на бездействие правоохранительных органов

Жертвы «кредитных» мошенников жалуются на бездействие правоохранительных органов

Чтобы дело не «списали», интернет-предприниматели просят о помощи Палату предпринимателей «Атамекен» и общественность.

08:50 23 Январь 2020 11665

Жертвы «кредитных» мошенников жалуются на бездействие правоохранительных органов

Автор:

Руслан Логинов

«Мое заявление берет уже четвертый следователь. Как решать проблему – не говорят, перекидывают дело друг другу. Не отвечают на сообщения, трубку не берут. Если и получается дозвониться, то он либо в отпуске, либо в командировке, либо передал дело другому следователю», – говорит одна из потерпевших, павлодарка Валентина Белоносова.

Несколько месяцев по всему Казахстану действуют мошенники, которые обманным путем оформляют займы в онлайн микрокредитных организациях на частных предпринимателей, торгующих через Интернет.

Схема – одна, с небольшими видоизменениями. Сначала заказывают товар, а когда дело доходит до оплаты, то просят копию удостоверения личности и 20-значный номер банковского счета. Якобы без этого не оформить перевод через «Казпочту», а по-другому не получится.

«Я об их системе оплаты знала, поэтому сомнений в тот момент не возникло. Начали приходить суммы от АО «Народный банк Казахстана» – 50 тыс. тенге, 90 тыс. тенге и 35 тыс. тенге. Никакой информации, что это заем от микрокредитной организации. Никто не звонил, не уточнял, действительно ли это я взяла кредит», – рассказывает одна из пострадавших – Ирина Капустина.

Далее «клиент» пишет, что муж попал в аварию, умер на трассе либо что-то наподобие. Поэтому теперь не до покупок, и просит вернуть деньги. Отправляется номер карты некой Людмилы Беркиной.

Через месяц начались звонки из онлайн микрокредитных организаций: ТОО Aventus Kazakhstan, «Кредит Смарт», Zing Kazakhstan. Требовали вернуть деньги вместе со всеми вознаграждениями и пенями. Например, у Ирины Капустиной кредит на 90 тыс. тенге за этот срок успел превратиться почти в 160 тыс. тенге. Кому интересно – на аккаунте девушки есть полное видео.

После придания ситуации огласке стало выясняться, что Ирина далеко не единственная жертва мошенников. Сейчас, по словам девушки, в их общей конференции в мессенджере уже насчитывается 34 человека, из них четверо – из Павлодара. Большинство обманутых проживают в городах Алматы и Нур-Султане. И это еще не все, кто пострадал. Кто-то смирился и выплатил кредит, не веря в правосудие, но написал Ирине Капустиной после опубликования ею видео. Предпринимательница подала заявление в полицию в тот же день, когда начались звонки от кредиторов.

«На момент, когда я подавала заявление, следователь сказал мне, что на Людмилу Беркину лежит уже 12 заявлений. Кто-то еще в октябре 2019 года подавал заявление. Тем не менее ее банковская карта по-прежнему активна. Настолько правоохранительные органы бездействуют», – говорит Ирина Капустина.

Сейфолла Касымканов, начальник отдела по защите прав предпринимателей павлодарской областной Палаты предпринимателей «Атамекен», в свою очередь заявил, что с подобным мошенничеством у них сталкиваются впервые. Однако заверил, что это не первый случай, когда бездействуют правоохранительные органы и нужно действовать через прокуратуру.

«На 2020 год у нас заключена дорожная карта совместно с Генеральной прокуратурой РК, где предусмотрен ряд мероприятий, в том числе и по защите прав предпринимателей. Да, действительно есть несколько примеров, когда правоохранительные органы бездействовали, но в дальнейшем после вмешательства прокуратуры меры принимались. У нас заключен меморандум с прокуратурой области о сотрудничестве в деле защиты прав бизнеса», – заявил С. Касымканов.

В целом по итогам 2019 года в павлодарскую Палату предпринимателей «Атамекен» поступило 220 обращений со стороны местных бизнесменов. Ровно в половине случаев (110) проблема предпринимателя была разрешена положительно. Наибольшее количество обращений традиционно для Павлодара касается различных вопросов по земельным участкам.

Руслан Логинов

Новый вид мошенничества набирает обороты на сайтах частных объявлений в Нур-Султане

Казахстанцев призывают не совершать сомнительные сделки в Интернете.

13 Октябрь 2020 15:01 4558

От нового вида мошенничества предостерегают жителей Нур-Султана в департаменте полиции. От рук киберпреступников в столице пострадали более полусотни человек.

«Новый вид интернет-мошенничества сейчас набирает обороты на популярных сайтах частных объявлений. Мошенники изучают множество объявлений, как только появляются снова объявления, они выходят на связь посредством мессенджера, исполняя роль покупателя, ведут переписку посредством WhatsApp Web. После того как пользователи соглашаются на продажу, мошенники предлагают воспользоваться услугой доставки. Нами установлено, что данной услуги не существует. Пользователи соглашаются, мошенниками в это время формируется ссылка на фишинговый сайт. Заранее мошенники создают данный сайт, для того чтобы получить персональные данные наших пользователей. Не зная об этой услуге, наши пользователи проходят по ссылке и переходят на другой сайт, где предлагается заполнить реквизиты банковской картой, CVV-код и сроки действия банковской карты. Не подозревая о мошеннических действиях, наши пользователи, к сожалению, забывают о конфиденциальности и заполняют свои реквизиты банковских карт и персональные данные», – описал на брифинге схему мошенничества начальник отдела криминальной полиции департамента полиции Нур-Султана Талгат Булегенов.

Он отметил, что, на первый взгляд, данный фишинговый ресурс не вызывает подозрений, так как копирует настоящий сайт. Определить фальшь можно, если приглядеться и увидеть мелкие отличия. Например, в названии могут быть лишние буквы или знаки.

«После заполнения анкетных данных мошенники в онлайн-режиме получают и копируют все персональные данные и посредством интернет-банкинга получают доступ к учетной записи наших пользователей. Далее они уже совершают хищения с банковских карт», – отметил Талгат Булегенов.

Эти мошенники орудуют в онлайне уже месяц. В столичный департамент полиции обратилось более 50 пострадавших от их действий. Общий ущерб составляет более 2,5 млн тенге. Многие из пострадавших – люди пенсионного возраста, которые не разбираются в интернет-банкинге и его возможностях.

По всем фактам департаментом полиции начато досудебное расследование по ст. 190, ч. 2, Уголовного кодекса РК «Мошенничество в отношении пользователей информационной системы». Уголовное наказание за данное правонарушение предусмотрено в виде 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

«У сотрудников полиции уже был опыт задержания лиц, которые занимались подобным видом мошенничества. В частности, нами задержан житель города Нур-Султана, безработный, неоднократно судимый за совершение аналогичных преступлений, который совершил более пяти мошенничеств. В настоящее время в отношении задержанного проводятся досудебное расследование, следственно-оперативные мероприятия», – сообщил спикер.

Органы правопорядка рекомендуют казахстанцам быть бдительнее и перепроверять информацию на достоверных интернет-ресурсах о каких-либо услугах или акциях, изучать отзывы, звонить в Call-центры. Если имеются сомнения, то никакие сделки проводить в режиме онлайн не стоит.

Карина Алимова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Каждому третьему казахстанцу позвонил мошенник «из банка»

Большинство банков РК зафиксировали резкий всплеск активностей киберпреступников.

06 Октябрь 2020 15:45 5478

Резкий всплеск активностей мошенников отмечен службами безопасности большинства банков РК во время пика пандемии на всей территории страны. По фактам кибермошенничества полиция в июне-июле этого года завела 40 уголовных дел. При этом реальных фактов обмана в сотни раз больше, уверены в «Лаборатории Касперского». С мошенниками, действовавшими от имени банка, столкнулся каждый третий казахстанец. Сумма ущерба по одному случаю составила в среднем 12 тысяч тенге, и не многие готовы идти с заявлением в полицию. Об этом сегодня заявил управляющий директор «Лаборатории» в странах Центральной Азии, СНГ и Балтии Евгений Питолин на совместной с Евразийским банком онлайн-конференции «Мошенничество в эпоху пандемии», передает корреспондент Inbusiness.kz.

Эксперты фиксируют рост активности мошенников, использующих дистанционные средства коммуникации с пользователем (e-mail, СМС, соцсети, мессенджеры и особенно телефон). Согласно проведенному опросу ЛК, в трех из четырех случаев кибермошенничества речь идет о «звонке из банка» – так называемом вишинге (voice phishing). Представляясь сотрудниками службы безопасности банка или колл-центра, мошенники пытались выведать код из СМС или данные карты или убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет.

«Опрос показал, что телефонное мошенничество набирает обороты, эта угроза становится все более масштабной для жителей Казахстана. Мы хотим напомнить о необходимости осторожно относиться к звонкам с незнакомых номеров, особенно от людей, представляющихся сотрудниками банков. Вы всегда можете самостоятельно перезвонить по номеру, указанному на обороте карты, чтобы перепроверить, действительно ли это был звонок из банка», — отметил Евгений Питолин.

Самая распространенная легенда – предложение кредита или сообщение о блокировке карты. Специалисты также заметили, что преступники стали искуснее использовать методы социальной инженерии: звонят в основном с понедельника по четверг только в рабочее время, избегая пятницы, когда потенциальная жертва может оказаться менее восприимчива к «официальному» звонку. Фоном к звонку иногда используется шум якобы колл-центра. При этом пандемия, по мнению еще одного участника конференции – психолога Марины Галкиной, сильно ослабила способность населения к критическому восприятию информации. Изменился и портрет жертвы. Теперь уже не пожилые люди, а все чаще молодежь попадается на уловки «банковских сотрудников».

В свою очередь исполнительный директор Евразийского банка Светлана Королёва, подтвердила, что возмещение ущерба банком клиенту, пострадавшему от мошенников, возможно лишь в редких случаях. Например, только, если речь идет о краже денег у клиента с карты с магнитной лентой, которой он воспользовался в банкомате за рубежом. Или банк ответственен, если средства были списаны на сомнительном сайте размещенной на нем платежной системой.

«Я считаю, что в 85% случаев мошенничества виноваты сами клиенты (банка. – Ред.). Оставшиеся 15% случаев – это, соответственно, ситуации, когда клиенты воспользовались теми или иными подозрительными сайтами или устройствами, оставили где-то в соцсетях свои личные данные и подвергли себя той или иной рисковой ситуации. Мы советуем сначала заявить в полицию, а также рассказать подробности обмана сотрудникам службы безопасности банка, чтобы мы могли в дальнейшем предупреждать других клиентов о такой схеме», – сказала Светлана Королёва.

Представитель банка привела данные глобального исследования о кибермошенничестве. Экономический ущерб от действий интернет-преступников по всему миру с 2014 по 2019 год составил 5,2 трлн долларов, причем половина всех случаев приходится на США. И если чаще всего в мире мошенники ловят своих жертв при продажах ПО, электроники или в универсальных магазинах, то большинство казахстанцев (65%) сталкиваются с мошеннической программой при предоплате товара либо оплате услуг связи, если пользуются автоплатежом. То есть заранее соглашаются на то, что их реквизиты во время оплаты будут заполняться автоматически.

Отвечая на вопрос Inbusiness.kz, Евгений Питолин отметил, что сегодня активно работает с казахстанской полицией при расследовании инцидентов безопасности.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют:

  • с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков;
  • не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах;
  • ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений;
  • в случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты;
  • пользоваться различными защитными решениями на своих ПК.

Виктория Кучма


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!