"Мое заявление берет уже четвертый следователь. Как решать проблему – не говорят, перекидывают дело друг другу. Не отвечают на сообщения, трубку не берут. Если и получается дозвониться, то он либо в отпуске, либо в командировке, либо передал дело другому следователю", – говорит одна из потерпевших, павлодарка Валентина Белоносова.
Несколько месяцев по всему Казахстану действуют мошенники, которые обманным путем оформляют займы в онлайн микрокредитных организациях на частных предпринимателей, торгующих через Интернет.
Схема – одна, с небольшими видоизменениями. Сначала заказывают товар, а когда дело доходит до оплаты, то просят копию удостоверения личности и 20-значный номер банковского счета. Якобы без этого не оформить перевод через "Казпочту", а по-другому не получится.
"Я об их системе оплаты знала, поэтому сомнений в тот момент не возникло. Начали приходить суммы от АО "Народный банк Казахстана" – 50 тыс. тенге, 90 тыс. тенге и 35 тыс. тенге. Никакой информации, что это заем от микрокредитной организации. Никто не звонил, не уточнял, действительно ли это я взяла кредит", – рассказывает одна из пострадавших – Ирина Капустина.
Далее "клиент" пишет, что муж попал в аварию, умер на трассе либо что-то наподобие. Поэтому теперь не до покупок, и просит вернуть деньги. Отправляется номер карты некой Людмилы Беркиной.
Через месяц начались звонки из онлайн микрокредитных организаций: ТОО Aventus Kazakhstan, "Кредит Смарт", Zing Kazakhstan. Требовали вернуть деньги вместе со всеми вознаграждениями и пенями. Например, у Ирины Капустиной кредит на 90 тыс. тенге за этот срок успел превратиться почти в 160 тыс. тенге. Кому интересно – на аккаунте девушки есть полное видео.
После придания ситуации огласке стало выясняться, что Ирина далеко не единственная жертва мошенников. Сейчас, по словам девушки, в их общей конференции в мессенджере уже насчитывается 34 человека, из них четверо – из Павлодара. Большинство обманутых проживают в городах Алматы и Нур-Султане. И это еще не все, кто пострадал. Кто-то смирился и выплатил кредит, не веря в правосудие, но написал Ирине Капустиной после опубликования ею видео. Предпринимательница подала заявление в полицию в тот же день, когда начались звонки от кредиторов.
"На момент, когда я подавала заявление, следователь сказал мне, что на Людмилу Беркину лежит уже 12 заявлений. Кто-то еще в октябре 2019 года подавал заявление. Тем не менее ее банковская карта по-прежнему активна. Настолько правоохранительные органы бездействуют", – говорит Ирина Капустина.
Сейфолла Касымканов, начальник отдела по защите прав предпринимателей павлодарской областной Палаты предпринимателей "Атамекен", в свою очередь заявил, что с подобным мошенничеством у них сталкиваются впервые. Однако заверил, что это не первый случай, когда бездействуют правоохранительные органы и нужно действовать через прокуратуру.
"На 2020 год у нас заключена дорожная карта совместно с Генеральной прокуратурой РК, где предусмотрен ряд мероприятий, в том числе и по защите прав предпринимателей. Да, действительно есть несколько примеров, когда правоохранительные органы бездействовали, но в дальнейшем после вмешательства прокуратуры меры принимались. У нас заключен меморандум с прокуратурой области о сотрудничестве в деле защиты прав бизнеса", – заявил С. Касымканов.
В целом по итогам 2019 года в павлодарскую Палату предпринимателей "Атамекен" поступило 220 обращений со стороны местных бизнесменов. Ровно в половине случаев (110) проблема предпринимателя была разрешена положительно. Наибольшее количество обращений традиционно для Павлодара касается различных вопросов по земельным участкам.
Руслан Логинов