ЗПР – редкий диагноз может стать нормой в Казахстане

17748

Откуда берутся "виртуальные" дети?

ЗПР – редкий диагноз может стать нормой в Казахстане

Медики бьют тревогу: казахстанские дети стали хуже говорить и не всегда могут изъясниться и выразить свои эмоции словами. Заторможенный процесс речи вызывают многие факторы, на которые родители не обращают внимание или не замечают в повседневной жизни. Корреспонденты inbusiness.kz выясняли причину появления "виртуальных" детей.

Однажды на прием к логопеду привели малышку, которая говорила голосом и фразами из популярного мультфильма "Маша и Медведь", ее словарный запас из жизни, из быта, был крайне скуден. Девочка училась говорить по мультфильмам.

Почему так происходит – в интервью с врачом реабилитационного центра, руководителем центра детского здоровья AsylBota Асылзат Сыздыковой.

"Эта проблема обостряется с каждым годом, – говорит она. – К нам приводят пяти-шестилетних детей, которым уже пора в школу, с ЗПР или ЗПРР. Одна из причин – пагубное влияние гаджетов, недостаточное общение родителей с детьми. Сами гаджеты изначально были предназначены для рабочих целей, а сейчас они уже приняли развлекательную функцию, стали повседневным предметом нашей жизни".

Многие родители объясняют это веянием времени, что от него никуда уйти

Да, жизнь не стоит на месте, и без электронных устройств мы уже не можем обойтись, но чем позже родители позволят играть с телефоном, тем лучше.

Это зависит от взрослых, в первую очередь ведь мы сами приучаем детей к этому. Посмотрите, что происходит? Если ребенок плачет, что мама делает? Дает ему телефон. С одной стороны, ее понять можно, ей нужно делать домашнюю работу. Но дело в том, что некоторые родители не задумываются о последствиях, когда дают мобильник младенцам.

Ребенок еще не сформировал свой речевой аппарат, а уже сидит и играет с мобильной игрушкой. У него впоследствии вырабатывается совсем другое восприятие мира. Это также сказывается и на физическом развитии. Дети сидят в неправильной позе, сутулятся. Они все время в телефоне. У них нарушается осанка, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушается зрение.

Ребенок должен быть активным, больше общаться, разговаривать, не сидеть в телефоне, изучать мир. Дитя изучает мир руками, он везде лазает, все трогает, карабкается, бегает, налаживает коммуникации со старшими. Одним словом, нарабатывает опыт, и он бесценный! А что мы видим? Сидящих в манежах, пристегнутых в колясках. Мама держит на руках и не дает ползать по полу, предугадывает каждое его действие, ему даже не нужно пытаться говорить, чтобы попросить о чем-то. А потом, когда он вырастает, удивляются, откуда у него проблемы с речью, почему он некоммуникабельный, откуда истерики и прочее.

С какого времени нужно заниматься с ребенком?

Давайте обо всем по порядку. Развитие ребенка начинается еще в утробе матери. К 24-й неделе у плода формируется слуховой аппарат, до этого срока он воспринимает звуки поверхности тела в виде вибрации тканей и околоплодных вод.

При этом слова, обращенные к плоду, ощущаются малышом одинаково. Начиная с шести месяцев внутриутробной жизни, малыш уже слышит, различает интонации, обертоны, голос мамы, папы. И в период новорожденности он может более активно реагировать на те звуки, которые слышал внутриутробно. Таким образом, начиная с внутриутробного состояния, ребенок уже недополучает этого внимания.

Возраст от года до трех лет – это тот период, когда активно идет общение с окружающей средой, со сверстниками, развивается тактильное, эмоциональное общение. Опять же ребенок с телефоном, родители заняты или сидят в соцсетях. Гаджеты становятся способом его наказания, поощрения, манипуляций. А что в телефоне? Яркие картинки, сопровождающиеся музыкой. Они увлекают его, но для этого возраста уже примитивны.

Следующий этап – от трех до пяти лет. В пять лет устная речь должна быть сформирована, к пяти-шести годам сенситивный период заканчивается, и зоны мозга перестают быть пластичными. В этом возрасте уже сложнее выправить ситуацию. Не будем забывать, что речь с экрана – это порой малоосмысленный набор слов, она не является своей, поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняться криками или жестами.

Ребенок должен часто слышать разговорную речь. Но в современном мире молодые семьи проводят время за телефоном, бабушки и дедушки живут отдельно. Когда он рождается, маме некогда, она вся в делах, включает ему мультик, дает мобильник. Это мы видим не только дома, но и в автобусах, поликлиниках.

Логопед, наверное, сейчас очень востребован: во многих детсадах его не могут найти. И оплата высокая.

Количество детей с речевыми нарушениями растет, как на русском, так и на казахском языках. В каждом садике есть логопеды, и они очень востребованы. Но в детсадах идут групповые занятия, а иногда нужен индивидуальный подход, иначе ребенок останется "недоработанным". У логопедов ставки сейчас от 3 тыс. до 5 тыс. тенге за прием, это в среднем.

Сколько времени требуется ходить к логопеду?

Процесс может быть долгим. Все зависит от ребенка и его диагноза, от того, как он будет схватывать. Допустим, для постановки звуков достаточно месяца-двух. В целом все индивидуально.

Вы говорили о том, что родители стали меньше говорить с детьми. Как можно наверстать упущенное?

Во-первых, логопед должен посмотреть, проконсультировать. Иногда бывает, что приходится подключать психолога, если у ребенка зависимость. Я сейчас приведу пример. У меня была девочка, которая каждый день смотрела мультфильм "Маша и Медведь", она говорила голосом Маши, ее фразами и в целом считала себя Машей. И для родителей это было нормально. Но до какого возраста? Если так будет продолжаться, это может перерасти в проблему. Еще был случай: родители заняты работой, трехлетний ребенок говорил только "мама", а все остальные слова – на английском. То есть это все то, что он получил из YouTube. Своей речи у него нет, и ощущение, что живет в другом мире, виртуальном.

Первая консультация логопеда важна. Он оценит все, посмотрит артикуляционные мышцы, поговорит с мамой. Основную оценку дают невропатолог и логопед. В нашем центре мы в лечении используем еще и аппараты для стимуляции речевых зон. Результаты дают о себе знать. Это микрополяризация, БАК-терапия и томатис-терапия.

Понятно, что времени не хватает, но нужно общаться, разговаривать, все это элементарно. Показывать, рассказывать. Из-за того, что нет общения, нет и речи. Речь рождается в процессе активного взаимодействия с внешним миром. Сейчас взрослеет первое поколение экранных детей.

И эта проблема не только в Казахстане. Я читала исследования, там говорилось о том, что в наше время у 25% четырехлетних детей есть речевые нарушения, а в середине 1970-х эта цифра составляла 4%. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло в шесть раз! Некоторые родители, включая развивающие телеканалы, думают, что они помогают ребенку. А на самом деле нет. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Любите детей, будьте с ними, говорите с ними. Вы им нужны и ваше внимание.

Айгуль Тулекбаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться