"КазТрансОйл" отведет от себя воду

5925

Консолидированная чистая прибыль трубопроводной монополии выросла по году на 12,6%, до 50,1 миллиарда тенге.

"КазТрансОйл" отведет от себя воду

АО "КазТрансОйл" ("КТО") намерено вывести из своей деятельности услуги по транспортировке воды, для чего зарегистрировало дочернее предприятие – ТОО "Магистральный водовод" – в декабре 2017 года. Об этом говорится в финансовом отчете нефтетранспортной компании, аудированном EY. И, если верить отчетности, она намерена в текущем году влить в уставной капитал новой "дочки" 28 млрд тенге.

До этого "КТО" был оператором магистрального водовода Астрахань – Мангышлак, который является социальным объектом компании в поставке воды для жителей западных областей Казахстана. Согласно сообщению пресс-службы "КТО" по итогам прошлого года, "объем подачи пресной воды потребителям Атырауской и Мангистауской областей Казахстана по водоводу Астрахань – Мангышлак составил в 2017 году 26,22 млн куб. м, что на 1,09 млн куб. м больше уровня 2016 года".

Между тем прошлым летом жители села Кульсары Атырауской области жаловались на нехватку воды, поставляемой по водоводу, писало местное издание "Ак Жайык".

Прибыль растет

В целом показатели нефтетранспортной компании за прошлый год позитивны.

"Консолидированная выручка компании за 2017 год составила 222,45 млрд тенге, что на 7,4% выше аналогичного показателя 2016 года. Консолидированная чистая прибыль "КТО" по итогам 2017 года составила 50 млрд 117,9 млн тенге, что на 12,6% выше результата 2016 года", – говорится в пресс-релизе компании.

Более 100,9 млрд тенге выручки "КТО" зависит от четырех крупнейших грузоотправителей, уточняется в отчете.

"Объем транспортировки и перевалки нефти отдельно по "КТО" по итогам прошлого года достиг 46,3 млн тонн, что на 5,7% больше объема 2016 года. При этом консолидированный объем транспортировки и перевалки нефти и нефтепродуктов по группе компаний "КТО" составил 58,5 млн тонн, что на 3,5% больше, чем в 2016 году", – поясняется в комментариях Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).

Батуми под вопросом

По данным отчета, в 2017 году "КТО" ликвидировал дочернюю компанию на Кипре Batumi Terminals Limited (BTL). До этого она занималась экспедированием, перевалкой, хранением нефти и нефтепродуктов, эксплуатацией морского порта Батуми и нефтеналивного терминала.

В результате "КТО" были переданы 100% акций Petrotrans Limited, зарегистрированной в ОАЭ и занимающейся экспедированием нефти и нефтепродуктов, а также 100% доля участия в ООО "Батумский нефтяной терминал" (БНТ), ранее принадлежащие BTL. Причем БНТ владеет эксклюзивным правом на управление 100% долей ООО "Батумский морской порт". Напомним, в 2015 году на батумские активы "КТО" налагался судебный арест из-за разбирательства с местным представительством компании Vibro Diagnostik.

Возможно, такая перегруппировка активов произошла из-за падения объемов перевалки казахстанской нефти в направлении Батуми. Ранее Reuters сообщал о снижении транспортировки нефти через Батуми на 37,6% в 2017 году. В январе-феврале этого года перевалка и вовсе рухнула на 49,4%, отмечал hellenicshippingnews.com.

Вероятной причиной падения потоков нефти через Батуми является расширение проводных мощностей Каспийского трубопроводного консорциума в прошлом году, что, возможно, оттянуло часть потоков черного золота в кавказском направлении.

Неясно, станет ли падение оборотов перевалки через нефтяной терминал Батуми поводом для продажи этого актива. Однако ранее Batumi Terminals Limited значился в списке объектов для передачи в конкурентную среду, согласно постановлению правительства в 2015 году. Ранее в интервью abctv.kz заместитель генерального директора по связям с правительством Республики Казахстан АО "КТК-К" Каиргельды Кабылдин упоминал, что в направлении Актау – Баку – Джейхан будет создаваться новая система – Казахстанско-Каспийская система транспортировки (ККСТ).

Между тем аудиторы EY отмечают, что в ходе анализа отчетности "КТО" именно ценность инвестиций в Батумский нефтяной терминал для них стала наиболее значимым вопросом из-за субъективности оценок и суждений в ходе аудита и подготовки отчетности. Так, инвестиция в эту организацию составила примерно 3,6% от общей суммы активов компании. Такие факторы, как снижение объемов перевалки, рост уровня инфляции и неопределенность будущего экономического роста могут привести к обесценению инвестиций "КазТрансОйла" в БНТ, констатируют в аудированном отчете.

Реорганизация на уровне

По данным финансового документа, филиал "КТО" в Астане в виде главного информационно-вычислительного центра был закрыт по решению совета директоров в мае 2017 года. В январе компания перешла с трехуровневой до двухуровневой системы управления. Два филиала, в Павлодаре и Атырау, управляющие региональными подразделениями "КТО", были свернуты. Возможно, именно в этом контексте пресс-служба компании сообщала в декабре, что в "КазТрансОйл" произошла централизация диспетчеризации управления транспортировки нефти в Астане.

"Этот шаг является итогом реализации проекта по внедрению системы диспетчерского контроля и управления грузопотоками SCADA, который был осуществлен в АО "КазТрансОйл" в 2006 году", – говорилось в корпоративном сообщении.

Скорее всего, поэтому в прошлом году с изменением структуры компании и сокращением административного штата в ней наблюдалось уменьшение затрат по персоналу. При этом общая сумма вознаграждений ключевому управленческому звену за год составила 587 млн тенге, что меньше уровня прошлого года в 760 млн тенге, констатируется в отчетности.

"КТО" на текущий момент располагает сетью магистральных нефтепроводов протяженностью 5,3 тыс. км и водоводов протяженностью почти 2 тыс. км. Также компания участвует в АО "СЗТК "МунайТас" с долей в 51% и ТОО "Казахстанско-Китайский трубопровод" с долей в 50%. Эти СП владеют трубопроводами Кенкияк – Атырау, Кенкияк – Кумколь, Атасу – Алашанькоу, в основном используемыми для транспортировки казахстанской нефти и транзита российской нефти в Китай.

Тарифное прибавление

На финансовые метрики в текущем году окажут положительное влияние новая тарифная сетка, утвержденная Антимонопольным комитетом. Так, стоимость перекачки нефти внутри страны на этот год выросла на 10%, до 4292,40 тенге за тонну на 1000 км. Тариф по транспортировке нефти на экспорт, не менявшийся с апреля 2014 года, с апреля 2018 года вырастет также на 10%, до 6398,92 тенге. Расценка на транзит нефти по казахстанскому участку нефтепровода Туймазы – Омск – Новосибирск-2 вырастет в 2,5 раза, до 4292,4 тенге за тонну на 1000 км.

Транзит российской нефти через Казахстан в Китай по участку Прииртышск – Атасу обходится всего в 3,11 доллара, тогда как транзитный тариф той же российской нефти в Узбекистан составляет 22,9 доллара за тонну. Не исключено, что на разницу в тарифе повлияли объемы перекачки нефти. К слову, в Узбекистан намечены поставки до 0,5 млн тонн в год, тогда как в Китай может поставляться до 10 млн тонн российской нефти.

В аудированной отчетности также указывается, что в 2018 году "КТО" планирует поставить до 0,5 млн тонн нефти из России в Кыргызстан по тарифу 25,12 доллара за тонну.

Перекосы в средствах

В прошлом году "КТО" намеревался реализовать годовой компонент инвестпрограммы на 2015-2019 годы, которая была утверждена общим приказом Минэнерго и Антимонопольного комитета (КРЕМиЗК), на сумму 42,9 млрд тенге. Однако по итогам процент исполнения составил 85%, или на 36,3 млрд тенге.

По закону из-за неисполнения программы КРЕМиЗК может внедрить компенсирующий тариф после принятия решения об этом, поясняется в отчете. Хотя в совокупности нефтетранспортная компания с 2015 по 2017 год вложила больше инвестиций в реализацию пятилетней программы, нежели было заложено на первые три года. Не исключено, что это было связано с обесценением курса тенге в начале инвестиционного цикла.

При наличии объективных причин неисполнения годовой инвестпрограммы сроки ее реализации могут быть перенесены до марта следующего года. Поэтому в январе "КТО" направил на рассмотрение госорганов скорректированную заявку на инвестпрограмму за 2017 год с учетом переходящих объемов работ. В "КТО" ожидают, что мероприятия утвержденной инвестпрограммы в целом будут исполнены в течение всего пятилетнего периода.

На конец 2017 года компания продолжала вести строительство и реконструкцию объектов нефтепровода Казахстан – Китай, реконструировать водопроводную насосную станцию для увеличения поставки воды по водоводу Астрахань – Мангышлак и проводить капитальный ремонт с заменой трубопровода на магистральных участках Туймазы – Омск – Новосибирск-2 и Узень – Атырау – Самара, детализируется в отчете.

Между тем в документе указывается, что в прошлом году "КазТрансОйл" приобрел 15-летние облигации ТОО "Специальная финансовая компания DSFK", оплатив их средствами, размещенными прежде в банке RBK. Балансовая стоимость этих облигаций составляет почти 749 млн тенге с учетом дисконтирования и обесценения на сумму в более 4,2 млрд тенге.

В разделе отчета по технологическому расходу при транспортировке нефти поясняется, что по результатам инвентаризации, проведенной в течение 2017 года, были признаны излишки в количестве 52,6 тыс. тонн нефти, что меньше уровня 2016 года в 67,2 тыс. тонны. При этом недостача нефти составила почти 15 тыс. тонн.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться